Научная статья на тему 'Мобильное обучение в условиях информационного неравенства'

Мобильное обучение в условиях информационного неравенства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
174
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМОДАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИКТ / МОБИЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА / ОБЛАКА / MULTIMODAL TECHNOLOGY / ICT / MOBILE COMMUNICATION MEANS / CLOUDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Монахов Данила Никитич

Данная статья посвящена вопросам преодоления цифрового неравенства в информационном пространстве современного общества. В ней раскрывается сущность информационного неравенства, показаны пути его преодоления. В статье рассматривается современный инструментарий, использующий мобильные средства коммуникации и облачные сервисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBILE LEARNING IN CONDITIONS OF INFORMATION INEQUALITY

This article is devoted to the issues of overcoming the digital divide in information space of the modern society. The article reveals the essence of the notion «information inequality» and ways of its overcoming. The article considers the modern tools of using mobile means of communication and cloud services.

Текст научной работы на тему «Мобильное обучение в условиях информационного неравенства»

Факты, комментарии, заметки

157

Our pride and our pain. Part I. From ancient times till XX century]. Orel: Kartush Publ., 307 p.

6. Pavlyuchenko Yu.V. (2007) [Josef Brodsky’s

space and time]. Problemy teorii i metodiki obucheniya [Problems of theory and methods of education]. No 10, pp.163-169. (In Russ.)

Author:

PAVLYUCHENKO Yuriy V. - Cand. Sci. (Phys.-Math.), Prof., Peoples’ Friendship University of Russia, pavyuri@yandex.ru

Д.Н. МОНАХОВ, ст. преподаватель

МГУ им. М.В. Ломоносова

Мобильное обучение в условиях информационного неравенства

Данная статья посвящена вопросам преодоления цифрового неравенства в информационном пространстве современного общества. В ней раскрывается сущность информационного неравенства, показаны пути его преодоления. В статье рассматривается современный инструментарий, использующий мобильные средства коммуникации и облачные сервисы.

Ключевые слова: мультимодальные технологии, ИКТ, мобильные коммуникационные средства; облака

Информация становится сегодня ключевой характеристикой общества, одной из его основных социальных ценностей, ресурсом развития, объединяющей средой, основой социально-экономической жизни и самого существования человека. Поэтому время, в которое мы живем, часто называют «информационной эпохой». Многие исследователи сходятся во мнении, что именно информационные технологии являются одной из основных движущих сил в современном мире. Ускоренное распространение процесса информатизации связано с глобализацией мира, ростом интенсивности различных контактов в экономике, политике, культуре, образовании, потребностью в быстром взаимопонимании и взаимодействии. Успешность как отдельного человека, так и целого государства во многом зависит от своевременного доступа к необходимой информации.

Федеральная служба государственной

статистики констатирует массовое проникновение информационных технологий в органы государственной власти, отрасли высшего профессионального образования, здравоохранения и социальной защиты. Так, например, уже в 2011 г. Россия обо-гналаГерманию по числу Интернет-пользователей и заняла первое место в Европе, месячная аудитория составила 60 млн. человек. В мировом рейтинге 2012 г. по использованию ресурсов Интернета, в котором учитывается 61 страна, Россия заняла среднее 31-е место [1]. По индексу сетевой готовности - комплексному показателю, характеризующему уровень развития информационно-коммуникационных технологий в странах мира, Россия занимает в 2013 г. 54-е место. Во всех федеральных округах России удельный вес Интернетаудитории также превышает 50% от численности населения.

Вместе с тем есть существенные разли-

158

Высшее образование в России • № 4, 2014

чия в информационной подготовке, информационных возможностях, которые существуют между людьми, живущими в нашей стране, что создает так называемый информационный разрыв, цифровое неравенство. Понятие «информационное неравенство» обозначает новый вид социальной дифференциации, вытекающий из разных возможностей использования новейших информационных и телекоммуникационных технологий, при котором значительная часть населения лишается возможности получать доступ к информации о деятельности публичных органов, к публичным услугам, выражать свое мнение по тем или иным вопросам при помощи информационно-коммуникационных технологий. Информационный разрыв - это не отсутствие компьютера, а несформированная потребность человека быть членом информационного сообщества. Пропаганда, обучение, воспитание первичных навыков электронных коммуникаций - вот задачи, решению которых в Российской Федерации уделяется пристальное внимание. Для установления цифрового равенства государство использует различные методы:

1) устанавливает точки доступа к информационно-коммуникационным технологиям в публичных местах (библиотеках, школах, университетах);

2) проводит информационное просвещение граждан, что предусмотрено Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)»;

3) обучает пожилых пользователей (с помощью адаптированного программного обеспечения, содержащего пошаговые инструкции для индивидуального и группового обучения);

4) обучает информационным технологиям инвалидов для их последующего трудоустройства.

