Научная статья на тему 'МОББИНГ НА РАБОТЕ ИЛИ КАК БОРОТЬСЯ С ГРУБОСТЬЮ'

МОББИНГ НА РАБОТЕ ИЛИ КАК БОРОТЬСЯ С ГРУБОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОББИНГ / АГРЕССОР / ПРИЧИНЫ МОББИНГА / ВИДЫ МОББИНГА / ПОСЛЕДСТВИЯ МОББИНГА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Орлова К.М.

Статья посвящена теме трудовых отношений в коллективе. Рассматривается такое негативное психологическое явление в профессиональной сфере деятельности как моббинг. Раскрывается понятие моббинга, его причины и виды. А также сформулированы последствия и методы борьбы с ним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Орлова К.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOBBING AT WORK OR HOW TO DEAL WITH RUDE

The article is devoted to the topic of labor relations in the workplace. Seen such a negative psychological phenomenon in the professional sphere of activity as mobbing. Expands the concept of mobbing, its causes and types. And outlines the implications and methods of combating it.

Текст научной работы на тему «МОББИНГ НА РАБОТЕ ИЛИ КАК БОРОТЬСЯ С ГРУБОСТЬЮ»

в других — десятки тысяч. Кто-то начал работать в качестве современной организации уже лет тридцать назад, другие только начинают внедрять новый принцип.

Использованные источники:

1. Лалу Ф. «Открывая организации будущего»

2. Ленсиони П. «Пять пороков команды»

УДК 331.104

Орлова К.М. магистрант

научный руководитель: Базык Е.Ф., к.э.н.

доцент

Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

Россия, г. Краснодар МОББИНГ НА РАБОТЕ ИЛИ КАК БОРОТЬСЯ С ГРУБОСТЬЮ

Аннотация: Статья посвящена теме трудовых отношений в коллективе. Рассматривается такое негативное психологическое явление в профессиональной сфере деятельности как моббинг. Раскрывается понятие моббинга, его причины и виды. А также сформулированы последствия и методы борьбы с ним.

Ключевые слова: моббинг, агрессор, причины моббинга, виды моббинга, последствия моббинга.

Orlova К.М. undergraduate Academy of marketing and socio-information technology-IMSIT

Russia, g. Krasnodar Supervisor: Bazyk E.F.

Ph.d., Associate Professor Academy of marketing and socio-information technology-IMSIT

Russia, g. Krasnodar MOBBING AT WORK OR HOW TO DEAL WITH RUDE

Abstract: the article is devoted to the topic of labor relations in the workplace. Seen such a negative psychological phenomenon in the professional sphere of activity as mobbing. Expands the concept of mobbing, its causes and types. And outlines the implications and methods of combating it.

Keywords: mobbing, aggressor, causes of mobbing, mobbing species, the consequences of mobbing.

Каждая вторая рабочая сфера подразумевает под собой, так или иначе, работу в коллективе.

Но не каждый коллектив можно считать сплоченным и налаженным. Может случиться и так, что деловая жизнь превращается в поле битвы. Противостоять нужно 8 часов в день, всю рабочую неделю и целому полчищу врагов, в лице коллег, которые задались целью портить жизнь

отдельным его представителям. Название такому явлению - моббинг.

Моббинг зародился вместе с человечеством. Но принято считать такое понятие молодым. Его изучение занялись психологии в 80-хх годах XX века.

Психолог из Швеции Х. Лейман изучал открытое и враждебное отношения большинства людей в трудовом коллективе к индивиду, которое проявляется с регулярностью, и дал этому название - моббинг (от англ. «mob» - толпа). Другими словами моббинг - это травля толпы по отношению к одному из коллег [1].

В таблице 1 представлены причины возникновения моббинга.

Таблица 1 - Причины моббинга

Причины моббинга

Социальные Производственные Психологические

1. Изменение социальной структуры; 2. Ценностные конфликты; 3. Социально-дискриминирующие ценности. 1. Неблагоприятные условия внешней среды; 2. «Закостенелые организационные структуры»; 3. Карьерный рост, как стимул для конкурентов; 4. Недостаточно четкое распределение задач. 1. Неопределенная стрессовая ситуация; 2. Поведение как причина: - зависть; - фрустрация; - антипатия; - страх; - безделье.

