Научная статья на тему 'Мобильность: главные тренды'

Мобильность: главные тренды Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
569
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Публикуется с сокращениями материалы агентства CNews Analytics (холдинг «РосБизнесКонсалтинг»).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильность: главные тренды»

37 (175) - 2013

Аналитический обзор

МОБИЛЬНОСТЬ: ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ*

Мобильные технологии оказывают все большее влияние на корпоративный мир. Компании видят в них возможности нового конкурентного преимущества и даже готовы увеличивать инвестиции в мобильные решения до 70 %. Наиболее перспективными кандидатами на внедрение корпоративных мобильных систем являются отрасли бизнеса, опирающиеся на большое число мобильных работников или связанные с массовым обслуживанием клиентов - торговые, страховые компании, дистрибуторы и т. д. Аналитики прогнозируют рост числа «мобилизированных» сотрудников во всем мире в ближайшие годы как минимум на 30-35 %. В России уже накоплена критическая масса потребителей современных интеллектуальных мобильных устройств, что позволяет и здесь ожидать высокой динамики мобилизации бизнеса в ближайшее время.

Мировая «мобилизация»: стадия разумного риска. Мобильные технологии уже давно не прерогатива пользовательского рынка - все большее влияние они оказывают на корпоративный мир. Компании понимают, что мобильность сотрудников предоставляет им конкурентное преимущество, а потому, по данным экспертов, готовы увеличивать инвестиции в мобильные решения вплоть до 70 %.

Свой ответ на вопрос, какие технологии в большей степени повлияют на современный бизнес, дает исследование компании IBM под названием Tech Trends. По данным аналитиков «голубого гиганта», в ближайшем будущем трансформировать бизнес будут четыре технологии, ведь именно их эффективное внедрение позволит предпринимателям превзойти своих конкурентов.

* Публикуется с сокращениями по материалам агентства CNews Analytics (холдинг «РосБизнесКонсалтинг»), размещенным на сайте CNews. ru. URL: http://www. cnews. ru/reviews/new/ mobilnye_prilozheniya_dlya_biznesa_2013.

Речь идет о бизнес-аналитике, облачных вычислениях, социальных сетях и, конечно, мобильных технологиях. Согласно результатам опроса, именно эти перспективные направления отметили две трети ИТ^профессионалов и топ-менеджеров из более чем 1 200 респондентов в мире.

Интересен тот факт, что более 70 % опрошенных планируют увеличить свои вложения в мобильные решения, в то время как дополнительные инвестиции в бизнес-аналитику ожидаются только в 50 % случаев. При этом на развивающихся рынках, к коим исследователи относят и Россию, эффект от применения новых технологических решений оказывается буквально моментальным.

Так что же сдерживает внедрение технологических инноваций современными компаниями? Главным камнем преткновения является дефицит квалифицированных кадров. На втором месте - вопросы безопасности и защиты информации, которые в большинстве компаний пока не решены.

Малый бизнес ждет. Интересный факт выявило другое исследование, проведенное компанией Harris Interactive и банком Bankof the West (рис. 1). Как показал опрос владельцев малого бизнеса в различных странах, все игроки заинтересованы в дальнейшем внедрении мобильных технологий, но находятся в состоянии ожидания. Чтобы быть уверенными в успехе, им нужно, чтобы кто-либо из предпринимателей их класса купил и порекомендовал ту или иную технологию.

Благодаря не слишком жесткому регулированию (по сравнению с крупными корпорациями) мобильные технологии уже прижились в сегменте среднего и малого бизнеса. Так, 88 % предприятий малого бизнеса применяют приложения и программы для телефонов, смартфонов и планшетов, а также другие мобильные технологии в повседневной работе. По данным Harris Interactive, самыми популярными остаются средства цифровых коммуникаций и сов-

1 ИТ - информационные технологии.

Маркетинг Проведение Ведение платежей клиентский базы

Источник: Harris Interactive, 2012 r.

Рис. 1. Результаты ответов на вопрос: «Какой рост могут дать мобильные решения?», %

местной работы. За ними следуют приложения для организации рабочего времени, например календари и приложения-органайзеры. Наконец, замыкают тройку лидеров средства GPS-навигации.

На вопрос, как лучше всего применять мобильные технологии, владельцы небольших компаний ответили по-разному. Большинство отметили, что самый высокий потенциал применения мобильных технологий связан с оптимизацией маркетинга, проведением платежей и ведением клиентской базы на мобильных устройствах. В результате бизнесмены, которые инвестировали в мобильность, получили ожидаемый результат или даже более масштабный возврат средств за счет улучшения взаимоотношений с клиентами.

Медийные компании идут вперед. Настоящий прорыв в области мобильности показали издательские дома США и Канады. По результатам исследования аудит-бюро Alliance for Audited Media, включившего в себя мнения топ-менеджеров медийных компаний, у них уже произошел прорыв в сфере мобильности. Три года назад предложением мобильного контента могли похвастаться всего 51 % респондентов, а сегодня их уже свыше 90 %! Более того, оставшиеся 10 % сообщили, что намерены начать распространение мобильного контента уже в 2013 г. Так что исключений в США и Канаде не предвидится.

Издателям, стремящимся к максимальному охвату аудитории, приходится распространять контент для значительного количества платформ. В результате 87 % издательств создают (имеют) приложения для iPad, 85 % - для iPhone и 75 % - для Android. При этом для iOS2 в большей части случаев предус-

мотрено даже не два, а 3-4 различных приложения. Ожидания в данном сегменте рынка позитивные, и к концу 2014 г. тут ждут удвоения доходов от изданий для планшетов и смартфонов.

BYOD3 и прочие риски. Вообще на всех сегментах рынка компании признают, что мобильные технологии сулят бизнесу немалые преимущества. И именно поэтому рынок мобильных приложений имеет сегодня колоссальный рост (рис. 2-4).

Но при всем этом бизнес признает высокий уровень рисков, связанных с внедрением мобильности.

Так, исследование State of Mobility компании Symantec в очередной раз доказало переход к активному использованию мобильных технологий: рост их популярности в организациях отметили 86 % респондентов, а 59 % подтвердили, что они работают с важными бизнес-приложениями через мобильные телефоны или планшеты.

«Мобильные технологии изменили понятие рабочего места. Если раньше это было огороженное помещение со стенами и охраной, находиться в котором могут только сотрудники компании, то сегодня ничего этого нет, а рабочее место находится там, где мобильный телефон или планшет сотрудника. И все корпоративные данные вместе с этими устройствами выходят за пределы охраняемого офиса, порождая новые риски. В такой ситуации у служб информационной безопасности появляется желание запретить использование любой корпоративной информации на мобильных устройствах. На наш взгляд, можно обойтись без таких запретов, но пусть это будет на ваших условиях - с соблюдением всех необходимых политик», - прокомментировал опубликованный отчет Андрей Вышлов, глава представительства Symantec в России и странах СНГ.

В действительности 41 % респондентов указали, что мобильные устройства составляют один из трех основных источников ИТ-рисков. Они могут быть связаны, например, с потерей и кражей устройств, утечками данных, неавторизованным доступом к корпоративным ресурсам с мобильных устройств и даже загрузкой вредоносного программного оборудования (ПО) в корпоративную сеть -как случайной, так и злонамеренной.

