Научная статья на тему 'Модальности присутствия прямых иностранных инвестиций в ракурсе теорий догоняющего развития'

Модальности присутствия прямых иностранных инвестиций в ракурсе теорий догоняющего развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН И СТРАН С ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ / УСКОРЕННАЯ ВЕСТЕРНИЗАЦИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ДОГОНЯЮЩЕГО ЦИКЛА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИТОКА ПИИ / ДЕТЕРМИНАНТЫ НАЦИОНАЛЬНЫХ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / МОДАЛЬНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Светлана Васильевна

В статье автор, опираясь на известные теории, формирует свой взгляд на модальности присутствия прямых иностранных инвестиции, основными носителями которых являются транснациональные корпорации. Обоснован критерий эффективности прихода ПИИ в страны с формирующимся рынком, в том числе в российскую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модальности присутствия прямых иностранных инвестиций в ракурсе теорий догоняющего развития»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Канд. экон. наук С. В. Иванова

МОДАЛЬНОСТИ ПРИСУТСТВИЯ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАКУРСЕ ТЕОРИЙ ДОГОНЯЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

В статье автор, опираясь на известные теории, формирует свой взгляд на модальности присутствия прямых иностранных инвестиции, основными носителями которых являются транснациональные корпорации. Обоснован критерий эффективности прихода ПИИ в страны с формирующимся рынком, в том числе в российскую экономику.

Ключевые слова и словосочетания: прямые иностранные инвестиции, модернизация развивающихся стран и стран с переходной экономикой, ускоренная вестернизация, концепция догоняющего цикла, государственное регулирование притока ПИИ, детерминанты национальных конкурентных преимуществ, модальности присутствия.

Известно значительное число теорий, объясняющих причины возникновения, высокую конкурентоспособность и мотивации международного инвестирования транснациональных корпораций. Теорий, рассматривающих воздействия прямых иностранных инвестиций на экономику принимающих стран, значительно меньше, и они отличаются противоречивостью выводов. Исследование возможностей ПИИ для целей развития национальных экономик принимающих стран тесно связано с теориями догоняющего развития. Речь идет о совокупности разнообразных концепций ускоренной модернизации развивающихся стран буржуазного и марксистского толка.

Теория и практика догоняющего развития

У. Ростоу в своей книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест»1 вместо предложенного К. Марксом принципа выделения фаз развития по способам производства предложил учитывать другие экономические критерии: технологические инновации, скорость экономического роста, изменения в структуре производства. Он выделяет пять стадий развития общества, две из которых являются промежуточными: традиционное аграрное общество; переходное общество; стадия «сдвига» с промышленными революциями; стадия «зрелости», связанная с развитием научно-технической революции, ростом городов; стадия высокого массового потребления (ее важнейшая черта - значительный рост сферы услуг, превращение производства товаров потребления в основной сектор экономики). Позднее У. Ростоу добавляет

1 Cm.: Rostow W. W. The Stages of Economic Growth: A Non-Communist Manifesto. - Cambridge Cambridge University Press, 1960.

шестую стадию - поиск качества жизни, когда иа первый план выдвигается духовное развитие человека.

По Ростоу, путь развития един для всех стран мира - от одной стадии к другой, но скорость прохождения стадий может носить индивидуальный характер. Отставшие в развитии страны заимствуют опыт передовых и имеют шансы догонять или даже перегонять их.

На основе подходов У. Ростоу возникла стратегия ускоренной вестерни-зации развивающихся стран с опорой на ускоренную индустриализацию, технологический детерминизм и идею первоначального толчка, исходящего от западных государств. В этой связи приток ПИИ в страну-реципиент рассматривался как необходимый фактор ускорения экономики. На практике такой подход привел к стратегии «экспорта демократии» и проведению экономической, политической, а иногда и военной экспансии со стороны развитых стран (прежде всего США).

