Научная статья на тему 'МОДАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО (МЕДИЦИНСКОГО) ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ)'

МОДАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО (МЕДИЦИНСКОГО) ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ МОДАЛЬНОСТИ / СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ / ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ФУНКЦИОНАЛЬНО-СТИЛИСТИЧЕСКАЯ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ ТЕКСТА / ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аксенова Екатерина Дмитриевна, Мирзоева Валентина Михайловна, Мирзоева Евгения Залимовна

В данной статье представлен авторский взгляд на категорию модальности в научном (медицинском) тексте. В центре внимания работы находится системное представление средств выражения модальности в аспекте прагматики текста. Использование методов научного описания, наблюдения и статистического анализа позволило получить достоверную информацию о степени распределения и семантики модальных средств в научном (медицинском) тексте. Результаты работы важны в педагогической практике: обучении иностранных студентов-медиков языку специальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Аксенова Екатерина Дмитриевна, Мирзоева Валентина Михайловна, Мирзоева Евгения Залимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODALITY OF SCIENTIFIC (MEDICAL) TEXT (AS BASED ON THE OTORHINOLARYNGOLOGICAL TEXTS)

This article presents the author’s view on the category of modality in the scientific (medical) text. The systematic presentation of modality expression means in the aspect of pragmatics of the text is in the center of attention. Utilization of methods of scientific description, observation and statistic analysis allows to receive reliable information about the degree of distribution and of the semantics of modal means in the scientific (medical) text. The working results are important in the pedagogical practice: the education of foreign students-doctors in the language of specialization.

Текст научной работы на тему «МОДАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО (МЕДИЦИНСКОГО) ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ)»

филологические науки studies in philology

DOI: 10.12731/2077-1770-2016-4-1-154-161 УДК 811.161.1: 616.21

МОДАЛЬНОСТЬ НАУЧНОГО (МЕДИЦИНСКОГО) ТЕКСТА (НА МАТЕРИАЛЕ ТЕКСТОВ ОТОРИНОЛАРИНГОЛОГИИ)

Аксенова Е.Д., Мирзоева В.М., Мирзоева Е.З.

В данной статье представлен авторский взгляд на категорию модальности в научном (медицинском) тексте. В центре внимания работы находится системное представление средств выражения модальности в аспекте прагматики текста. Использование методов научного описания, наблюдения и статистического анализа позволило получить достоверную информацию о степени распределения и семантики модальных средств в научном (медицинском) тексте. Результаты работы важны в педагогической практике: обучении иностранных студентов-медиков языку специальности.

Ключевые слова: категория модальности; средства выражения; лингвистический анализ; функционально-стилистическая принадлежность текста; оториноларингология.

MODALITY OF SCIENTIFIC (MEDICAL) TExT (AS BASED ON THE OTORHINOLARYNGOLOGICAL TExTS)

Axenova E.D., Mirzoeva V.M., Mirzoeva E.Z.

This article presents the author's view on the category of modality in the scientific (medical) text. The systematic presentation of modal-

ity expression means in the aspect of pragmatics of the text is in the center of attention. Utilization of methods of scientific description, observation and statistic analysis allows to receive reliable information about the degree of distribution and of the semantics of modal means in the scientific (medical) text. The working results are important in the pedagogical practice: the education of foreign students-doctors in the language of specialization.

Keywords: modality; means of expression; linguistic analysis; functional and stylistic characteristic of the text; otorhinolaryngology.

Категория модальности остается объектом активного изучения различных отраслей гуманитарного знания. Многоаспектное исследование различных уровней и фрагментов данной категории, сопровождаемое привлечением функционально-семантических, логических, коммуникативно-прагматических параметров, несомненно, способствует расширению научных представлений о природе данного феномена. То, что степень распределения модальных средств, их состав и семантика варьируются в зависимости от функциональной сферы и жанрово-стилистиче-ской принадлежности текста, является общепризнанным фактом (Ш. Балли, В.В. Виноградов, М.В. Ляпон). Для системного представления средств выражения модальности в научном тексте, на наш взгляд, перспективен подход, предполагающий выделение в концептосфере языка зоны возможности с последующей дифференциацией онтологической и эпистемической возможности. Выражения «можно», «могут быть», «иметь возможность» и другие указывают на потенциальность, а вводные слова и сочетания «возможно», «быть может» и другие на проблематичность ситуации. Другими словами, «в семантике вводно-модальных компонентов возможно, кажется, вероятно при экспликации смысловых

отношений проявляется оттенок неопределенности/неизвестности. Ощущение неопределенности, вызывающее одновременно неуверенность в достоверности сообщаемого, безусловно, передается и читающему» [1, с. 270]. Следует отметить, что назначение последних прагматическое, заключающееся в формулировании речевого акта гипотезы.