Что касается BYOD, популярное ныне использование личных мобильных устройств для работы

2 iOS (до 2010 г. - iPhone OS) - мобильная операционная система (ОС), разрабатываемая и выпускаемая американской компанией Apple.

3 BYOD (Ъringyourowndevice, принеси собственное устройство) -термин, описывающий ситуацию, когда сотрудник организации вместо корпоративного компьютера использует для работы собственное устройство.

зо

25 20 15 10

28 [ ■

■ "J 23 | I

В России

Источник: B2B Research, 2012г.

В мире

Рис. 2. Доля компаний, использующих системы управления мобильными устройствами, %

60 50 40 30 20 10 0

50

38

in 1

22

2017

2013 2016

Источник: Gartner, 2013 г.

Рис. 3. Прогноз доли компаний, использующихBYOD, в мире, %

Ноутбуки Планшеты

Источник: Kaspersky, 2012 г.

Рис. 4. Использование сотрудниками компаний среднего и малого бизнеса собственных технических устройств в рабочих целях, %:

1 - личные устройства не разрешаются; 2 - используются, но они не могут иметь доступа к локальной сети компании или прочим ресурсам; 3 - используются, но доступ к ресурсам (например, к электронной почте)

контролируется через платформенные программные средства (не MDM); 4 - используются, но подключение к сети идет через программу управления мобильными устройствами (MDM); 5 - прочее

несет свои сложности для организаций. С одной стороны, можно говорить об эффективном драйвере индустрии, ведь работать со своего удобного смартфона - это как минимум логично, удобно и выгодно для начальства. Однако такой подход требует от организации проработки особых решений по обеспечению безопасности, позволяющих управлять устройством, устанавливая границы между личной и корпоративной информацией на нем. Пока подобный контроль без ущерба для личных данных сотрудника и его удобства реализован лишь в небольшом количестве компаний.

«На мой взгляд, разговоры о том, что нужно позволить сотрудникам пользоваться на рабочем месте своими собственными устройствами с целью экономии средств компании, содержат определенную долю лукавства. В этом случае не учитываются затраты на управление этими устройствами и обеспечение безопасности, которые ввиду разнородности платформ будут огромны! С точки зрения совокупной стоимости владения компаниям, задумывающимся об использовании мобильных для бизнеса, по-моему, дешевле потратиться на приобретение единообразных корпоративных мобильных устройств. При массовой закупке они обойдутся относительно недорого, а схема управления парком однотипных гаджетов будет совершенно понятна и прозрачна. Да и с юридической точки зрения гораздо проще управлять устройством, являющимся собственностью предприятия, а не сотрудника», - отмечаетНаталья Касперская, генеральный директор Info Watch.

Впрочем, несмотря на риски и опасности, мобилизация бизнеса идет полным ходом: создаются новые приложения, удобные сервисы и разрабатываются схемы обеспечения безопасности. И пока одни предприниматели ждут, другие успевают вырваться вперед, применяя новые технологии, пусть пока еще сырые и небезопасные. Говоря другими словами, в сфере мобильности сложилась следующая ситуация: кто не рискует, тот не пьет шампанского. И гонка за мобильностью будет продолжаться в ближайшие годы с еще большей ожесточенностью.

Мобильность бизнеса требует значительных финансовых затрат. Мобилизация бизнеса уже произошла. И спорить с этим фактом бесполезно -компаниям нужно лишь адаптироваться к новому стилю жизни людей, создавая соответствующие условия для работы. Однако для этого зачастую чего-то не хватает - ресурсов, инструментов или опыта.

Сегодня предприниматели не только хотят, но и готовы внедрять мобильные технологии как можно более обширно, предлагая новые сервисы своим сотрудникам и клиентам. Однако стихийный процесс развития мобильности таит множество подводных камней, для обхода которых еще не созданы универсальные маршруты и приемы.

«Я бы сказал, что активность организаций в использовании корпоративных приложений в мобильных устройствах - это ответный шаг компаний на действия сотрудников. Так как у 90 % наших заказчиков именно сотрудники приносят свои мобильные гаджеты на работу и просят установить какие-либо корпоративные сервисы на них, компании вынуждены брать этот процесс под контроль и управление. Я вижу возрастающую потребность появления различных приложений для планшетов и смартфонов, прежде всего для iPad и iPhone, для всех сотрудников компаний», - отмечаетАндрей Ме-лузов, руководитель направления ИТ-аутсорсинга «Корус Консалтинг».

Как показали результаты исследования Harris Interactive и банка Bankoft he West, в сфере малого бизнеса самым значительным барьером на пути к более активному использованию мобильных технологий стал недостаток практического опыта их применения в бизнесе (в этом уверены 33 % респондентов) и высокая стоимость, которую отметили четверть опрошенных.

В корпоративном сегменте наблюдается несколько иная картина - на первый план выходят проблемы безопасности. Крупные компании, как правило, оперируют огромным количеством информации, которую нужно защищать по закону, а также ценными данными, которые не должны достаться конкурентам. Именно поэтому им необходимо решить вопрос защиты мобильных устройств от различных рисков.

Выбор MDM. Большинство современных систем управления мобильными устройствами (Mobile Device Management) отличаются весьма сложной структурой и требуют привлечения значительных человеческих и финансовых ресурсов для внедрения. «Элементы MDM есть во многих информационных системах, популярных среди российских компаний, например в том же Microsoft Exchange. Но есть и специализированные решения: Zenprise, SAP Afaria и множество других. Выбор решения должен происходить с ориентацией на задачи, которые стоят перед системой, в соответствии со

списком поддерживаемого оборудования и, конечно же, с оглядкой на цену», - говоритАнтон Салов, директор по облачным сервисам и ИТ-компании «МегаЛабс».

В любом случае реализация полноценной MDM-системы на данном этапе развития корпоративных ИТ-инфраструктур достаточно сложна, и бизнес находится в ожидании новых, более простых решений. Так называемые коробочные продукты в области управления мобильными устройствами должны предоставить компаниям возможность легко и без лишних опасений подключать к сети мобильные устройства сотрудников - как корпоративные, так и личные.

Например, подобный подход был реализован в компании «Сургутнефтегаз». За счет решения Microsoft System Center Mobile Device Manager 2008 пользователей получили доступ к корпоративной инфраструктуре и возможность безопасного хранения информации на мобильном устройстве, а ИТ-администраторы - централизованную систему управления мобильными устройствами с едиными политикой безопасности, возможностью удаленной инициализации, отключения, блокировки соединений и даже удаления данных с утерянного устройства.

Не обходят вниманием мобильные платформы и кредитные организации. Так, на базе Symantec Mobile Management была внедрена полноценная мобильная инфраструктура во Внешэкономбанке. «Сегодня банк обладает развитой инфраструктурой мобильных устройств, используемой в качестве инструмента для работы с корпоративными информационными сервисами, - комментирует начальник департамента эксплуатации информационных систем Внешэкономбанка Анатолий Моргунов. -Стратегия развития банка на ближайшие годы предусматривает существенное увеличение количества устройств, а также обеспечение возможности доступа с мобильного устройства к значительно большему набору ИТ-услуг».

