Научная статья на тему 'Мода с позиций системно-синергетического подхода: методологический аспект'

Мода с позиций системно-синергетического подхода: методологический аспект Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
83
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода с позиций системно-синергетического подхода: методологический аспект»

Л. В. Елинер

Мода с позиций системно-синергетического подхода. Методологический аспект

Понятие моды широко вошло в жизнь современных людей. Трудно представить цивилизованного человека, тем более - молодого, который не считался бы с модой, явно или исподволь не следил за ее изменениями. Понятие «герой нашего времени» существует давно и оно непосредственно связывалось с человеком, идущим не только в ногу со временем, но и определяющим стиль поведения в обществе, его манеры, внешний облик. Множественность взаимовлияний создает впечатление, что процесс формирования модного образа неуправляем, что мир моды представляет хаос, где господствует случайность, и никаким законам не подчиняется. Изменчивость моды стала одной из самых распространенных характеристик. На самом же деле мода представляет такую же сложную, открытую и гибкую систему, производную от таких СОГ-систем, как дизайн, искусство, культура, общество, и подчиняется тем же закономерностям. Недаром в жизни современных людей широкое распространение получили такие старые интегрированные понятия как «денди», «модель», «гламур», отражающие состояния всех вышеперечисленных систем - «пленительный шик, дивное слияние шарма».1 Чтобы оценить явления и процессы формирования образа героя нашего времени, необходимо понять, как отмечает Е. А. Косарева, что изменение формы, деталей расцветки, материалов, дополнительных деталей, аксессуаров позволяет характеризовать время, в которое жил или живет герой - его «демократичность, деловитость, рациональность», «представительность, элегантность, элитарность».2

Для оценки закономерностей, которым подчиняется мода как особое явление и исторический процесс как сложная, открытая и гибкая система, необходимо определить принципы, выделить постулаты, концепции, лежащие в основе этого культурного явления и, бесспорно, особого вида искусства. Без установления этих закономерностей нельзя понять, как формируется модный образ, тем более сделать этот процесс в какой-то мере упорядоченным, управляемым, системным.

1 Вайнштейн О. Б. Денди: мода, литература, стиль жизни. - М. : Новое литературное обозрение, 2006. - С. 13.

2 Косарева Е. А. Мода. ХХ век. Развитие модных форм костюма. - СПб. : Петербургский институт печати, 2006. - С. 65.

Большинство исследователей, говоря о моде, подразумевают, в основном, социальное явление, связанное с массовым ажиотажем - желанием носить одежду, уже одобренную общественным мнением как некий эталон. Этот эталон может быть принят большинством общества, если оно тоталитарно, или принят лишь активной, культурной частью общества за образец того, что красиво и современно, в то время как остальная часть общества придерживается разных течений, направлений и стилей моды, что характеризует демократически организованные системы обществ.

В научной литературе, исследующей моду и раскрывающей ее суть, большей частью говорится о моде в одежде (главным образом, женской, ибо мужская - более консервативна и не столь разнообразна). Однако в данной работе термин мода употребляется в более широком согистиче-ском смысле.1 Согистическое понятие моды относится и к предметам интерьера, мебели, используемой технике, образу жизни, манере поведения, это понятие берется широко в контексте культуры и культуроге-неза2 как особого явления, отражающего формирование системы моды и эволюционный путь ее развития.

Мода при согистическом подходе рассматривается как явление, широко включенное в систему культуры и, через нее, в систему общества. Когда мода изучается в статике (здесь и сейчас), она рассматривается как явление, а когда исследуется в динамике - как процесс развития в масштабе исторического времени, вписывающийся в систему мировой культуры. Такой широкий подход отражает общую современную тенденцию к глобализации человечества, глобализации не только экономики, политики, но и культуры и искусства, наиболее близко соприкасающихся с модой.3

Рассматривая моду во взаимодействии с иерархически связанными с ней системами (человек, искусство, культура, общество), следует отметить, что явление глобализации имеет, к сожалению, не только положительный (быстрое распространение и обмен информацией), но и отрицательный эффект, ибо всеобщая стандартизация, размывает нацио-

1 Согистика - наука об организации сложных , открытых и гибких систем, см. Елинер Г.И., Елинер И.Г., Елинер Н.Г., Таблетки мудрости. Т. 1.— СПб., 2000; Елинер Г. И., Елинер И. Г., Елинер Н. Г. Искусство невозможного. Т. 2. - СПб., 2002; Елинер Г. И., Елинер И. Г., Елинер Н. Г. Сага о согистике. Т. 3. - СПб. : ОАО «Искусство России», 2007.

2 Мосолова Л. М. Методологические проблемы освоения мирового культурного наследия в контексте глобализации / Методология культурологического исследования (культурологические исследования' 06).- СПб. : Астероид, 2006.

3 Глобализация и культура: аналитический подход / сб. научн. мат. - СПб. : Янус, 2003.

нальные, этнические культуры, снижается уровень общей культуры. С этим явлением надо считаться, его необходимо учитывать, в особенности, исследуя моду в эпоху Постмодерна, характеризующуюся двумя противоположными тенденциями. С одной стороны, это связано с процессом глобализации, интеграционным процессом, а с другой стороны -с тенденцией к обостренному ощущению своей индивидуальности, обособленностью человека, чувством повышенной рефлексии, связанной с вопросом потерянности себя и своего личного образа в этом огромном мире, мегаполисе. Обе эти тенденции являются существенными характеристиками современной постиндустриальной эпохи Постмодерна.1

Трудность описания моды как конкретного явления, процесса, как сложной, открытой и гибкой системы заключается в разнообразии ее проявлений. Таковыми могут быть, например, модная прическа, костюм, автомобиль или стиль жизни. Достаточно трудно выяснить процесс трансформации конкретной моды в ее развитии от момента возникновения до смены ее другой модой. Ведь мода весьма изменчива и непостоянна, как в частностях, в деталях, так и разнообразна в своих качественных проявлениях.