В научных текстах медицинского профиля, в частности оториноларингологии, приоритетное положение по частотности занимают показатели онтологической возможности, наиболее подчеркнуто представляющие семантику потенциальности. В каждом конкретном высказывании речь идет о наличии условий, благоприятных для превращения потенциальной ситуации в действительную, причем эти условия могут складываться в объективном мире как результат действия либо природных, либо социальных сил. Именно это служит основой для семантической дифференциации алетической модальности, связанной с объективными потенциями реального мира, и деонтологической модальности, обусловленной нормами поведения в социосфере.

Но в учебно-научных медицинских текстах преобладают показатели недеонтологической модальности, что соответствует научной картине мира: чаще всего описываются фрагменты физических состояний, обязательность/возможность связи которых с действительностью детерминируется не социальными нормами, а существующими знаниями врача об этиологии, патогенезе, профилактике и лечении того или иного заболевания. Эти знания объясняют как устойчивые, предсказуемые закономерности существования и развития болезни, например: 1. при локализации различных опухолеподобных образований гортани определяющим фактором в эффективности лечения является ранняя диагностика (В.Т. Пальчун, М.М. Магомедов, Л.А. Лучихин); 2. при

несостоятельности задней тампонады при носовом кровотечении перевязывается наружная сонная артерия (там же); 3. при остром среднем отите у детей заболевание проходит те же стадии, что и у взрослых (там же), так и вероятностные, не всегда подвластные человеку (врачу): при воспалительном процессе в среднем ухе довольно часто развивается нейросенсорная тугоухость (там же); при бесконтрольном приеме антикоагулянтов возможно носовое кровотечение (там же); при неблагоприятном течении острого эпиглотита может развиться угрожающая жизни обструкция верхних дыхательных путей (Н.А. Дайхес, В.П. Быкова, А.Б. Пономарев, Х.Ш. Давудов); при клинической картине наружного отита может присутствовать субъективное снижение слуха (В.Т. Пальчун, М.М. Магомедов, Л.А. Лучихин); заболевания зубов, языка, небных миндалин и гортани могут быть причиной рефлекторной боли в ухе (там же).

В качестве показателей потенциальной модальности выступают модально-связочные лексемы (модификаторы), употребляемые при предикате. В представленных текстах оториноларингологии употребляются предикаты «мочь» (может, могут), «способен», «возможен». Модифицируя схему предложения, эти лексемы вносят в предложение регулярные дополнительные значения, указывающие на поворот течения болезни от ирреальности к реальности. Сочетания квалификатора «мочь» характеризуются семантической диффузностью, что делает интерпретацию его употреблений максимально зависимой от контекста. Каждое из частных модальных значений возможности обнаруживает себя в определенной синтагматической среде и зависит от семантики субъекта и базового предиката. Важным фактором является наличие в модальном высказывании детерминантов, указывающих на объективность условия, детерминирующего ситуацию.

В научном (медицинском) тексте реализуется различный спектр значений возможности. Наиболее частотны примеры, в которых представлена ситуация, потенциальная в настоящий момент, но имеющая предпосылки для того, чтобы стать фактической. Формы будущего времени определяют специфику выражаемого значения. Приведем примеры:

1. длительное напряжение голосовых связок, курение могут способствовать развитию хронического ларингита (Н.А. Дайхес, В.П. Быкова, А.Б. Пономарев, Х.Ш. Давудов); к нарушению нормального кровоснабжения слизистой оболочки глотки может приводить нерациональное постоянное использование сосудосуживающих капель (В.Т. Пальчун, М.М. Магомедов, Л.А. Лучихин); высокий пирсинг уха может осложниться развитием перихондрита ушной раковины (там же); нерационально проведенная терапия экссудативного отита может оказаться причиной возникновения адгезивного среднего отита (там же).

Возможность в языке немыслима без осуществления альтернативы, которая в научной речи чаще всего эксплицирована. Например: при остром гнойном верхнечелюстном синусите при передней риноскопии в среднем носовом ходе может визуализироваться «полоска гноя» со стороны поражения, но может и отсутствовать из-за блока естественного соустья (там же); при болезни Меньера в большинстве случаев эффективно консервативное лечение, которое заметно облегчает состояние больного, а при частых и тяжелых приступах в течение нескольких месяцев оправданными могут быть и инвазивные методы лечения (там же).

Таким образом, модальный профиль глагола «мочь» всякий раз определяется пропозициональным содержанием высказывания. Лингвистический и смысловой анализ модальных средств в науч-

ном (медицинском) тексте приобретает важное значение для иностранных специалистов в сфере профессионального обучения.

