Научная статья на тему 'МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ'

МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научно-педагогическое сообщество / мобилизация ресурсов сообщества / методологические подходы к исследованию мобилизации ресурсности сообщества / academic community / community resource mobilization / methodological approaches to study of community resource mobilization

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гарольд Ефимович Зборовский

Статья посвящена анализу мобилизации ресурсов научно-педагогического сообщества (НПС) российских вузов сквозь призму методологических подходов к исследованию поставленной проблемы. Обращается внимание на такие подходы, как институциональный, нормативный, общностный, ресурсный, коммуникативный. Показываются пути их использования в процессе анализа мобилизации ресурсов НПС. С этой целью в статье приводится одна из возможных типологий ресурсов НПС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гарольд Ефимович Зборовский

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESOURCE MOBILIZATION OF THE ACADEMIC COMMUNITY OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN NEW CONDITIONS: METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH

The article analyzes resource mobilization of the academic community (AC) of Russian universities through the prism of methodological approaches to the study of the problem. Attention is drawn to institutional, normative, community, resource, and communicative approaches. The content of each of them is revealed. The ways of their use in the analysis of the mobilization of AC resources are shown. For this purpose, the article specifically provides one of the possible typologies of AC resources. Applying the resource approach and mobilizing various types of AC resources, the author proposes to allocate: a research resource (activity and/or willingness to participate in grant and initiative projects, contractual work, the ability to obtain significant scientific results, etc.); a publication resource (publication activity, its quality, the degree of involvement of various AC groups in it, etc.); an academic qualification resource (the real level of academic skills, Ac activities in academic development); a symbolic resource (“productivity” of titles, academic degrees, awards, expert statuses, etc.); an “ideological” resource (the level of knowledge, understanding, acceptance of the goals of the university development strategy, as well as AC readiness to participate in its implementation in the new conditions of the trauma society); a research teams resource (the presence of research teams, schools and groups, their traditions and social capital); a communicative resource (quality and density of academic communications, etc.); a temporal resource (resources of AC social time, age, etc.); a mentoring resource (AC resources necessary for the reproduction of academic staff, including motivation, mentoring competencies, etc.); an educational and pedagogical resource (AC resources necessary for the formation of personnel for the new economy, including professional and academic mobility, interaction with practitioners, modern knowledge of the industry), etc.

Текст научной работы на тему «МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ»

Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023.

№ 76. С. 206-216.

Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 2023. 76. pp. 206-216.

Научная статья УДК 316

doi: 10.17223/1998863Х/76/19

МОБИЛИЗАЦИЯ РЕСУРСНОСТИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА РОССИЙСКИХ ВУЗОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ

Гарольд Ефимович Зборовский

Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, Екатеринбург, Россия, garoldzborovsky@gmail.com

Аннотация: Статья посвящена анализу мобилизации ресурсов научно-педагогического сообщества (НПС) российских вузов сквозь призму методологических подходов к исследованию поставленной проблемы. Обращается внимание на такие подходы, как институциональный, нормативный, общностный, ресурсный, коммуникативный. Показываются пути их использования в процессе анализа мобилизации ресурсов НПС. С этой целью в статье приводится одна из возможных типологий ресурсов НПС.

Ключевые слова: научно-педагогическое сообщество, мобилизация ресурсов сообщества, методологические подходы к исследованию мобилизации ресурсности сообщества

Благодарности: исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/

Для цитирования: Зборовский Г.Е. Мобилизация ресурсности научно-педагогического сообщества российских вузов в новых условиях: методологические подходы к исследованию // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. С. 206-216. doi: 10.17223/1998863Х/76/19

Original article

RESOURCE MOBILIZATION OF THE ACADEMIC COMMUNITY OF RUSSIAN UNIVERSITIES IN NEW CONDITIONS: METHODOLOGICAL APPROACHES TO RESEARCH

Garold E. Zborovsky

Ural Federal University, Yekaterinburg, Russian Federation, garoldzborovsky@gmail.com

Abstract. The article analyzes resource mobilization of the academic community (AC) of Russian universities through the prism of methodological approaches to the study of the problem. Attention is drawn to institutional, normative, community, resource, and communicative approaches. The content of each of them is revealed. The ways of their use in the analysis of the mobilization of AC resources are shown. For this purpose, the article specifically provides one of the possible typologies of AC resources. Applying the resource approach and mobilizing various types of AC resources, the author proposes to allocate: a research resource (activity and/or willingness to participate in grant and initiative projects, contractual work, the ability to obtain significant scientific results, etc.); a publication resource (publication activity, its quality, the degree of involvement of various AC groups in it, etc.); an academic qualification resource (the real level of academic skills, Ac activities in

