Научная статья на тему 'Мода как форма группового поведения'

Мода как форма группового поведения Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
725
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДА / ОБЩЕСТВО / ОДЕЖДА / ВЛИЯНИЕ / КУЛЬТ / МОДНАЯ ИНДУСТРИЯ / FASHION / SOCIETY / CLOTHING / INFLUENCE / CULT / FASHION INDUSTRY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кожина Е.В.

В данной статье рассматривается проблема, затрагивающая влияние моды на людей в обществе. Изучается психология поведения личности благодаря модной индустрии с помощью таких инструментов как СМИ, интернет, журналы, социальные сети и фильмы. Показаны примеры негативного влияния моды на личность, а также на окружающую среду. На основе проведённого анализа выявлены причины поклонения людей моде. Также обоснована роль модной индустрии как инструмента управления социальной средой; выявлены причины цикличности моды и влияющие на этот процесс факторы. Мода рассматривается как вирус. В статье затронута одна из основных сфер модной индустрии моделинг. Описывается позиция современной моды, и что она открывает для творческих людей. Мир моды неоднозначен, поэтому можно найти в нём как плюсы, так и минусы. На основании исследования выявлено, что как только человечество осознает всю силу моды и перестанет ей поклоняться, вот тогда мода станет настоящим двигателем прогресса.This article deals with the problem that affects the influence of fashion on people in society. The psychology of personality behavior through the fashion industry is studied using tools such as media, internet, magazines, social networks and films. It shows examples of the negative impact of fashion on the individual as well as on the environment. Based on this analysis, the reasons for people worshipping fashion are identified. The role of the fashion industry as a tool for managing the social environment is also justified; the reasons for the cyclical nature of fashion and the factors influencing this process are identified. Fashion is viewed as a virus. In article one of the basic spheres of the fashion industry modelling is mentioned. The position of modern fashion is described, and what it opens for creative people. The fashion world is ambiguous, so you can find both pluses and minuses in it. But as soon as mankind realizes all the power of fashion and stops worshiping it, then fashion will become a real engine of progress.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мода как форма группового поведения»

МОДА КАК ФОРМА ГРУППОВОГО ПОВЕДЕНИЯ Е.В. Кожина, студент

Научный руководитель: Г.А. Чеджемов, старший преподаватель Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10448

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема, затрагивающая влияние моды на людей в обществе. Изучается психология поведения личности благодаря модной индустрии с помощью таких инструментов как СМИ, интернет, журналы, социальные сети и фильмы. Показаны примеры негативного влияния моды на личность, а также на окружающую среду. На основе проведённого анализа выявлены причины поклонения людей моде. Также обоснована роль модной индустрии как инструмента управления социальной средой; выявлены причины цикличности моды и влияющие на этот процесс факторы. Мода рассматривается как вирус. В статье затронута одна из основных сфер модной индустрии - моделинг. Описывается позиция современной моды, и что она открывает для творческих людей. Мир моды неоднозначен, поэтому можно найти в нём как плюсы, так и минусы. На основании исследования выявлено, что как только человечество осознает всю силу моды и перестанет ей поклоняться, вот тогда мода станет настоящим двигателем прогресса.

Ключевые слова: мода, общество, одежда, влияние, культ, модная индустрия.

Как влияет мода на человека и модели его поведения?

Общество делится на тех, кто следит за модой и тех, кто её отвергает. Желание привлекательно одеваться появилось ещё с давних времён. Даже 25 тыс. лет назад, когда археологи в сунгирском погребении нашли первые залежи людей в одежде, было замечено, что все атрибуты были украшены костями мамонта, были обнаружены браслеты и бусы. Но мода как индустрия начала формироваться во Франции только лишь в 17 веке. Париж-это столица настоящей моды. Там представлены самые известные бренды такие как, Dior, Louis Vuitton, Lacoste, Saint Laurent Paris и другие.

