П
Е
Д
А Г О Г И Ч Е С К И Е
НАУКИ
УДК 378
Н.Н. Климашина
МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
В данной статье проведен анализ эффективности работы электронного образовательного ресурса, как мобильного приложения. Дается сравнение возможностей электронного образовательного ресурса, как сайта в сети Интернет, и как мобильного приложения, установленного на мобильное устройство. Рассмотрены основные критерии для удобного и продуктивного пользования учащимися, которым должны отвечать мобильные приложения, предназначенные для внедрения в процесс обучения. В конце дается заключения о целесообразности использования электронного образовательного ресурса, как мобильного приложения в процессе обучения.
Ключевые слова: электронный образовательный ресурс, мобильное приложение, обучение, эффективность.
В современном мире глобальная сеть Интернет прочно заняла свою нишу в современном обществе. Большинство людей не представляют свою жизнь без прочтения утренних новостей при загрузке Браузера, проверки электронной почты, просмотра фотографий друзей и знакомых в социальных сетях.
Интернет открывает нам широчайшие возможности в поиске интересующей нас информации. Государственные и муниципальные учреждения также имеют сайты с необходимой информацией, возможностью удаленного on-line обслуживания населения, что значительно экономит время и делает получение или предоставление данных быстрым и удобным.
Главным преимуществом изложения информации по средствам интернета является удобство. У каждого из нас есть необходимые устройства для приема и передачи информации: электронные часы с функцией подключения к SIM- карте и электронной почте, персональный компьютер или ноутбук и, по-
© Н.Н. Климашина, 2020.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2020. № 1-5 (100)
жалуй, самый употребляемый современным человеком гаджет - мобильный телефон или смартфон. В зависимости от стоимости и наполнения у данного гаджета есть тысячи возможностей, но одну из самых полезных из имеющихся возможностей - выход и Интернет, имеют все мобильные устройства.
Мобильными телефонами и планшетами активно пользуются дети. Крупные компании выпускают для детей специальные модели устройств с определенным наполнением, рассчитанным на возраст ребенка. В магазинах можно найти планшеты с играми и приложениями, которые помогут ребенку научиться правильно обращаться с гаджетами и интеллектуально развиваться.
Особую нишу занимают мобильные телефоны, т.к. - это не только устройство, с помощью которого ребенок получает необходимую ему информацию и знания, но и получает возможность всегда быть на связи с родителями, родственниками и близкими людьми. Размер мобильного телефона меньше размера планшета, что помогает занимать мало места в кармане или сумке ребенка.
По данным всемирных исследований за 2018г., смартфоны имеют 70% школьников от 11 до 12лет. Среди тех, кому исполнилось 14 - 90% [4].
Школьники подросткового возраста при подготовке рефератов, творческих работ, 80% интересующего их материала получают по средствам Интернета. На сайтах глобальной сети можно найти множество иллюстраций, наглядных пособий, сценариев, электронных книг. Учителя и репетиторы проводят занятия по средствам программного обеспечения Skype, что помогает детям, у которых нет возможности присутствовать на занятиях, учиться или дополнительно заниматься [3].
В сети Интернет можно найти электронные учебники, дополнительные занятия, задания для олимпиад и прочий научный материал [1].
С целью удобства предоставления информации многие образовательные ресурсы разрабатывают мобильные версии своих сайтов или мобильные приложения [5].
Несколько лет назад мобильные приложения были представлены только в виде игр и тренажеров. Сейчас появилась возможность воплощения в мобильное приложение сути сайта или электронного образовательного ресурса.
В рамках исследований, проведенных в 2019 году, в мире насчитывается 5,11 миллиарда мобильных пользователей, что на 100 миллионов (2%) больше, чем по данным проводимых исследований за 2018 год [7]. Использование мобильных устройств для получения информации на 60% превышает частоту использования персонального компьютера [7]. Современный человек все чаще использует смартфон - удобное и практичное устройство, которое всегда находится под рукой. На сегодняшний день мобильных приложений насчитывается около 1,5 миллиарда единиц, что превосходит количество стационарных компьютеров почти в три раза [8].