© Г.Е. Зборовский, 2023

academic development); a symbolic resource ("productivity" of titles, academic degrees, awards, expert statuses, etc.); an "ideological" resource (the level of knowledge, understanding, acceptance of the goals of the university development strategy, as well as AC readiness to participate in its implementation in the new conditions of the trauma society); a research teams resource (the presence of research teams, schools and groups, their traditions and social capital); a communicative resource (quality and density of academic communications, etc.); a temporal resource (resources of AC social time, age, etc.); a mentoring resource (AC resources necessary for the reproduction of academic staff, including motivation, mentoring competencies, etc.); an educational and pedagogical resource (AC resources necessary for the formation of personnel for the new economy, including professional and academic mobility, interaction with practitioners, modern knowledge of the industry), etc.

Keywords: academic community, community resource mobilization, methodological approaches to study of community resource mobilization

Acknowledgements: The research was supported by a grant from the Russian Science Foundation, Project No. 23-28-00028, https://rscf.ru/project/23-28-00028/

For citation: Zborovsky, G.E. (2023) Resource mobilization of the academic community of russian universities in new conditions: methodological approaches to research. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya - Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science. 76. pp. 206-216. (In Russian). doi: 10.17223/1998863Х/76/19

Введение

Российское общество, оказавшееся в начале 2020-х гг. в состоянии социальной травмы, нуждается в мобилизации различных ресурсов (экономических, социальных, научных), необходимых для преодоления этого состояния и выхода на новую траекторию развития. Одним из потенциальных носителей таких ресурсов является научно-педагогическое сообщество (НПС) российских университетов, обладающее значительными возможностями и перспективами позитивного влияния на процесс преодоления глубокого кризиса общества.

НПС как профессиональное сообщество и научно-образовательная общность представляет собой взаимосвязь (совокупность) людей, их групп и объединений, которые характеризуются доминантой образовательной и научной деятельности в их образе жизни, обусловливающей сходство целей, задач, интересов, ресурсов, наличием внутренней структуры, возрастных параметров, стабильностью существования во времени и пространстве, способностью к взаимодействию с другими социальными общностями как внутри университета, так и во внешней среде.

К настоящему времени численность НПС университетов России составляет более 300 тыс. человек [1. С. 306]. Представляя собой авангардную социальную общность, НПС в состоянии сыграть важную роль в решении как проблем развития российского высшего образования, так и общественно значимых проблем. Такая двойная роль НПС показывает его особое место в социальной структуре общества и особую миссию в реализации стратегии развития университетов в новых сложных условиях. Прежде всего это проявляется в возможности мобилизации многочисленных ресурсов, направленной на достижение поставленных целей и задач.

Отметим сразу, что ключевой термин «мобилизация ресурсов» в нашем понимании не имеет никакого отношения к «военизированной» трактовке

социальных процессов. В общественной науке существуют теоретические традиции обращения к «мобилизационной» терминологии. Так, одно из устоявшихся представлений сопряжено с разработкой парадигмы социальной мобилизации. Другое фундаментальное представление уходит корнями в теорию управления и модель антикризисного управления. Но ни одна из этих теорий и парадигм не обращается непосредственно к проблематике высшего образования. Тем более такое обращение не касается понятия мобилизации ресурсности НПС.

Обзор исследований

Для разработки проблемы мобилизации ресурсности НПС в российских вузах важно обратить внимание на направление исследований, посвященных «мобилизационной» проблематике в целом и ее конкретизации применительно к высшему образованию. Обзор исследований показывает, что отечественные ученые в разработке теории социальной мобилизации, теории мобилизации ресурсов и мобилизационного управления работают в том же направлении и на том же уровне, что и зарубежные ученые. Вместе с тем в научной литературе феномен социальной мобилизации не представлен в контексте высшего образования.

Парадигма социальной мобилизации в мировой науке формировалась и развивается на стыке политологии, политической социологии и социологии общественных движений [2-7]. В рамках данной парадигмы сложилась социологическая теория ресурсной мобилизации, предметом которой стали институциональные механизмы и социальные акторы, способные приобретать ресурсы (из внутренней и внешней среды) и мобилизовывать людей для достижения своих целей [8-12].

