Научная статья на тему 'Мобильные технологии в современном медиаобразовании'

Мобильные технологии в современном медиаобразовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / ЦИФРОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / МОБИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазуткина Екатерина Валерьевна

В статье рассматривается опыт использования мобильных технологий в работе с онлайновой платформой «Цифровое обучение» на основе системы Moodle в рамках подготовки студентов направления «Журналистика» Астраханского государственного университета. Особое внимание уделяется выявленным преимуществам мобильного обучения. Его особенностями являются интерактивность, доступность, индивидуализация процесса обучения, практикоориентированность, разнообразные формы предоставления контента и др. Дальнейшая реализация данных образовательных проектов даст возможность как преподавателям, так и студентам уверенно пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, эффективно используя их в своей образовательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильные технологии в современном медиаобразовании»

УДК 37.01

Е. В. Лазуткина

Астраханский государственный университет, Астрахань МОБИЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается опыт использования мобильных технологий в работе с онлайновой платформой «Цифровое обучение» на основе системы Moodle в рамках подготовки студентов направления «Журналистика» Астраханского государственного университета. Особое внимание уделяется выявленным преимуществам мобильного обучения. Его особенностями являются интерактивность, доступность, индивидуализация процесса обучения, практикоориентированность, разнообразные формы предоставления контента и др. Дальнейшая реализация данных образовательных проектов даст возможность как преподавателям, так и студентам уверенно пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, эффективно используя их в своей образовательной деятельности.

Ключевые слова: массовые коммуникации, журналистика, медиаобразование, цифровое обучение, мобильное обучение, интерактивность.

Стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий открыло новые перспективы в области медиаобразования. С каждым годом во всем мире усиливается рост интереса к мобильным коммуникациям. Согласно исследованиям компании Ericsson, число абонентов превышает во многих странах общую численность населения. Эксперты прогнозируют, что к 2021 году во всем мире количество клиентов мобильных операторов достигнет 9 млрд. человек. Из них мобильным Интернетом будут пользоваться около 7,7 млрд. подписчиков, что составит 85% от всех подключений [2]. Также следует отметить, что во всем мире сокращается рынок настольных персональных компьютеров. Потребители предпочитают мобильные устройства, более производительные и функциональные [3]. Для нашей страны увеличение интереса к мобильным коммуникациям связано, в первую очередь, с постепенным удешевлением услуг мобильных операторов, развитием высокоскоростных протоколов передачи данных, увеличением парка эксплуатируемых мобильных устройств (мобильные телефоны, планшетные компьютеры, портативные аудиоплееры и игровые приставки, устройства для чтения электронных книг и др.), поддерживающих мультимедийные возможности и имеющих расширенные технические возможности, в том числе беспроводного подключения к Интернету. Специфика новых коммуникационных технологий позволяет максимально индивидуализировать процесс потребления информационной продукции и расширить возможности в решении широкого спектра задач.

Большинство специалистов-практиков считает, что в будущем больший успех и развитие ожидают именно те медиа, которые будут предоставлять разнообразную информацию и услуги, ориентированные на конкретные информационные запросы и потребности как узких целевых групп, так и отдельных пользователей. Активная персонализация основывается на предложении разнообразного выбора способов пользования, которые позволяют потребителю сконструировать свой собственный способ получения информации, в том числе и образовательной.

Мобильный телефон является самым используемым интерактивным ИКТ-устройством в мире. Таким образом, необходимо, оценив все возможности, которые приносят с собой новые мобильные технологии, научиться эффективно использовать их в образовательной деятельности. Под мобильным обучением мы понимаем процесс организации учебного процесса на основе использования мобильных технологий: доступ к учебным материалам, размещенных на специализированных сервисах («Открытое образование», «Доступное образование», «Цифровое образование» и др.), коммуникации с преподавателем и однокурсниками (консультации, дискуссии, обмен опытом и др.), подготовка и размещение учебного контента и др.

В образовательной деятельности, реализуемой факультетом филологии и журналистики Астраханского государственного университета по направлению «Журналистика», активно используются информационно-коммуникационные технологии. Например, в 2007-2011 гг.