Дилемма BYOD. На повестке дня во многих компаниях стоит вопрос использования устройств, которые приносят сами сотрудники. Их любимые смартфоны и планшеты, безусловно, позволяют компании экономить средства на закупках оборудования, одновременно гарантируя бережное обращение с устройством - ведь оно свое, купленное на личные сбережения. Однако при этом BYOD создает огромные проблемы в области управления

инфраструктурой и безопасностью, которые смазывают привлекательность концепции для многих компаний.

В этом ракурсе представители бизнеса ожидают появления готовых систем реализации BYOD и наборов лучших практик для защиты пользовательских устройств. В любом случае необходимо, чтобы ажиотаж вокруг этой концепции несколько спал и началась конструктивная разработка методик ее реализации, которые обеспечат сохранность данных и комфорт для пользователей.

Средства защиты. Кстати, именно тематика BYOD вызывала активные дебаты в области безопасности мобильных устройств. По данным McAffee, в вирусной базе под оперативной системой (ОС) Android было зафиксировано более 7,5 тыс. сигнатур за 2012 г., и количество вредоносного кода продолжает расти. А доступность информации на мобильном устройстве позволяет хакерам быстрее получить конфиденциальные данные, нежели если они находятся на защищенном сервере.

«Я бы посоветовала компаниям, приступающим к «мобилизации» бизнеса, приобрести и раздать корпоративные мобильные устройства тем сотрудникам, которым это действительно необходимо в работе. Прописав правила пользования мобильными гаджетами в корпоративной политике и настроив на данных устройствах систему мониторинга, можно значительно снизить риски угроз информационной безопасности, - комментируетНаталья Касперс-кая, директор компании InfoWatch. - Именно для этого в группе компаний Info Watch недавно был выделен стартап, который разрабатывает систему защиты мобильных устройств в корпоративном периметре. Такие технологии востребованы сегодня рынком».

Производители устройств также активно стремятся решить проблему безопасности. Так, Apple предлагает пользователям свои сервисы по обнаружению потерянных планшетов и смартфонов, а другие производители совершенствуют средства шифрования и обеспечения сохранности конфиденциальных данных.

«Сегодня мы уделяем огромное внимание вопросам безопасности и защиты информации, что становится особенно актуальным для мобильных удаленных устройств. Для решения этих задач мы используем как аппаратные ср едства (сканеры отпечатков пальцев, TPM-модули, HDD - и SSD-нако-пители с шифрованием и многое другое), так и про-

граммные средства защиты и ограничения доступа к мобильным устройствам. В ближайшем будущем планируем предлагать аналогичные решения на базе новой технологии NFC», - отмечаетКонстан-тин Кимельман, директор по развитию категории персональных систем подразделения персональных систем и устройств печати НР в России.

В ожидании приложений. Согласно результатам опроса Harris International, бизнесмены ждут появления специализированных решений для принятия платежей от клиентов на мобильных устройствах, мониторинга финансовых счетов, просмотра отчета о расходах компаниии проведения платежей в пользу поставщиков (рис. 5). Руководители, которые уже привыкли к мобильности, также хотят получить возможность выставлять счета и начислять заработную плату прямо со своего iPhone.

«Действительно, для менеджмента круг задач, которые можно решать мобильно, шире, - отмечает Михаил Марков, руководитель отдела департамента корпоративных систем компании «Ай-Теко». -Речь идет и о подключении автоматизированных рабочих мест для систем СЭД/CRM, и о специализированных решениях, например для совместного удаленного проведения презентаций, и о многом другом. Для обычных сотрудников актуален доступ к корпоративной почте и общим ресурсам, а также к различным коммуникационным программам, внутрикорпоративным чатам и социальным сетям. При этом предполагается, что сотрудники на своем рабочем месте имеют в распоряжении стационарный компьютер и (или) персональный ноутбук для работы».

Однако на рынке пока не так много готовых приложений B2B, отличающихся нужным уровнем надежности и защищенности, и от темпов их

Источник: Harris Interactive, 2012 г.

Рис. 5. Распределение ответов на вопрос: «Чего ждут предприниматели от мобильных решений?», %

появления будет зависеть мобилизация бизнеса во многих компаниях - как в России, так и в других странах.

Оценка отдачи от мобильности: возможности измерения. Создание мобильных рабочих мест с каждым годом становится все популярнее. Однако не все компании могут извлечь максимальную выгоду от мобильных сотрудников. Чтобы понять, стоит ли следовать за модными новшествами или лучше работать по старинке, нужно сопоставить ожидаемые выгоды с затратами на реализацию проекта.

Совсем недавно мобильное рабочее место воспринималось как модный тренд. Теперь же для многих компаний, особенно зарубежных, мобилизацию можно без преувеличения назвать необходимым условием развития бизнеса. По данным Marketsand Markets, почти 80 % компаний из списка Fortune 500 уже мобилизировали свой бизнес, что позволило достичь 30 %-ной экономии. Согласно результатам опроса CIO. com и SAP, более 70 % ИТ-директоров считают развитие мобильности стратегически важным проектом для своего бизнеса.

В России бум «мобилизации» еще не начался. Частично это связано с недостаточной обеспеченностью населения смартфонами (рис. 6).

Тем не менее, по данным отчета «Корпоративная мобильность в России - 2012», подготовленного Центром корпоративной мобильности компании «АйТи», к концу 2013 г. более половины организаций планируют предоставлять доступ к корпоративным ресурсам со смартфонов и планшетов для широкого круга сотрудников (более 100 пользователей) и тем самым повысить продуктивность работы и оперативность реакции сотрудников.

Смартфоны

Мультимедийные телефоны (без ОС)

Источник: Nielsen, 2012 r.

Рис. 6. Обеспеченность населения России смартфонами, %

Однако не все решения корпоративной «мобилизации» можно назвать успешными. Ведь прежде чем получить выгоды, которые к тому же не всегда можно надежно оценить, придется понести немалые и вполне измеримые расходы. Поэтому одной готовности ИТ-директора воплотить новшества в жизнь недостаточно для начала проекта. Важно заручиться поддержкой генерального и финансового директоров, а значит, убедить их в том, что проект принесет прогнозируемые выгоды после внедрения.

Кого выгодно мобилизировать. Очевидно, что рентабельность проекта повышения мобильности бизнеса будет зависеть от количества создаваемых мобильных рабочих мест. Поэтому важно определить, каким сотрудникам следует предоставить доступ к информационным системам с мобильных устройств.

Обобщенно можно говорить о трех вариантах мобилизации. Первый вариант - возможность полноценной работы на мобильном устройстве есть только у топ-менеджмента. Второй - доступ к информационным системам с мобильных устройств есть у топ-менеджмента и менеджмента среднего звена. Это самая распространенная ситуация на развитых рынках. Третий - работать с мобильных устройств могут абсолютно все сотрудники компании, включая рядовых.

Александр Рубанов, директор департамента разработки компании Softline, отмечает, что для России сейчас скорее характерны первые два варианта. В целом выбор стратегии мобильности зависит от структуры бизнеса компании и готовности персонала работать, используя возможности мобильного офиса.

С этим согласен и Константин Астахов, руководитель направления портальных и мобильных решений компании «Крок»: «Чем выше стоит человек по карьерной лестнице, тем выше его уровень ответственности и необходимость быть в курсе ситуации, иметь возможность оперативно реагировать». Он также отмечает, что постепенно «мобилизация» распространяется и на других сотрудников, которые работают в удаленных офисах, на территории заказчиков, из

Обычные телефоны

дома или просто хотят быть на связи не только в рабочее время. «Кроме того, не стоит забывать о специалистах, которые часто находятся в командировках. Однако мобильность не нужна абсолютно всем сотрудникам. Например, на работу кассиров в супермаркете она никак не повлияет», - уточняет Константин.