Возможности положительного влияния прихода ПИИ на состояние развивающихся стран прослеживается в парадигме «летящих гусей» (Flying-Geese), или концепции догоняющего цикла, которая была разработана исследователем К. Акамацу в 1932 г. на материалах японской статистики. Он проанализировал изменение конкурентоспособности довоенной промышленности Японии с учетом фазы развития отрасли. По сути, речь идет об эволюции развития национальных отраслей развивающихся стран, включенных в цепочку международной промышленной модернизации.

Для Японии страной-лидером были США, и она следовала за «вожаком», используя свою экономическую модель. Перенимая новые технологии у Запада, эта страна смогла в сжатые сроки возглавить целый «клин» новых индустриальных стран Азии.

Принципиально важно, что японские послевоенные реформы опирались на политику дирижизма, которая предполагала протекционизм местной «молодой промышленности» и запрет на ввоз прямых иностранных инвестиций. Последние рассматривались как агенты нежелательного западного влияния. Стратегия «стаи летящих гусей» (СЛГ) включала три базовых элемента промышленной политики:

- постепенный переход от развития отраслей с низкой добавочной стоимостью к отраслям с более высокой добавочной стоимостью на основе использования зарубежных лицензий на инновации с последующей их коммерциализацией, дублированием и тиражированием;

- импортозамещение с переходом к продвижению экспортной продукции;

- перемещение сравнительно невыгодных отраслей в соседние менее развитые страны, с тем чтобы оставить «дома» наиболее технологичные производства, т. е. перераспределить ресурсы внутри страны, используя механизм вывоза прямых инвестиций за рубеж.

В попытках объяснить специфику развития новых индустриальных стран Юго-Восточной Азии в 1960-е гг. К. Коджиме и Т. Озава сделали вывод, что прямые иностранные инвестиции могут ускорить (сжать) фазы развития отрасли в принимающих странах. Эти авторы рассматривали японские ТНК, разместившие свои подразделения в странах ЮВА и Китае, в качестве межфа-

зовых агентов экономического развития, когда временной лаг меду фазами существенно сокращается и страны могут одновременно развивать несколько отраслей с низкой и высокой добавленной стоимостью. Более того, «догоняющие» страны могут пропускать третью фазу (экспорт товаров), становясь «донором» ПИИ в другие страны с более низкими издержками производства (четвертая фаза).

Таким образом, в связи с развитием научно-технического прогресса осуществляется перенос капиталоемких отраслей из страны-лидера в «догоняющую» страну, а затем в третьи страны с более низким технологическим укладом и стоимостью рабочей силы.

По мнению Озавы Терутомо, спад в экономическом развитии Японии, отмеченный с начала 90-х гг. XX в. (финансовые «мыльные пузыри»), является следствием успешной послевоенной стратегии СЛГ. Просто используемая ранее институциональная матрица не подходит для глобального капитализма XXI в.

Концепция догоняющего развития КНР наряду с другими механизмами включает активное привлечение прямых иностранных инвестиций. В отличие от послевоенной Японии существенное вмешательство государства в экономику соседствует с регулируемым мощным притоком ПИИ. Степень регулирования меняется по мере укрепления национального производства и «выращивания» китайских (в том числе государственных) транснациональных компаний и банков.

В соответствии с общей теорией «строительства социалистической рыночной экономики с китайской спецификой» (Дэн Сяопин) ПИИ являются элементом смешанной экономики и соответствуют требованию «трех полез-ностей»: приносить пользу развитию производительных сил Китая; укреплять совокупную мощь китайского государства и служить росту жизненного уровня народа.

Экспортоориентированная промышленность должна принести иностранную валюту в страну, что поможет осуществлению реструктуризации реального сектора экономики и созданию необходимой инфраструктуры. Государству удалось состыковать интересы, с одной стороны, национальной экономики, а с другой - иностранных ТНК. К 1990-м гг. по абсолютному объему привлеченных ПИИ КНР занимал 1-е место среди всех развивающихся стран мира. Роль ПИИ в развитии экономики КНР огромна. На производства с участием иностранного капитала приходится 10% работающих, 30% всего промышленного производства и 55% внешнеторгового оборота1.

