Научная статья на тему 'Мобилизация психической готовности выступления спортсмена в ответственных соревнованиях методом суггестивного формирования доминанты с всплывающей установкой'

Мобилизация психической готовности выступления спортсмена в ответственных соревнованиях методом суггестивного формирования доминанты с всплывающей установкой Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
844
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ СТРЕСС / ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНА / ПСИХИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНА / ВОСПИТАНИЕ СПОРТСМЕНА-ЛИДЕРА / COMPETITIVE STRESS / SHAPING THE CHARACTER OF THE ATHLETE / MENTAL CAPACITY OF A SPORTSMAN / TRAINING OF AN ATHLETIC-LEADER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гилев Г.А., Гладков В.Н., Владыкина В.В.

В статье представлены результаты исследования психологической подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям, возможности влияния на тренировочный процесс и выступление спортсмена методами суггестии опосредованно, через стабилизацию ряда психо-физиологических процессов и формирования характера спортсмена-лидера. Показано влияние используемых психолого-педагогических методов подготовки спортсменов к соревнованиям на улучшение результативности соревновательной деятельности и восстановление организма после физических нагрузок. Положительный результат мобилизации психической готовности спортсмена к выступлению на соревнованиях обусловлен комплексным психолого-педагогическим подходом к спортивной деятельности и формированию характера спортсмена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гилев Г.А., Гладков В.Н., Владыкина В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mobilization of mental readiness of the performance of the athlete in important competitions by method of suggestive formation of the dominant with the emerging installation

Results of research of psychological training of athletes for important competitions, possibilities of influence on training process and a performance of the athlete by suggestiya methods indirectly, through stabilization of a number of psycho-physiological processes and formation of the character of athlete-leader are presented in article. It shows the impact of psychological and pedagogical techniques of training of athletes for competitions to improve the performance of competitive activities and the recovery of the body after exercise. The positive result is due to the complex psycho-pedagogical approach to sports activities and character building of an athlete.

Текст научной работы на тему «Мобилизация психической готовности выступления спортсмена в ответственных соревнованиях методом суггестивного формирования доминанты с всплывающей установкой»

/-

151

Педагогическая психология

Г.А. Гилев, В.Н. Гладков, В.В. Владыкина

Мобилизация психической готовности выступления спортсмена в ответственных соревнованиях методом суггестивного формирования доминанты с всплывающей установкой

В статье представлены результаты исследования психологической подготовки спортсменов к ответственным соревнованиям, возможности влияния на тренировочный процесс и выступление спортсмена методами суггестии опосредованно, через стабилизацию ряда психо-физиологических процессов и формирования характера спортсмена-лидера. Показано влияние используемых психолого-педагогических методов подготовки спортсменов к соревнованиям на улучшение результативности соревновательной деятельности и восстановление организма после физических нагрузок. Положительный результат мобилизации психической готовности спортсмена к выступлению на соревнованиях обусловлен комплексным психолого-педагогическим подходом к спортивной деятельности и формированию характера спортсмена. Ключевые слова: соревновательный стресс, формирование характера спортсмена, психический потенциал спортсмена, воспитание спортсмена-лидера.

В спортивной деятельности в условиях соревновательного стресса одним из критериев возможности показать высокий результат является сохранность психологической готовности, выступающая ведущим фактором при прочих равных возможностях спортсменов высокого класса [1; 8].

*

сс ^

2 Е Психологическая готовность спортсменов в экстремальных ситуа-| о циях в соревновательной деятельности обусловлена такими индивиду-о [5 ально-психологическими качествами, как нервно-психическая устой-§ с чивость, гибкость мыслительных процессов, ассертивная стратегия, с копинг-поведение в стрессе, высокий уровень поведенческой регуляции и личностного адаптационного потенциала, тревожность, самоконтроль, карьерные ориентации на «служение» и «профессиональную компетентность», низкий уровень выраженности патопсихологических свойств личности и акцентуаций характера, в том числе качествами лидера-спортсмена, включающими организаторские и коммуникативные способности, активность, ответственность, смелость [2].

Воспитание спортсмена-лидера с учетом индивидуальных психологических проблем, наблюдаемых у спортсменов на максимуме физических нагрузок на ответственных стартах членов сборной страны, является ключевой задачей [5]. К сожалению, педагогические методы, используемые в условиях тренировочного процесса, оказываются недостаточно эффективными в условиях соревновательного стресса, когда вступают в действия факторы, воспринимаемые организмом как угроза биологической целостности и действующие на организм спортсмена через подсознание. В результате всплывания биологических факторов защиты проявляются неосознанные и неконтролируемые спортсменом физиологические реакции и элементы поведения, приводящие к снижению спортивного результата. При этом велика роль нервно-эмоционального напряжения в развитии патологических явлений, таких как нервное перенапряжение, истероидные состояния, срыв адаптации, а также развитие стрессорной кардиомиопатии [3, 4].