Образовательная среда в информационном обществе изменяется за счет появления новых возможностей, например, ис-

пользования в обучении мобильных коммуникационных средств. Достоинством такого обучения является его индивидуализация, благодаря которой каждый студент получает возможность работать в удобном для него темпе, используя индивидуально опосредованную обратную связь, когда можно задавать вопросы в режиме реального времени. Мобильные информационно-коммуникационные средства связи (сотовые телефоны, смартфоны, коммуникаторы (iPhone); портативные карманные компьютеры (ПКП), планшетные компьютеры (IPad)) превращаются в мобильные средства обучения, которые позволяют получать/ предоставлять учебную информацию в любое время и в любом месте. Таким образом, современные мобильные средства связи преобразуют процесс обучения в более гибкий, доступный и персонализированный. Образовательный процесс становится персонально мобильным, а учебно-познавательная деятельность студентов - более продуктивной. Программы, использующие мобильные устройства в учебном процессе, реализуются в Австралии, Канаде, Великобритании, Г ермании и Франции. В российском образовании, к сожалению, примеры такого рода обучения встречаются достаточно редко. Развитие мобильного обучения в России, по оценкам специалистов, отстает от других стран на 5-7 лет [2].

Из мультимедийных пособий, которые можно использовать в мобильном обучении, мы остановимся на программных продуктах iSpring [3]; они помогают преподавателю самостоятельно создавать интерактивные курсы, доступные для просмотра на мобильных устройствах, записывать аудио- и видеосопровождение, добавлять тесты и опросы. Платное программное обеспечение iSpring QuizMaker 7 позволяет:

• разрабатывать тесты с гибким подсчетом баллов;

• использовать штрафные баллы за неверный или частично верный ответы;

Факты, комментарии, заметки

159

• устанавливать ограничения по количеству попыток и по времени для ответа на вопрос;

• создавать тесты с аудио-, видеовопросами и Flash-роликами;

• разрабатывать сценарии ветвления, что дает возможность каждому студенту пройти собственный маршрут теста с максимальной пользой. (При верном ответе на вопрос студент переходит к следующему заданию теста, а при неверном - на информационный слайд.)

Сегодня «облачные» технологии находят активное применение во всех развитых странах, обеспечивая новые, экономически эффективные возможности для образования и научных исследований. Можно наблюдать позитивную тенденцию по преодо-

лению и сокращению информационного неравенства и в России, которая стремится занять лидирующее положение в области доступа всех категорий граждан к информационным услугам.

Литература

1. Докторович А.Б., Монахов Д.Н., Монахо-

ва Г.А. Роль социальных сетей в развитии общества и экономики России // Пространство и Время. 2013. № 3 (13). С. 103-112.

2. Монахова Г.А., Монахов Д.Н. Мультимо-

дальные технологии в учебном процессе высшей школы // Теория и практика общественного развития. 2013. № 11. С. 158— 160.

3. URL: http://www.ispring.ru

Автор:

МОНАХОВ Данила Никитич — канд. пед. наук, старший преподаватель, МГУ им. М.В. Ломоносова, MonahovDN@yandex.ru

MONAKHOVD.N. MOBILE LEARNING IN CONDITIONS OF INFORMATION INEQUALITY

Abstract. This article is devoted to the issues of overcoming the digital divide in information space of the modern society. The article reveals the essence of the notion «information inequality» and ways of its overcoming. The article considers the modern tools of using mobile means of communication and cloud services.

Keywords: multimodal technology, ICT, mobile communication means; clouds

References

1. Doktorovich A.B., Monakhov D.N., Mona-

khova G.A. (2013) [The role of social networks in the development of society and economy of Russia]. Prostranstvo i Vremya [Space and Time]. No 3 (13), pp. 103-112. (in Russ.)

2. Monakhova G.A., Monakhov D.N. (2013)

[Multimodal technology in the educational process of higher education]. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya [Theory and practice of social development]. No 11, pp. 158-160.

3. Available at: http://www.ispring.ru (in Russ.)

Author:

MONAKHOV Danila N. — Cand. Sci. (Pedagogy), Senior lecturer, Moscow State University named after M.V. Lomonosov, MonahovDN@yandex.ru

g

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.