Чй^ ТАТЬЯННИКОВ Василий Аркадьевич
Кандидат экономических наук, профеаор кафедры финансовых рынков и банковского дела
e-mail: [email protected]
Уральский государственный экономический университет
620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 Контактный телефон: (343) 251-96-15
ТЮШНЯКОВ Александр Валерьевич
Заместитель начальника отдела поддержки пользователей прикладных систем
Уральский банк ОАО «Сбербанк России»
620026, РФ, г. Екатеринбург, ул. Куйбышева, 67 Контактный телефон: (343) 251-96-15 e-mail: [email protected]
Мобильный банк: тенденции и технологии развития
В статье представлен анализ современного направления развития банковского бизнеса, связанного с активным применением новых технологий, позволяющих получать информацию и управлять денежными средствами с помощью мобильного телефона или планшетного компьютера в любой момент времени и в любом месте. Раскрыты преимущества мобильного банкинга по сравнению с классической услугой, предоставляемой непосредственно в отделении банка. Исследованы причины, препятствующие динамичному развитию мобильного банкинга в России. Обоснованы риски недостаточной защиты личной и финансовой информации, хранимой на мобильном устройстве. Наряду с теоретическими подходами, проанализирована практика реализации в ОАО «Сбербанк России» проекта «Единый розничный мобильный банк».
JEL classification: G21
Ключевые слова: банкинг; тенденции; технологии; банковские операции; банковские услуги; платежный оборот.
Современный мобильный банкинг является неотъемлемой частью любого банка, работающего с клиентами розницы. Удобство и простота использования в совокупности с развитием электронных гаджетов позволяют развивать банковский бизнес далеко за границами отделения банка. В настоящее время мобильный телефон стал не о роскошью, а необходимостью, что вкупе с развитием безналичного денежного оборота яг (операциями с использованием пластиковых карт) выступает в качестве драйвера раз-
< вития электронной коммерции в России. Мобильный банкинг - система, позволяющая
§ получить информацию и управлять средствами на банковском счете с помощью моК
| бильного телефона или планшетного компьютера [3. С. 506-507]. По нашему мнению, мобильный банкинг - это сервис, с помощью которого можно получить информацию
< обо всех операциях по картам, а также осуществлять платежи и другие операции через и мобильный телефон круглосуточно, независимо от места нахождения.
g Мобильный банкинг демонстрирует высокие темпы развития лишь в последние три я года, а объем интернет-трафика с мобильных устройств уже превысил трафик со стаЙ ционарных компьютеров [6. С. 26]. История данной технологии ведения банковско-© го бизнеса в мире весьма непродолжительна. Первый виртуальный банк Security First
6 (62) 2015
Network Bank открылся в 1995 г. в США [5. С. 54]. Сейчас в Японии в системе интернет-банкинга совершается уже более 90% финансовых операций [5. С. 27]. Россия не могла остаться в стороне от глобального технологического процесса. Быстрее адаптировался к новым условиям инвестиционный бизнес - здесь проникновение, стирание границ между странами по условиям доступа к финансовым рынкам происходит гораздо интенсивнее, а мобильность участников финансового рынка очень высока. Сформировавшуюся тенденцию остановить невозможно; наоборот, следует придать ей ускорение на более консервативном банковском сегменте рынка.
Проанализируем некоторые существенные преимущества мобильного банкинга по сравнению с услугой, предоставляемой непосредственно в отделении банка, а именно:
1) удобство и простота использования. Сложные процессы заключены в простые визуальные представления. Есть многочисленные подсказки, система наглядна и максимально упрощена. Даже самые трудоемкие операции, на которые ранее в отделениях банка уходило большое количество времени, здесь реализованы простейшим образом и требуют от пользователя минимума необходимой информации. В большей степени нужна психологическая готовность. Не случайно российские потенциальные клиенты задают вопрос «Какие операции можно производить в интернет-банке?», хотя следовало бы формулировать вопрос: «Как совершить такую-то операцию?»;
2) дешевизна. Если доступ осуществляется через СМС, то тариф использования в большинстве случаев составляет только плата за СМС. Если же доступ осуществляется через мобильный Интернет, то плата за пользование - это стоимость интернет-трафика, опять же зависящая от тарифа мобильного оператора;
3) неограниченный 24-часовой доступ. Мобильный банкинг доступен круглосуточно, не ограничивается работой отделений банка. Аналогично нет ограничения по территории: можно отправлять СМС либо пользоваться услугами мобильного банкинга через мобильный Интернет в любом месте Земного шара, где есть мобильная связь;
4) контроль денежных средств. Используя мобильный телефон, можно в любой момент проконтролировать зачисление денежных средств, узнать сумму следующего платежа по кредиту и т. д.
Однако при таком количестве преимуществ мобильного банкинга он, тем не менее, не является основным инструментом общения банка с клиентами.
