Научная статья на тему 'Модель адаптивной системы обучения'

Модель адаптивной системы обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ADAPTIVE TRAINING SYSTEM / FORMS AND METHODS OF TRAINING / INFORMATION TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов Георгий Александрович, Муратов Роман Маратович

Формы организации обучения имеют долгую историю. Сейчас психологи и педагоги отдают предпочтение индивидуальному стилю обучения, когда каждому ученику уделяется максимум времени, он получает знания исходя из его личностных особенностей восприятия, а контроль знаний подбирается исходя из его навыков и уровня усвоения материала. Однако в современных условиях индивидуальное образование строиться не по принципу «учитель-ученик», а с помощью специальных обучающих систем, установленных на ПК ребенка. Данные системы несут название «адаптивные системы обучения».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Попов Георгий Александрович, Муратов Роман Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF ADAPTIVE TRAINING SYSTEM

Forms of learning organization have a long history. Now psychologists and teachers prefer an individual learning style, when each student is given maximum time, he gains knowledge on the basis of his personal peculiarities of perception, and knowledge control is selected on the basis of his skills and level of learning. However, in modern conditions, individual education is not built on the principle of “teacher-student”, but with the help of special training systems installed on the child’s PC. These systems are called "adaptive learning systems."

Текст научной работы на тему «Модель адаптивной системы обучения»

ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ

МОДЕЛЬ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ Попов Г.А.1, Муратов Р.М.2 Email: Popov666@scientifictext.ru

'Попов Георгий Александрович - доктор технических наук, профессор, заведующий кафедрой, кафедра информационной безопасности;

2Муратов Роман Маратович — ассистент, кафедра автоматизированных систем обработки информации и управления, факультет информационной технологии и коммуникации, Астраханский государственный технический университет, г. Астрахань

Аннотация: формы организации обучения имеют долгую историю. Сейчас психологи и педагоги отдают предпочтение индивидуальному стилю обучения, когда каждому ученику уделяется максимум времени, он получает знания исходя из его личностных особенностей восприятия, а контроль знаний подбирается исходя из его навыков и уровня усвоения материала. Однако в современных условиях индивидуальное образование строиться не по принципу «учитель-ученик», а с помощью специальных обучающих систем, установленных на ПК ребенка. Данные системы несут название «адаптивные системы обучения». Ключевые слова: адаптивная система обучения, формы и методы обучения, информационные технологии.

MODEL OF ADAPTIVE TRAINING SYSTEM Popov G.A.1, Muratov R.M.2

'Popov Georgy Aleksandrovich - Doctor of Technical Sciences, Professor, Head of the Department, DEPARTMENT OF INFORMATION SECURITY; 2Muratov Roman Maratovich — Assistant, DEPARTMENT OF AUTOMATED INFORMATION PROCESSING AND CONTROL SYSTEMS, ASTRAKHAN STATE TECHNICAL UNIVERSITY, ASTRAKHAN

Abstract: forms of learning organization have a long history. Now psychologists and teachers prefer an individual learning style, when each student is given maximum time, he gains knowledge on the basis of his personal peculiarities ofperception, and knowledge control is selected on the basis of his skills and level of learning. However, in modern conditions, individual education is not built on the principle of "teacher-student", but with the help of special training systems installed on the child's PC. These systems are called "adaptive learning systems."

Keywords: adaptive training system, forms and methods of training, information technology.

УДК 004.4'22

Введение

В современную эпоху новые технология проникают во все сферы нашей жизни, упрощая их, повышая эффективность в хозяйственной и производственной деятельности и раскрывая новые возможности для решения различных социально-экономических проблем. Образование -одна из важнейших сфер нашей жизни, и развитие информационных технологий не могло не затронуть и её. Появление новых технологий, опирающихся на информационных технологии, создало принципиально новые возможности в сфере обучения и как следствие разработки новых методологий и технологий. Более того: информационные технологии позволяют перейти от группового обучения к индивидуализированному. Каждый субъект имеет свои особенности восприятия информации и её переработки, которые существенно влияют на эффективность обучения, и это все должно учитываться в процессе образования.