Проще говоря, мобильное рабочее место следует предоставлять только тем сотрудникам, которые могут извлечь из него дополнительные выгоды для компании. «Наша стратегия заключается в выявлении бизнес-процессов, которые можно оптимизировать, их реинжиниринге и предоставлении возможности сотрудникам выполнять свои должностные обязанности при помощи мобильных устройств», - отмечает Сергей Адрианов, начальник отдела управления корпоративной информационной системой (КИС) буровой компании «Евразия».

Виктор Ковалев, руководитель направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов ИТ банка «Хоум Кредит», отмечает, что под «мобилизацией» следует понимать внедрение мобильных технологий в бизнес-процессы, а не замену стационарного компьютера на планшет или смартфон. «Мобильность ради мобильности не является достаточным основанием для вложений ИТ в данное направление», - уверен Виктор.

По словам Александра Рубанова, сейчас любое крупное предприятие сталкивается с необходимостью мобилизации топ-менеджмента: «Чем крупнее компания, тем ценнее время руководителя и потребность в «мобилизации». Такого же мнения придерживается Сергей Адрианов: «Начать «мобилизацию» можно с топ-менеджмента (мониторинг ключевых показателей), затем подключать менеджмент среднего звена (переход на системы электронного документооборота), и так далее».

С другой стороны, Виктор Ковалев обращает внимание на то, что мобильные технологии связаны с жесткими ограничениями, которые психологически тяжелы для топ-менеджмента. Поэтому следует на первых шагах минимизировать внедрение мобильных решений на уровне доступа высшего руководства к почтовым ящикам и общим корпоративным ресурсам.

Виктор Ковалев отмечает, что проекты корпоративной «мобилизации» более корректно разделить на повышение мобильности непосредственно бизнес-процессов, процесса подготовки решений на уровне

руководителей среднего и высшего звена и, наконец, принятия управленческих решений верхнего уровня. С этим согласен Владимир Коровкин, руководитель дирекции бизнес-систем компании «Астерос Консалтинг»: «Есть «мобилизация» стратегического управления, есть «мобилизация» линейного управления и «мобилизация» операций. Между ними нет последовательности или иерархии».

В вопросе приоритетов предоставления мобильного доступа Владимир поддерживает точку зрения Виктора Ковалева: «Вовсе не обязательно начинать «мобилизацию» сверху. Иногда менеджмент вполне может сидеть в кабинетах, а рядовые сотрудники должны быть мобильными. Зачастую подход «все лучшее - руководству» тормозит распространение мобильных технологий больше, чем экономические трудности. Сравните сотни сотрудников, освобожденных от необходимости делать лишние переходы и переезды по производственной территории, и трех руководителей, которые увидели, пусть даже на хорошей информационной панели, один финансовый отчет. Где экономический эффект будет больше?» Для наглядности приоритетность мобилизации для различных сотрудников приведена в таблице.

При этом все эксперты сходятся во мнении, что полная «мобилизация» для России пока явление скорее экзотическое. Компаний, которым это может быть выгодно, немного. «Полная «мобилизация» может быть выгодна компаниям, представительства которых находятся в разных городах и часовых поясах», - отмечает Александр Рубанов. По мнению Сергея Адрианова, применять этот вариант можно в условиях, когда компания стремится полностью организовать свою деятельность через виртуальный офис.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мобильные выгоды и затраты. Основной проблемой при определении эффективности проектов повышения мобильности бизнеса является оценка выгод. Напрямую подсчитать преимущества от мобильных технологий не всегда можно: они воздействуют на конечный финансовый результат опосредованно. Выгоды от проекта в целом можно разделить на две большие категории: количественные и качественные.

Количественные выражаются в экономии затрат или увеличении выручки (рис. 7). Они могут достигаться за счет оперативности принятия решений, быстрой обработки информации, а также возможности работать удаленно, а также снижения количества ошибок в работе с данными и улуч-

Уровни мобилизации бизнеса

Параметр Нерегулярные мобильные пользователи Рядовые сотрудники Технические специалисты и эксперты Управленческий персонал Поклонники «мобилизации»

Типичные представители Менеджеры Сотрудники отдела продаж, отдела по работе с покупателями Консультанты и старшие инженеры Руководители высшего звена Типичный немобильный сотрудник

Мобильное устройство Смартфон Смартфон, планшет Смартфон

Используемые приложения e-mail, управление технологическим потоком CRM-решения, Salesforce, системы регистрации данных Портал управления знаниями, интернет-мессенджер, e-mail, календарь, BIRT BIRT, e-mail, календарь, системы оценки эффективности e-mail, календарь, микроблоги, интер-нет-мессенджер, корпоративные социальные сети

Приоритетно сть мобилизации для компании Низкая Высокая Средняя Высокая Низкая

Примечание: CRM - система управления взаимоотношениями с клиентами; BIRT - генератор отчетов. Источник: Infosys, 2012 г

Источник: xcubelabs, 2012 г.

Рис. 7. Выгоды от мобилизации бизнеса, %

шения взаимодействия с клиентами. «Внедрение мобильных технологий способствует получению выраженного экономического эффекта - возможен рост прибыли из-за оптимального использования ресурсов, прироста объема продаж или производства», - отмечает Александр Рубанов.

Качественные выгоды - это неосязаемые преимущества, которые играют ведущую роль в увеличении общей производительности труда работников, повышении степени удовлетворенности клиентов, увеличении лояльности к бренду и т. д.

По словам Владимира Коровкина, при «мобилизации» операционных процессов выгода - это

более четкий мониторинг процессов и возможность получения более качественных первичных данных для аналитики. Руководитель добавляет: если речь идет о мобилизации операций, в большинстве случаев можно наблюдать значимый, количественно оцениваемый экономический эффект.

Например, в случае «мобилизации» процесса согласования командировок в организации, где много разъездных сотрудников, экономия может составлять до половины стоимости командировки. Так, в силу задержек при утверждении поездок организация вынуждена приобретать билеты на неоптимальные рейсы и бронировать дорогие гос-

тиницы. Мобильный электронный документооборот позволит исключить эту «наценку» на командировку. Эффект от «мобилизации» решений для совместной работы очевиден. Менее заметна выгода от «мобилизации» отчетности для руководства.

«Мобилизация» позволяет сгладить пики в рабочем процессе: если раньше сотрудник с утра отвечал на накопившиеся с вечера электронные письма или согласовывал заявки, то теперь это можно сделать в течение дня: в дороге или во время ожидания», - отмечает Константин Астахов.

В России 3/4 организаций называют рост продуктивности работы сотрудников основной причиной использования мобильных решений (рис. 8).

Если с оценкой выгод могут возникнуть трудности, затраты на мобилизацию бизнеса можно подсчитать более или менее точно. Обычно это единовременные расходы и последующие ежегодные.

