ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ
Е.И. МУРАТОВА, доцент Тамбовский государственный технический университет И.В. ФЕДОРОВ, профессор Московский автомобильнодорожный институт (ГТУ)
Модель адаптации студентов к профессиональной среде
Авторами предложена модель организации процесса профессиональной адаптации студентов технологических специальностей. Рассмотрена система методических принципов и организационно-педагогических условий, необходимых для формирования высокого уровня адаптации выпускников к профессиональной среде наукоемких производств. Приведено описание образовательной среды научно-образовательных центров (базовых кафедр), позволяющей обеспечить участие студентов и магистрантов в научно-инновационной деятельности.
Ключевые слова: модель, базовая кафедра, наукоемкое производство, научно-образовательный центр, профессиональная адаптация.
Развитие наукоемких отраслей про- «Адаптация» определяется в литерату-
мышленности, основанных на использова- ре как процесс взаимодействия человека и
нии нано-, био-, информационных технологий, невозможно без специалистов, способных к постоянному самообучению, саморазвитию и активной адаптации к быст-роменяющимся условиям профессиональной среды. Ранее, в условиях распределительной системы, выпускник мог постепенно адаптироваться к ним в ходе практик, стажировок, в начальный период работы, когда от него не требовалось полной отдачи. В конкурентных условиях рынка труда такой режим благоприятствования, обеспечивающий выпускнику постепенное приобретение профессионального мастерства и доведение его до требуемого уровня компетентности и профессионализма, немыслим. Решение проблемы профессиональной адаптации будущих специалистов связано сегодня с необходимостью разрешения противоречия между постоянно возрастающей сложностью среды наукоемких производств, повышением требований, предъявляемых к профессиональным компетенциям специалистов, и недостаточной разработанностью психолого-педагогических и организационно-педагогическихмеханиз-мов процесса адаптации к профессиональной среде в период обучения в вузе.
социальной среды, в результате которого у него возникают стратегии поведения, адекватные наличным условиям. Это общее определение применимо и к процессу профессиональной адаптации. Возможные варианты взаимодействия личности и профессиональной среды представлены на рис. 1.
Высокий уровень адаптации к профессиональной среде наукоемких производств предполагает творческую самореализацию специалиста, следствием которой является преобразование компонентов профессиональной среды (создание инновационных продуктов и технологий; оптимизация способов и средств решения профессиональных задач; введение организационных инноваций и т.д.).
Разработка модели организации процесса адаптации студентов инженерных специальностей к профессиональной среде включала следующие этапы:
1) определение системы требований, предъявляемых к специалистам с высшим техническим образованием;
2) выделение факторов, влияющих на процесс профессиональной адаптации, и этапов профессиональной адаптации сту-
92
Высшее образование в России • № 6, 2009
Преобразование профессиональной среды
..............*.......................
Профессиональная среда
Профессиональный компонент
Рис. 1. Взаимодействие личности и профессиональной среды в процессе адаптации
дентов в соответствии с особенностями образовательной программы;
3) выявление системы методических принципов организации учебно-познавательной деятельности, обеспечивающих дидактическую поддержку процесса адаптации;
4) установление организационно-педагогических условий, способствующих процессу адаптации студентов к профессиональной среде наукоемких производств;
5) определение критериев и показателей для оценки уровней профессиональной адаптации студентов.
Система требований, предъявляемых к специалистам с высшим техническим образованием, обусловлена:
• идеологическими и социально-экономическими реалиями (вхождением РФ в европейское образовательное, научное и инновационное пространство; развитием высокотехнологичных секторов экономики; потребностью общества, производства и бизнеса в специалистах инновационного типа);
• процессами,про-исходящими в профессиональной среде наукоемких производств (необходимостью разработки высокотехнологичной конкурентоспособной продукции, повышения инновационной активности предприятий и организаций, разработки и внедрения комплексов программных продуктов для моделирования и управления технологическими процессами и системами);
• изменениями образовательной политики (переходом к двухуровневой подготовке и государственным образовательным стандартам нового поколения; развитием стратегического партнерства вузов с наукой, производством, бизнесом; включением университетов в решение задач инновационного развития регионов).
Организация процесса адаптации студентов к профессиональной среде наукоемких производств предполагает необходимость учета комплекса воздействующих на студента факторов, которые можно свести к трем группам (табл. 1).