на факультете был успешно проведен эксперимент и реализован проект по использованию блогосферы в учебном процессе [5. С. 70]. С 2015 года совместно с Центром цифрового обучения АГУ в преподавании дисциплин студентам направления «Журналистика» используется интерактивная платформа Moodle.

Moodle (от анг. Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment - модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения) является открытой системой управления ресурсами учебных программ (Open Source Course Management System (CMS), известной также как система управления обучением (Learning Management System (LMS)), или виртуальной средой образования (Virtual Learning Environment (VLE)) [9]. Moodle относится к свободно распространяемому программному обеспечению (по Стандартной общественной лицензии GNU, созданной в рамках проекта по свободному распространению программного обеспечения) [10]. Moodle является универсальной площадкой для практико-ориентированной образовательной деятельности, особенно с использованием технологий мобильного обучения.

Подводя итоги трехлетнего эксперимента, можно сделать ряд выводов. Использование мобильных технологий открывает новые возможности для работы в студенческой аудитории и за ее пределами. В первую очередь, если ранее для использования ИТ в учебном процессе требовалось дорогостоящее стационарное оборудование, специально организованные аудитории, присутствие операторов в классе, контролирующих бережное и безопасное использование техники, то в настоящее время данные условия желательны (для более комфортного взаимодействия с учебным материалом), но необязательны. Каждый студент имеет мобильное устройство, подключенное к сети Интернет. При этом на территории университета работает бесплатный wi-fi, полностью снимающий расходы преподавателей и студентов.

Одним из главных достоинств виртуальной образовательной платформы, наряду с простотой использования и разнообразными возможностями публикации материалов, является свободный доступ (24 часа в сутки и 7 дней в неделю), позволяющий студентам выполнять задания в удобном для них месте. Учитывая программы студенческих обменов, стажировок, сквозных производственных практик, реализации проектов в рамках социального партнерства, а также отсутствие студентов по причине вынужденных пропусков (семейные обстоятельства, ухудшение здоровья и т. п.), мобильное обучение через университетскую образовательную платформу повышает его эффективность.

Особенно важно применение мобильных технологий при заочной форме обучения. Значительное сокращение аудиторного времени, отказ работодателей предоставлять полноценный учебный отпуск резко снижают качество образовательного процесса, нередко делая его фиктивным. Выбор времени и места позволяет каждому студенту заочного отделения опубликовать свои работы в виртуальной интерактивной среде «Цифрового обучения», активно взаимодействовать с преподавателем, принимать участие в дискуссии, что открывает новые перспективы для обучения.

Следует подчеркнуть особо, что в результате использования цифровых технологий в целом изменилась модель взаимодействия студентов и магистрантов с преподавателем: получение учебного материала, отправка выполненных заданий, презентация результатов проектов, организация дискуссий и т. п. Если ранее преподаватель мог услышать на практических и семинарских занятиях ограниченное количество студентов, то в настоящее время каждый предоставляет выполненные работы и имеет возможность получить комментарий преподавателя.

В 2018 году на образовательном сервисе «Цифровое обучение» АГУ зарегистрированы все студенты, обучающиеся по направлению «Журналистика» (бакалавриат и магистратура) (более 35 курсов). Преподавание с использованием виртуальной среды осуществляется в рамках курсов «Современные теории массовых коммуникаций», «Деловая переписка и культура письменных коммуникаций» «Работа журналиста в условиях конвергентной редакции», «Актуальные проблемы современной науки и журналистика», «Язык и стиль новых медиа» и мн. др. Образовательная платформа используется для размещения контрольных заданий и образцов выполнения работ, материалов для самостоятельного изучения, публикаций учебных материалов, как доска объявлений. Студенты размещают выполненные задания в виде презентаций, текстов в формате PDF, лонгридов, фотоматериалов и др. В рамках форумов учащиеся могут задавать вопросы, дискутировать, что также способствует большей индивидуализации содержания обучения.

Специальные возможности Moodle позволяют отследить время и частоту посещения ресурса студентами, зафиксировать их действия, что является важным при осуществлении контроля за учебным процессом. Накапливая информацию о том, в какое время, когда студенты обращались к размещенным материалам, какие разделы не вызывают интерес и т. д., можно планировать наиболее эффективную модель выстраивания мобильного обучения.