Отметим, что проблема организации обучения имеет длительную историю. Изначально каждый субъект обучался индивидуально на дому, и получал максимум знаний, который был способен получить и усвоить исходя из своих когнитивных способностей, психологического и физического состояния, имеющегося опыта и отношение к процессу обучения и восприятия знаний. Однако не каждый человек мог получить индивидуальное образовании, исходя из финансовых возможности и статуса семьи.

С появлением необходимости массового обучения и с усложнением самого обучения (обилие дисциплин, глубина познания каждой дисциплины) индивидуальное обучение стало нерентабельным, поэтому были разработаны новые технологии обучения большого количества людей и индивидуальные особенности учитывались мало. Общество постепенно перешло к существующему стилю преподавания: большое количество обучающихся объединены в группы, и единственный преподаватель на основе определенных методик преподавания сообщает информацию, при этом вопрос проверки, контроля и усвоения материала требует проведения дополнительных процедур [3].

Таким образом, появление качественно новых информационных технологий создало возможность совершить новый качественный скачок в вопросах совершенствования систем образования, а именно, перейдя от группового обучения к индивидуализированному. Индивидуализированное обучение опирается на такую модель организации учебного процесса, при которой: учитель взаимодействует лишь с одним учеником; один учащийся взаимодействует лишь со средствами обучения. Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет полностью адаптировать содержание, методы и темпы учебной деятельности ребенка к его особенностям: когнитивным способностям, начальному уровню знаний [1]. В частности, это позволяет студенту работать экономно, постоянно контролировать затраты своих сил, работать в оптимальное для себя время, что, естественно, позволяет достигать высоких результатов обучения. Такого мнения придерживаются психологи и педагоги современных педагогических школ [1]. Студент получает знания исходя из его личностных особенностей восприятия, а контроль знаний подбирается исходя из его навыков, уровня усвоения материала и трудолюбия. Однако в современных условиях индивидуальное образование строиться не по принципу «учитель-ученик», а по схеме:

Ученик

Рис. 1. Схема обучения в адаптивной системе

Данные системы несут название «адаптивные системы обучения». Опишем основные принципы формирования адаптивной обучающей системы.

Общая процедура формирования состава дисциплины

При формировании состава дисциплин и порядка проведения процесса обучения в государственной системе образования необходимо ориентироваться на государственные стандарты и нормативные документы [5]. Также необходимо сформировать цель, чему мы хотим научиться, что мы хотим достигнуть. Исходя из этого формируется содержание обучающего материала, затем идет подбор обучающего материала для конкретного субъекта и контроль знаний. Данный процесс можно представить диаграммой:

Рис.2. Диаграмма формирования содержания дисциплины.

После прохождения обучения по специально подобранному материалу субъект проходит контроль знаний. Результаты контроля знаний формируют дальнейший подбор материала для конкретного студента. Содержание дисциплины также влияет на форму и способы проведения контроля знаний. Однако результаты контроля знаний всех субъектов обучения в последствии оказывают влияние на содержание дисциплины. Так, если одна конкретная задача не вызывает трудностей у студентов и все с ней справляются, или наоборот, никто не может верно ее решить, адаптивная система должна указать на эту задачу экспертам, чтобы в дальнейшем видоизменить ее.

В работе данная схема реализуется применительно к высшему образованию.

Рис. 3. Схема формирования модели адаптивной обучающей программы

Все обучение разбивается на отдельные дисциплины. Далее система в удаленном режиме предоставляет заданному кругу экспертов название дисциплины, требования к ее освоению по ФГОС, реализуемые компетенции, необходимое количество часов и регуляторные требования, связанные с этой дисциплиной. Также преподавателем выдается сформированный перечень основных понятий по данной дисциплине.

Эксперт в свою очередь оценивает, какие компоненты нужно добавить, и оценивает по 100-бальной шкале каждое понятие. Таким образом каждая задача, понятие и пример имеет свой вес.