Мода довольно неоднозначное понятие. Оно в себе содержит не только ценности и вкусы, принятые в определённой среде в определённое время, но это и настоящий культ. Мода оказывает огромное воздействие на социальную среду. Она может как объединять, так и создавать неравенство между людьми. Происходит давление, из-за чего люди боятся быть отвергнутыми, оказаться вне общества. Да и вообще, под-

ражание кому или чему-либо уже является скрытой биологической защитой.

Как принято считать, что если ты одет в соответствии с модой, то ты успешен и с тобой заговорят, а если нет, то лови только осуждающие взгляды и сплетни. Люди любят ощущения, которые им дарит красивая одежда. В определённой степени, мы представляемся с помощью одежды. Мы всегда общались и общаемся таким образом. Но что мы пытаемся рассказать о себе этим способом? Те, кто следуют моде, непроизвольно говорят: «Я успешный, современный, посмотри на меня» Но настолько ли ты успешен, если даже не представляешь, какой урон тем самым наносишь не только обществу, но и окружающей среде? Мы не говорим, что модным быть плохо, но нужно подходить ко всему взвешенно. Если раньше люди покупали две футболки в год, то сейчас это число возросло во много раз. Индустрия моды нам показывает по-настоящему красивую жизнь и роскошь. Но всё ли так красочно и идеально? Конечно же, нет. Большинство людей даже не знают, кто именно создаёт ту одежду, которую мы носим. Речь сейчас идет не о всемирно из-

вестных брендах, названных выше. Сейчас рассмотрим так называемую «быструю моду», которую мы видим каждый день в таких известных магазинах, как H&M, MANGO, Pull&Bear, Zara и другие.

Одежду для представленных магазинов зачастую делают женщины из Бангладеша. Люди там находятся в очень невыгодных экономических и социальных условиях, и многие из них болеют различными болезнями из-за недостатка чистой воды, потому что практически все отходы от производства сбрасываются в воду, в которой же они и купаются. Из-за глобализации производства брендам подобных магазинов выгодней перемещать производство своего товара в страны так называемого «третьего мира». Больше 85% швей такой одежды - женщины с минимальной зарплатой меньше 3 доллара в день. И когда созданная тяжким трудом одежда, попадает в руки покупателя, он даже и не задумывается, как и благодаря чему она была сделана.

Модное производство на втором месте по загрязнению окружающей среды после нефтяного. Большинство одежды сегодня производится из хлопка. С увеличением спроса на одежду огромные хлопковые поля стали опрыскивать химикатами для повышения темпа роста. И если урон, нанесённый человеком локально, на незначительной части природы, еще может нейтрализоваться естественным путём, то в тех масштабах, в которых люди используют землю для своих целей, это невозможно. Проблема заключается в том, что капитал должен постоянно расти, а у природы есть свои рамки прочности.

Но мода оказывает большое влияние не только на природу. Мода всегда влияла и будет влиять на общество, как бы мы этого не хотели. Люди, попадающие в мир моды, порой меняются до неузнаваемости. Их привлекает обложка, созданная модой. Простые девушки превращаются в вульгарных женщин, считая, что стали лучше и приобрели какую-то привлекательность, но на самом деле меняются не в лучшую сторону.

Сейчас каждый шестой человек работает в индустрии моды. С 70-х годов дизай-

неров начали воспринимать не просто как портных, а частью светского общества. С этого момента роль дизайнеров в обществе очень выросла, и теперь представитель данной профессии стал статусной фигурой. Также, нельзя не затронуть самую главную сторону индустрии моды - моде-линг.