Студенты могут входить на сайт «Цифрового обучения» АГУ как через обычный браузер, так и через специализированное мобильное приложение. При этом мобильное приложение, представленное Moodle Pty Ltd для бесплатного распространения, устанавливается студентами самостоятельно из Google Play Market (для владельцев мобильных устройств с операционной системой Android) или App Store (для мобильных телефонов iPhone и планшетов iPad).

Особо ценной является возможность использовать ресурс «Цифровое обучение» АГУ как архив выполненных работ студентов и учебных материалов преподавателей. При возникновении конфликтных ситуаций, потере распечатанных итоговых работ благодаря виртуальному архиву в любой момент можно восстановить и продемонстрировать материалы. Также удобной является возможность сохранения студентам доступа к учебным материалам пройденных курсов.

Существует специальный раздел, в котором студенты публикуют материалы проектов [1. С. 51]. В 2015-2018 гг. на образовательной платформе «Цифровое обучение» АГУ студенты-журналисты разместили материалы следующих проектов: 1) все курсы: «Диалог поколений» (конкурс фотографий с системой оценивания, публикация аналитических статей, видеоматериалов); игра «Битва сказочников» (форум); «Просто о сложном» (аналитические материалы по актуальным общественным проблемам); 2) 3 курс: «Влюбиться в русскую литературу» (буктрейлеры); игра «Арт-проект» (проект SMM-продвижения арт-проекта в социальных медиа, лонгриды по теме); 2 курс: «История русской журналистики: листикл» (видеоматериалы); магистратура, 1 курс: «Теория массовых коммуникаций» (презентации); 3) индивидуальные мини-проекты «Студенческая жизнь» (видеоматериалы), «Культпоход» (фотогалерея) и мн. др. Очевидно, преподавателям удобно иметь архив результатов проектной деятельности студентов, доступ к которому и презентацию легко организовать в любом удобном месте.

Применение цифровых технологий усиливает интерес студентов, поскольку новизна модели учебного процесса является одним из мотивирующих факторов в обучении. Использование цифровых технологий дает возможность более творчески подходить к выполнению работ, в т. ч. и благодаря визуализации представленных материалов. Студенты сами управляют процессом своего обучения, занимаясь активным поиском информации, ее обработкой и дальнейшей публикацией, вступая в активное взаимодействие с преподавателем и со студентами как в онлайн-среде, так и в офлайн-обсуждениях.

Отдельные курсы, содержащие учебные материалы, выполненные задания, студенческие проекты и др. доступны только студентам конкретной группы и преподавателю. Таким образом, использование различных комбинаций при публикации позволяет преподавателю и студентам оставаться в своем кругу и закрывать материалы и дискуссии, предоставляющие ценность или содержащие внутреннюю информацию, не предназначенную для стороннего пользователя [8. С. 6-7]. Используя в учебном процессе открытые публичные площадки, например социальные медиа, часто приходилось сталкиваться с нападками пользователей, их неадекватным, агрессивным поведением, воровством контента. Для студентов, особенно младших курсов, данные конфликтные ситуации часто оказываются болезненными [5. C. 69-70].

В настоящее время во всем мире преподаватели и студенты активно общаются с помощью социальных медиа. В образовательной деятельности, реализуемой факультетом филологии и журналистики по направлению «Журналистика», более десяти лет активно использовались такие формы интерактивного взаимодействия, как электронная почта, социальные медиа (блоги, массовые социальные сети), мессенджеры (Skype, WhatsApp, Viber, Telegram и др.). Однако опыт использования социальных медиа в проектно-образовательной деятельности показал и ряд недостатков: отсутствие мониторинга процесса обучения, системы оценивания, удобной структуры, ориентированной строго на учебные цели, незаконное распространение авторского материала, конфликты со сторонними пользователями, потеря данных и др. Также подчеркнем ограничения в формировании электронного портфолио, невозможность полного контроля редактирования студентами материалов, отвлекающий эффект значительного количества

развлекательной информации и мн. др. При всех достоинствах социальных медиа - это, прежде всего, массовые информационно-развлекательные ресурсы.