Вполне правомерно возникает вопрос: почему же большинство операций по-прежнему совершается с помощью стандартных средств - непосредственного обслуживания в отделении банка, платежей наличными?
Во-первых, это вызвано малой информированностью населения о предоставлении банком данных услуг. Причем в России этот показатель ниже, чем в европейских странах. По данным компании BuzzCity, 26% респондентов вообще не знают, осуществляет ли банк услуги мобильного банковского сервиса, а 29% считают, что их банк ничего подобного даже не предлагает. Согласно этому же опросу сейчас 14% россиян используют мобильный банк, и еще около 10% планируют это сделать.
Во-вторых, рынок интернет-банкинга несет в себе риски не только для разработчиков приложений, но и для владельцев мобильных устройств. При всех очевидных функциональных преимуществах у мобильных решений и сервисов есть один существенный недостаток, значение которого со временем будет только нарастать, - недостаточная защита личной и финансовой информации, хранимой на мобильном устройстве [1].
В-третьих, следует назвать технологические причины. В большинстве своем современные банки, особенно в России, создают приложения для основных платформ, таких как iOS и Android, не учитывая остальные, менее развитые платформы - Symbian, WindowsPhone и пр. Это делает невозможным использование приложений на мобильных телефонах с другими операционными системами.
Следует подчеркнуть, что часть операций мобильного банкинга нельзя совершить из-за недостатков как технологий, так и нормативно-правовой базы. Например, невозможно провести операцию по оформлению кредита - от заявки до получения денежных средств на счет; в данном случае требуется физическое присутствие клиента в банке для оформления пакета документов.
Кроме того, мобильный банкинг не ограничивается только прямым назначением -он способен решать и другие, в частности маркетинговые, задачи. С его помощью можно собирать статистическую информацию (банк может классифицировать сведения о различных клиентских группах и тем самым разрабатывать для них новые сервисы), реализовывать различные бонусные программы (появляется возможность поощрять какие-либо клиентские группы), стимулировать интерес к потребительским кредитам (держателям кредитных карт могут быть высланы SMS-сообщения с информацией о новых условиях кредитования), расширять клиентскую базу, так как сам мобильный банкинг является довольно новым, прогрессивным веянием, играющим определенную роль в привлечении клиентов, особенно молодежи) [4].
Россия, следуя мировым тенденциям в развитии мобильного банкинга, однако намерена более динамично развивать на отечественном рынке мобильные операторские платежи и сохранить данную тенденцию. Объем платежей, совершенных через мобильный банкинг в 2011 г., достиг 5,8 млрд р., при этом наибольшую долю оборота платежей посредством мобильного банкинга составили денежные переводы (30%). В 2012 г. оборот платежей посредством мобильного банкинга увеличился на 39% и составил 8,1 млрд р. (рис. 1).
29,0
I
2008 2009 2010 2011 2012 ... 2017
Рис. 1. Динамика развития услуг мобильного банкинга в 2008-2017 гг., % (Compound annual growth rate (CAGR) - совокупный среднегодовой темп роста)
С 2013 г. число пользователей мобильного банкинга (банковских приложений для смартфонов и планшетов) выросло на 58,0% и достигло к октябрю 2014 г. 17 млн чел. В течение 2014 г. сразу несколько крупных российских розничных банков начали предлагать клиентам сервис мобильного банкинга, что по итогам года дает 100%-ную представленность данной услуги среди топ-30 российских банков, работающими с физическими лицами. Количество пользователей SMS-банкинга (возможность отправлять запросы в банк через SMS) выросло за год на 39,0% - преимущественно за счет общего роста российской интернет-аудитории [10] (рис. 2).
По предварительным расчетам аналитиков J'son & Partners, через российские сервисы мобильного банкинга по итогам 2014 г. пройдет порядка 15,5 млрд р. Средняя комиссия при проведении платежа - 1,2%.
Таким образом, доход всех сервисов мобильного банкинга в России на конец указанного года можно оценить в 190 млн р. [2. C. 3-4]. К концу 2017 г. оборот платежей через мобильный банкинг составит 29 млрд р., а доля денежных переводов в структуре оборота платежей увеличится до 35,0% [8].
Интернет-банк
Мобильный банк
8М8 банк
0 10 20 30 40 50 60 И Октябрь 2013 ■ Октябрь 2014
Рис. 2. Изменение количества пользователей интернет-банкинга, мобильного банкинга и вМв-банкинга, % от российской интернет-аудитории
В России приложения для смартфонов и планшетов используются пока менее активно, чем интернет-банки; 75,0% пользователей-россиян мобильного банкинга используют мобильное приложение только одного банка. Наиболее активно используемая платежная функция в мобильном банкинге - оплата услуг мобильной связи. Из общего числа пользователей две трети совершают через мобильный банк хотя бы один платеж за мобильную связь в месяц (рис. 3). По остальным видам услуг платежная активность через мобильный банкинг в 2-3 раза ниже, чем через интернет-аналог [10].