В то же время в теории менеджмента понятие мобилизационного управления является устоявшимся, а его проблематика актуализируется в связи с перманентными кризисными состояниями в экономике и социальной сфере. Об этом говорят исследования Дж. Зелтцер [13], В.Л. Василенко и Д.С. Бра-зевич [14], Л.Л. Шпак и Ю.В. Токмашевой [15], посвященные проблемам менеджмента в коммерческих организациях и органах власти. Традиционно в теории менеджмента мобилизация сотрудников рассматривается в качестве классической области управления человеческими ресурсами [16].

Что касается управления образовательными организациями, то это направление представлено единичными статьями, отражающими локальные прикладные исследования и управленческие практики. Исследователи университетов развитых стран сосредоточивают внимание в этих работах на поиске и консолидации дополнительных финансовых ресурсов для развития и проведения НИР [17-18]. Исследователи из университетов стран «догоняющего развития» сосредоточены на изучении источников восполнения ресурсных дефицитов практически во всех направлениях деятельности [19-22].

Российские исследователи также обобщают конкретные университетские практики, основанные на идеологии мобилизационного менеджмента, однако на уровень их концептуализации не выходят. Среди интересных кейсов, посвященных указанной тематике, нужно отметить обобщение учеными Томского политехнического университета Е.А. Сухановой, Т.М. Ковалевой и А.О. Зоткиным положительного опыта по созданию социальной среды уни-

верситета, способствующей реализации личностного и профессионального потенциала высокопродуктивных представителей НПС [23].

Мобилизация ресурсности НПС как научная проблема

Обзор исследований, близких к рассматриваемой нами проблеме, показывает наличие в мировой и отечественной науке серьезного теоретического, методологического и эмпирического опыта исследования университетского управления, профессионального развития академического персонала университетов, различных подходов к оцениванию его эффективности и продуктивности. Однако очевидно, что проблема мобилизации ресурсности НПС вузов не попала в фокус внимания ни зарубежных, ни отечественных ученых. Все вышесказанное аргументирует необходимость разработки и реализации проблемы мобилизации ресурсности НПС в российских вузах.

Для нас мобилизация ресурсов НПС означает приведение их в активное состояние, обеспечивающее выполнение стратегических задач развития высшего образования в целом, конкретных университетов в особенности и требующее сосредоточения всех необходимых сил и средств (ресурсов) для достижения поставленной цели. Применительно к ресурсам НПС мобилизация означает концентрацию действий представителей рассматриваемого сообщества, объединение их усилий для реализации значимых, требующих сосредоточения многочисленных профессионально-педагогических, научно-образовательных, исследовательских и иных ресурсов, задач.

Суть мобилизационного подхода к использованию ресурсности НПС состоит в тонкой настройке ее механизмов, в процессе которой актуализируются ранее неоцененные и невостребованные ресурсы этого сообщества. Мобилизация ресурсности НПС в первую очередь строится на формировании, сохранении и укреплении морально-идеологического ресурса, включающего доверие, солидарность, необходимый уровень знания, понимания, принятия целей, стратегии развития университета, готовности сообщества к участию в ее реализации. Морально-идеологический ресурс - один из наиболее эффективных способов управления мотивацией высокопрофессионального сообщества, изменением характера деятельности НПС. В равной мере мобилизационный подход учитывает такой ресурс НПС, как многообразие научных коллективов, научных школ и групп, их традиции, наставнический и социальный капитал.

Придание проблеме мобилизации ресурсов НПС статуса концептуальной повысит ее научную значимость и обеспечит возможность ее практической реализации с помощью создания модели этого процесса. Именно в этом мы видим прежде всего актуальность решения обозначенной проблемы. Она состоит также в том, чтобы привести в действие создаваемые механизмы повышения квалификации НПС, его научной коммуникации, научно-исследовательской и публикационной активности, направленные на мобилизацию его ресурсности. Под названными механизмами имеются в виду новые способы повышения уровня профессиональной квалификации научно-педагогических работников (через активизацию практик самообразования, сертификации результатов неформального образования), академического развития (выстраивание индивидуальных планов карьерного и профессионального развития), поддержки неинституционализированных научных групп, школ, творческих коллабораций и др.