Типичные единовременные затраты включают расходы на замену стационарных компьютеров на ноутбуки, оплату доступа к беспроводной локальной сети, установку беспроводных точек доступа и другого сетевого оборудования для создания беспроводной локальной сети, обеспечение зоны покрытия сети в офисе, установку и настройку ноутбуков, точек доступа, обучение и поддержку пользователей. Единовременные расходы будут зависеть от ряда факторов: устройство офиса, количество необходимых точек доступа, количество офисов компании и т. д.

К ежегодным относятся расходы на поддержку и обслуживание оборудования и программного

Источник: «АйТи», 2012 г.

Рис. 8. Причины, по которым организация использует или планирует использовать мобильные технологии, %: 1 - улучшение коммуникаций и повышение продуктивности работы удаленных сотрудников; 2 - запрос со стороны сотрудников; 3 - возможность создания новых бизнесс-процессов для повышения конкурентоспособности организации; 4 - требования руководства; 5 - потенциал использования геолокационных сервисов; 6 - следование моде или поддержка бренда организации

обеспечения, обеспечение безопасности и прочие административные расходы.

Согласно исследованию iPass (2013 г.), в среднем компании тратят 120 долл. США в месяц на каждого мобильного сотрудника. Мобильность руководителей обходится дороже - 149 долл., далее следуют торговые представители - 148 долл. Интересно, чтоболее трети опрошенных (35 %) редко или никогда не проверяли затрат на «мобилизацию».

«Основные статьи расходов - это аналитика, подготовка инфраструктуры («железо» и ПО), закупка мобильных устройств, создание специфичных приложений, автоматизирующих бизнес-процессы компании, обучение, поддержка деятельности виртуального офиса после внедрения», - отмечает Александр Рубанов.

При этом говорить о каких-то обобщенных, средних оценках стоимости проектов в России на данный момент нельзя. «В разных компаниях совершенно разные исходные ситуации. Поэтому и затраты на «мобилизацию» будут различаться», - отмечает Константин Астахов. «Я не стал бы оценивать примерную стоимость, так как перекос по каждой из статей затрат может быть очень существенным», - вторит Александр Рубанов. По словам Виктора Ковалева, стоимость проекта повышения мобильности очень сильно зависит от уже имеющегося потенциала компании - первые проекты всегда будут в разы менее эффективны, чем последующие. Он добавляет, что затраты на «мобилизацию» зависят от доли объективных бизнес-операций, выполняемых вне стационарных рабочих мест, а также от опыта внедрения мобильных технологий. Виктор Ковалев советует предварительно провести хронометраж операций, которые нужно мобилизировать, и с учетом экономической значимости этих операций пропорционально оценивать вложения в «мобилизацию».

Стоит ли овчинка выделки. Поскольку даже для однотипных компаний выгоды и затраты по проекту мобильности бизнеса различны, невозможно вывести универсальную формулу оценки экономической эффективности такого проекта. Целесообразно выделить несколько обобщенных подходов к оценке рентабельности «мобильных» проектов в зависимости от их типа.

«Самый простой способ оценить эффективность «мобилизации» - определить соотношение затрат и результата как отдельного подразделения или исследуемой контрольной группы, так и всего предприятия», - говорит Александр Рубанов. Для

иллюстрации такого подхода рассмотрим условный пример. Предположим, что до внедрения проекта «мобилизации» сотрудник отдела продаж обрабатывал 1 000 счетов-фактур в год. Обработка вручную каждого документа занимает полчаса. Всего в компании около 500 специалистов по продажам, и зарплата каждого из них составляет 25 долл. в час.

После «мобилизации» процесса сэкономленное время на один счет-фактуру составит 0,5 часа (обработка будет проходить на мобильном устройстве в режиме реального времени). Общее сэкономленное время за год составит 500 часов на каждого специалиста (1 000 х 0,5). В результате экономия затрат составит 12 500 долл. на каждого специалиста (500 х 25). А общая экономия затрат за год составит 6,25 млн долл. (500 х 12 500).

Также допустим, что компания потратила около 1,5 млн долл. на приобретение программного обеспечения и 250 тыс. долл. на приобретение смартфонов. Затраты на внедрение, обучение и поддержку пользователей составили 800 тыс. долл. Тогда доходность инвестированного капитала в первый год проекта по мобилизации составит 145 % (6 250 000 -- 2 550 000) х 100 / 2 550 000).

Стоит отметить, что экономическую эффективность ИТ-проектов оценить непросто. Трудно понять, что именно позволило получить дополнительные выгоды (сократить расходы), - изменение бизнес-процесса или реализация проекта, в результате которого этот процесс изменился? Поэтому корректнее рассматривать ИТ-проекты в комплексе с другими процессами.

Константин Астахов рекомендует оценивать эффективность будущего проекта по мобилизации на фокус-группе. С ним согласен Виктор Ковалев: «В «Хоум Кредит» все ИТ-проекты обязательно проходят пилотную стадию. Измерение и сравнение экономической эффективности (с мобильными решениями и без них) являются важнейшими критериями успешности «пилота».

Руководитель также отмечает, что экономическая эффективность «мобилизации» процесса принятия управленческих решений для менеджеров среднего и высшего звена рассчитывается как время, сэкономленное за счет сокращения числа и длительности стационарных совещаний, умноженное на фонд оплаты труда их участников. Для оценки эффективности включения мобильных компонент непосредственно в бизнес-процессы выгода определяется посредством сравнения экономических

показателей реализации процесса без мобильных решений и с таковыми.

Мобильность охватывает самые неожиданные отрасли. Очевидно, что мобилизация бизнеса наиболее выгодна компаниям, связанным с массовым обслуживанием клиентов. Прибыль, как правило, зависит от количества обслуживаемых, а потому возможность сотрудников встречаться с клиентами вне офиса значительно повышает продуктивность работы. Однако не только сервисные компании заинтересованы в удаленной работе сотрудников -мобильность добралась до промышленности.

Наиболее перспективными кандидатами на внедрение корпоративных мобильных систем являются отрасли, опирающиеся на большое число мобильных работников или связанные с массовым обслуживанием клиентов. К первой категории традиционно относятся организации (торговые, страховые, дистрибуторы и т. д.), использующие труд внеофисных сотрудников, работающих на процентной ставке и, как правило, не имеющих выделенного рабочего места. Выработка таких сотрудников, а следовательно, и прибыль компании от каждого в первую очередь зависят от числа посещенных клиентов и заключенных с ними сделок. Кроме того, ключевое значение имеет скорость размещения заказа по каждой сделке и его дальнейшая обработка, включая логистику.

Аналитики недвусмысленно прогнозируют рост числа «мобилизированных» сотрудников во всем мире, причем количество внеофисных сотрудников будет расти опережающими темпами. Согласно данным компании IDC, увеличиваться будет не только абсолютное количество таких работников, но и их процентная доля в общем числе работающих - с 34 % в 2012 г. до 37 % к 2015 г. (рис. 9).

Не только розничная торговля и дистрибуция выигрывают от внедрения систем корпоративной мобильности. «Наиболее передовыми отраслями (с точки зрения «мобилизации») являются финансовый сектор и энергетика, - делится своими наблюдениями Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи». - Помимо этого, достаточно активны производственные компании, ретейл, бизнес-консалтинг, не относящийся к ИТ-сфере. Заказчики в первую очередь решают вопросы мобильного доступа к базовым прикладным системам и оперативной аналитике».

