в других — десятки тысяч. Кто-то начал работать в качестве современной организации уже лет тридцать назад, другие только начинают внедрять новый принцип.
Использованные источники:
1. Лалу Ф. «Открывая организации будущего»
2. Ленсиони П. «Пять пороков команды»
УДК 331.104
Орлова К.М. магистрант
научный руководитель: Базык Е.Ф., к.э.н.
доцент
Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
Россия, г. Краснодар МОББИНГ НА РАБОТЕ ИЛИ КАК БОРОТЬСЯ С ГРУБОСТЬЮ
Аннотация: Статья посвящена теме трудовых отношений в коллективе. Рассматривается такое негативное психологическое явление в профессиональной сфере деятельности как моббинг. Раскрывается понятие моббинга, его причины и виды. А также сформулированы последствия и методы борьбы с ним.
Ключевые слова: моббинг, агрессор, причины моббинга, виды моббинга, последствия моббинга.
Orlova К.М. undergraduate Academy of marketing and socio-information technology-IMSIT
Russia, g. Krasnodar Supervisor: Bazyk E.F.
Ph.d., Associate Professor Academy of marketing and socio-information technology-IMSIT
Russia, g. Krasnodar MOBBING AT WORK OR HOW TO DEAL WITH RUDE
Abstract: the article is devoted to the topic of labor relations in the workplace. Seen such a negative psychological phenomenon in the professional sphere of activity as mobbing. Expands the concept of mobbing, its causes and types. And outlines the implications and methods of combating it.
Keywords: mobbing, aggressor, causes of mobbing, mobbing species, the consequences of mobbing.
Каждая вторая рабочая сфера подразумевает под собой, так или иначе, работу в коллективе.
Но не каждый коллектив можно считать сплоченным и налаженным. Может случиться и так, что деловая жизнь превращается в поле битвы. Противостоять нужно 8 часов в день, всю рабочую неделю и целому полчищу врагов, в лице коллег, которые задались целью портить жизнь
отдельным его представителям. Название такому явлению - моббинг.
Моббинг зародился вместе с человечеством. Но принято считать такое понятие молодым. Его изучение занялись психологии в 80-хх годах XX века.
Психолог из Швеции Х. Лейман изучал открытое и враждебное отношения большинства людей в трудовом коллективе к индивиду, которое проявляется с регулярностью, и дал этому название - моббинг (от англ. «mob» - толпа). Другими словами моббинг - это травля толпы по отношению к одному из коллег [1].
В таблице 1 представлены причины возникновения моббинга.
Таблица 1 - Причины моббинга
Причины моббинга
Социальные Производственные Психологические
1. Изменение социальной структуры; 2. Ценностные конфликты; 3. Социально-дискриминирующие ценности. 1. Неблагоприятные условия внешней среды; 2. «Закостенелые организационные структуры»; 3. Карьерный рост, как стимул для конкурентов; 4. Недостаточно четкое распределение задач. 1. Неопределенная стрессовая ситуация; 2. Поведение как причина: - зависть; - фрустрация; - антипатия; - страх; - безделье.
Самыми популярными причинами моббинга является страх и зависть. Карьерный рост, успех в рабочих делах или даже в личной жизни порождает зависть со стороны сотрудников. Откуда появляется и страх, ведь на фоне успешного коллеги остальные могут казаться некомпетентными, а вместо саморазвития им проще избавиться от умника[3].
Как ни странно, психологии считают провокаторами самих жертв. То есть, как моббингу могут привести как плохие качества жертвы, так и хорошие:
1) качественное и быстрое выполнение работы;
2) соблюдение дисциплины;
3) отказ от неформального общения с коллегами;
4) проявление слабости и неуверенности;
5) порождение сплетен;
6) хвастовство;
7) возмущение и жалобы;
8) синдром «белой вороны»;
9) получение премий и наград.
Интересно и то, что у моббинга есть и виды (рисунок 1).