В ситуации, описываемой в терминах высокой неопределенности, возникают предпосылки мобилизационной модели университетского менеджмента. В отличие от административной модели мобилизационная строится на принципах гибкости, внимания не только к сильным и видимым элементам университетской системы (а значит, и университетского сообщества), но и к слабым связям, непроявленным состояниям, процессам и ресурсам. Методология мобилизационного управления задействует максимально весь арсенал ресурсов НПС и методов их развития, фокусируясь на особо важных задачах университета, которые необходимо решить в краткосрочной перспективе. Цель мобилизационного подхода - приведение в активное, деятельное состояние предельно широкого спектра ресурсов НПС, которые обеспечивают гибкость и многообразие способов достижения стратегических задач. Преимущество данного подхода состоит в том, что благодаря концентрации ресурсов обеспечивается готовность университета к неожиданным вызовам и непрояв-ленным рискам. Под ресурсами НПС мы предлагаем в общем виде понимать различные виды капитала социальной общности научно-педагогических работников, обеспечивающие возможности реализации ими задач профессиональной деятельности и профессионального развития. Ресурсы НПС, структуру которых мы рассмотрим далее, многообразны по своей природе, формам проявления, уровню их развития, источникам формирования.

Методологические подходы к исследованию НПС

Для решения поставленных задач изучения мобилизации ресурсности НПС мы предлагаем использовать социологическую методологию, обеспечивающую анализ поставленной проблемы через включение этого процесса в структуру общественных связей и отношений, через его взаимосвязь с другими социальными процессами и элементами как высшего образования, так и общества в целом. Социологический подход, направленный на изучение мобилизации ресурсности НПС, обладает методологическим арсеналом теоретической и эмпирической социологии, а также возможностями таких отраслей этой науки, как социология высшего образования, социология управления, социология науки, экономическая социология. Все они могут быть использованы в анализе проблемы мобилизации ресурса НПС, поскольку названные отрасли ориентированы на междисциплинарность и развиваются по принципам открытой системы научного знания.

Мы предлагаем интегрировать принципы нескольких методологических подходов к исследованию мобилизации ресурсности НПС российских вузов -институционального, нормативного, ресурсного, общностного и коммуникативного.

Институциональный подход позволяет развернуть теоретический и эмпирический анализ институциональных ресурсов НПС, а также модели мобилизационного университетского управления как инструмента институционального развития и трансформации отечественных вузов. Данный подход также необходим для изучения динамики институционального контекста функционирования российского высшего образования, включая стратегические цели его развития, государственную образовательную политику, связи и противоречия вузов с экономическими и социокультурными институтами регионов. Рассмотрение институционального ландшафта с позиций обозна-

ченного подхода позволяет конструировать параметры комплекса внешних макрофакторов, определяющих необходимость и возможности мобилизационного управления ресурсностью НПС вузов, в том числе с точки зрения его мобилизации в интересах регионов и в целом российского общества.

С институциональной методологией тесно связан нормативный подход. С его позиций национальные программы развития высшего образования и стратегии конкретных университетов трактуются как механизмы, конструирующие нормативное поле оценки и использования ресурсности НПС и имеющие ограничения в условиях общества травмы. Нормативный подход открывает возможность комплексного анализа противоречий, возникающих между: 1) нормами, выступающими внутренними регуляторами профессиональной деятельности НПС; 2) стандартами академического развития и эффективности деятельности вузов, заданными институциональными структурами высшего образования; 3) ресурсами НПС и ресурсами университетов, обеспечивающими соответствие данного сообщества институциональным нормам.

Применение общностного подхода означает изучение НПС как ключевого социального субъекта, качество ресурсности и поведенческие стратегии которого обеспечивают развитие и трансформацию отечественных вузов в условиях общества травмы. Методология названного подхода позволяет выделять и трактовать общностные характеристики НПС (взаимосвязи, модели взаимодействия, образ жизни, общность целей, задач профессиональной деятельности, интересов, капитал социальных связей, солидарности, доверия, идентичность, социальное время и др.) в качестве ресурсов, востребованных и мобилизуемых университетским управлением. Ресурсность НПС определяется в этом случае как продукт совместной деятельности и взаимодействия его представителей, выступающий относительно независимой переменной университетского универсума. Уникальность ресурности НПС проявляется в ее способности к капитализации и самовоспроизводству в результате действия механизмов самоорганизации, саморазвития, самообразования, сохраняющихся в качестве социального «генотипа» рассматриваемого сообщества.