Публикации в закрытом виртуальном пространстве и использование мобильных технологий для организации информационного взаимодействия с платформой дают возможность студентам осмыслить изучаемый материал и увидеть результаты на практике. Комментарии к сообщениям способствуют обсуждению, поддержке новых идей, установлению новых контактов по интересующей теме. Если традиционное письмо дает непрерывное и линейное восприятие информации, то интернет-текст имеет множество связей и способствует многомерному восприятию. Это способствует осознанию взаимосвязей и более углубленному изучению материала с одновременным получением навыков правильного оформления текстов и их размещения в сети Интернет.

В заключении отметим, что использование мобильных технологий при работе с интерактивной виртуальной образовательной средой при относительно недорогих затратах позволяет дать студентам представление о современном информационно-коммуникационном пространстве [6. С. 98-99], сформировать теоретические знания и практические навыки эффективной работы в сети Интернет, объяснить основные правила безопасности в онлайн-среде, формируя таким образом их медиакультуру [4. С. 42-43]. Поскольку доступность мобильных технологий постоянно увеличивается, развитие проектов, связанных с мобильным обучением, представляется наиболее перспективным [7]. Дальнейшая реализация данных образовательных проектов даст возможность как преподавателям, так и студентам уверенно пользоваться информационно-коммуникационными технологиями, эффективно и ответственно используя их в своей образовательной деятельности.

Список литературы

1. Белолипская, Г. С., Максимова, Н. В. Использование проектных технологий в обучении студентов направления подготовки бакалавров «Журналистика» [Текст]/ Г. С. Белолипская, Н. В. Максимова // Медиапространство многополярного мира: сборник научных статей. - 2017. -С.51-59.

2. Исследования [Электронный ресурс] // ERICSSON. - 2018. - URL: https://www.ericsson. com/en/trends-and-insights (дата обращения: 16.09.2018).

3. Итоги второго квартала 2018 г. на российском рынке ПК [Электронный ресурс] // IDC. -2018. - URL: https://idcrussia.com/ru/about-idc/press-center/65994-idc-2018 (дата обращения: 16.09.2018).

4. Кадырова, Г.Х. К вопросу о профессиональной этике журналистов в социальных сетях [Текст] / Г. Х. Кадырова // Наследие Ю. И. Селезнева и актуальные проблемы журналистики, критики, литературоведения, истории. - Краснодар : КубГУ, 2016. - С. 41-44.

5. Лазуткина, Е. В. Использование блогов в формировании информационной культуры студентов [Текст] / Е. В. Лазуткина // Открытое и дистанционное образование. - 2010. - № 1 (37). -С.68-73.

6. Марцинкевич, Г. А., Касьянова, Л. Ю. Научные подходы к определению объема понятия «техника» [Текст] / Г. А. Марцинкевич, Л. Ю. Касьянова // На пересечении языков и культур. Актуальные вопросы гуманитарного знания. - 2017. - № 1 (9). - С. 97-99.

7. Рекомендации по политике в области мобильного обучения (Policy Guidelines for Mobile Learning) [Электронный ресурс] // ИИТО ЮНЕСКО. - 2015. - URL: https://iite.unesco.org/pics/ publications/en/files/3214738.pdf (дата обращения: 20.09.2018).

8. Соловьев, Г. М. Феномен персонификации в современном медиатексте [Текст] / Г. М. Соловьев // Журналистика и литература в социокультурном диалоге современности. Сборник научных трудов. - Краснодар: КубГУ, 2015. — С. 5-13.

9. Moodle Statistics [Электронный ресурс] // Moodle.org. - 2018. - URL: http://moodle.org/ stats (дата обращения: 15.09.2018).

10. Moodledocs [Электронный ресурс] // Moodle.org. - 2018. - URL: https://docs.moodle.org/35/ en/Main_page (дата обращения: 15.09.2018).

MOBILE TECHNOLOGIES IN MODERN MEDIA EDUCATION

Lazutkina E. V, Astrakhan State University, Astrakhan, [email protected]

The article analyzes the experience of using mobile technologies in working with the online platform Digital Learning on the basis of the Moodle system in the framework of the preparation of students program "Journalism" at the Astrakhan State University.