Заключение

Таким образом, как следует из приведенных рассуждений и доводов, переход образовательной системы на индивидуализированное обучение возможен на основе активного внедрения компьютерных технологий. Для реализации модели адаптивного обучения предлагается использовать оценку с весовым коэффициентом, оценивающими как дисциплины, так и уровень компетенции экспертов. Полученные соотношения, позволяющие вычислять расстояние между оценкой, данной экспертом и результирующей оценкой. Приведена общая технология формирования состава дисциплин на основе экспертной процедуры.

Главным достоинством индивидуализированного метода обучения является его адаптация к когнитивным и умственным особенностям обучающегося. Из этого следует, что модель адаптивного обучения должна самосовершенствоваться, изменятся исходя из результатов процесса обучения студента. Именно это упускают многие аналоговые адаптивные системы, их модель опирается лишь на требования ФГОС, задачи и требования дисциплины. Предлагаемая

в работе модель также ориентируется на результаты студентов, давая таким образом обратную

связь экспертам, что позволит создать непрерывную модель адаптивного обучения.

Список литературы / References

1. «Индивидуализация и дифференциация обучения» Унт Инге Эриховна. М. : Педагогика, 1990. 188 с.

2. «Модели адаптивного обучения в компьютерных системах» Топчиева А.В. и Чулюкова В.А. Современные наукоемкие технологии. 2010. № 5 С. 62-68.

3. «Адаптивное обучение с использованием ресурсов информационно-образовательной среды» Царев Р.Ю., Тынченко С.В., Гриценко С.Н. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5.

4. «Адаптивная организация процесса обучения на основе автоматизированной обучающей среды» Давыдова Н. А. Вестник Челябинского государственного педагогического университета 2009 №01.

5. «Using Leaming Design to support design- and run-time adaptation» P. Van Rosmalen J. Boticario. 2005. -Using Learning Design to Support Design and Runtime Adaptation.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПУЛЬСАЦИИ СВЕТОВОГО ПОТОКА СОВРЕМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ СВЕТА Петрухин В.А.1, Черноусов П.С.2, Дмитриенко С.С.3, Пикурин А.О.4 Email: Petrukhin666@scientifictext.ru

'Петрухин Владимир Александрович — кандидат технических наук, доцент, кафедра электрооборудования и электрохозяйства предприятий агропромышленного комплекса; 2Черноусов Павел Сергеевич — старший преподаватель; 3Дмитриенко Станислав Сергеевич — студент; 4Пикурин Александр Олегович — студент, кафедра энергетических систем и электростанций, электроэнергетический факультет, Волгоградский государственный аграрный университет, г. Волгоград

Аннотация: пульсация светового потока при освещении помещения достаточно серьезно влияет на человека, пребывающего в нем, на его комфорт и здоровье. Набольшее распространение в настоящее время получают энергоэффективные источники света -светодиодные лампы. При этом производитель стремится уменьшить затраты на производство ламп, что часто сказывается на их качестве. Таким образом, рассмотрены характеристики и определены коэффициенты пульсации светового потока доступных для бытового потребителя светодиодных ламп.

Ключевые слова: светодиодные лампы, осветительная установка, коэффициент пульсации.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PULSATION OF LUMINOUS FLUX OF

MODERN LIGHT SOURCES Petrukhin V.A.1, Chernousov P.S.2, Dmitrienko S.S.3, Pikurin A.O.4

'Petrukhin Vladimir Alexandrovitch - PhD in Technical Sciences, Associate Professor, DEPARTMENT OF ELECTRICAL EQUIPMENT AND ELECTRICAL FACILITIES OF ENTERPRISES A

GRO-INDUSTRIAL COMPLEX; 2Chernousov Pavel Sergeevitch - Senior Lecturer; 3Dmitrienko Stanislav Sergeevitch - Student; 4Pikurin Aleksandr Olegovitch - Student, DEPARTMENT OF ENERGY SYSTEM AND POWER STATION, FACULTY OF ELECTRIC POWER, VOLGOGRAD STATE AGRARIAN UNIVERSITY, VOLGOGRAD

Abstract: pulsation of the luminous flux when illuminating a room rather seriously affects the person staying in it, its comfort and health. The most widespread currently receive energy-efficient light

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.