С позиций общностной методологии мобилизационный подход к управлению НПС включает в себя оценку, развитие и использование «новой ресурсности» НПС, в том числе тех общностных характеристик и элементов общностного человеческого и социального капитала НПС, которые ранее слабо учитывались или вовсе не использовались университетским управлением. К таким маловостребованным элементам капитала НПС мы можем отнести взаимопонимание, готовность к кооперации, лояльность, включенность в профессиональные сети и др. Таким образом, принципы общностного подхода позволяют сформировать новую повестку социолого-управленческого подхода в отечественных университетах, целью которого станут концентрация, опережающее формирование и бережливое использование социальных ресурсов НПС для сохранения устойчивого функционирования и развития университетов в российских регионах.

Достижение заявленных выше цели и задач возможно через обращение к ресурсному подходу, чьи методологические принципы требуют переоценки в контексте исследовательской проблематики, прежде всего для теоретической и эмпирической интерпретации ключевых понятий «ресурсы НПС», «новая ре-сурсность НПС», «ресурсный потенциал», «мобилизация ресурсности» и др.

Применение ресурсного подхода означает осуществление классификации и содержательной разработки различных видов ресурсов НПС, в числе которых мы предлагаем выделить: исследовательский ресурс (активность и / или готовность участия в грантовых и инициативных проектах, хоздоговорных работах, способность получать значимые научные результаты и др.); публикационный ресурс (публикационная активность, ее качество, степень вовлеченности в нее различных групп НПС и др.); ресурс научно-педагогической квалификации (реальный уровень научно-педагогической квалификации, активность НПС в области академического развития); символический ресурс («продуктивность» званий, научных степеней, наград, экспертных статусов и др.); «идеологический» ресурс (уровень знания, понимания, принятия целей стратегии развития университетов, а также готовности НПС к участию в ее реализации в новых условиях общества травмы); ресурс научных коллективов (наличие научных коллективов, школ и групп, их традиции и социальный капитал); коммуникативный ресурс (качество и плотность научных коммуникаций и др.); темпоральный ресурс (ресурсы социального времени НПС, возраст и др.); ресурс наставничества (ресурсы НПС, необходимые для воспроизводства научно-педагогических кадров, в том числе мотивация, компетенции наставничества и др.); образовательно-педагогический ресурс (ресурсы НПС, необходимые для формирования кадров для новой экономики, включая профессиональную и академическую мобильность, взаимодействие с практиками, современное знание отрасли) и др.

Исследование ресурсов НПС требует разработки особой методики, включающей в себя как количественные, так и качественные показатели и индикаторы каждого ресурса. Некоторые количественные показатели уже выделены и апробированы в различных системах мониторинга высшей школы (например, в мониторинге деятельности образовательных организаций высшего образования1, мониторинге рынка труда научных кадров высшей квалификации2 и др.). Однако анализ баз статистических данных по высшему образованию свидетельствует о недостаточности показателей, используемых в официальной отчетности. Так, например, отсутствуют данные по таким параметрам НПС, как гендерная структура, динамика публикационной активности различных групп НПС (по возрасту, уровню научно-педагогической квалификации, времени защиты диссертации и т.д.). Абсолютной лакуной в методическом плане является система показателей и индикаторов качественных параметров ресурсности НПС, в частности, ресурсов коммуникаций (широты и плотности научных и образовательных связей, их продуктивности) или таких символических ресурсов, как репутация, экспертность и пр. Между тем проводимые российскими социологами исследования НПС предоставляют богатый методический материал, отражающий различный опыт замера качественных характеристик ресурсов НПС, обобщение которого - перспективная исследовательская задача.

Ресурсный подход в контексте мобилизационной проблематики позволяет ориентировать исследование на поиск управленческих возможностей оце-

1 Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга деятельности образовательных организаций высшего образования. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo

2 Мониторинг рынка труда научных кадров высшей квалификации. URL: https://www.hse.ru/mo-nitoring/mnk

нивать и конвертировать специфические ресурсы НПС не только как индивидуально-личностные, но и общностные (коллективные).

Обращение к коммуникативному подходу обусловлено постановкой исследовательских задач, реализация которых требует методологического арсенала коммуникативистики. Прежде всего, это необходимость изучения коммуникативного ресурса НПС, включающего как формальные, организационные, институционализированные коммуникативные структуры, так и неформальные, личностные и общностно-групповые коммуникативные связи, отношения, сети. Потенциал названного методологического подхода означает не просто выявление количественных и качественных параметров этого неформального коммуникативного ресурса НПС, но и рассмотрение его в контексте управленческой мобилизационной проблематики.