Коммивояжеры - в фаворитах. Примером внедрения корпоративной мобильной системы на

1 4 30 п 1 2ZO 1 ОМ 800

-

400 -200 О

гм

422

446

475

506

541

770

1 Шш

2D 10 2011 2012 2013 2014 201S □ Эфи ; н&| & сотрудник

■ Офисные сотрудчики

Источник:ЮС, 2013 г.

Рис. 9. Динамика численности мобильного персонала в мире (2013-2015 гг - прогноз), млн чел.

самом начальном этапе своей деятельности, а также ее совершенствования и развития может служить российское представительство компании «Крафт Фудс Рус», осуществляющей производство и дистрибуцию популярной кондитерской продукции.

«Задачи корпорации понятны: дарить вкусные моменты радости нашим потребителям, причем делать это по приемлемой цене и лучше, чем конкуренты, - говорит директор по информационным технологиям компании Сергей Гупаисов. - Естественно, мы хотим продавать лучше, эффективнее, мы хотим оптимизировать расходы и добиваться лучшего финансового результата». Компания для дистрибуции своей продукции использует труд почти 3 тыс. коммерческих представителей, которые работают на коммивояжерской основе на всей территории РФ. Проблема мобилизации этих «полевых» работников назрела давно.

«Еще пять-шесть лет назад наши продавцы разъезжали по торговым точкам с кипой бумаг и образцами продукции, - вспоминает Сергей Гупаисов. -После достижения договоренности о закупке продавец заполнял специальные формы, которые потом передавались администратору заказов. Процесс был очень трудоемким. С одной стороны, он отнимал много сил у торгового представителя, который при полной загрузке успевал сделать лишь ограниченное число визитов в день. С другой стороны, весь процесс заказа шел очень медленно и был лишен обратной связи».

Внедрение первой мобильной системы для продавцов началось в середине 2000-х гг. - тогда это были карманные ПК на основе ОС Windows Mobile

6.5. «После внедрения системы дела пошли по-другому, - комментирует Сергей Гупаисов. - Теперь, приняв заказ, торговый представитель садится в машину и едет на следующую точку, а в это время заказ по GPRS в фоновом режиме уходит на сервер. С сервера дистрибьютор может его получить столько раз в день, сколько ему удобно».

По мере морального устаревания устройств на базе Windows Mobile и появления новых мобильных платформ карманные ПК заменялись на планшетные компьютеры на базе Android.

В сфере массового обслуживания. Большинство приложений, связанных с массовым обслуживанием клиентов - физических лиц, представляют другой подход - В2С (сокр. от Businessto Client). В данном случае «собственником» и инициатором приложения является организация, в то время как мобильные пользователи - физические лица, являющиеся потребителями, а не сотрудниками компании. Как правило, клиентская часть такого рода приложения адаптирована под большинство имеющихся на руках у населения моделей мобильных устройств и доступна в магазинах приложений.

Наглядным примером технологии В2С может служить мобильная регистрация на рейс - услуга все более популярная среди как западных, так и среди отечественных авиакомпаний. «В прошлом году мы также запустили услугу мобильной регистрации, и сейчас доля пассажиров, зарегистрировавшихся при вылете из Шереметьево по-новому, уже составляет более 30 %, - комментирует заместитель генерального директора по ИТ компании «Аэрофлот» Кирилл Богданов. - Сейчас мы договорились почти со всеми аэропортами Европы, чтобы и там принимали наших пассажиров по «альтернативной» регистрации». В данном случае внедрение мобильного приложения, очевидно, не приносит непосредственной финансовой выгоды предприятию, но, предоставляя пользователю дополнительные удобства, работает на улучшение корпоративного имиджа «Аэрофлота» и повышает лояльность пассажиров.

Типичными организациями, использующими мобильные приложения В2С в сфере оказания массовых услуг, являются банки, работающие на рынке потребительского кредитования. Этот рынок в России «перегрет», и исход битвы за клиента, как правило, зависит не только от выгодности конкретного предложения банка, но и в немалой степени от того, насколько быстрым, бесшовным и эффективным окажется канал связи, который банк в

7х"

59

состоянии предоставить своему клиенту. Развитые мобильные приложения имеют АКБ «АВАНГАРД», Альфа-Банк, Сбербанк России.

В качестве примера рассмотрим один из крупнейших банков, работающих на потребительском рынке, - «Хоум Кредит Банк». У него около 20 млн клиентов, пользующихся кредитными или накопительными банковскими продуктами. Кроме того, банк осуществляет быстрое кредитование крупных покупок населения по программе «моментальный кредит». Как правило, в крупных сетевых супермаркетах с этой целью постоянно находятся 2-3 банковских представителя, т. е. необходима организация мобильных рабочих мест для них.

«Бизнес требует от нас внедрения мобильных технологий», - утверждает Виктор Ковалев, руководитель направления по стратегическому планированию департамента управления сервисов ИТ банка. При помощи внутренних мобильных технологий банк оснастил мобильные рабочие места «полевых» сотрудников и теперь в состоянии в реальном времени отслеживать местоположение каждого удаленного агента и статус каждой его сделки. Что касается пользовательских устройств, то Виктор Ковалев отдает предпочтение планшетным компьютерам, мотивируя это тем, что ноутбуки и нетбуки в ходе пилотных тестов проявили себя недостаточно функциональными.

Внешние мобильные приложения помогают банку вести коммуникации с каждым из клиентов, которые благодаря мобилизации избавлены от визитов в банк для совершения целого ряда рутинных банковских операций. Виктор Ковалев рассматривает «мобилизацию» как единственно возможный путь развития отрасли массовых банковских услуг, называя ее с фастфудом в сфере финансов.

Как видно из приведенного примера, обеспечение повседневной работы большинства потребительских банков требует хорошего владения мобильным инструментарием и предполагает внедрение как В2В-, так и В2С-контуров.

Мобильность на производстве. Не только банки и торговые предприятия нуждаются в системах корпоративной мобильности. Множество отраслей промышленности связано с обслуживанием большого числа удаленных объектов. Достаточно вспомнить такие области, как электроэнергетика, авиация, дорожное строительство, речное судоходство и др., имеющие территориально разобщенную инфраструктуру с большим количеством элементов,

нуждающихся в периодическом сервисе или осмотре. Мобилизация труда работников в этих сферах преследует несколько целей.

Во-первых, имеющиеся мобильные приложения подскажут сотруднику, какой именно объект (подстанция, вышка сотовой связи, промышленный агрегат) нуждается в регламентных работах или в ремонте, а также, какие именно работы нужно провести и какие составные части заменить.

Во-вторых, клиентская часть приложения имеет прямую связь с ЕЯТ-системой предприятия, и отчет о проделанных работах моментально будет внесен в базу данных АСУ.

И, наконец, в-третьих, системы подобного рода часто комплектуются функционалом точного позиционирования, реализованного, как правило, на основе активных меток в системе дальней идентификации. Последняя функция позволяет пометить работу как выполненную только при физическом приближении к объекту обслуживания и нахождения в непосредственной близости от него на протяжении регламентного времени.