Статистика актуальна особенно для людей, которые используют мобильные устройства в процессе обучения, т.к. обычно люди стараются почерпнуть новые знания или повторить пройденный материал в свободный момент времени (во время поездки в автобусе или метро, перед сдачей экзамена у двери в кабинет преподавателя, во время обеденного перерыва на работе и т.д.). Удобством мобильного приложения является его установка на рабочий дисплей пользователя. За счет данной опции уходит необходимость поиска сайта или дополнительного выхода в браузер.
В настоящее время все больше под мобильными приложениями разрабатываются мобильные версии сайтов. Это значительно экономит время на разработку и денежные затраты. Мобильные версии сайтов составляют 70% от общего числа мобильных приложений, предоставляемых пользователям [5].
Мобильная версия сайта для образовательного ресурса удобна, если есть возможность доступа в Интернет. Мобильным приложением же можно воспользоваться без подключения к глобальной сети. Это особенно актуально, т.к. ученик может воспользоваться учебником в любой момент (при подготовке домашнего задания, при повторении пройденного материала и т.д.) К тому же, это значительно экономит время, позволяя уделить больше внимания практической части.
Основными критериями мобильных приложений, используемых в процессе обучения являются:
-понятный интерфейс пользователя;
-удобная библиотека образовательных материалов;
-быстрый доступ к выбранному учеником материалу;
-возможность просмотра информации в off-line режиме;
-возможность оценки знаний с помощью тестирования [8].
-форма обратной связи (пользователь может оставить письмо или сообщение автору программы, попросить о помощи или персональной консультации по интересующим его вопросам [3]).
На просторах глобальной сети Интернет располагается множество электронных образовательных ресурсов, к помощи которых может обратиться пользователь, ориентируясь на рейтинги, положительные отзывы, актуальность продукта в настоящий момент времени и т.д. На данный момент актуальными являются ЭОР для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ. С началом нового учебного года разрабатываются тренажеры и
справочный материал в виде мобильных приложений для школьников по различным предметам, упрощающий подготовку к итоговым государственным экзаменам. Так же в настоящее время пользуются популярностью мобильные приложения электронных образовательных ресурсов для дошкольников, которые содержат упражнения, входящие в тестовые задания при поступлении в школу [2].
Проведя анализ эффективности использования электронного образовательного ресурса, как мобильного приложения, можно сделать вывод, что такой подход к обучению является удобным и достаточно эффективным, так как изучение тем, повторение пройденного материала, возвращение к усвоенным знаниям значительно упрощается и может осуществляется в любой удобный момент времени, а самостоятельное проведение контроля знаний позволяет определить уровень подготовки пользователя сразу после изучения образовательного материала.
Библиографический список
1.Гура, В.В. Уровни педагогического проектирования электронных образовательных ресурсов для открытого образования / В.В. Гура; - Таганрог, 2017.
2.Электронные образовательные ресурсы [ Электронный ресурс ].- Режим доступа: http://window.edu.ru/window catalog/files/r70703/
3.Осин, А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: открытые образовательные модульные мультимедиа системы [Электронный ресурс]/ А.В. Осин // Единое окно - Режим доступа: http://window.edu.ru/window/library?p rid=45271
4.Коджаспирова Г.М., Петров К.В. Технические средства обучения и методика их использования. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений- М.: Академия, 2018.
5.Голицына, И.Н. Мобильное обучение как новая технология в образовании / И.Н. Голицына, Н.Л Половни-кова. - М.: Форум, ИНФРА-М, 2017.
6.Киселев, Г.М. Информационные технологии в педагогическом образовании: Учебник для бакалавров / Г.М. Киселев. - М.: Дашков и К, 2016.
7.https://wearesocial.com/global-digital-report-2019
8.Доскажанов Ч.Т., Даненова Г.Т., Коккоз М.М. Роль мобильных приложений в системе образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2018. - № 2. - С. 17-22; URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11790.
КЛИМАШИНА НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА - магистрант, Рязанский государственный университет им. С. Есенина, Россия.