Достоинством коммуникативной методологии является ее способность «работать» на разных уровнях - индивидуально-личностном, общностно-групповом, организационном, институциональном. Это позволяет осуществить комплексный, уровневый анализ коммуникативного ресурса НПС и разработать управленческие подходы к его мобилизации, интегрирующие различных субъектов коммуникативного процесса - отдельных научно-педагогических работников, коллективы, университетское сообщество, образовательные институты.

Потенциал коммуникативного подхода раскрывается в изучении управленческой проблематики исследования. Мобилизационное университетское управление трактуется с его позиций как особая коммуникативная стратегия и социальная технология, использующая в качестве основного ресурса достижения целей университетского развития личные и деловые связи НПС, их включенность в сетевое взаимодействие, каналы академического обмена информацией и поддержки, имиджевый капитал и т.д.

Использование общностного, ресурсного и коммуникативного подходов во взаимосвязи позволяет выявить внеинституциональные ресурсы и возможности НПС, «мягкое» управление которыми будет способствовать повышению эффективности мобилизационного подхода.

Каждый из названных выше методологических подходов обладает важным исследовательским потенциалом как сам по себе, так и в единстве с другими. Отсюда следует, что эти подходы позволяют продуктивно концептуализировать феномен мобилизации ресурсности НПС и осуществить его эмпирическое исследование.

Заключение

В статье доказывается, что мобилизация ресурсности НПС российских вузов для решения важнейших задач их развития является одним из основных направлений трансформации высшего образования. Исследование этой научной и практической проблемы требует использования целого ряда методологических подходов, обозначенных в тексте статьи, и выработки системы вузовского управления, базирующейся на мобилизации имеющихся и создании новых ресурсов НПС. По нашему мнению, эти ресурсы должны целостно и комплексно охватывать все основные сферы и формы деятельности сообщества в вузе и учитывать особенности стратегии развития университетов в условиях общества травмы.

Список источников

1. Индикаторы образования: 2021: стат. сб. М. : НИУ ВШЭ, 2021. 508 с.

2. Etzioni A. Mobilization as a Macrosociological Conception // The British Journal of Sociology. 1968. Vol. 19, № 3. P. 243-253.

3. Климов И.А. Социальная мобилизация: к истории понятия // Человек. Сообщество. Управление. 2004. № 1. С. 6-23.

4. ЗдравомысловаЕ.А. Парадигмы западной социологии общественных движений. СПб. : Наука, 1993. 172 с.

5. StanilandP. Cities on Fire: Social Mobilization, State Policy, and Urban Insurgency // Comparative Political Studies. 2010. Vol. 43, iss. 12. P. 1623-1649. doi:10.1177/0010414010374022

6. Социальная и политическая мобилизация: микросоциологический анализ / отв. ред. Л.Л. Шпак. Кемерово : Кемеровский гос. ун-т, 2014. 369 с.

7. Rogers T., Goldstein N.J., Fox C.R. Social Mobilization // Annual Review of Psychology. 2018. Vol. 69. P. 357-381.

8. McCarthy J., ZaldM. Resource Mobilization and Social Movements: a Partial Theory // American Journal of Sociology. 1976. Vol. 82, № 6. P. 149-172.

9. CressD.M., SnowD.A. Mobilization at the Margins: Resources, Benefactors, and the Viability of Homeless Social Movement Organizations // American Sociological Review. 1996. Vol. 61, № 6. P. 1089-1109.

10. Barker-PlummerB. Producing Public Voice: Resource Mobilization and Media Access in the National Organization for Women // Journalism & Mass Communication Quarterly. 2002. Vol. 76, № 1. P. 188-205. doi: 10.1177/107769900207900113

11. Jenkins C. Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements // Annual Review of Sociology. 2003. Vol. 9, № 1. P. 527-553. doi: 10.1146/ANNUREV.S0.09.080183. 002523

12. Bob E., GillhamP. Resource Mobilization Theory // The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social and Political Movements. Chichester; Malden: Wiley-Blackwell, 2013. P. 1096-1101. doi: 10.1002/9780470674871.wbespm447

13. Seltzer J.B. What is Resource Mobilization and Why is it so Important? // Management Sciences for Health. 2014. 20 October. URL: https://healthcommcapacity.org/resource-mobilization-important/

14. ВасиленкоВ.Л., БразевичД.С. Формы и социальные технологии мобилизующего менеджмента в предпринимательской системе // Научный журнал НИУ ИТМО. Экономика и экологический менеджмент. 2015. № 4. С. 190-200.