Примером предприятия, внедрившего мобильную систему для обслуживающего (ремонтного) персонала, может служить Новолипецкий металлургический комбинат (НЛМК), являющийся одним из крупнейших предприятий этого профиля в Европе. «Сегодня на этом предприятии стали мобильными целые бригады сервисных инженеров, - комментирует Владимир Коровкин, руководитель дирекции бизнес-систем компании «Астерос Консалтинг», занимающейся внедрением мобильной системы на НЛМК. - Многие предприятия металлургической отрасли перенимают опыт комбината и формулируют задачи мобилизации по его образцу». Интересно, что в данном случае в качестве абонентского оборудования выбраны не совсем привычные устройства -AppleiPod.

Мобильность для руководителя. Современного менеджера в буквальном смысле слова кормят ноги. Руководитель не перестает работать, наматывая километры на автомобиле или самолете. А находясь дома или на теннисной площадке, всегда берет с собой мобильного помощника. «Для удобства дистанционной работы руководящих сотрудников мы разработали комплекс инструментальных средств, который называется «Монитор руководителя», - рассказывает Кирилл Богданов. -Этот удобный инструмент позволяет наглядно и в режиме реального времени отслеживать около семи-

сот наиболее важных параметров, характеризующих работу авиакомпании».

Компании - разработчики мобильного ПО также живо откликнулись на возрастающий спрос на мобильные приложения со стороны менеджерского состава и оперативно разработали несколько сотен видов специализированных программ. Сегодня доступны программы на любой вкус и кошелек - от бесплатных, простеньких утилит, совмещающих в себе сервисы связи и присутствия, до респектабельных «пакетов руководителя», встраивающихся в корпоративную ERP-систему и часто поставляемых в комплекте с планшетным компьютером последних модификаций.

Тренд, в котором мы живем. Мир движется в направлении мобильности - это тренд, который невозможно изменить и которому трудно противостоять. Компании, руководство которых смотрит в будущее и желает сохранить и преумножить свои конкурентные преимущества, в эпоху мобильного бума скорее всего не остановятся на достигнутом. На предприятиях будут внедряться новые мобильные платформы, а существующие корпоративные мобильные сети (КМС) будут развиваться как вширь, так и вглубь.

«Как правило, это смежные проекты, цель которых - развитие инфраструктурных, прикладных сервисов, каналов доступа, средств информационной безопасности (ИБ), внедрение механизмов управления и контроля», - подчеркивает руководитель направления портальных и мобильных решений компании «Крок» Константин Астахов. Что касается приложений, то очередь за бэк-офисом. Именно задачи back-end - очередные кандидаты на включение в мобильный контур, подобно своим собратьям из традиционного коммуникационного пакета.

Кроме того, грядет очередная смена парадигмы ИТ - по всей видимости, функции «мобильного сисадмина» возьмут на себя интеграторы, а ИТ-департаментам предприятий будет уготована роль технологических экспертов, отвечающих за эффективность информационного обмена в организации.

Динамика мобилизации российского сегмента: рост в разы? По уровню проникновения сотовой связи Россия обгоняет многие страны, уступая лишь таким законодателям мод, как США, Канада, Франция и Япония. При этом серьезный рост показывает корпоративный сегмент: по данным исследования J'son&Partners, телекоммуникационный

рынок B2B в России составил 240 млрд руб. в 2012 г. и будет показывать ежегодный рост в 10 %.

В своих прогнозах роста аналитики J'son&Partners наибольшее внимание уделяют именно мобильным технологиям для бизнеса, которые будут прибавлять по 17 % выручки каждый год. Действительно, развитие мобильности в России идет полным ходом, и это подтверждает целый ряд проведенных опросов и исследований. Так, в большинстве компаний предоставляется внешний доступ к ресурсам электронной почты, который легко настраивается для мобильных устройств.

Интересные результаты показал анализ мнений экспертов, собранных на втором ежегодном мероприятии «День корпоративной мобильности». Оказалось, что в большинстве компаний топ-менеджеры и даже руководители подразделений уже имеют рабочий смартфон и планшет, причем получают с них доступ к данным корпоративных информационных систем. Что касается менеджеров среднего звена, они могут пользоваться смартфонами только в 27 % организаций, а получают планшет только в 4 % случаев.

Приятно отметить, что в России постепенно стираются ограничения, мешавшие внедрять мобильность. Так, по результатам опроса, практически ни одна компания не считает преградой к применению мобильных технологий стоимость передачи данных. Более того, новые тарифы операторов стимулируют применение мобильных решений.

«Перспективы у рынка мобильных решений B2B - широчайшие. Очередной всплеск интереса произойдет после запуска сетей LTE, которые предоставляют адекватные скорости передачи данных для тяжелых приложений. Многие российские компании уже сегодня запускают пилотные версии систем, смотрят на опыт конкурентов, делают выводы, понимая, что мобильность B2B - это и определенные риски, и новые возможности одновременно. Следует отметить, что на Западе дела обстоят более радужно - там процесс внедрения мобильности запущен и идет полным ходом. Нам же для достижения целей нужны желание, средства и время», - говорит Владимир Ананьев, ведущий инженер компании «Энтайп».

Мобильные пионеры. Впрочем, для многих российских фирм мобильность - это не только планы, но и осознанная реальность. Так, в компании «Утконос» - одном из крупнейших интернет-ре-

190

166

Мобильные Мобильные Мобильный продажи платежи шопинг

Источник: BlackFriday, 2012г.

Рис. 10. Рост активности мобильного бизнеса за 2012 г.,

100

so 60

40

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10

1 94

32 щ

64

Маркетинг

Проведен!' платеже Р

Ведение клиентской

Источник: Harris Interactive, 2012г.

Рис. 11. Области отдачи от «мобилизации» бизнеса, %

Источник: «Астерос», 2012г.

Рис. 12. Самые востребованные мобильные сервисы

17 35 27 6 9 3

S

Источник:J'son&Partners, 2013г.

Рис. 13. Распределение российскими пользователями личных мобильных устройств по числу установленных бизнес-приложений (по результатам опроса), %

тейлеров, работающем по всей России, мобильные технологии составляют ядро бизнеса.

«Мобильные устройства и решения играют для нашей компании значимую роль. У нас два глобальных направления применения мобильных решений: внутренняя логистика и взаимодействие с покупателем. На всех шагах технологии работы нашего распределительного центра используются терминалы сбора данных (ТСД), на которых функционирует мобильное программное обеспечение собственной разработки. Без ТСД наша компания не сможет функционировать, - объясняетДмитрий Сытин, заместитель генерального директора по информационным технологиям и инновационному развитию компании. - Второе применение - это мобильные приложения для работы покупателя. В нашей компании они были разработаны для платформ iOS (iPad и iPhone) и Android. В настоящее время приложения используются для формирования заказов покупателями».

Стихийное развитие. Внедрение мобильности не планировалось заранее - оно происходит сегодня и сейчас под натиском нового стиля жизни, работы и мышления (рис. 1013). Именно в этом некоторые эксперты видят основные сложности мобилизации бизнеса и внедрения новых технологий во всех компаниях.

Рынок мобильных приложений в сфере B2B перспективен, но его быстрому развитию мешает ряд трудностей. Главная из них - отсутствие принятой на рынке концепции, которая была у ERP-систем и систем проектного управления. Из-за этого рынок распадается на отдельные сегменты, в каждом из которых создаются приложения для узких задач, комментирует Михаил Марков, руководитель отдела департамента корпоративных систем компании «Ай-Теко». Одним словом, рынок все еще использует идею маленьких приложений, не объединенных единым подходом. Все трудности из этой области будут преодолены за 2-3 года, после чего

V

появятся крупные вендоры, рынок внедрения и консалтинга.