Подготовка спортсмена, формирование его психической и физической формы занимают длительное время. Она включает тренировочные и соревновательные периоды, имеющие свои особенности. Тренировочные периоды отличаются большим объемом физической нагрузки с высокой ее интенсивностью, а соревновательные - высоким уровнем психологического стресса. Часто этот стресс возникает не только из-за желания показать свой лучший результат на соревновании, но и потому, что может решаться карьерный рост спортсмена и его конкурентноспособность.

С одной стороны, при регулярных победах на отборах к соревнованиям и на самих соревнованиях формируется характер спортсмена-лидера, а с другой - при регулярном или периодическом проигрыше может сформироваться спортсмен с так называемым синдромом «вечно второго». Он характеризуется отрицательным внутренним настроем к предстоящим соревнованиям, боязнью участия в них, страхом соревноваться с определенным соперником.

ее

Негативное отношение к участию в соревнованиях определенного Е ранга увеличивает стрессовое воздействие на спортсмена. Внутрен- § со ний негативный настрой, повышенная тревожность, пониженная пси- 5 ° хическая устойчивость на фоне отрицательного стереотипа поведения | 1

не позволяют занять достойное место, несмотря на отличную функцио- * <§

Е о

нальную подготовленность и результативность, доказанные в предвари- о рд тельных контрольных и отборочных стартах. 5 ю

В период соревновательной деятельности психические возможности с для многих спортсменов являются лимитирующими факторами в достижении наивысших спортивных результатов [7]. Результаты наших наблюдений, бесед со спортсменами и их опросов показали, что у многих спортсменов в дни ответственных соревнований отмечается ряд негативных психологических признаков: повышение конфликтности, неконтролируемые вспышки раздражительности, агрессивности, аутизм с навязчивым «самокопанием» в своих ощущениях; приступы суеверия, мистицизма, набожности; ощущение раздвоенности, нарушение сна или аппетита и т.п. Наблюдаемые предстартовые состояния у спортсменов, по мнению отдельных авторов, нельзя считать заболеваниями. Можно говорить лишь о кратковременных психических личностных защитных реакциях, приводящих к падению функциональных возможностей, к слому стартовых установок и, как следствие, к снижению спортивных результатов [9].

Отметим, что одни спортсмены сами могли указать на свою боязнь и слабость психической подготовки, другие же активно скрывали эти обстоятельства. Но всем им, как правило, было свойственно установление лучших своих результатов в тренировочной подготовке, на отборочных стартах или второстепенных соревнованиях с небольшой стрессовой психической напряженностью и падение этих результатов на ответственных соревнованиях. В качестве примера на рис. 1 приведена диаграмма соревновательной деятельности одной из членов сборной команды России по плаванию.

На приведенном рисунке видно, что, несмотря на рост индивидуального результата, который дал возможность отобраться на чемпионат мира и в дальнейшем на Олимпийские игры, чем выше уровень соревнования, а следовательно стрессовый уровень психического воздействия, тем наблюдается большее падение ранее достигнутого результата.

В психолого-педагогическом эксперименте участвовали спортсмены, у которых отмечались: неуравновешенность психических процессов, настороженность в отношении ответственных стартов, нервные срывы в периоды выполнения больших нагрузок, плохой сон после объемных тренировок, отсутствие желания к последующей тренировке.

и о ф ^

г о

Учитывалось добровольное согласие спортсменов и их тренеров на участие в эксперименте.

Спортсменка П., 400 м, вольный стиль

Соревнования

2000 2001 2002 2003 2004

230

и 240

ОС ? 250

си Г) 260

т 270

280

О-

„--й--

__— -О

о-

—0— Мировой рекорд 21 место на ЧМ 25 место на ОИ

— О — Лучший сезона (-2,02 с) (-7,45 с)

—■ ^ ■ — В главных соревнованиях сезона

Рис. 1. Диаграмма результатов выступлений спортсменки П. на соревнованиях различного уровня:

ЧМ - Чемпионат мира; ОИ - Олимпийские игры

На первом этапе методами интервьюирования и психотестирования проводилось определение слабых узловых точек акцентуации, зон рефлексии и негативных установок, которые могут приводить к срыву выступлений на ответственных соревнованиях.

На втором этапе совместно с тренерами и с членами комплексной научной группы вырабатывалась стратегия проведения работы со спортсменами и направление формул суггестии.

Третий этап заключался в формировании методом суггестии индивидуального набора доминант с постоянно действующими и всплывающими установками [6].

Групповые или индивидуальные психолого-педагогические воздействия (установки) проходили по плану: психотерапическое внушение ^ гетеротренинг ^ аутотренинг. На этапе постсуггестивного обсуждения применялись психотерапия и интервьюирование, что способствовало закреплению установок. Психотерапия преобладала на двух первых сеансах, в последующих сеансах она резко падала. С первого занятия был введен гетеротренинг, доля которого к концу психотерапевтического курса также уменьшалась. Доля аутотренинга, напротив, постепенно возрастала к окончанию психолого-педагогического эксперимента. В формировании качеств спортсмена-лидера акцент делался на повышение мотивации и волевых качеств спортсмена.