Список литературы

1. Аксенова Е.Д., Кузнецова А.А., Мирзоева В.М. Метатекстовые свойства вводно-модальных связующих средств на материале научных (медицинских) текстов // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 8. Том 1(47). С. 266-272.

2. Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. [Пер. с франц.] М.: Изд-во иностранной литературы, 1955. 416 с.

3. Виноградов В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке // Исследования по русской грамматике: избранные труды. М.: Наука, 1975. С. 53-87.

4. Клиническая патология гортани (руководство-атлас для последипломного обучения специалистов научных, лечебных и учебных медицинских учреждений) / Дайхес Н.А., Быкова В.П., Пономарев А.Б., Даву-дов Х.Ш. М.: Медицинское информационное агентство, 2009. 156 с.

5. Ляпон М.В. Грамматика самооценки // Русский язык. Проблемы грамматики, семантики и оценочные факторы в языке. Виноградов-ские чтения. XIX-XX. М.: Наука, 1992. 128 с.

6. Пальчун В.Т., Магомедов М.М., Лучихин Л.А. Оториноларингология (Учебник для вузов). 2-е издание, исправленное и дополненное М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2008. 656 с.

References

1. Aksenova E.D., Kuznecova A.A., Mirzoeva V.M. Metatekstovye svo-jstva vvodno-modal'nyh svjazujushhih sredstv na materiale nauchnyh (medicinskih) tekstov [Metatext properties of introductory-modal linking means as based on scientific (medical) texts]. Evropejskij zhurnal social'nyh nauk. 2014. № 8. V. 1(47). S. 266-272.

2. Balli Sh. Obshhaja lingvistika i voprosy francuzskogo jazyka [General linguistics and issues of the French language]. M.: Izd-vo inostrannoj literatury, 1955. 416 s.

3. Vinogradov V.V. O kategorii modal'nosti i modal'nyh slovah v russ-kom jazyke [Concerning the category of modality and modal words in the Russian language]. Issledovanija po russkoj grammatike: izbran-nye Trudy [Research on Russian grammar: selected works]. M.: Nauka, 1975. S. 53-87.

4. Dajhes N.A., Bykova V.P., Ponomarev A.B., Davudov H.Sh. Klini-cheskaja patologija gortani (rukovodstvo-atlas dlja poslediplom-nogo obuchenija specialistov nauchnyh, lechebnyh i uchebnyh medicinskih uchrezhdenij) [Clinical pathology of the larynx (atlas guide for post-graduate education at scientific, medical and academic institutions)]. M.: Medicinskoe informacionnoe agentstvo, 2009. 156 p.

5. Ljapon M.V. Grammatika samoocenki [Self-esteem grammar]. Russkij jazyk. Problemy grammatiki, semantiki i ocenochnye faktory v jazyke. Vinogradovskie chtenija. XIX-XX [Russian language. Grammar Problems, semantics and value factors in the language. Vinogradov Readings. XIX-XX]. M.: Nauka, 1992. 128 p.

6. Pal'chun V.T., Magomedov M.M., Luchihin L.A. Otorinolaringologija (Uchebnik dlja vuzov) [Otorhinolaryngology (Course textbook)]. M.: «GJeOTAR-Media», 2008. 656 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Аксенова Екатерина Дмитриевна, доцент кафедры русского языка, кандидат филологических наук, доцент Тверской государственный медицинский университет ул. Советская, 4, г. Тверь, 170100, Российская Федерация katrintver@mail.ru

Мирзоева Валентина Михайловна, заведующая кафедрой русского языка, кандидат филологических наук, доцент Тверской государственный медицинский университет ул. Советская, 4, г. Тверь, 170100, Российская Федерация ruslang@tvergma.ru

Мирзоева Евгения Залимовна, ассистент кафедры оториноларингологии, кандидат медицинских наук

Тверской государственный медицинский университет ул. Советская, 4, г. Тверь, 170100, Российская Федерация mez4083@mail.ru

DATA ABOuT THE AuTHORS Axenova Ekaterina Dmitrievna, Senior lecturer of the Chair of Russian Language, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer

Tver State Medical University

4, Sovetskaya Str., Tver, 170100, Russian Federation

katrintver@mail.ru

Mirzoeva Valentina Mikhaylovna, Head of the Chair of Russian Language, Candidate of Philological Sciences, Senior Lecturer

Tver State Medical University

4, Sovetskaya Str., Tver, 170100, Russian Federation

ruslang@tvergma.ru

Mirzoeva Evgeniya Zalimovna, Assistant of the Chair of Otorinolar-ingology, Candidate of Medical Sciences

Tver State Medical University

4, Sovetskaya Str., Tver, 170100, Russian Federation

mez4083@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.