Как отмечается в работах В.Т. Ащепко-ва и М.Н. Вражновой, процесс адаптации студентов к профессиональной среде зависит от их подготовленности к профессиональной деятельности и от индивидуальноличностных особенностей [1, 2]. В связи с этим объективным критерием оценки адаптации студентов инженерных специальностей к профессиональной среде можно считать готовность к профессиональной деятельности. В соответствии со степенью сформированности показателей готовности можно выделить уровни адаптации выпускников к профессиональной среде, в
Таблица 1
Факторы, влияющие на процесс профессиональной адаптации
Связанные с личностными особенностями студентов Связанные с учебнопрофессиональной средой Связанные с управлением процессом адаптации
Общеобразовательная подготовка и начальный уровень компетенций Содержание образовательной программы Мониторинг процесса адаптации студентов к учебной и профессиональной среде
Психологическая готовность к учебной деятельности Трудоемкость образовательной программы и расписание занятий Привлечение студентов к научной и инновационной деятельности
Личностные способности к саморазвитию и самообразованию Тип взаимоотношений «преподаватель - студент» Внедрение образовательных и организационных инноваций
Навыки самостоятельной работы Ресурсное обеспечение Формы взаимодействия «вуз - предприятие»
Познавательные способности Формы обучения Работа служб по трудоустройству
Мотивы, интерес к профессии Квалификация преподавателей Профориентационная работа
Характер и темперамент Микроклимат студенческой группы Кураторская работа
Эмоционально-волевые качества Наличие условий для самореализации Работа деканатов
качестве критериев разграничения которых выступают ситуационная, функциональная и системная готовность к профессиональной деятельности [3].
Модель организации процесса адаптации студентов инженерных специальностей к профессиональной среде, направленная на формирование высокого уров-
адаптации в полной мере, пунктирные -частично.
Декомпозиция процесса профессиональной адаптации позволяет выделить систему методическихпринципов и организационнопедагогических условий для отдельныхэта-пов адаптации в соответствии с целями и ожидаемыми результатами (табл. 2).
Таблица 2
Цели и результаты этапов профессиональной адаптации
Этап адаптации Цель этапа Результат
Адаптация к учебной среде (1-й курс) Обеспечение процесса адаптации обучающегося к учебной среде вуза с позиции формирования предварительной ориентации в профессиональной среде Ситуационная готовность к профессиональной деятельности
Адаптация к учебно-профессиональной среде (2-3-й курсы) Обеспечение процесса адаптации обучающегося к учебно-профессиональной среде вуза с позиции формирования базовой ориентации при решении профессиональных задач Функциональная готовность к профессиональной деятельности
Адаптация к будущей профессиональной среде (4-6-й курсы) Обеспечение процесса адаптации обучающегося к будущей профессиональной среде путем создания условий творческой самореализации личности при решении профессиональных задач Системная готовность к профессиональной деятельности
ня адаптации выпускников к среде наукоемких производств, представлена на рис. 2. Сплошные линии на рисунке означают реализацию принципов организации учебно-познавательной деятельности (УПД) студентов и организационно-педагогических условий на выделенных этапах
В приведенной на рис. 2 системе методических принципов можно выделить те, что способствуют формированию мотивационного компонента (профессиональной направленности, непрерывности и преемственности, самореализации и рефлексии); когнитивного, операционального и инфор-
Факторы, кивавшие на адаптацию (нндншцуально-лнчностньк, образовательной среды, управления процессом адапташпО
чО
4-
Социальный заказ на подготовку специалистов для наукоемких производств
Цель - подготовка специалистов с минимальным сроком адаптации к профессиональной среде
X
студентов инженерных специальностей к профессиональной среде
Прннцнны органшаннн УПД в процессе адаптации
Эганы адаптации
Системности
Профессиональной
направленности
Релевантности
Центрированности на личности студента
Самореализации и рефлексии
Непрерывности и преемственности
1 Адаптация к учебной среде
2 Адаптация к учебно-профессиональной среде
3 Адаптация к будущей профессиональной среде
Организационно-педагогические условия адаптации
Релевантность образовательной среды подготовки специалистов профессиональной среде наукоемких производств
Подготовка студентов на базе интегрированных научно-обра ювательно-производственных структур
Применение методов активного обучения в соответствии с особенностями этапов профессиональной адаптации
Результат - адаптация специалиста к профессиональной среде наукоемких производств
Рис. 2. Модель организации процесса адаптации будущих специалистов к профессиональной среде наукоемких производств
Высшее образование в России • № 6, 2009
мационного компонентов (системности, непрерывности и преемственности, релевантности); эмоционально-волевого и коммуникативного компонентов (центрированности на личности студента, самореализации и рефлексии, непрерывности и преемственности).
Основой успешной реализации образовательных программ подготовки специалистов для высокотехнологичных секторов экономики является создание среды обучения, аккумулирующей ресурсы образовательных, научных и производственных структур и позволяющей обеспечить участие студентов и магистрантов в научно-инновационной деятельности [4-7].
При проектировании образовательной среды был использован подход, представленный в работе В.А. Ясвина [8]. Необходимым условием функционирования такой среды является создание интегрированных научно-образовательно-производственных структур - научно-образовательных центров и базовых кафедр вуза на предприятиях (в НИИ), реализующих подготовку специалистов по основным и дополнительным образовательным программам, проведение исследований в определенной научной области и использование результатов исследований в производственном и образовательном процессах.
Модель образовательной среды научнообразовательного центра (базовой кафедры), позволяющей приблизить процесс обучения к условиям профессиональной деятельности специалистов наукоемких производств, представлена на рис. 3.