BYOD по-русски. По данным упомянутого опроса, 65 % компаний еще не регламентировали доступа к корпоративным данным с мобильных устройств - будь то служебные смартфоны или личные устройства. Этот факт подтверждает достаточно легкомысленное отношение к BYOD в России.

Безусловно, в этой модели важно задавать четкие нормы и правила, допускающие устройства в корпоративную среду, что помогает сохранить единство информационного пространства. Мероприятия, направленные на обучение сотрудников правилам информационной безопасности, позволяют минимизировать риски.

«По многим другим параметрам концепция имеет только плюсы: это и бережное отношение к оборудованию, и, несомненно, дань нашей реальности, где размыта грань между двумя основными целями применения мобильного устройства, исключительно рабочими или же личными», - говорит Константин Кимельман.

Впрочем, некоторые компании вполне успешно реализовали управление основным ресурсом на мобильных устройствах - доступом к электронной почте. Для этого они предоставляют пользователям доступ к MS Exchange при помощи стандартного ПО, которое имеется в свободном доступе уже для всех мобильных платформ. Также многие компании задумываются о внедрении системы управления мобильными устройствами MDM, но пока не решаются на это из-за сложности и дороговизны подобных проектов.

«Сегодня существует более легкий вариант MDM, связанный с технологией Microsofflntune. Заказчик может просто купить сервис на определенное количество лицензий, реализуя единообразное управление ноутбуками и другими мобильными устройствами, - отмечаетАндрей Мелузов, руководитель направления ИТ-аутсорсинга «Корус Консалтинг» . - Однако этот вариант не всегда позволяет реализовать практику BYOD. Например, один из наших текущих проектов, где развертывается именно такое решение, привел к тому, что компании-заказчику приходится выдавать сотрудникам новые устройства. Это происходит из-за того, что сотрудники не согласны с установкой дополнительных приложений и управлением их личными устройствами».

Перспективы российской мобильности. Только в первой половине 2013 г. в России было

продано более 2,5 млн планшетов и почти 7,5 млн смартфонов. Накоплена критическая масса потребителей современных интеллектуальных мобильных устройств. Большая доля этих потребителей одновременно является сотрудниками компаний, отмечает Сергей Орлик, директор Центра корпоративной мобильности компании «АйТи». «Новый деловой сезон 2013-2014 гг. обещает высокую динамику мобилизации бизнеса, характеризуемую началом массового внедрения систем управления мобильными устройствами (mobiledevicemanag етеП;), корпоративных мобильных приложений электронной почты, систем безопасного доступа к корпоративным файловым ресурсам, а также оперативной аналитики и отчетности», - считает руководитель.

Действительно, планы российских компаний на 2013 г. весьма оптимистичны и даже агрессивны. Три четверти компаний планируют развернуть систему управления мобильными устройствами в собственном центре оперативных данных, а 40 % компаний оценивают свою инфраструктуру как полностью готовую или почти готовую к применению мобильных технологий (по данным того же опроса).

По итогам 2013 г. более половины организаций планируют предоставлять доступ к корпоративным ресурсам со смартфонов и планшетов для широкого круга сотрудников, обеспечив беспроводные подключения в каждом случае более чем для 100 пользователей. А это значит, что на протяжении текущего года вопросы организации новых интерфейсов, безопасности и согласования регламентов доступа будут решаться особенно активно.

Цены на трафик сдерживают рост корпоративной мобильности. Опыт мобилизации различных областей бизнеса наглядно свидетельствует о растущей популярности корпоративных мобильных решений. Каковы перспективы и основные тенденции развития этого направления в нашей стране?

Как и любая новая технология, набирающая обороты, мобильность бизнеса обсуждается широко. Разброс мнений о дальнейшей судьбе тренда велик. Одни эксперты считают, что данное направление будет развиваться в сторону нишевых приложений, а обслуживание критических процессов останется за специальными видами связи. Другие готовы утверждать, что настанет день, когда мобильный контур будет играть решающую роль в информационной системе предприятия.

Недостатки - продолжение достоинств. В

числе основных факторов, сдерживающих рост «мобилизации» бизнеса, консервативно настроенные эксперты называют техническую основу корпоративных мобильных систем. Большинство КМС, независимо от идеологии их построения (BYOD, CYOD), базируется на использовании мобильной связи. Ограничения, ей присущие, и риски, связанные с ее применением, - следствие технических преимуществ.

«При широкой распространенности для сотовой связи характерна невысокая отказоустойчивость, - говорит технический директор компании «АрбайтКомпьютерс» Антон Ступин. - Например, если регион остается без мобильной связи из-за погодных явлений или воздействий техногенного характера, не работает ни один региональный оператор (провайдер), это может стать причиной нарушения связи с сотрудниками и - как следствие -угрожать непрерывности бизнеса».

Очевидно, работа таких систем находится в прямой зависимости от сотового оператора, его тарифов, политик и качества обслуживания. «Господдержка мобильных операторов, с одной стороны, повышает уровень готовности основных услуг мобильных операторов, однако с другой -влечет за собой высокие риски передачи конфиденциальной информации», - комментирует Антон Ступин.

Несомненно, это накладывает определенные ограничения на использование мобильного сегмента ИТ-платформы предприятия. При пользовании мобильными сервисами, как отмечает Сергей Орлик, «заказчики в первую очередь решают вопросы мобильного доступа к базовым прикладным системам и оперативной аналитике». Мнение Антона Левикова, ИТ-директора группы компаний «Новард», еще более категорично, он считает: «Мобильные устройства не станут средством автоматизации транзакций и операций. Получение информации, ее анализ, предложение решений, обсуждение решений, контроль -вот задачи мобильного пользователя».

Не последнюю роль играет и относительная дороговизна сотовой связи. «Традиционная сотовая связь, скорее всего, не сможет стать достойной альтернативой другим видам связи из-за высокой стоимости», - утверждает технический директор Siemens Enterprise Communications Россия и СНГ-Сергей Члек. Таким образом, можно выдвинуть предположение, что потенциальный круг оснащаемых мобильными системами бизнес-процессов вряд ли существенно расширится. По всей видимости, сюда будут входить такие приложения, как почтовые сервисы, портал, документооборот, BI- иЕКТ-системы, в то время как обслуживание бизнес-критических приложений будет оставаться прерогативой специальных видов связи, в основном коротковолновой (транковой).

/ДУДЯConferences

агентство маркетинговых коммуникаций

5 декабря 2013 г. в Москве CNews Conferences и CNews Analytics проведут конференцию

«ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС: ПОТРЕБНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ»

Информационная поддержка - Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».

Основные вопросы конференции:

какие услуги в интернете наиболее востребованы сегодня; какие онлайн-решения могут понадобиться в будущем; насколько безопасны онлайн-сервисы;

готовы ли российские компании к конкуренции со стороны западных игроков; какие проблемы возникают у провайдеров и потребителей онлайн-услуг.

За дополнительной информацией, а также по вопросам участия обращаться по телефонам: +7 (495) 363-11-11 (доб. 3477) либо e-mail: [email protected], Елена Забродина

http://events. cnews. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.