Научная статья на тему 'Мобильный комплекс как инструмент реализации логистического подхода к распределению услуг'

Мобильный комплекс как инструмент реализации логистического подхода к распределению услуг Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
145
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кривелева Ю.С., Белякова Е.В.

Рассмотрена актуальность мобильных комплексов как инструмента, способствующего реализации логистического подхода к развитию рынков сбыта медицинских услуг в регионах России, в том числе Красноярском крае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильный комплекс как инструмент реализации логистического подхода к распределению услуг»

Таблица 1

Анализ поставок транспортных посредников

Транспортные посредники Доля поставок, выполненных с опозданием, % Доля груза, поврежденного в процессе транспортировки, %

Всего в том числе по причине

Нарушения условий транспортировки Неисправность спецоборудования Задержка поставки

ЮТэйр 33 13,9 5,5 1,7 6,8

Энергия 13 11,6 3,0 2,0 6,6

Автотрейдинг 28 12,9 3,8 1,9 7,2

Итого 27 13,0 4,2 1,9 6,9

Таблица 2

Выбор транспортного посредника методом рейтинговых оценок

Критерии выбора Удельный вес критерия ТК ПЭК «Деловые линии» «GARGO»

Оценка значимости критерия Рейтинг Оценка значимости критерия Рейтинг Оценка значимости критерия Рейтинг

Сроки поставок 0,25 9 2,25 7 1,75 9 2,5

Тарифы на транспортировку 0,23 7 1,61 8 1,84 7 1,61

Условия расчета (форма платежа, сроки, сумма минимального заказа) 0,12 6 0,72 9 1,08 9 1,08

Возможность внеплановых поставок 0,10 5 0,5 5 0,5 6 0,6

Упаковка груза 0,20 9 1,8 8 1,6 8 1,6

Уровень используемой техники и технологий 0,10 9 0,9 8 0,8 8 0,8

Итого 1 7,78 7,57 8,19

Выбор компании «GarGo» для доставки нестан- Библиографическая ссылка

дартного груза позволит ООО «Парк бабочек» повы- 1. Гаджинский А. М. Логистика. М. : Дашков и К, сить качество обслуживания клиентов и улучшить 2012. 484 с. основные показатели деятельности.

© Колесникова К. И., 2014

УДК 658.7

Ю. С. Кривелева Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА К РАСПРЕДЕЛЕНИЮ УСЛУГ

Рассмотрена актуальность мобильных комплексов как инструмента, способствующего реализации логистического подхода к развитию рынков сбыта медицинских услуг в регионах России, в том числе Красноярском крае.

На современном этапе развития сферы услуг в РФ опыт реализации логистического подхода в компаниях данной отрасли более чем ограничен и встречается только в отраслях материального производства, в транспортном обслуживании предприятий, инфраструктурных подразделениях [3]. Тем не менее, за последние годы заметно выросло качество предоставления услуг социальной сферы, в частности медицинских услуг как в государственных, так и в частных медицинских учреждениях. Повышению качества оказания медицинских услуг способствует и развитие системы логистики в медицинских организациях. Цель логистического подхода в компаниях сферы ус-

луг состоит главным образом в возможности производства и предложения потребителю необходимых ему услуг в необходимом объеме, в определенном месте и в определенное время с наименьшими затратами, что особо актуально для здравоохранения в крупных регионах Российской Федерации.

В Красноярском крае развитие системы здравоохранения происходит за счет реализации региональной программы модернизации здравоохранения, в рамках которой проходит ряд преобразований, в том числе оснащение высокотехнологичным оборудованием крупных краевых медицинских учреждений. Однако данная программа лишь частично учитывает

Секция «Актуальнее проблемы в логистике и управлении цепями поставок»

интересы жителей удаленных от центра региона населенных пунктов, так как доступность медицинской помощи в месте проживания пациента отсутствует. Данная проблема актуальна практически для половины жителей Красноярского края. С другой стороны, установка стационарного высокотехнологичного оборудования в центральных районных больницах с целью повышения его доступности имеет низкую эффективность и рентабельность использования в виду низкой плотности населения и, как следствие, низкой заполняемости мощностей оборудования.

