Научная статья на тему 'Модальность платного образования в России: история, проблемы, современность'

Модальность платного образования в России: история, проблемы, современность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
939
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кораблева Г. В.

В статье дается анализ вопроса о бесплатности образования. Исходя из того, что во всем мире образование платное, в России также должен быть сформирован рынок образовательных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modality of payed education in Russia: history, modern times, problems

The article deals with the analysis of the problem of free education. Proceeding from the fact that there exists paid education all over the world there should be formed a market of educational services in Russia as well.

Текст научной работы на тему «Модальность платного образования в России: история, проблемы, современность»

Модальность платного образования в России: история, проблемы, современность

Г.В. Кораблева, д.и.н., ОренбургскийГАУ

Советская власть последовательно формировала систему народного образования. Конституция 1918 г. провозгласила доступ к образованию, но право на него еще не являлось гарантированной возможностью, оно носило декларативный характер. Конституция 1924 г. не содержала специальных статей по образованию. В ст.1 Конституции говорилось об установлении общих начал в области народного просвещения.

Обучение в школах и вузах советской страны декларировалось как бесплатное образование. На практике это не всегда выполнялось. Протокол заседания Политбюро №86 1924 г. рассматривал вопрос «О платности в вузах»:

а) установить как общее правило, что за обучение в вузах платят все студенты...;

б) каждый командированный в вузы студент платит либо сам за себя (при наличии достаточного заработка), либо за него платит командировавшая его организация, либо может практиковаться и комбинированная система уплаты: часть - сам студент, часть - командировавшая его организация;

в) указанный порядок начать применять к новому приему в 1924-1925 уч. г., с тем чтобы с нового учебного года он был распространен на всю массу студенчества;

г) плату за обучение установить в следующих размерах: для лиц, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц, а также лиц, находящихся на иждивении родителей, зарплата коих не превышает 100 руб. в месяц, - 50 руб. в год; от 100 до 200 руб. в месяц - 75 руб. в год и от 200 до 300 -100 руб. в год; предоставить право местным комиссиям устанавливать для лиц, пользующихся нетрудовыми доходами, плату до 300 руб. в год;

д) относительно уже находящихся в вузах студентов принять следующий порядок: от платы освободить следующие категории студентов: а) окончивших рабфаки, б) госстипендиа-тов, в) инвалидов войны, находящихся на иждивении соцобеза, г) детей профессоров и преподавателей вузов и рабфаков, если таковые находятся на иждивении родителей...»[1]. Судя по документу, за обучение в высших

учебных заведениях платили не все студенты. Начиная с 1924-1925 уч. г., это положение распространяется на большинство студентов. Плата устанавливалась в зависимости от материального положения и в сравнении с месячной заработной платой была невелика. Более высокая плата

за обучение возлагалась на лиц, использующих нетрудовые доходы.

На законодательном уровне социальная политика в сфере образования нашла подтверждение в ст. 121 Конституции СССР (1936 г.): «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинно-тракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения тру-дящихся»[2].

Принцип бесплатности образования был нарушен в 1940 г. Постановлением СНК СССР вводилась плата за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях страны[3]. На наш взгляд, это было связано с социально - экономическим , то -варным и продовольственным кризисом, вызванным ростом военных расходов, массовыми репрессиями, военными действиями осени 1939-весны 1940 г. Для преодоления кризиса Политбюро ЦК и СНК СССР ограничились принятием частичных экономических мер по ограничению покупательского спроса, увеличению товаров, сокращению денежной массы. Быстро повышалась зарплата, в 1939 г. она выросла в среднем на 15,8% и превысила темпы роста производительности труда. Рыночные фонды промышленных и продовольственных товаров сократились, цены на ряд основных продуктов питания искусственно удерживались на низком уровне[4]. При отсутствии официальной системы нормативного распределения товаров и продовольствия и при затруднительной возможности населения потратить деньги государство пошло на их изъятие. Один из способов - введение платного обучения. В результате выполнения постановления правительства получалось, что население обучение оплачивало дважды: в виде налогов с оборота и внесения личных денежных средств.