Организация подготовки в научно-образовательных центрах (на базовых кафедрах) создает благоприятные условия для успешной адаптации выпускников к среде наукоемких производств, поскольку расширяет пространство профессиональной адаптации за счет обеспечения свободного доступа студентов к профессиональным информационным ресурсам и лабораторнопроизводственной базе; активизирует процесс формирования инструментальных и
профессиональных компетенций; стимулирует творческую самореализацию будущих специалистов за счет ясной перспективы дальнейшего трудоустройства и карьерного роста [9].
Наряду с традиционными формами участия специалистов предприятий и научных сотрудников научно-образовательных центров (базовых кафедр) в образовательном процессе (руководство производственной практикой студентов, рецензирование квалификационных работ), практикуются и такие, как оптимизация образовательных программ и определение перспективных направлений специализации, разработка содержания дополнительных образовательных программ, подготовка учебно-методических комплексов дисциплин специализации, организация и проведение лабораторных практикумов в производственных условиях, консультирование студентов, занимающихся научно-инновационной деятельностью
Подготовка будущих специалистов в научно-образовательных центрах (на базовых кафедрах) осуществляется с использованием активных методов обучения и коучинг-технологий. В качестве основного применяется метод проектов, который в сочетании с другими методами активного обучения (проблемными лекциями, экскурсиями, решением производственных задач, анализом конкретных ситуаций, ролевыми и деловыми играми, моделированием) позволяет студентам не только имитировать различные профессиональные ситуации, но и самим участвовать в разработке реальных проектов.
Рассмотренные организационно-педагогические условия позволяют минимизировать образовательные, социальные и профессиональные трудности адаптации к среде наукоемких производств, что подтверждается:
• качеством квалификационных работ студентов и магистрантов, обучавшихся в научно-образовательных центрах (на базовых кафедрах);
40
Оч
Рис. 3. Модель образовательной среды научно-образовательного центра (базовой кафедры)
Высшее образование в России • № 6, 2009
• ростом числа научных публикаций и патентов на изобретения;
• заметной положительной динамикой участия студентов и магистрантов в научных конференциях различного уровня и конкурсах;
• получением грантов по программе «Участник молодежного научно-инновационного конкурса»;
• результатами трудоустройства и профессиональной карьеры выпускников.
Опыт подготовки специалистов в области разработки высокотехнологичной конкурентоспособной продукции в научно-образовательных центрах (на базовых кафедрах) показал, что интеграция потенциалов научныхорганизаций, высших учебных заведений и производственных структур является действенным механизмом решения основных задач ФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы и Комплексной программы научно-технологического развития и технологической модернизации экономики РФ до 2015 года, создает условия для улучшения качественного состава кадров, стимулирует приток молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий и ее закрепление в этой сфере.
Литература
1. Ащепков В.Т. Теоретические основы и прикладные аспекты профессиональной адаптации преподавателей высшей школы: Монография. Майкоп, 1997. 290 с.
2. Вражнова М.Н. Система профессиональ-
ной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз -предприятие» / МАДИ (ГТУ). М.: Техпо-лиграфцентр, 2003. 179 с.
3. См.: Федоров И.В., Муратова Е.И. Показа-
тели оценки готовности выпускников программ ВПО в области техники и технологии к инновационной деятельности // Известия Международной академии наук высшей школы. 2007. № 3 (41). С. 155-171.
4. Дежина И.Г. Интеграция науки и образова-
ния: оценка работы научно-образовательных центров в ведущих российских университетах. URL: http://aeer.cctpu.edu.ru/winn/ magazine.phtml
5. Муратова Е.И, Дорохова Т.Ю. Техноло-
гия организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей // Инженерное образование. 2007, апрель. URL: http:// www.techno.edu.ru:16001/
6. Матухин Е, Сазонова З. Единство обра-
зования, науки и производства как принцип современной инженерной педагогики // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 15-20.
7. Федоров И.Б., Москаленко В.О. Вопросы
развития, проблемы и перспективы инженерного образования. URL: http:// aeer.cctpu.edu.ru./ winn/ magazine
8. Ясвин В.А. Психологическое моделирова-
ние образовательных сред // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 4. С. 27-34.
9. См.: Муратова Е.И, Дорохова Т.Ю. Тру-
доустройство как показатель адаптивной устойчивости выпускников // Проблемы рынка труда и занятости: пути их решения: Сб. статей IV Международной научно-практической конференции. Тамбов, 2008. С. 17-19.
MURATOVA E.I., FEDOROV I.V. ENGINEERING STUDENT’S VOCATIONAL ADJUSTMENT MODEL
The authors offer the model of engineering student’s adjustment to vocational process. The system of methodical principles and pedagogical conditions necessary for the process of high-level adjustment of graduates to professional environment in high-tech productions is considered.
Keywords: vocational adjustment model, research institutes, high-tech productions, education and research centers.