28 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (S2) -♦
Юрий Игоревич Смирнов,
кандидат исторических наук, доцент, председатель профсоюзной организации, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Марина Игоревна Скрипникова,
начальник отдела аттестации педагогических кадров
Управления персонала, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Хасан Нажоевич Мажиев,
доктор технических наук, профессор, зам. председателя профсоюзной организации, Грозненский государственный нефтяной технический университет им. академика М.Д. Миллионщикова
Yuri Igorevich Smirnov,
PhD of Historical Sciences, associate professor, chairman of the Trade Union organization, Plekhanov Russian University of Economics
Marina Igorevna Skripnikova,
head of the department of certification of teaching staff personnel management, Plekhanov Russian University of Economics
Hasan Nazhoevich Mazhiev,
Doctor of Technical Sciences, professor, deputy chairman of the Trade Union organization, Grozny state oil technical University of M.D. Millionshchikov
Pavel Hafizullovich Katabay,
the chief of department on work with the dissertation tips Department of certification and training of scientific personnel, chairman of the Trade Union bureau of the vice-rector's services for scientific activities, Plekhanov Russian University of Economics
German Vadimovich Dolgopolov,
undergraduate,
Institute of digital economy and information technologies, Plekhanov Russian University of Economics
УДК 37.08
МОБИЛЬНОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ «ПРОФСОЮЗ-ОНЛАЙН» КАК ОДИН ИЗ КЛЮЧЕВЫХ АСПЕКТОВ ЦИФРОВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассматривается проект мобильного приложения «Профсоюз-онлайн» для членов Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации. Описан базовый функционал, приведены рекомендации по разработке и внедрению.
Ключевые слова: профсоюз, цифровизация, мобильное приложение.
Павел Хафизуллович Катабай,
начальник отдела по работе с диссертационными советами Управления аттестации и подготовки научных кадров, председатель профбюро служб проректора по научной деятельности, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Герман Вадимович Долгополов,
магистрант, Институт цифровой экономики и информационных технологий, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
"TRADE UNION-ONLINE" MOBILE APP AS ONE OF THE KEY ASPECTS OF DIGITALIZATION OF THE TRADE UNION OF WORKERS OF NATIONAL EDUCATION AND SCIENCE OF THE RUSSIAN FEDERATION
The article discusses the project of a mobile application "Trade Union-online" for members of the Trade Union of workers of national education and science of the Russian Federation. The basic functionality is described, and recommendations for development and implementation are given.
Keywords: Trade Union, digitalization, mobile app.
НБЫ1994-5094 ♦-
29 -♦
Труд избавляет от трех главных зол: скуки, порока и нищеты.
Вольтер
Профсоюз (профессиональный союз) - это добровольная общественная организация, объединяющая трудящихся, связанных общими интересами по роду их деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов. Это самая уникальная и удивительная общественная организация, придуманная человечеством. Организация, функционирующая при различных общественно-политических режимах в абсолютно непохожих друг на друга странах, преодолела столетний рубеж своего существования и осталась по-прежнему востребованной и современной [6; 9].
Поиски современных форм и методов деятельности, которые бы соответствовали не только сегодняшнему, но и завтрашнему дню, обратили внимание профсоюзных организаций на цифрови-зацию, которая распространилась уже во все отраслях, а как известно, в настоящее время профессиональные союзы существуют как раз по отраслям.
В XXI в. все организации, как коммерческие, так и государственные, должны пройти череду преобразований, называемую цифровой трансформацией, чтобы сохранить и укрепить свои позиции, остаться на рынке и постоянно улучшать качество предоставляемых услуг и производимой продукции. Чтобы продолжать выполнение своей основной миссии - представительство и защита социально-трудовых прав и профессиональных интересов членов профсоюза, профсоюзные организации также должны осуществить цифровую трансформацию своей деятельности, для чего надо максимально использовать современные цифровые инструменты в решении поставленных задач.
Цифровая трансформация - это внедрение современных технологий в бизнес-процессы предприятия. Этот подход подразумевает не только установку современного оборудования или программного обеспечения, но и фундаментальные изменения в подходах к управлению, корпоративной культуре, внешних коммуникациях [2; 3]. В результате повышаются производительность каждого сотрудника и уровень удовлетворенности клиентов, а компания приобретает репутацию прогрессивной и современной организации [4; 5].
Цифровизация процессов актуальна не только на уровне отдельных предприятий: целые отрасли выбирают для себя этот путь развития как единственную возможность соответствовать стремительно меняющимся условиям окружающего мира. Благодаря этому цифровая трансформация промышленности, розничной торговли, государственного сектора и других сфер уже сегодня меняет жизнь каждого человека и каждой компании.