Market the desktop PC is shrinking throughout the world. Consumers prefer mobile devices, more productive and functional. It is necessary to learn how to effectively use them in educational activities. By mobile learning we mean the process of organizing the learning process based on the use of mobile technologies: access to educational materials placed on specialized services ("Open Education", "Affordable Education", "Digital Education", etc.), communication with a teacher and classmates consultations, discussions, exchange of experience, etc.), preparation and placement of educational content, etc.

Since 2015, jointly with the ASUDigital Learning Center, the interactive platform "Moodle" has been used in the teaching of disciplines for students program "Journalism". The peculiarities of mobile learning are interactivity, accessibility, individualization of the learning process, practical orientation, various forms ofproviding content, etc. Further implementation of these educational projects will enable both students to confidently use ICT, effectively using them in their educational activities.

Key words: mass communications, journalism, media education, digital education, mobile training, interactivity.

References

1. Belolipskaya, G. S., Maksimova, N. V. (2017) "Ispol'zovaniye proyektnykh tekhnologiy v obuchenii studentov napravleniya podgotovki bakalavrov Zhurnalistika" [=The use ofproject technologies in training students in the direction of bachelor's training "Journalism"], in: Mediaprostranstvo mnogopolyarnogo mira: sbornik nauchnykh statey [=Media space of the multipolar world: a collection of scientific articles], Moscow, pp. 51-59 (in Russ.).

2. "Research Ericsson", in: ERICSSON, available at: https://www.ericsson.com/en/trends-and-insights, accessed 2018 (in Eng.).

3. "IDC: itogi vtorogo kvartala 2018 g. na rossiyskom rynke PK" [=IDC: Results of the second quarter of 2018 on the Russian PC market], in: IDC [=IDC], available at: https://idcrussia.com/en/about-idc/press-center/65994-idc-2018, accessed 2018 (in Russ.).

4. Kadyrova, G. Kh. (2016), "K voprosu o professional'noy etike zhurnalistov v sotsial'nykh setyakh" [=On the issue of the professional ethics of journalists in social networks], in: Naslediye YU.I. Selezneva i aktual'nyye problemy zhurnalistiki, kritiki, literaturovedeniya, istorii [=Inheritance Yu.I. Seleznev and topical problems of journalism, criticism, literary criticism, history], Krasnodar, pp. 41-44 (in Russ.).

5. Lazutkina, E. V. (2010) "Ispol'zovaniye blogov v formirovanii informatsionnoy kul'tury studentov" [=Use of blogs in the formation of students' information culture], in: Otkrytoye i distantsionnoye obrazovaniye [=Open and distance education], Tomsk, No. 1 (37), pp. 68-73 (in Russ.).

6. Marcinkevich, G. A., Kasyanova, L. Y. (2017), "Nauchnyye podkhody k opredeleniyu obyema ponyatiya "tekhnika" [=Scientific approaches to determining the scope of the concept of "technology"], in: Naperesecheniiyazykov i kul'tur. Aktual'nyye voprosy gumanitarnogo znaniya [=At the intersection of languages and cultures. Actual issues of humanitarian knowledge], No. 1 (9), pp. 97-99 (in Russ.).

7. "Rekomendatsii po politike v oblasti mobil'nogo obucheniya" [=Policy Guidelines for Mobile Learning], in: IITO YUNESKO [=UNESCO IITE], available at: https://iite.unesco.org/pics/publications/ en/files/3214738.pdf, accessed 2015 (in Russ.).

8. Soloviev, G. M. (2015) "Fenomen personifikatsii v sovremennom mediatekste" [=Phenomenon of personification in the modern media text], in: Zhurnalistika i literatura v sotsiokul'turnom dialoge sovremennosti [=Journalism and literature in the sociocultural dialogue of the present], Krasnodar, pp. 5-13 (in Russ.).

9. "Moodle Statistics", in: Moodle.org, available at: http://moodle.org/stats, accessed 2018.

10. "Moodledocs", in: Moodle.org, available at: https://docs.moodle.org/35/en/Main_page, accessed 2018 (in Eng.).

Лазуткина Екатерина Валерьевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и истории журналистики факультета филологии и журналистики, Астраханский государственный университет.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.