Зарубежный опыт наглядно показывает эффективность использования в реализации логистического подхода при решении проблемы доступности медицинской помощи населению такого инструмента как мобильные комплексы (МК). В целом мобильный комплекс представляет собой аппаратуру или оборудование различного назначения, установленное в перемещаемый модуль или на транспортное средство.

МК достаточно давно используются в различных сферах деятельности, таких как телекоммуникации и военное дело, тем не менее, наибольшую актуальность в настоящее время они получили в сервисном секторе, в частности в здравоохранении.

Выделяют ряд преимуществ использования мобильных медицинских комплексов (ММК):

1. Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью за пределами крупных медицинских учреждений, на местах проживания потенциальных пациентов.

2. Равномерность распределения медицинской услуги среди граждан государства в соответствии с правом каждого жителя РФ на получение медицинской помощи.

3. Повышение эффективности и рентабельности использования оборудования.

Сегодня ММК производятся на заводах Голландии и США по запатентованным технологиям, а сборочные цеха расположены в ряде стран, в том числе и России.

Существует классификация ММК по различным признакам. По типу основания выделяют данные комплексы на базе полуприцепа, на шасси и в перемещаемом модуле. По типу материала внешних панелей они делятся на кевларовые и некевларовые, первые выполнены из прочного пара-арамидного материала и отличаются возможностью работы в трудных погодных условиях. ММК представлены в нескольких направлениях медицинской деятельности: диагностика скринингования, высокотехнологичная диагностика, стоматология, офтальмология, амбулатория, хирургия, лаборатория. На сегодняшний день в России скрининговые и стоматологические ММК стали активно использоваться в Европейской части страны, хотя, с нашей точки зрения, данный инструмент гораздо более актуален в ее Восточной части, где расположены самые крупные регионы, такие как Красноярский край, Республика Саха и Тюменская область. В данных регионах доступность медицинской помощи населению имеет низкий уровень. Более подробно данную проблему рассмотрим на примере системы диагностической помощи в Красноярском крае.

С точки зрения медицинской науки, основой успешной терапии является корректная постановка диагноза. Во всем мире широкое распространение получили понятия «ранняя диагностика», представляющее собой комплекс диагностических методов, позволяющих обнаружить заболевания на начальной стадии развития и упростить процесс лечения; а также смежное понятие - «скрининговая диагностика» - характеризующееся, как стратегия организации здравоохранения, направленная на выявление заболеваний у клинически бессимптомных пациентов [2]. Наиболее часто понятие «ранняя диагностика» встречается в соседстве с диагностикой онкозаболеваний. По данным «Красноярскстата» среди причин смертности населения края онкологические заболевания занимают второе место, уступая сердечнососудистым.

На сегодняшний день в развитых странах флагманом ранней диагностики онкозаболеваний считают магнитно-резонансную томографию (МРТ) как современный и наиболее информативный метод исследования внутренних органов и тканей организма, обладающий высокой чувствительностью и разрешением. Уровень доступности данного метода для населения края можно назвать недостаточным, так как воспользоваться им могут лишь жители Красноярска, Железногорска, Норильска и Ачинска.

С 2013 года на территории Красноярского края функционируют 2 ММК со встроенным МРТ, принадлежащих частной медицинской компании. Данные комплексы установлены в полуприцепе, выполнены из кевларовых панелей и могут функционировать в температурном диапазоне от -45° до +65°. Комплексы обладают высокой мобильностью и возможностью автономного функционирования посредством встроенного дизельного генератора. Пропускная способность диагностического оборудования мобильного комплекса не отличается от стационарного и составляет до 40 исследований/человек ежедневно.

За время работы ММК в крае высокотехнологичную диагностическую помощь получили около 1 000 жителей Восточной, Центральной и Северной групп районов края. Специалистам удалось выявить десятки тяжелых патологий и около 35 случаев, требующих неотложной медицинской помощи [1]. В 2014 году компанией планируется оказать помощь 2 000 человек, в том числе жителям Западной и Южной групп районов края.

Будущее развитие мобильной медицины в Красноярском крае возможно путем создания полного цикла мобильной медицинской помощи, включающего так же ряд терапевтических ММК. Это даст возможность реализовать логистический подход в сфере здравоохранения, при этом выявлять и лечить различные заболевания в необходимом месте и в нужное время, что повысит уровень здоровья и продолжительности жизни населения края. Для развития системы ММК в Красноярском крае необходимо отражение данной проблематики в региональных программах по развитию и модернизации системы здравоохранения.