Мобильная связь
801чшпттшшшттшшшттттттттл^^ш
66
Доступ в Интернет
59 К///////////////////////////////////1-
34
Стационарная тел ефонная связь 29 ЧШШГИНГТТТГ!^^ 13 Телевидение 24 У11111111ШН\ Жилищно-коммунальные услуги 41 УПШШШ, 15
Налоги
23 шшшпшш
Штрафы 17 ЧШШШШ
12
10
9
Госпошлины 14 ШШШШ 7
41
ет-магазинах 21
Другие коммерческие услуги II Ш 7
Ш Интернет-банк I Мобильный банк
Рис. 3. Количество пользователей, оплачивающих услуги в течение месяца, по отношению ко всем пользователям интернет-банкинга и мобильного банкинга
У многих банков имеются глобальные проекты реализации новых возможностей, которые позволили бы им по функциональности превзойти конкурентов. И это касается не только доработок мобильных приложений, которые устанавливаются на смартфоны, но и СМС-сервиса. Одно из преимуществ концепции 8Ы8-банкинга - его интерактивность [7. С. 10-13]. Поэтому данный путь особенно перспективен для России, где уровень развития технологий не настолько высок, а часть населения страны не только не пользуется возможностями смартфонов, но применяет аппараты, которые принципиально не поддерживают возможность установки на них приложений.
Проект реализации концепции SMS-банкинга принят в ОАО «Сбербанк России», он носит название «Единый розничный мобильный банк» (ЕРМБ). Его воплощение в жизнь позволит существенно расширить функционал операций, совершаемых посредством СМС-банкинга. В расширенный перечень войдут такие операции, как операции с электронными денежными средствами (Yandex-деньги, Webmoney и пр.), операции по обмену валюты, по переводам с использованием карт, эмитированных сторонними банками, и т. д. Данный вид сервиса предусматривает предоставление услуг по поиску точек обслуживания банковской системы (банкоматов, отделений), покупке и бронированию железнодорожных и авиабилетов, обеспечивает доступ к программе лояльности и многое другое. В будущем предполагается наладить интеграцию с социальными сетями (имеется в виду доступ с возможностью совершения операций под учетной записью клиента). В рамках текущей реализации в нескольких территориальных банках ОАО «Сбербанк России» внедряется пилотный проект, а в течение 2015-2016 гг. планируется тиражирование технологии на всю страну.
Характеризуя развитие инвестиционного бизнеса в России, следует признать, что он построен на интернет-трейдинге с широким использованием мобильной связи, когда нет под рукой стационарного компьютера. Такой подход стал нормой для всех участников; риски использования технологий сведены практически к нулю [9].
Итак, мобильный банкинг - одно из наиболее перспективных направлений развития банковского бизнеса. Нас еще будут преследовать и привычка действовать по-старому, и недоверие к системам удаленного обслуживания; также необходимо отдавать отчет в том, что персонал банков не всегда заинтересован в сокращении количества клиентов в офисах. Однако это все преодолимо, причем за очень короткий период.
Источники
1. Воронин А. Мобильный банкинг: тенденции рынка, риски и решения // PC Week. 2013. № 6.
2. Доход всех российских сервисов мобильного банкинга - не больше 190 млн рублей в год. Режим доступа: https://roem.ru/12-03-2015/187614/fintech-mobile-banking-1/.
3. Дремова Е. С. Инновационная деятельность банков по предоставлению услуг через мобильную связь // Молодой ученый. 2014. № 4.
4. Егина Е. Мобильный маркетинг в банковской сфере // Школа рекламиста. Режим доступа: http://www.advertiser-school.ru/advertising-theory/mobile-marketing-in-banking.html.
5. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски: учеб.-практ. пособие / Ю. Н. Юденков, Н. А. Тысячникова, И. В. Сандалов, С. Л. Ермаков. М. : Кно-Рус, 2010.
6. Медунов С. На рынке есть множество идей, которые можно использовать для создания новых сервисов // Банковские технологии. 2013. № 1.
7. Мобильный банкинг: традиции, тенденции и перспективы // ПЛАС. 2008. № 9.
8. Российский рынок мобильных операторских платежей, мобильного и SMS-банкинга // Официальный сайт J'son & Partners Consulting. Режим доступа: http://web. json.ru/poleznye_materialy/free_market_watches/analytics/rossijskij_rynok_mobilnyh_ operatorskih_platezhej_mobilnogo_i_sms-bankinga/.
9. Татьянников В. А. Диагностика и методы снижения инвестиционных рисков // Бизнес, менеджмент и право. 2014. № 2.
10. E-Finance User Index 2015. Исследование пользователей электронных финансовых и платежных сервисов в России // Markswebb Rank & Report. 2015.