15. Шпак Л.Л., ТокмашеваЮ.В. Мобилизационно-управленческий механизм взаимодействия муниципальной власти с местными сообществами // Вестник Томского госуниверситета.

2015. № 399. С. 28-33. doi: 10.17223/15617793/399/6

16. BourdagesM.-P. La mobilisation dans la litt'erature p'edagogique manag'eriale : une analyse de contenu de manuels de formation. Sociologie. Universit'e Ren'e Descartes - Paris V, 2014. Fran.cais. NNT: 2014PA05H025. doi: 10.3917/pox.128.0143

17. GenereuxN., TaylorS., O'NeillM. Resource mobilization for research: what we've learned.

2016. URL: https://idl-bnc-idrc.dspacedirect.org/handle/10625/59079

18. Tiffin S., KuncM. Resource Mobilization and Business Development in Regional Universities: the University of the West Indies // VIII Conference "Triple Helix-2010" (Madrid, October 20). P. 329-387.

19. Wangenge-Ouma G., LangaP.V. Universities and the mobilization of claims of excellence for competitive advantage // Higher Education. 2010. Vol. 59. P. 749-764. doi: 10.1007/s10734-009-9278-x

20. Okeyo B.O. Strategic stakeholder management and resource mobilization in the University of Nairobi. 2015. URL: http://hdl.handle.net/11295/93774

21. Resource mobilization for Universities: UVCF Bulletin 2015. URL: https://ucudir.ucu. ac.ug/bitstream/handle/20.500.11951/100/Senyonyi_Resource%20mobilization%20for%20Universitie s_2015.pdf?sequence=1&isAllowed=y

22. Resource Mobilization and Management For Research. June 2013. URL: https://videa.ca/wp-content/uploads/2015/08/RESOURCE-MOBILIZATION-AND-MANAGEMENT1 .pdf

23. СухановаЕ.А., Ковалева Т.М., Зоткин А.О. Инициативная среда университета как механизм управления персоналом в условиях трансформации // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 1. С. 90-97.

References

1. Bondarenko, N.V., Gokhberg, L.M., Kuznetsova, V.I. et al. (2021) Indikatory obrazovaniya: 2021 [Education Indicators: 2021]. Moscow: HSE.

2. Etzioni, A. (1968) Mobilization as a Macrosociological Conception. The British Journal of Sociology. 19(3). pp. 243-253.

3. Klimov, I.A. (2004) Sotsial'naya mobilizatsiya: k istorii ponyatiya [Social mobilization: towards the history of the concept]. Chelovek. Soobshchestvo. Upravlenie - Human. Community. Management. 1. pp. 6-23.

4. Zdravomyslova, E.A. (1993) Paradigmy zapadnoy sotsiologii obshchestvennykh dvizheniy [Paradigms of Western Sociology of Social Movements]. St. Petersburg: Nauka.

5. Staniland, P. (2010) Cities on Fire: Social Mobilization, State Policy, and Urban Insurgency. Comparative Political Studies. 43(12). pp. 1623-1649. DOI: 10.1177/0010414010374022

6. Shpak, L.L. (ed.) (2014) Sotsial'naya i politicheskaya mobilizatsiya: mikrosotsiologicheskiy analiz [Social and political mobilization: A microsociological analysis]. Kemerovo: Kemerovo State University.

7. Rogers, T., Goldstein, N.J. & Fox, C.R. (2018) Social Mobilization. Annual Review of Psychology. 69. pp. 357-381.

8. McCarthy, J. & Zald, M. (1976) Resource Mobilization and Social Movements: A Partial Theory. American Journal of Sociology. 82(6). pp. 149-172.

9. Cress, D.M. & Snow, D.A. (1996) Mobilization at the Margins: Resources, Benefactors, and the Viability of Homeless Social Movement Organizations. American Sociological Review. 61(6). pp. 1089-1109.