Посредством законодательства четко оговариваются территории и отрасли размещения ПИИ, а также формы и иные условия их присутствия. В начале реформы допускалось создание только совместных предприятий, доля иностранного капитала в которых колебалась в диапазоне 25-50% уставного капитала. Контрольный пакет принадлежал китайскому бизнесу. Иностранный инвестор, как правило, делал взнос в виде передовых технологий с последующей передачей всех ноу-хау китайской стороне. Последняя активно ис-

1 World Investment Report 2011. - UNCTAD, 2011. - Р. 52-54.

пользовала копирование и тиражирование зарубежных технологий. Слияния и поглощения иностранным капиталом крупных отечественных производств запрещены.

Иностранный капитал должен способствовать росту экономической эффективности экономики Китая и соответствовать следующим условиям: использовать передовую технику и технологии, которые бы способствовали энергосбережению и реализации программ импортозамещения; половина произведенной продукции должна экспортироваться; валютные доходы предприятия должны превышать его валютные расходы. Таким образом, были выработаны модальности присутствия ПИИ, уровень которых поэтапно менялся.

Основной поток произведенных с использованием иностранных инвестиций товаров поступал на мировые рынки через контролируемые государством экспортные организации. В итоге созданные с участием ПИИ новые производства помогли создать реальный сектор экономики (по сути, провести неоиндустриализацию), снизить безработицу, повысить уровень заработной платы и профессиональную подготовку работающих на них китайцев, а также приумножить золотовалютные запасы страны.

В настоящее время в соответствии с парадигмой «летящих гусей» наблюдается расширение оттока китайских прямых инвестиций за рубеж в страны, богатые природными ресурсами. С 2001 г. правительство внедряет стратегию развития национальных лидеров (государственных и частных). Перемещаются прежде всего производства с низкой добавочной стоимостью. Кроме того, через механизм слияния и поглощения китайский капитал поступает в технологически развитые страны.

В 2009 г. объем ПИИ из Китая в США вырос почти в четыре раза, тогда как американские вложения в Китай упали на 80%. Скупка подешевевших в ходе мирового финансового кризиса зарубежных активов позволяет Китаю расширить свое воздействие на глобальные рынки. Однако общее сальдо движения ПИИ в КНР остается положительным.

Формирование конкурентных преимуществ российской экономики и приток ПИИ

По классификации ряда международных организаций с начала 1990-х гг. Россия относилась к группе стран с переходной (транзитивной) экономикой. Имелся в виду переход от плановой к рыночной экономике. В настоящее время она входит в состав стран с формирующимися рынками (emerging markets). Возникновение этого довольно расплывчатого термина обусловлено прежде всего потребностями финансовых аналитиков (в том числе группы Всемирного банка), изучающих возможности осуществления максимально эффективных международных инвестиций со стороны транснациональных компаний и финансовых структур в экономики развивающихся стран. Группировка стран по степени сформированности рынка помогает глобальным игрокам выбрать страну и такой способ приложения капитала, который позволит им максимизировать прибыли при минимизации рисков.

В Отчете о формирующихся экономиках (Emerging Economy Report) к странам с формирующимися рынками относят те регионы мира, где наблюдается быстрая информатизация в условиях ограниченной или частичной инду-

стриализации. Важно, что наличие современной сферы телекоммуникаций и информационных технологий является обязательным условием проведения прежде всего финансовых операций. К признакам этой группы стран (включая БРИКС) относятся высокая степень политизации экономики и значительная роль в процессах финансовой и экономической глобализации (в основном в качестве страны-цели). В целом это страны, имеющие промежуточный статус между развитыми и развивающимися. Можно сказать, что это страны, где фрагментарно уже созданы некоторые условия для цивилизованного ведения бизнеса, но еще не сложилась устойчивая национальная социально-экономическая система современного технологического уклада.

Интерпретируя известное «правило ромба» М. Портера1 к странам с формирующимся рынком, можно охарактеризовать детерминанты национальных конкурентных преимуществ следующим образом:

1. Стратегии, структура рынка, соперничество - тенденция к монополизации рынков как следствие постсоветской приватизации крупнейших наиболее конкурентных производств; криминализация экономики; непрозрачность корпоративных структур; отсутствие национальных ТНК в сфере АПК; низкая культура управления.