Моббинг
Вертикальный и горизонтальный
Скрытый или латентный
Рисунок 1 - Виды моббинга
1. Вертикальный связан с руководителем. Направлен на него или на оборот исходит от руководителя.
Горизонтальный - травля группы людей одного из своих коллег.
2. Скрытый (латентный) - жертва испытывает дефицит общения в коллективе. Другими словами - игнорирование [2].
Цель таких действий заключается в одном - заставить жертву уволиться.
С моббингом можно и необходимо бороться. Иначе такое явление может привести к разрушительным последствиям:
1) депрессия и стресс;
2) снижение работоспособности;
3) заниженная самооценка;
4) потеря концентрации;
5) агрессия без мотива;
6) обострение хронических заболеваний;
7) потеря работы.
Так же последствия могут быть негативными не только для жертвы, но и для компании в целом. При поощрении такого поведения некоторых сотрудников, руководитель рискует терять профессионалов, что выльется в текучесть кадров и нанесет вред всему рабочему механизму. А как правило агрессоры не отличаются высоким уровнем профессионализма, ведь травля отнимает много рабочего времени и сил, следовательно им просто не остается времени на выполнение своих прямых обязанностей. Это говорит о том, что с моббингом должна бороться не только жертва, но и тот, кто заинтересован в эффективной работе персонала 4].
Так как же противостоять травле со стороны коллег:
1. Если речь идет о ранних стадиях прессинга, то необходимо дать жесткий отпор агрессорам. Следует проявить себя сильным и независящим от общественного мнения человеком.
2. Одно из решений - это игнорирование негатива в свой адрес. Дело в том, что игра интересна, пока играют двое. Как только один выбывает -смысл игры теряется. То есть если не реагировать на провокации, то агрессорам станет скучно и все прекратиться. Ведь моббинг - явление
переменчивое.
3. Один из грустных вариантов - уйти с ненавистного коллектива. Такой вариант приемлем, когда отношения наладить невозможно и моббинг поощряется руководством или же проявляется от руководителя. В такой ситуации лучше сменить работу, чем терять время и нервы на изменения, которым не бывать в таком коллективе. Но тогда жертве необходимо проанализировать и учесть свои ошибки, при новом трудоустройстве, ведь ситуация может повториться.
На самом деле мер по борьбе с моббингом может быть множество. Все зависит от конкретного вида моббинга и ситуации в коллективе. То есть при выборе решения необходимо все взвесить, чем приступить к действиям. Главное не пренебрегать этим. Ведь психологический прессинг многих здоровых людей превращает в инвалидов, или хуже того, доводит до суицида. К сожалению, СМИ часто сообщают о таких фактах [4].
Понятно одно, что явление под название «моббинг» очень опасно и может привести к плохим последствиям. Для успешных компаний это неприемлемо. Руководству и специалистам по управлению персоналом необходимо за этим следить и не в коем случае не допускать. Ведь моббинг также может перерасти в любое другое явление. Лучший способ борьбы -это вовремя выявить и устранить причины моббинга.
Использованные источники:
1. Алтухова Г.А. Моббинг как этическая проблема // Библиотековедение. 2013. - № 2. С. 63-70.
2. Гулис И.В. Направления и перспективы изучения агрессии в служебных отношениях // Философия и социальные науки. 2008. - № 3. С. 69-76.
3. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011.
4. М. Даффи, Л. Сперии Как победить моббинг? Изд.: Gardners Books - 2014 - С. 115-135.
УДК 339.9
Ощепкова К.А. студент 3 курса
факультет «Инновационного бизнеса и экономики» Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ
Россия, г. Краснодар ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ТУРИСТСКОГО СЕКТОРА
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Аннотация. Данная статья повествует о роли инвестиций и инвестиционных проектов в современных условиях туризма, о динамике развития сектора туризма и о значении особых экономических зон во внутреннем туризме Краснодарского края.
Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, налоги, особая