10. Barker-Plummer, B. (2002) Producing Public Voice: Resource Mobilization and Media Access in the National Organization for Women. Journalism & Mass Communication Quarterly. 76(1). pp. 188-205. DOI: 10.1177/107769900207900113

11. Jenkins, C. (2003) Resource Mobilization Theory and the Study of Social Movements. Annual Review of Sociology. 9(1). pp. 527-553. DOI: 10.1146/ANNUREV.S0.09.080183.002523

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Bob, E. & Gillham, P. (2013) Resource Mobilization Theory. In: della Porta, D., Klandermans, B., McAdam, D. & Snow, D.A. (eds) The Wiley-Blackwell Encyclopedia of Social and Political Movements. Chichester; Malden: Wiley-Blackwell. pp. 1096-1101. DOI: 10.1002/9780470674871.wbespm447

13. Seltzer, J.B. (2014) What is Resource Mobilization and Why is it so Important? Management Sciences for Health. 20th October. [Online] Available from: https://healthcommcapacity.org/resource-mobilization-important/

14. Vasilenko, V.L. & Brazevich, D.S. (2015) Formy i sotsial'nye tekhnologii mobilizuyushchego menedzhmenta v predprinimatel'skoy sisteme [Forms and social technologies of mobilizing management in the entrepreneurial system]. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment. 4. pp. 190-200.

15. Shpak, L.L. & Tokmasheva, Yu.V. (2015) The mobilization management mechanism of municipal authorities interaction with local communities. Vestnik Tomskogo gosuniversiteta - Tomsk State University Journal. 399. pp. 28-33. (In Russian). DOI: 10.17223/15617793/399/6

16. Bourdages, M.-P. (2014) La mobilisation dans la litt'erature p'edagogique manag'eriale: une analyse de contenu de manuels de formation. Sociologie. Universit'e Ren'e Descartes - Paris V. Francais. NNT: 2014PA05H025. DOI: 10.3917/pox.128.0143

17. Genereux, N., Taylor, S. & O'Neill, M. (2016) Resource mobilization for research: what we've learned. [Online] Available from: https://idl-bnc-idrc.dspacedirect.org/handle/10625/59079

18. Tiffin, S. & Kunc, M. (2010) Resource Mobilization and Business Development in Regional Universities: The University of the West Indies. Triple Helix - 2010. Proc. of the 8th Conference. Madrid, October 20. pp. 329-387.

19. Wangenge-Ouma, G. & Langa, P.V. (2010) Universities and the mobilization of claims of excellence for competitive advantage. Higher Education. 59. pp. 749-764. DOI: 10.1007/s10734-009-9278-x

20. Okeyo, B.O. (2015) Strategic stakeholder management and resource mobilization in the University of Nairobi. [Online] Available from: http://hdl.handle.net/11295/93774)

21. Uganda. (2015) Resource mobilization for Universities. UVCF Bulletin 2015. [Online] Available from: https://ucudir.ucu.ac.ug/bitstream/handle/20.500.11951/100/Senyonyi_Reso-urce%20mobilization%20for%20Universities_2015.pdf?sequence=1&isAllowed=y

22. IDRC. (2013) Resource Mobilization and Management For Research. [Online] Available from: https://videa.ca/wp-content/uploads/2015/08/RESOURCE-MOBILIZATION-AND-MANAGE-MENT1.pdf

23. Sukhanova, E.A., Kovaleva, T.M. & Zotkin, A.O. (2016) Initsiativnaya sreda universiteta kak mekhanizm upravleniya personalom v usloviyakh transformatsii [The initiative environment of the university as a mechanism of personnel management in the conditions of transformation]. Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz - University Management: Practice and Analysis. 1. pp. 90-97.

Сведения об авторе:

Зборовский Г.Е. - доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор-исследователь, кафедра социологии и технологий государственного и муниципального управления, Школа государственного управления и предпринимательства, Институт экономики и управления Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, (Екатеринбург, Россия). E-mail: garoldzborovsky@ gmail.com

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Information about the author:

Zborovsky G.E. - Dr. Sci. (Philosophy), professor, Honored Scientist of the Russian Federation, research professor, Department of Sociology and Technologies of State and Municipal Administration, School of Public Administration and Entrepreneurship, Institute of Economics and Management, Ural Federal University (Yekaterinburg, Russian Federation). E-mail: garoldzborovsky@gmail.com

The author declares no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 21.12.2022; одобрена после рецензирования 24.11.2023; принята к публикации 13.12.2023

The article was submitted 21.12.2022; approved after reviewing 24.11.2023; accepted for publication 13.12.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.