2. Факторы производства - эксплуатация факторов производства, в основном природного характера (природная рента) при слабой мотивации к инновационному развитию; отрыв сельскохозяйственных работников от земли и создание крупных землевладельцев.

3. Родственные и поддерживающие отрасли - несформированность кластеров или их разорванность, слабые эффекты синергии; дефицит национальных производств, создающих продукты глубокой переработки; обслуживающие структуры (в том числе финансовые) довлеют над производством, создавая ситуацию неэквивалентного обмена; неравномерность территориального развития.

4. Состояние спроса - относительно высокий потенциал потребительского рынка при относительно низком платежеспособном спросе на инвестиционную продукцию. Противоречие между высоким качеством отдельных (в основном импортных) средств производства и общей низкой культурой производства.

5. Государство - слабая (относительно развитых государств) система государственной поддержки малого и среднего бизнеса, непроработанность государственной стратегии развития экономики и малоэффективные механизмы ее реализации; высокий уровень коррупции, связанный с высокой политизацией экономических процессов.

6. Неустойчивость социально-экономической среды; высокая степень техногенных, экологических и иных рисков.

С учетом такого состояния «ромба» конкурентных преимуществ в стране-реципиенте привлечение ПИИ должно соответствовать ряду общих требований:

1 Cm.: Porter M. Competitive Advantage of Nations. - New York : Free Press, 1990. - P. 220.

1. Стимулирование создания конкурентной среды (кроме естественных монополий). Соответствие иностранных ТНК масштабам национальных компаний, функционирующих на конкретном товарном рынке. Исключение подавления и вытеснения существующих национальных компаний за счет масштабного вторжения. Предупреждение возможности занятия доминирующего положения.

2. Предоставление иностранным ТНК относительно дешевых национальных факторов производства в обмен на современные технологии. Инновационный характер деятельности ТНК, обеспечивающий осуществление диффузии новых технологий в аналогичные национальные производства. Такой подход (тиражирование иностранных изобретений) активно использует Китай. Привлечение ПИИ должно быть более эффективным относительно импорта товара или покупки лицензии. Ограничение притока ПИИ, нацеленных на производство традиционных товаров с низким уровнем наукоемкости.

3. Выполнение принципа дополнения (комплементарности), а не замещения (вытеснения) национального производителя. ПИИ нужны как дополнительный инновационно-инвестиционный фактор создания кластеров разного уровня. Это означает, что иностранный инвестор должен «вписаться» в программу по созданию вертикально-интегрированных территориальных образований и иметь конкурентные преимущества относительно других инвесторов (в том числе государства). Постепенное смещение концентрации ПИИ из го-родов-миллионников в сторону периферии.

4. Приход ПИИ должен «оживить» платежеспособный спрос на рынке ресурсов, необходимых для реализации проекта.

5. Усиление регулирующей роли государства, которое выполняет двоякую роль: во-первых, создает благоприятный инвестиционный климат для иностранных компаний; во-вторых, регулирует их деятельность в соответствии со стратегическими задачами развития национальной экономики.

6. Повышение общей социально-экономической и экологической устойчивости принимающей страны.

Для принимающей страны с формирующимся рынком ПИИ необходимы лишь в той мере, в которой они способствуют ее продвижению к уровню производительности труда и качеству жизни развитых стран, создают гомогенное социально-экономическое пространство внутри страны. Практика использования ПИИ в КНР показывает возможность включения иностранных инвестиций в общую концепцию ускоренного развития национальной экономики, что требует выработки адекватных модальностей присутствия ПИИ.

Список литературы

1. Иванова С. В. Транснациональные корпорации в агропродовольст-венном комплексе мировой экономики и России // Вестник Российской экономической академии имени Г. В. Плеханова. - 2010. - № 3 (33).

2. Porter M. Competitive Advantage of Nations. - New York : Free Press,

1990.

3. World Investment Report 2011. - UNCTAD, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.