УДК 37
Барашкова М.Б.
Российская Федерация,
г. Санкт-Петербург,
преподаватель Информатики и ИКТ,
высшей квалификационной категории
МОБИЛЬНОЕ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ
Аннотация
В настоящей работе обсуждается эффективность мобильного электронного образования. Кроме того, представлены примеры работы с интернет - уроками в МЭО. В заключении будет выявлено, что любая новая образовательная методика должна последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, внедрение и оценка.
Ключевые слова:
МЭО, мобильное электронное обучение, обучающиеся, процесс обучения.
Внедрение новых технологий - это всегда сложный процесс. Сначала мы сами, преподаватели должны полностью разобраться, понять и усвоить навыки и технологии использования, а затем уже передавать эти знания и компетенции студентам.
Наша сегодняшняя жизнь немыслима без компьютеров и Интернет. Поэтому, в образовательном процессе стали неотъемлемой частью информационные технологии.
В сентябре 2019 г. наш техникум начал использование мобильного электронного образования в процессе обучения.
Цель работы в МЭО: способствовать повышению качества образования через использование современного образовательного пространства.
Хочется поделиться небольшим опытом работы в МЭО.
Сначала я стала применять ресурс во фронтальной работе на уроке. Он сразу привлек различным множеством заданий, интерактивностью. Позже стала использовать МЭО для домашней работы. Используя матрицу назначения заданий, я стала давать студентам домашние задания из МЭО. Хочу отметить, что интернет-ресурс интересен не только содержанием заданий, но и тем, что при выполнении задания не требует поиска дополнительной информации в других источниках, она есть в интернет - уроке.
Кроме того, ресурс применялся для работы со студентами, отсутствующими длительное время. Материал интернет - уроков отличается насыщенностью, содержательностью и информативностью. Каждый может выбрать для себя то, что ему требуется.
Были опробованы разные формы уроков (на примере уроков по Информатике и ИКТ). МЭО использовалось как элемент урока по введению новых знаний, как средство проверки и контроля знаний и как полноценный урок с использованием этой среды.
Небезынтересно, что изучение нового материала самостоятельно в данном ресурсе студентам давалось с трудом, они привыкли к тому, что преподаватель все объясняет по несколько раз, а тут приходилось разбираться самим. Однако сильным студентам это даже нравилось, они с увлечением работали самостоятельно. Для отдельных студентов программа предусматривает отдельные задания, развивающие кругозор, а также специальные познания.
С большим интересом студенты работали с разнообразными тренажёрами. Во-первых, потому, что задание можно переделать несколько раз, достигая необходимого ответа. Во-вторых, потому, что за него есть поощрение, а не оценка. Интернет - разработчики видимо такую цель и преследовали, работая над тренажёрами, - сделать процесс обучения для студента максимально интересным и щадящим, чтобы он мог спокойно пройти необходимый материал. Такой вид работы необходим, важен и интересен студентам.
Задания «Проверь себя» у ребят вызывают сложности, но им они интересны, так как после их
выполнения они получают независимую оценку. К каждому уроку прилагается 3 варианта заданий такого типа.
Каждый урок имеет ключевые вопросы, на которые студенты отвечают в конце урока. В конце каждого раздела есть итоговое задание, которое нужно выполнить. Система позволяет применять различные приемы работы.
Готовясь к уроку в МЭО, я просматривала материалы Интернет - урока, отбирала задания для выполнения и составляла план для студентов. И, конечно же, есть возможность построения самостоятельного маршрута для студентов с различным уровнем обученности.
Эту среду можно использовать для проведения различных зачётов по предмету.
Эффективность работы в МЭО: каждый работает в своем темпе, его никто не торопит. Можно повторить правило, потренироваться в выполнении заданий и даже проконтролировать свои знания. Это учит студента работать индивидуально.
Так же можно, например, проводить лекции в традиционной форме, а контроль знаний осуществляется по электронным технологиям.
Подготовка преподавателей к работе с «Мобильным Электронным образованием» не требует значительных усилий. Интерфейс системы интуитивно понятен и прост в использовании. Однако рекомендуется методическая подготовка преподавателей.
Не всегда и не все формы сотрудничества со студентами удалось применить в практической деятельности (например, конференция, рассылка).
Но есть и минусы в использовании этой платформы:
- К сожалению, слаженность работы в системе зависит от технического обеспечения. И хотя, в нашем случае оборудование кабинета информатики, где проводились интернет - занятия, соответствовало требованиям системы, нам не удалось избежать таких проблем как "зависание" и "выброс из системы";
- А также при выполнении домашних заданий обучающиеся не могли по той же причине выполнить
их.
Отсюда можно сделать вывод, что устройства которые проникают во все области нашей жизни и мобильность становится одним из ключевых требований к обучающимся. Мобильное электронное обучение является новой образовательной стратегией, на основе которой создается учебная среда, где обучающиеся могут получить доступ к учебным материалам в любое время и в любом месте. Это делает всеобъемлющим процесс обучения и настроить обучающихся к непрерывному образованию и обучению в течение всей жизни.
Но в тоже время любое новшество в образовании, любая новый образовательный подход должен последовательно пройти несколько стадий: анализ, проектирование, развитие, адаптацию, понимание и оценку. Для использования в учебном процессе новых возможностей мобильного обучения необходима организационная, исследовательская и методическая работа по внедрению интернет - стратегий, форм и методов мобильного обучения в учебный процесс. Только такой подход к образованию позволит создать по настоящему качественное обучение.
Список использованной литературы:
1. ГОСТ Р52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании.
2. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. - 2011. - № 1. - С. 241-252.
3. Куклев, В. А. Становление системы мобильного обучения в открытом дистанционном образовании: автореферат диссертация д-ра пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Куклев Валерий Александрович; Ульяновский государственный технический университет. - Ульяновск, 2013. - 46 с.
4. Мобильное обучение: прошлое, настоящее и будущее [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://apptractor.ru/mLearning/.
© Барашкова М.Б., 2020