Было установлено, что психотерапевтическое воздействие привело не только к улучшению нервно-психических показателей, но и повлияло

на метаболизм в мышечных тканях, вызывая наравне с восстановитель- Е ными процедурами улучшение эластичности и упруго-вязких свойств § ® мышечных волокон. g °

На 24 день после начала психолого-педагогического эксперимента 1 1 пловцы сборной команды России приняли участие в чемпионате мира | g 2003 г. по водным видам спорта. По итогам выступления в общеко- о § мандном зачете сборная команды России по плаванию заняла почетное S о 3-е место, уступив сборным командам США и Австралии по программе с Олимпийских игр. Выступление команды российских пловцов признано успешным, учитывая тот факт, что в мировых первенствах с 1996 г. команда не поднималась выше 10-го места.

В период соревнований участники психолого-педагогического эксперимента отмечали при выходе на старт настрой на победу, плыли с уверенностью на свое рекордное достижение, последний отрезок дистанции преодолевали с легкостью. Восстанавливались после заплыва намного раньше, чем после предыдущих стартов. Тренеры и спортсмены признавали, что с началом применения психотерапевтических методов они столкнулись с эффектом супервосстановления.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать о целесообразности использования в тренировочном процессе спортсменов методов психолого-педагогического воздействия для формирования волевых качеств, психического потенциала спортсмена-лидера, готового в условиях жесткой конкуренции показывать свой лучший спортивный результат.

Библиографический список

1. Бобрищев А.А. Теория и результаты многомерной оценки психологической готовности спортсменов силовых единоборств // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 11. С. 8-15.

2. Бобрищев А.А. Психологические особенности личности спортсменов -представителей силовых единоборств с различным уровнем психической готовности // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009. № 1. С. 10-14.

3. Василенко В.С. Стрессорная кардиомиопатия у высококвалифицированных спортсменов (патогенез, ранняя диагностика). Дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2012.

4. Гаврилова Е.А. Стрессорная кардиомиопатия у спортсменов: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб., 2001.

5. Гилев Г.А., Уголькова И.В. Проблемы оптимизации процесса подготовки спортсменов высокого класса // Материалы VII международного национального конгресса «Современный Олимпийский спорт и спорт для всех». М., 2003. Т. 3. С. 156-157.

6. Гладков В.Н. Психопрессинг лидерства: к вопросу о модификации личности: опыт комплексного применения психотерапевтических методов в спорте высших достижений. М., 2007.

7. Гринь Е.И. Психическое выгорание в спорте: теоретические модели и причины феномена // Человек. Сообщество. Управление. 2009. № 4 (73). С. 68-75.

8. Пуни А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: психологический аспект: Избранные лекции. Л., 1979.

9. Узнадзе Д.Н. Психология установки. СПб., 2001.

10. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб., 2002.

Гилев Геннадий Андреевич - доктор педагогических наук, профессор; профессор кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Института физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет. E-mail: ga.gilev@mpgu.edu

Гладков Вадим Николаевич - врач высшей квалификации, заместитель руководителя Центра спортивных инновационных технологий и подготовки сборных команд, Департамент спорта и туризма, г. Москва. E-mail: ga.gilev@ mpgu.edu

Владыкина Василиса Владимировна - аспирант кафедры спортивных дисциплин и методики их преподавания Института физической культуры, спорта и здоровья, Московский педагогический государственный университет. E-mail: ga.gilev@mpgu.edu

G.A. Gilev, V.N. Gladkov, V.V. Vladykina

Mobilization of mental readiness

of the performance of the athlete in important competitions by method of suggestive formation of the dominant with the emerging installation

Results of research of psychological training of athletes for important competitions, possibilities of influence on training process and a performance of the athlete by suggestiya methods indirectly, through stabilization of a number of psycho-physiological processes and formation of the character of athlete-leader are presented in article. It shows the impact of psychological and pedagogical techniques of training of athletes for competitions to improve the performance of competitive activities and the recovery of the body after exercise. The positive result is due to the complex psycho-pedagogical approach to sports activities and character building of an athlete.

г о

cc

Key words: competitive stress, shaping the character of the athlete, mental E capacity of a sportsman, training of an athletic-leader. g oo

Gilev Gennady A. - Dr. Pedagogy Hab.; Professor of the Department of Sports ^ ^

and Methods of Teaching of the Institute of Physical Culture, Sports and Health, ^ |

Moscow Pedagogical State University I g

¡5 pg

Gladkov Vadim N. - doctor of the top skills, deputy head of "Center of Sports m ^g. Innovative Technologies and Training of National Teams", Department of Sport and ^ 0 Tourism of the City of Moscow

VladykiM Vasilisa V. - post-graduate student of the Department of Sports and Methods of Teaching of the Institute of Physical Culture, Sports and Health, Moscow Pedagogical State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.