Цифровая трансформация профсоюзных организаций затрагивает не только и не столько внутреннюю работу, сколько взаимодействие с действительными членами профсоюза, другими организациями и государственными органами, а также предполагает новые пути привлечения трудящихся в свои ряды. Отдельно необходимо отметить, что Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, для которого вопрос цифровой трансформации стоит наиболее остро, так как эта отрасль деятельности воспитывает будущее поколение, уже начал свою деятельность в этом направлении. В современных условиях профсоюз, как общественная организация, должен постоянно поддерживать двустороннюю связь со своими членами, оперативно реагировать на их запросы и доносить до них актуальную информацию в кратчайшие сроки.
Предлагаемым нами решением данной задачи может стать разработка мобильного приложения «Профсоюз-онлайн», которое позволит членам профсоюзной организации более активно взаимодействовать со своим профсоюзом, быстро получать необходимую информацию и давать обратную связь. В магазинах AppStore и GooglePlay присутствуют различные приложения со схожим функционалом. Однако их привязка к конкретной образовательной организации является существенным минусом: как правило, покидая организацию, ее бывший сотрудник удаляет и приложение. В результате этого теряется связь головной организации с человеком, что отрицательно сказывается на коммуницировании головной профсоюзной организации с ее членами, как действующими, так и бывшими.
Базовый функционал предлагаемого мобильного приложения «Профсоюз-онлайн» может включать следующие разделы:
1. Подача заявления на вступление в профсоюз. При оформлении сотрудника на работу в организацию, в которой есть профсоюзная организация (п. такой-то такого-то закона), пользователю необходимо выбрать свою организацию из списка, установить привязку и далее заполнить и подать заявление через интерфейс приложения. Для подтверждения подлинности заявление должно быть подписано усиленной неквалифицированной электронной подписью - НЭП (позволяет определить автора документа и проверить, были ли внесены в файл какие-либо изменения после его отправки; подписанный с ее помощью документ заменяет бумажный документ только в случаях, оговоренных законом, или по согласию сторон) либо усиленной квалифицированной электронной подписью - КЭП (самая широко применяемая и регулируемая из всех видов подписи по Федеральному закону № бЗ-ФЗ; документ, подписанный с помощью сертификата КЭП, приравнивается к документу, который собственноручно подписан физическим лицом или уполномоченным представителем юридического лица), согласно Федераль-
30 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2G2G. № 3 (S2) -♦
ному закону от 06.04.11 № бЗ-ФЗ «Об электронной подписи». Пока еще это сделать не очень легко, так как в составе профсоюзных организаций много людей в «возрасте» (это и действующие работники, и те, кто уже находится на пенсии), которые еще не так активно, как хотелось бы, пользуются современными гаджетами.
2. Уведомление членов профсоюза о проводимых мероприятиях, например, экскурсиях, активных туристических путевках, льготных билетах в театры и кинотеатры и т.д. Помимо рм^й-уведомлений, необходимо также предусмотреть и возможность заказа/бронирования места/билета через приложение. Данная услуга, на наш взгляд, была бы очень привлекательна.
3. Обращение за материальной помощью. В данной вкладке нуждающийся член профсоюза указывает причины, обусловившие необходимость обращения за помощью. Сведения в данной вкладке должны быть строго конфиденциальны, так как могут содержать личные данные.
4. Обращение за юридической консультацией. Для этого необходимо добавить возможность заполнения расширенной формы, где пользователь выбирает необходимый ему вид консультации, указывает причины и факторы, побудившие его запросить поддержку, и т.д.
5. Модуль опросов и голосований. Сейчас существует множество различных вариантов опросов. Профсоюзам можно использовать опыт г. Москвы, где создана платформа «Активный гражданин», на которой проходят общественные обсуждения, голосования по различным злободневным вопросам, участники высказывают свое мнение по различным направлениям развития.
6. Вкладка «Коллективный договор», содержащая полный текст Коллективного договора между работодателем и работниками данной образовательной организации со всеми приложениями и возможностью динамического обновления и отображения всех изменений и дополнений. Коллективный договор заключается, как правило, на три
года. По истечении периода действия Коллективного договора текст проекта нового Коллективного договора также может быть размещен в этой вкладке для общественного обсуждения.
У. Цифровой профсоюзный билет. Данная функция является дальнейшим развитием пилотного проекта по введению единого электронного профсоюзного билета. Существующие с самого зарождения профсоюзного движения профсоюзные билеты сегодня уже, скажем так, устаревают. Хочется быть на передовых рубежах нашей постоянно трансформирующейся действительности.
В. Возможно также создание вкладки « Поощрения». Это могут быть моральные поощрения за активное участие в каких-либо мероприятиях, победу в конкурсах, поощрение за лучшее проведение мероприятия и др.
При разработке проекта интерфейса мы постарались сделать его максимально простым и доступным для освоения, все элементы управления интуитивно понятны и сопровождаются подписями под иконками (рис. 1).