Философы, социологи, культурологи, искусствоведы обращают внимание на различные характеристики моды. В большинстве работ мода -это и образ, и способ,2 и механизм регуляции, а также правило, предпи-

3

сание и вкус, и даже чувство меры, определяющее эстетическую потребность человека к самовыражению через формотворчество.4 Это разнообразие и несводимость друг к другу определений моды вызывает необходимость рассматривать ее системно, и тогда столь разнообразные и, на первый взгляд, разноплановые определения входят как вполне определенные, взаимосвязанные составные части в сложное системное понятие моды, поскольку мода - цельное системное историческое явление и процесс. Она самым теснейшим образом связана с культурным пространством - той почвой, на которой мода формируется, развивается и трансформируется, и с тем временем, которое накладывает свой типичный, вполне характерный отпечаток, определяя свойства, специфику и характерные черты моды. Без учета специфики пространства культуры невозможно понять факторы, которые определяют само яв-

1 Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция Научного мифа.- М. : Интрада, 1998.

2 Рачицкая Е. И., Сидоренко В.И. Моделирование и художественное оформление одежды. - Ростов н/Д. : Феникс, 2002.

3 КилошенкоМ. И. Психология моды. - 2-е изд., испр. - М. : Оникс, 2006.

4 Козлова Т. В., Ильичева Е. В. Стиль в костюме XX века. - М. : МГТУ им. Косыгина, 2003.

ление моды и ее свойства, трудно определить конкретные черты, характеристики и их специфику, а без учета специфики времени невозможно понять, почему мода, как конкретное явление, развивается и трансформируется именно в данном направлении. Не выяснив всего этого, невозможно выявить причины ее трансформации и закономерности организации, которые присущи ей как СОГ-системе. Однако и такое системное рассмотрение оставляет в стороне вопрос об изменении и трансформации моды, о смене одной моды другой, т.е. отсутствует рассмотрение ее как явления и процесса одновременно.

Основными предпосылками к созданию методологических основ к изучению СОГ-систем явились идеи, лежащие в основе системного и синергетического подходов. Преимуществом системного подхода1 явилось рассмотрение СОГ-системы в целостности, когда качество системы не может быть определено по отдельным показателям, а определяется только их интегральной оценкой по показателям адаптации, надежности и оптимальности. Преимуществом синергетического подхода2 является динамическая характеристика, позволяющая оценить систему в развитии от хаоса неопределенности (зарождение системы) до организованного порядка (сформированная система).

При согистическом рассмотрении, с одной стороны, объясняется строгость и определенная специфическая заданность моды на определенном историческом этапе развития общества, его культуры и искусства, а с другой стороны, на другом этапе - ее неустойчивость, особое разнообразие и даже хаотичность. Хаос может объясняться наличием негативных проявлений как особой реакции на сложности перестройки общества, коллизии исторического времени, в том числе обусловленные развитием более глобальной системы - человечества с нивелированием значения разнообразия национальных, этнических культур.

Именно согистический подход с выделением внутренних системообразующих факторов (структуры, функций и содержания), обеспечивающих саморегуляцию, и внешних системообразующих факторов (политики, экономики, идеологии, научно-технических достижений), обуславливающих ее развитие, позволяет рассмотреть моду как явление и процесс в системе культуры, в которой задействуются эти же факторы, и выявить закономерности, которые являются типичными для систем моды и культуры в их согистической взаимосвязи (действие, результат,

1 Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. - М. : Наука, 1973.

2 Каган М. С. Синергетика и культурология / Синергетика и методы науки. -СПб., 1998.

взаимодействие, взаимосодействие). Разработка согистического подхода дает наиболее полное представление о закономерностях трансформации моды как сложного явления и процесса, выявляет стадии развития моды как СОГ-системы (рождение, развитие, расцвет, стагнация, упадок, распад), определяет состояния, их сопровождающие (динамическое равновесие, устойчивое равновесие, неустойчивая неравновесность) и фазы, характеризующие переход одной доминирующей системы моды в другую. При использовании согистического подхода становятся понятными многие противоречия в тех характеристиках, которые даются этому явлению при его изучении разными авторами, не учитывающими стадий, состояний и фаз в развитии СОГ-системы моды. Именно согистический подход с выделением внутренних и внешних системообразующих факторов моды, тенденций к консерватизму и свободе, синхронизирующей и десинхронизирующей, интеграционной и дезинтеграционной, а также разной степени выраженности основных свойств (сложность, открытость и гибкость) таких взаимосвязанных систем как сама мода, искусство, культура и общество, открывает возможность классифицировать различные характеристики, признаки, факторы, постулаты, принципы, концепции, парадигмы. Такой цельный подход дает возможность определить качественные и количественные параметры, характеризующие моду, соединить и проинтегрировать частности, которые формируют это явление, и построить модель сложной, открытой и гибкой саморегулирующейся системы, какой мода, по сути, и является. Тем самым становятся понятны процессы, лежащие в основе формирования современного модного образа героя нашего времени, его противоречивый характер. А также появляется возможность произвести анализ и синтез информации о героях прошедших веков и даже заглянуть в будущее, представив процесс развития системы моды - и образов героев, которые будут этому времени и глобальному миру соответствовать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.