Библиографические ссылки

1. Зуева Т. В. Отчет о работе ММК в районах Красноярского края. Красноярск : ООО «БиКей Медика», 2013. 27 с.

2. Скрининг [Электронный ресурс] // Википедия. URL: Шр://ги^Шре&а.о^МШ/Скрининг (дата обращения: 29.03.2014).

3. Хайкин М. М. Логистика в сфере услуг : учеб. пособие. СПб. : Изд-во СПбГУЭФ, 2012. 112 с.

© Кривелева Ю. С., 2014

УДК 658.7

С. М. Малюкова Научный руководитель - Г. Е. Герасимова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЗАТРАТАМИ В ЦЕПЯХ ПОСТАВОК

Рассмотрена проблема управления логистическими затратами в цепях поставок, существующие методы анализа и учета логистических затрат, а также способы их снижения. На данный момент инструменты управления логистическими затратами в цепях поставок не достаточны разработаны и освещены в литературе, в связи с чем данная тема является весьма актуальной.

Любая эффективная экономическая система, в том числе и логистическая, предусматривает контроль за различными затратами, стимулирующими ее функционирование. Причем развитие логистики в первую очередь обусловлено стремлением к постоянному сокращению затрат, связанных с движением различных потоков, необходимых для построения гибкой и эффективной логистической цепи [4].

Актуальность вопросов, связанных с выработкой обоснованных решений при управлении логистикой в цепях поставок, обусловлена проявлением целого ряда факторов, к числу которых следует отнести усиление конкуренции на всех видах рынков, возрастание требований потребителей к качеству предоставляемой продукции и услуг, усложнение внешней среды предпринимательской деятельности и ряд других. Очевидно, что в этих условиях особую важность приобретают задачи формирования конкурентной стратегии цепи поставок, решение которых требует соответствующего уровня развития научного обеспечения [5].

Практический подход к расчету и анализу логистических затрат должен быть как можно более простым и привязанным к принятым принципам бухгалтерского учета, подсчета затрат и составления балансового отчета.

Теоретически необходима как можно более полная, комплексная трактовка задач, отражающая суть проблемы и дающая возможность получить ее всестороннюю оценку. В рамках применяемой системы учета, с практической точки зрения, это может оказаться затруднительным или вообще невозможным [2].

Наиболее распространенными методами анализа логистических затрат являются:

• стратегический анализ логистических затрат - это процедура сравнения положения предприятия с точки зрения затрат на обслуживание потребителей с аналогичным положением его ближайших конкурентов;

• стоимостный анализ - нормативный метод, основанный на изучении элементов затрат и направлен-

ный на снижение затрат и, соответственно, повышение потребительской ценности продукции;

• функционально-стоимостный анализ - это метод, направленный на снижение уровня затрат на обслуживание потребителей. Метод основан на тщательном изучении отдельных этапов процесса выполнения заказов потребителей и выяснения возможности их стандартизации для перехода к более дешевым технологиям [1].

К способам снижения уровня логистических затрат относятся:

• проведение переговоров с поставщиками и покупателями по установлению более низких отпускных и розничных цен, а также торговых надбавок;

• оказание содействия поставщикам и покупателям в достижении более низкого уровня затрат (программы развития бизнеса клиентов, семинары для дилеров);

• интеграция «вперед и назад» для обеспечения контроля над общими затратами;

• поиск более дешевых заменителей ресурсов;

• улучшение взаимодействия предприятия с его поставщиками и потребителями в цепи поставок;

• компенсация роста затрат в одном звене цепи поставок за счет сокращения затрат в другом;

• использование прогрессивных методов работы для повышения производительности труда сотрудников и эффективности деятельности функциональных подразделений;

• улучшение использования ресурсов предприятия и более эффективное управление факторами, влияющими на уровень общих затрат;

• исключение тех видов деятельности, которые не создают добавленной ценности, путем анализа и пересмотра цепи поставок;

• обновление наиболее затратных звеньев цепи поставок при осуществлении инвестиций в бизнес [1].

Известны следующие методы учета логистических затрат:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.