После постановления СНК СССР среди студенчества появились различные настроения, появились вопросы антисоветского характера, например: «А как же быть с Конституцией, которая гарантирует право на образование? Отменяется ли этим постановлением Конституция?»[5]. Конкретных ответов им дано не было.

Постановление политбюро 1924 г. вводило плату за обучение с начала учебного года. При-

нятие же постановления 1940 г. явно было спонтанным, об этом свидетельствует дата его введения - октябрь, когда уже начались занятия в вузах. По логике, введение данного государственного документа необходимо было приурочить к началу учебных занятий, когда студенты, школьники, их родители могли подготовиться к столь радикальным изменениям. С начала ноября прекращалась выплата стипендий и необходимо было вносить первый взнос. Часть студентов перешла на обучение на различные курсы отделов народного образования, областных ИУУ, другая - на заочное отделение. Оставшиеся студенты были вынуждены срочно заняться трудоустройством. В Молотовском (Пермском) государственном пединституте 7-8 октября 1940 г. явка на занятия на старших курсах была нормальной, на первом курсе многие студенты не явились на занятия, около 120 человек подали заявление об уходе, по мнению директора пединститута, количество заявлений несомненно увеличится к концу октября, когда необходимо будет вносить взносы за обучение[6].

За несвоевременную оплату учебы студенты и школьники отчислялись из учебных заведений. Несколько цифр: в Чкаловской (Оренбургской) области в предвоенный год из Державинской средней школы было отчислено 17 человек, из Екатериновской Гавриловского района - 18 че-ловек[7].

В годы Великой Отечественной войны плата за обучение не отменялась, лишь облегчалась отдельным категориям населения. От нее освобождались демобилизованные по ранению военнослужащие, дети воинов, погибших на фронтах, дети инвалидов I и II групп, студенты-инвалиды и дети учителей.

Например, собранные от населения деньги в фонд помощи семьям военнослужащих в Курганской области предлагалось немедленно перечислить за обучение в средних школах[8]. Решением исполкома Молотовского облсовета депутатов трудящихся «О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования» (1944 г.) освобождались от платы за обучение учителя начальных, неполных средних, средних школ, удовлетворительно обучавшиеся на заочных отделениях педагогических учебных заведений. Проезд учителей-заочников на сессию и обратно оплачивался за счет средств, ассигнованных на заочное обучение [9].

В 1947 г. Верховный Совет СССР принял новую редакцию ст. 121 Конституции СССР, по которой гарантировалось бесплатное семилетнее обучение и вводилась для отличившихся студентов высшей школы система государственных стипендий. В данной редакции указывалось на бесплатность лишь семилетнего образования. Плата за обучение продолжала взиматься. Приказ

Министерства высшего образования СССР «Об изменении сроков взноса платы за обучение в средних специальных учебных заведениях (техникумах, училищах, школах)» (1950 г.) упорядочивал оплату за обучение[10].

Рост валового национального дохода дал возможность отменить плату за обучение. В постановлении Совета Министров СССР «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР» (1956 г.) говорилось: «В целях создания наиболее благоприятных условий для осуществления в стране всеобщего среднего образования и получения молодежью высшего образования отменить с сентября 1956 г. плату за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР»[11]. В стране осуществлялось всеобщее обязательное семилетнее образование и постепенное введение среднего десятилетнего обучения во всех городах и сельских местностях, как и установление бесплатности всех видов образования. Верховный Совет СССР IV созыва V сессии принял закон «О внесении изменений в статью 121 Конституции СССР» (1956 г.)[12].

«Бесплатность образования» не была до конца бесплатной, т.к. на деле она оплачивалась за счет средств, изымаемых у граждан через налог с оборота, о чем государство не ставило их в известность. В реализации гарантий права на образование большое значение имели социально-политические условия, а потом уже экономические. Политические условия законодательно нашли подтверждение в Конституции СССР 1977 г. в ст. 45, по которой граждане СССР имели право на образование. Это право обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования[13]. Бесплатность следует рассматривать как доступность и гарантированность получения образования для граждан.