Модельный бизнес в том проявлении, которым мы знаем его сейчас, появился в 20 веке. Сейчас он распространятся и на мужчин и на девушек с габаритными размерами, но издавна эта область создана для высоких, худых девушек, играющих роль «вешалки». Их главная задача - показать одежду. Но это только в начале своей карьеры. Если модель прославится, то она уже сможет диктовать свои правила. Многие девушки хотят быть моделями и подражают им. И каждая третья девушка в социальных сетях мнит себя моделью и гордится этим, не зная, что на самом деле под собой подразумевает эта профессия. Можно сказать только лишь то, что у настоящих моделей очень много запретов, и пока подписан контракт с буккером, они не имеют право даже укоротить себе волосы, не говоря уже о более значительных изменениях в своей внешности. Проблема общества состоит в том, что все люди начинают быть похожими друг на друга. Если в моде чокеры и велосипедки, то большая часть будет носить именно это. У большинства людей нет собственного мышления, и мало кто заинтересован в создании своего стиля, ведь всё уже придумано за нас.

Мода бывает разная: на стиль в одежде, на образ жизни, литературы, кухни и так далее, которые популярны в данном обществе и в определённый момент времени. Важная характеристика моды - стремление следовать новому. Принцип новизны и зависит не столько от времени создания предмета, сколько от момента его вхождения в систему выбранных ценностей и признания в обществе. Выдающийся ирландский драматург Бернарда Шоу однажды сказал: «Мода - это управляемая эпидемия». И он был абсолютно прав. Мода становится вирусом, и когда уже вступишь

на её путь, то не свернешь с него без своего желания.

То, что мода влияет на общество и заставляет на бессознательном уровне что-то делать, было замечено ещё давно. Европейскую модную индустрию часто обвиняют в навязывании ложных ценностей и нездоровых стандартов красоты, ведь большинство реальных покупателей имеют параметры фигуры отличающихся от модельных [1].

Мода выступает инструментом для достижения каких-то целей. Например, эмансипация началась после введения в моду мужской одежды, как атрибута из женского гардероба. Таким образом, девушки противостояли социальной зависимости от мужчин, но в итоге приобрели не свободу, а нового хозяина. Одежда, показывающая женские формы, поспособствовала появлению культа обнажённого тела в социальной среде. В моде сейчас обтягивающие брюки для парней, как было у девушек. А также новый вид приветствия- объятия и поцелуи не только у девушек, но и мужчин, что демонстрируют и медиа-персоны. Большую популярность получили татуировки. Если раньше они считались исключительно прерогативой заключённых, то сейчас люди вывели это в новую субкультуру и «забивают» тело практически полностью.

Но люди не являются жертвами моды. А мода не прислуживает человеку [2]. Мы вместе с модой находимся в одной системе и несём ответственность как за производство, так и за потребление одежды. Весь этот процесс начался исходя из внутренних желаний личности. Но после он настолько разогнался, что теперь имеет необратимую власть над людьми. Поэтому мы думаем, что модная индустрия сильнее человека, хотя это не так, и человек властен над модой.

Современная мода является отдельным видом искусства и бизнесом. Сейчас создано огромное количество различных тканей и техник, с помощью которых создаётся одежда. Каждый сезон у дизайнеров появляются новые идеи и образы на моделях, а магазины быстрой моды копируют идеи и продают похожие фасоны массе населе-

ния. Чем быстрее моду примут люди, тем быстрее она изменится. Но продвижение моды тоже непросто. Чтобы что-то сделать модным, нужно придумать историю этой вещи, которая будет убедительна. А такое удаётся настоящим профессионалам или талантливым людям. Речь идёт о модных показах. Сегодня это не просто показы, это настоящие театральные представления, к которым очень долго и серьёзно готовятся. Когда попадаешь на показ, например, Dior, то тебя могут окружать настоящие цветы на потолке и стенах, буквально всё усыпано в них. Играет музыка, задающая темп моделям и настроение зрителю, присутствуют необычные спецэффекты. Человек просто попадает в другой мир. И такие показы действительно можно назвать искусством. Но показы это не единственный способ внедрить новые модные инновации. Известные персоны рекламируют различные бренды, а может быть даже выдуманный литературный герой или персонаж из кино. Вся современная мода начала появляться в тот момент, когда люди, придумывающие её, стали воспроизводить свои идеи по-новому. Когда они отошли от традиций и начали противостоять системе. Это новая жизнь для людей искусства. Люди с творческим мышлением нашли новую грань в жизни, благодаря которой могут реализовать свои возможности и необычные идеи. Они могут как править обществом, так и создать что-то полезное для него, открыть что-то новое и вдохнуть в людей новую жизнь. Вообще, участие во всех модных процессах- это ритуал [3]. Когда человек пользуется модой, в каждом его действии есть какой-то символический смысл. А со стороны общества это потребление облагораживается.

