Научная статья на тему 'Мобильное образование'

Мобильное образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фастащенко Т. А.

В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мобильное образование»

того, поликультурное образование способствует обогащению больших и малых этносов без ущемления последних.

УДК 378.147.34 Фастащенко Т.А.

студентка ЮРИУ РАНХ и ГС Науч.рук.: д. фил.н., проф. Котова Н.С.

МОБИЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация: В статье обсуждаются принципы, регулирующие личностно-ориентированное обучение, обсуждается рост внимания к информационно-коммуникационным инструментам и мобильным ресурсам. Беспроводные технологии представляются как естественный и доступный способ продвижения личностно-ориентированного обучения в сочетании с процессом взаимодействия преподавателя и студента.

Ключевые слова: мобильное образование информационно-коммуникационные технологии, образовательный процесс, личностно-ориентированное образование.

Потенциал цифровых устройств и сетей, обеспечивающих

беспроводное электронное обучения и мобильное обучение (м-обучение)

112

сочетают в себе «индивидуальное (или личное) обучение» , доступ к которому можно получить в любое время и в любом месте обучения. Этому

113

способствует «конвергенция Интернета» , беспроводных сетей, беспроводных электронных устройств и «методов электронного обучения».

112 Котов С.В., Котова Н.С. Становление инклюзивного образования в России // European Social Sciences Journal. 2015, № 6. С.263-267.

113 Котова Н.С., Котов Г.С. Высшее образование через дистанционные технологии (зарубежный опыт). // В сборнике: Теория и методика современного учебно-воспитательного процесса сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции. Редакторы: Н.А. Краснова, Т.Н. Плесканюк. Нижний Новгород, 2016. С. 51-54.

При использовании беспроводных электронных устройств, связь между устройством и его владельцем становится персональной и не зависит от местоположения. Подобная независимость беспроводных устройств обеспечивает некоторые преимущества электронного обучения, так как позволяет студентам использовать свободное время, чтобы закончить свою домашнюю работу или подготовку уроков. Например, во время продолжительной поездки можно получить доступ к учебным материалам или взаимодействовать со своими согруппниками и преподавателями или загрузить задание с помощью своего беспроводного устройства.

Беспроводные устройства (смартфоны и планшеты) глобально интегрируют в технологию мобильного образования высшей школы. «Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) значительно улучшает процесс обучения, способствуя развитию личностно-ориентированного обучения»114, и позволяют осуществлять обучение и коммуникацию с преподавателем асинхронно «в собственном темпе обучающегося или по мере необходимости»115. Кроме того, поскольку беспроводные устройства являются инструментами высоко индивидуализированным и предлагают широкий спектр коммуникационных возможностей, они дают преподавателям «гибкие инструменты для диверсификации существующих технологий»116 и выхода процесса обучения за пределы классных комнат и домов студентов.

Один из самых сложных инструментов м-обучения является, например, проект мобильный Автор, который позволяет преподавателям создавать «интеллектуальную систему обучения в любой предметной

114 Келарев В.В., Котова Н.С. Кейс-стади как эффективный метод тренинговых технологий в подготовке управленческих кадров // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2014. № 3. С. 209-214.

115 Митусова О.А. модернизация формального языкового образования студента-юриста через развитие европейской идентичности // Северо-Кавказский юридический вестник. 2011. №4. С. 91-95.

116Келарев В.В., Котова Н.С. Конвергенциональный подход организации бизнес-образования в вузе: зарубежный опыт // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2015. № 4. С. 188-193.

области» для своих студентов. С помощью данного проекта можно оценивать, записывать и сообщать информацию об успеваемости

студентов. Кроме того, систему можно «настроить с учетом

118

индивидуальных требований студентов и преподавателей» .

Ряд проектов, показали, что мобильные технологии могут оптимизировать процесс оценивания показателей прогресса обучающихся. В то время как раньше студенты должны были ждать несколько дней или недель оценки выполненной работы, мобильные технологии, благодаря их интерактивным функциям, могут обеспечить мгновенную обратную связь. Это позволяет учащимся быстро выявить проблемы понимания, например, ключевых понятий. Ряд математических приложений, доступных для смартфонов, а также основных мобильных устройств, предлагают учащимся пошаговые инструкции, как правильно выполнить то или иное задание, в котором они могли совершить ошибку. Эта функция позволяет студенту получить постоянный доступ к информации и многократную возможность тренироваться в выполнении заданий, тем самым самостоятельно отрабатывать навык решения тех или иных задач. Мобильные технологии могут также сделать обучение более эффективными за счет автоматизации распределения, сбора, оценки и документирования выполненного задания. Например, ряд мобильных приложений позволяют преподавателям проводить короткие контрольные опросы, чтобы гарантировать, что учащиеся усвоили тот или иной раздел.

Говоря о мобильных образовательных приложениях, стоит отметить и их доступ к облачным сервисам, которые используются в качестве

117Котов С.В., Котова Н.С. Патриотическая парадигма образовательного процесса в условиях нарастания неофашистской идеологии // В сборнике: Интеграция науки и практики как механизм эффективного развития современного общества Материалы XI международной научно-практической конференции. Научно-информационный издательский центр "Институт стратегических исследований". 2014. С. 3-16-321. 118 Митусова О.А. Архитектоника и логико-смысловое содержание языкового образовательного пространства: формальное, неформальное, информальное образование студентов. // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. 2011. № 3. С. 171-175.

единого информационного поля для хранения информации о студентах и преподавателях, показателей учебной деятельности: (1) 70% людей узнают что-либо с помощью мобильных приложений во время поездки, (2) 7% - в очередях, (3) 3% - в ванной комнате, (4) около 40% российских детей в возрасте 2-4 лет используют мобильные приложения в образовательных целях; (5) около 60% владельцев смартфонов регулярно используют образовательные мобильные приложения.

Наиболее распространенное использование получили следующие образовательные программы на платформе iOS: English with Leo; ClassLife; Busuu; Human body; Countries and capitals and others. На базе платформы Android: NeuroNation; Полиглот; Udemy, online courses; Google Maps и другие.

В то время как формальное образование исторически ограничено четырьмя стенами кабинетов, мобильные устройства могут перейти к таким настройкам обучения, которые максимизируют понимание. Подобно тому, как музеи регулярно предлагают «аудиогиды», которые позволяют посетителям узнать о конкретных артефактах или произведениях искусства во время их просмотра в трех измерениях, были разработаны аналогичные "сайт-специфические" мобильные приложения для облегчения процесса обучения в различных дисциплинах.

УДК 81.119 Терешко Н.В., Фокина

В.С.

ЮРИУ РАНХиГС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.