Вопрос о бесплатности образования волновал руководящие органы и в последующий период. При обсуждении проекта Основ законодательства Союза ССР, союзных и автономных республик в Госкомитете СССР (1990 г.) в предложениях было отмечено, что вызывает сомнение пункт «бесплатности для каждого из всех видов образования в государственных учебных заведениях». Была высказана идея бесплатности стандартного образования[14]. Эта мысль в дальнейшем нашла свое законодательное отражение в Конституции Российской Федерации 1993 г.

Право на образование в том виде, в котором оно закреплено в Конституции РФ, соответствует требованиям международного стандарта согласно Всеобщей декларации прав человека. Кон-

ституция РФ (ст.43) гарантировала «общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»[15]. Положения ст. 43 позволяли трактовать, что основное общее образование (9 классов средней школы) являлось бесплатным, а последующее обучение в 10-11 классах средней школы должно быть платным. Если государство в соответствии с Конституцией Российской Федерации обязано брать на себя все расходы по основному общему образованию, то в отношении дальнейшего образования оно вправе этого не делать. По президентскому указу «О гарантиях прав граждан на получение образования» (1994 г.) любой ученик, окончивший основную школу, мог продолжить образование в 10 классе. Этот указ нашел свое воплощение в новой редакции Закона «Об образовании» в статье 5. п.3. (1996 г.).

В советской стране плату за образование взимало только государство, поэтому практика частного репетиторства при подготовке абитуриентов к поступлению в вузы осуждалась, но не преследовалась по закону, т.к. закона, который бы запрещал взимать плату за образовательные услуги, не существовало. Инструктивное письмо МП СССР «О практике частного репетиторства при поступлении в высшие педагогические учебные заведения» (1982 г.) рекомендовало учителям общеобразовательных школ не выступать в роли платных частных репетиторов, а развивать в школах факультативы и кружки по отдельным пред-метам[16].

С переходом к рыночным отношениям, исчезновением принципов ведомственного, административно-разрешительного управления у общеобразовательных школ появилась возможность установления денежных отношений непосредственно с потребителем образовательных услуг. В 1990-е гг. общеобразовательным школам было разрешено предоставлять платные дополнительные образовательные услуги (Закон об образовании, ст.45). Перечень платных образовательных услуг указывался в уставе образовательного учреждения. Чаще всего предоставлялись услуги обучения по дополнительным образовательным программам, репетиторство, проведение уроков с учащимися, занимавшимися углубленным изучением предметов, и т.д. Образовательному учреждению рекомендовалось разработать локальный нормативный правовой акт -положение о платных дополнительных услугах. Доход распределялся между исполнителем (педагогом) и образовательным учреждением в определенной пропорции. Средства, заработанные за счет бюджетных средств, изымались учредителем в бюджет. Плата за образовательные услуги в школах не устанавливалась для всех обуча-

ющихся, а только для желающих повысить свой образовательный уровень. Право на доступность образования не нарушалось.

Таким образом, в истории отечественного образования имелись прецеденты введения платы за обучение в старших классах, средних специальных и высших учебных заведениях. Введение платы за образовательные услуги в 1990-е гг. не влекло за собой ограничений в получении среднего общего образования, т.к. плата взималась лишь за дополнительные услуги, оказываемые общеобразовательной школой. В вузах плата взималась за дополнительные внебюджетные места.

Современное реформирование системы образования связано с реформированием всей нашей государственной системы. Министерство образования Российской Федерации выступило с инициативой кредитования выпускников общеобразовательных школ через систему государственных именных финансовых обязательств (ГИФО).

Выпускники школ, получающие сертификаты различной категории, не смогут ими оплатить учебу, т.к. на самом деле плата за обучение гораздо выше той суммы, которую предлагают ГИФО. В столице сумма по ГИФО составляет 2000$, в провинции гораздо меньше - 14500 руб. Эта цифра появилась в Мордовии и Чувашии, где проводился эксперимент с ГИФО. Но обучение студента в провинциальном вузе обходится гораздо дороже, не говоря уже о столице. В Москве государственные вузы установили следующую плату за обучение в 2004 г. за год в (у.е.). МГИМО: политология, международные экономические отношения - 5000, международного бизнеса и делового администрирования - 7000; МГУ: юридический - 2500, ИСАА - 4000[17]. Это приводит к необходимости доплаты за обучение.