Но слепое поклонение моде не во всех странах. Например, во Франции моде следуют не более 7% населения, в то время как в России она очень востребована. Несмотря на то, что мировые бренды, созданы в Париже, там очень мало, кого можно увидеть одетым в эти бренды. Французы живут своим стилем - размеренным и для удовольствия. Им неважно насколько ты модно одет, в отличие от россиян. Когда перебарщиваешь с модой, выглядишь

вульгарно, а значит искусственно. Мода всегда дорого обходится, а собственный стиль нет.

Мода циклична. То, что было модным, например, в 90-х, опять вошло в моду в 2017 году. Иногда люди хотят отвлечься от реальности и используют для этого моду прошлых лет, от которой веет позитивом и весельем. Также, мода-это чаще всего движение молодёжи и каждое поколение отличается от предыдущего, появляется новое мышление и идеи. Поэтому моде свойственно меняться и достаточно быстро. Но новое-это хорошо забытое старое, поэтому непременно мода всегда будет возвращаться к своим истокам и только лишь улучшать уже устаревшие идеи, делать их современнее и применять.

Сейчас же моду можно объединить с наукой и сделать из этого двигатель прогресса [4]. Ведь в науке люди начинают чему-то верить, если теория подтверждена наглядно в виде какого-нибудь эксперимента. А без творческого и нестандартного мышления абсолютно всё в нашем мире не откроешь и не докажешь, и мода здесь как нельзя кстати.

Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что мода одновременно и объединяет, и разграничивает людей. Но человек стоит выше моды и, если он перестанет от неё зависеть, то направит эту силу в правильное русло и выиграет. Поэтому из всех проблем, что сейчас стоят перед человечеством, можно начать с самого простого - с моды.

Библиографический список

1. Смирнова Е.А., Чеджемов Г.А. Влияние стандартов красоты на поведенческие модели женщин в условиях культурной глобализации // Известия института систем управления СГЭУ. - 2017. - №2 (16). - С. 79.

2. Мари Гринде Арнтцен. Дресс-код. Голая правда о моде. - 2013. - 160 с.

3. Васильев А.А. «Я сегодня в моде...» 100 ответов на вопросы о моде и о себе. - М., 2008. - 330 с.

4. Пенроуз Роджер. Мода, вера, фантазия и новая физика Вселенной. - 2016. - 513 с.

5. Михалева К. Мода: предмет, история, социология, экономика. - 2015. - 20 с.

6. Фиона Ффулкс. Как читать моду. Интенсивный курс по стилю и моде. - 2011. - 256 с.

FASHION AS A FORM OF GROUP BEHAVIOR E.V. Kozhina, Student

Supervisor: G.A. Chechemov, Senior Lecturer Samara State University of Economics (Russia, Samara)

Abstract. This article deals with the problem that affects the influence of fashion on people in society. The psychology of personality behavior through the fashion industry is studied using tools such as media, internet, magazines, social networks and films. It shows examples of the negative impact of fashion on the individual as well as on the environment. Based on this analysis, the reasons for people worshipping fashion are identified. The role of the fashion industry as a tool for managing the social environment is also justified; the reasons for the cyclical nature of fashion and the factors influencing this process are identified. Fashion is viewed as a virus. In article one of the basic spheres of the fashion industry - modelling is mentioned. The position of modern fashion is described, and what it opens for creative people. The fashion world is ambiguous, so you can find both pluses and minuses in it. But as soon as mankind realizes all the power offashion and stops worshiping it, then fashion will become a real engine of progress.

Keywords: fashion, society, clothing, influence, cult, fashion industry.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.