Научная статья на тему 'Мода на норму и грамотность: актуальность проблемы'

Мода на норму и грамотность: актуальность проблемы Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1119
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА РЕЧИ / ЯЗЫК / НОРМА / УЗУС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Серанова Ю.А.

Статья посвящена исследованию современной моды на правильную и грамотную речь. Вспоминаем некоторые интересные факты речевой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода на норму и грамотность: актуальность проблемы»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №11/2015 ISSN 2410-6070

5. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Н.Новгород: НГПУ, 2015.145 с.

6. Санцевич Н.А. Моделирование вариативности языковой картины мира: автореф.дис... канд.фил.наук. М., 2003. 21 с.

© Савина К.С., 2015

УДК 808

Ю.А. Серанова

студентка факультета перерабатывающих технологий Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия г. Нижний Новгород, Российская Федерация

МОДА НА НОРМУ И ГРАМОТНОСТЬ: АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Аннотация

Статья посвящена исследованию современной моды на правильную и грамотную речь. Вспоминаем некоторые интересные факты речевой культуры.

Ключевые слова Культура речи, язык, норма, узус.

Умение грамотно писать, связно и логично излагать свои мысли является частью общей культуры человека. Каких бы высот власти человек ни достиг, каким бы богатым он ни был, ему никогда не стать культурным, если он неграмотно пишет и не умеет связать двух слов. Это всегда понимали те, кто был в России правящим классом до Революции - дворяне, которые обязательно обучались риторике и грамматике с детства.

Сегодня статус грамотности снижается (например, с каждым годом снижается проходной балл ЕГЭ). Но ведь грамотность говорит и о состоянии интеллекта.

Проблемы речевой культуры связаны, в числе прочего, с интернетом, с медиасферой, с использованием СМС-сообщений [5; 6], со всем тем, что упрощает речь и письмо, с тем, что позволяет подходить к языку максимально хаотическим и недисциплинированным образом.

Сегодня начали проводить ежегодно тотальные диктанты. Это акция, в первую очередь, воспитательного свойства. Тут есть и элемент солидарности, и элемент состязательности, и при этом никто ничем не рискует, нет боязни, что тебе поставят двойку. Но желание получить хорошую оценку остается, и проверить себя любопытно. «Тотальный диктант» должен дать понять, что грамотным быть модно, модно быть читающим и умным [1; 2].

Любой из нас будет смешно выглядеть, если находясь в окружении грамотных людей, вдруг начнет говорить неправильно, нецензурно, невыразительно, нелогично и т.д.

Вспомним некоторые правила родного языка, закрепив наши знания интересными скороговорками:

Одеть брюки или надеть? Одеваю я Надежду, надеваю ей одежду. Неправильно: одеть брюки.

Займи мне или одолжи мне? Я занял у родителей денег, и не вернул, потому что бездельник. Весной друг байк мне одолжил, и я до лета не дожил. Неправильно: займи мне, я одолжил (в значении «взял взаймы»).

Пожарник или пожарный? Я тушил вагон товарный, потому что я пожарный.

Неправильно: пожарник.

Согласно чего или согласно чему? Согласно царскому указу боярам выбили по глазу. Неправильно: согласно указа.

Договоры или договора? Мы не жулики, не воры, подписали договоры. Неправильно: договора.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№11/2015

ISSN 2410-6070

Носок или носков, чулок или чулков? Я оставил ей в залог, пару синеньких чулок, и уехал сразу в Псков, с ящиком цветных носков. Неправильно: носок и чулков.

По средАм или по срЕдам? Не советую я вам напиваться по средАм. Неправильно: по срЕдам (дни недели). Подпись или роспись. Агенты Моссада поймали араба, организовав засаду. Сделав на фасаде еврейского дома роспись, араб поставил в акте сдачи-приемки не ту подпись. Неправильно: поставить в акте роспись.

Пишите и говорите правильно:

1. Сколько можно сомневаться «придти» или «прийти»? Запомните раз и навсегда, правильно — «прийти».

2. Как правильно: победю или побежу? Никак! У глагола победить нет формы 1-го лица ед. числа в будущем времени. Одержу победу, сумею победить вполне себе заменяют эту форму.

3. С точки зрения лексической сочетаемости выражение самый лучший звучит так же нелепо, как более красивейший. Вспомним название фильма и улыбнемся: «Самый лучший фильм».

Если появится мода на грамотность, будет очень хорошо. Умение пользоваться речью и богатый словарь - это нелегкое дело. Правильная устная и письменная речь - не менее важная черта, чем умение одеваться, хороший стиль и т.п. Давайте говорить грамотно. Пусть это будет непреходящая мода на вечные ценности.

Список использованной литературы:

1. Башкатова Д.А. Современный русский дискурс моды: автореф.дис... канд. филол.наук. Москва, 2010. 34 с.

2. Гришаева Т.А. Мода как феномен современной культуры: автореф.дис... канд.филос.наук. Ростов -на-Дону, 2008. 32 с.

3. Карасик В.И. Культурные доминанты в языке // Языковая личность: культурные концепты. Волгоград-Архангельск, 2006. С. 3-16.

4. Кочнова К.А., Чанчина А.В. Моделирование языковой картины мира: монография. Нижний Новгород: НГПУ, 2015. 145 с.

5. Кочнова К.А. О многообразии терминологии в вопросе изучения языковой картины мира писателя // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 4-1. С. 56-59.

6. Кочнова К.А. Речевая коммуникация: учебное пособие. Н.Новгород, 2015. 194 с.

7. Кочнова К.А. Русский язык и культура речи: учебное пособие. Нижний Новгород, 2013. 202 с.

8. Новиков В.И. Новый словарь модных слов. М.: АСТ, 2008. 192 с.

© Серанова Ю.А., 2015

УДК 81

Д.С. Смирнова, А.А. Шолина

студенты факультета агрохимии, почвоведения и агроэкологии Нижегородская государственная сельскохозяйственная академия

г. Н.Новгород, Российская Федерация

ЗООНИМЫ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА

Аннотация

Статья посвящена исследованию репрезентации зоонимов в русской языковой картине мира. Анализируются образы медведя, волка, кошки и собаки.

Ключевые слова Языковая картина мира, зооним, лексема, паремия, медведь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.