Сегодняшние суммы за обучение в вузах никак не сравнимы с годовой оплатой 1920-х годов, когда было достаточно и половины месячной зарплаты. Конечно, мы должны учитывать материальные и технологические условия развития образования, социально-материальное положение населения. В ракурсе исследуемой проблемы нас интересует сам прецедент оплаты за обучение в истории советского образования.

Таким образом, эксперимент по переходу на ГИФО можно рассматривать как своеобразную плату за обучение и разрушение системы бесплатного высшего профессионального образования. На смену приходят образовательные кредиты. Они могут быть государственными (бюджетными) или банковскими. Например, заключается договор, по которому студент получает бюджетные деньги на обучение, а после окончания вуза он отрабатывает несколько лет по специальности. Если такой возможности нет, то абитуриент напрямую обращается в банк за образовательным

кредитом, который необходимо вернуть в течение 10 лет. Тем самым повышается доступность высшего образования за счет более гибкой системы оплаты обучения в вузах.

Модальность в переводе с латыни означает способ, наклонение. Модальность позволяет судить о возможности, действительности или необходимости чего-либо. Из вышеизложенного можно сказать, что действительность требует введения необходимого - платного образования. Тем более, что в истории нашей страны такие прецеденты были. Исходя из того, что во всем мире образование продается, в России также должен быть сформирован рынок образовательных услуг, куда будут поступать инвестиции родителей для обучения детей и государства.

В советское время государство решало образовательные потребности населения, исходя из социально-политических задач, в настоящее время оно пытается реализовать образовательные нужды посредством экономических возможностей. Необходима политическая решимость при отказе от мифа об общедоступном бесплатном высшем образовании.

На сегодняшний день бюджетное финансирование высшего образования не самое справедливое, потому что налоги платят все, а пользуются этим избранные - те, кто поступил на бюджетное место. Сумма оплаты за обучение не зависит ни от академической успеваемости, ни от социального положения. Проводимый эксперимент по введению ЕГЭ и ГИФО призван решить экономические, социальные и педагогические

проблемы. Но выплаты по ГИФО не покроют затрат на обучение, поэтому необходимо совершенствовать первоначальный проект, адаптируя его к действительности, одновременно занимаясь поисками альтернативных путей. Поэтому оказывается востребованным накопленный опыт по оплате за обучение в нашей стране.

Литература

1. Памятные решения недели // Коммерсант. Власть. - 2004. -26.04. - С.62.

2. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. - М.: Госполитиздат, 1938. - С.26-27.

3. См: Постановление СНК СССР от 2.10.1940 // СП СССР. -1940. - №27. - Ст.6377.

4. Осокина Е.А. Люди и власть в условиях кризиса снабжения // Отечественная история. - 1991. - №3. - С.21, 24.

5. Государственный архив новейшей истории и общественно-политических движений Пермской области. Ф.1.0п.22.Д.21. Л.150.

6. Там же. Лл.150, 151.

7. Центр документации новейшей истории Оренбургской области. Ф.Оп.5.298.Л.129.

8. Государственный архив общественно-политических движений Курганской области. Ф.62.Оп.2.Д.260.Л.113.

9. Государственный архив Пермской области (ГАПО). Ф.р-986. Оп.1.Д.12.Л.22.

10.ГАПО. Ф.р-986.Оп.1.Д.41.Л.61.

11.Народное образование в СССР. - М.: Педагогика, 1974. -С.192.

12.Заседание Верховного Совета СССР IV созыва V сессии: Стенографический отчет. - М.: Изд-во Верховного Совета СССР, 1956. - С.139.

13 .Конституция СССР. - 1977. - М.: Политиздат, 1977. - С.20.

14. Центральный архив Министерства образования Российской Федерации. Оаф.Оп.1.Д.З.Л.31.

15. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 1993. - С.14.

16. «О практике частного репетиторства при поступлении в высшие педагогические учебные заведения» // Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. - 1982. -№32. - С.29-31.

17.Агранович М. Без блата, но за плату // Российская газета. -2.07.2004. - С.7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.