Очевидно, что при внедрении данного приложения и в процессе распространения и адаптации пользователей возникнут определенные сложности. В первую очередь это необходимость дополнительной поддержки для пользователей приложения старшей возрастной группы, в частности помощь с установкой приложения на конечное устройство и обучение работе с ним.
Необходимо учесть и все более расширяющийся перечень мобильных операционных систем. Помимо привычных и знакомых большинству пользователей iOS, Android и Windows Phone, сейчас набирают популярность и такие системы, как Kai OS (форк B2G, используется преимущественно в фичерфонах, особо популярных среди старшего поколения), Lineage OS, Fire OS (форк Android, разработана Amazon для собственных устройств Fire), Sailfish OS, Tizen, Аврора (российская мобильная операционная система, ранее Sailfish Mobile OS RUS) и др.
Рис. 1. Рабочие экраны приложения
Рис. 2. Сценарий использования (use case)1
1 Сценарий использования (англ. use case)- в разработке программного обеспечения и системном проектировании это описание поведения системы, когда она взаимодействует с кем-то из внешней среды.
32 Вестник СГСЭУ. 2020. № 3 (82)
Пользовательские истории (user .story)1
Пользователь Сегмент управления (администрация) Сегмент поддержки
Доступ к личному кабинету (ЛК). Возможность изменять личную информацию, контактные данные и пароль от личного кабинета. Получение уведомления о предстоящих мероприятиях, изменениях в профсоюзе. Осуществление взаимодействия с другими пользователями в системе (в пределах / за пределами сектора основного места работы) Просмотр статистики приложения. Контроль работы поддержки. Добавление в систему новых агентов поддержки и удаление старых. Отправка отчетности на электронную почту. Редактирование, блокировка и удаление пользователей приложения. Просмотр и редактирование базы данных. Добавление и удаление разделов в системе Доступ к личной информации клиента. Возможность идентифицировать пользователя. Возможность идентифицировать профсоюзные организации. Возможность просматривать профсоюзные организации и их участников. Возможность редактировать данные пользователей и профсоюзных организаций. Возможность составлять отчетность. Возможность просматривать карточки пользователей и осуществлять поиск (ФИО, телефон, e-mail и т.д.). Возможность предоставлять пользователям и профсоюзным организация обратную связь
Источник: составлено авторами.
Путь, который пройден профсоюзами, достаточно сложен и очень важен. Изучение и внедрение новых методов взаимодействия между членами профсоюзных организаций, а также с работодателями помогают на протяжении всего времени существования профсоюзов активно отстаивать свою позицию по защите прав достойного безопасного труда работника, гражданские и имущественные права.
1. Евдокимов И.В., Красиков В.А., Мартынов Н.Е., Дёмин Г.А. Реестр рисков программного проекта // Качество. Инновации. Образование. 2017. № 6 (145). С. 65-71.
2. Китова О.В., Брускин С.Н. Цифровая трансформация бизнеса // Цифровая экономика. 2018. № 1. С. 20-25.
3. Китова О.В., Дьяконова Л.П. Информационно-аналитические технологии и сервисы в экономике и образовании // Инжиниринг предприятий и управление знаниями: сб. науч. тр. Междунар. науч.-практ. конф. М., 2016. С. 30-37.
4. Крылов И.А. «Цифровая тень» человека как недостающий аспект цифровой экономики предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2019. № 2 (76). С. 26-28.
5. Минашкин В.Г. Цифровая трансформация университета: текущие результаты и перспективы // Новые информационные технологии в образовании: сб. науч. тр. 19-й Между-
нар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Д.В. Чистова. М., 2019. С. 15-18.
6. СкрипниковаМ.И., СмирновЮ.И., АлександроваЕ.В. Профсоюз и работодатель // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2018. № 1 (97). С. 204-209.
7. Попов А.А., Тимофеев А.Г., Лебединская О.Г. Управление жизненным циклом информационных систем: практикум по разработке эргономичных пользовательских интерфейсов с использованием Visual Studio.Net 2013. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2018.
8. ТитовВ.А., ВейнбергР.Р., Кещян В.Г., СавиноваВ.М., Суетин С.Н. Алгоритм «удовлетворение инновационного голода» как часть процесса разработки инноваций // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87). С. 1212-1216.
9. Фомина А.С., Скрипникова М.И. Коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство университетом (из истории РЭУ им. Г.В. Плеханова) // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. 2017. № 4 (94). C. 189-199.
10. Постановление Исполнительного комитета Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации (общероссийский профсоюз образования) № 14-5 «О Пилотном проекте по введению единого электронного профсоюзного билета, автоматизации учёта членов Профсоюза и сбора статистических данных», 23 сентября 2018 г.
2 Пользовательские истории (англ. user story) - способ описания требований к разрабатываемой системе, сформулированных как одно или более предложений на повседневном или деловом языке пользователя.