Самыми популярными причинами моббинга является страх и зависть. Карьерный рост, успех в рабочих делах или даже в личной жизни порождает зависть со стороны сотрудников. Откуда появляется и страх, ведь на фоне успешного коллеги остальные могут казаться некомпетентными, а вместо саморазвития им проще избавиться от умника[3].

Как ни странно, психологии считают провокаторами самих жертв. То есть, как моббингу могут привести как плохие качества жертвы, так и хорошие:

1) качественное и быстрое выполнение работы;

2) соблюдение дисциплины;

3) отказ от неформального общения с коллегами;

4) проявление слабости и неуверенности;

5) порождение сплетен;

6) хвастовство;

7) возмущение и жалобы;

8) синдром «белой вороны»;

9) получение премий и наград.

Интересно и то, что у моббинга есть и виды (рисунок 1).

Моббинг

Вертикальный и горизонтальный

Скрытый или латентный

Рисунок 1 - Виды моббинга

1. Вертикальный связан с руководителем. Направлен на него или на оборот исходит от руководителя.

Горизонтальный - травля группы людей одного из своих коллег.

2. Скрытый (латентный) - жертва испытывает дефицит общения в коллективе. Другими словами - игнорирование [2].

Цель таких действий заключается в одном - заставить жертву уволиться.

С моббингом можно и необходимо бороться. Иначе такое явление может привести к разрушительным последствиям:

1) депрессия и стресс;

2) снижение работоспособности;

3) заниженная самооценка;

4) потеря концентрации;

5) агрессия без мотива;

6) обострение хронических заболеваний;

7) потеря работы.

Так же последствия могут быть негативными не только для жертвы, но и для компании в целом. При поощрении такого поведения некоторых сотрудников, руководитель рискует терять профессионалов, что выльется в текучесть кадров и нанесет вред всему рабочему механизму. А как правило агрессоры не отличаются высоким уровнем профессионализма, ведь травля отнимает много рабочего времени и сил, следовательно им просто не остается времени на выполнение своих прямых обязанностей. Это говорит о том, что с моббингом должна бороться не только жертва, но и тот, кто заинтересован в эффективной работе персонала 4].

Так как же противостоять травле со стороны коллег:

1. Если речь идет о ранних стадиях прессинга, то необходимо дать жесткий отпор агрессорам. Следует проявить себя сильным и независящим от общественного мнения человеком.

2. Одно из решений - это игнорирование негатива в свой адрес. Дело в том, что игра интересна, пока играют двое. Как только один выбывает -смысл игры теряется. То есть если не реагировать на провокации, то агрессорам станет скучно и все прекратиться. Ведь моббинг - явление

переменчивое.

3. Один из грустных вариантов - уйти с ненавистного коллектива. Такой вариант приемлем, когда отношения наладить невозможно и моббинг поощряется руководством или же проявляется от руководителя. В такой ситуации лучше сменить работу, чем терять время и нервы на изменения, которым не бывать в таком коллективе. Но тогда жертве необходимо проанализировать и учесть свои ошибки, при новом трудоустройстве, ведь ситуация может повториться.

На самом деле мер по борьбе с моббингом может быть множество. Все зависит от конкретного вида моббинга и ситуации в коллективе. То есть при выборе решения необходимо все взвесить, чем приступить к действиям. Главное не пренебрегать этим. Ведь психологический прессинг многих здоровых людей превращает в инвалидов, или хуже того, доводит до суицида. К сожалению, СМИ часто сообщают о таких фактах [4].

Понятно одно, что явление под название «моббинг» очень опасно и может привести к плохим последствиям. Для успешных компаний это неприемлемо. Руководству и специалистам по управлению персоналом необходимо за этим следить и не в коем случае не допускать. Ведь моббинг также может перерасти в любое другое явление. Лучший способ борьбы -это вовремя выявить и устранить причины моббинга.

Использованные источники:

1. Алтухова Г.А. Моббинг как этическая проблема // Библиотековедение. 2013. - № 2. С. 63-70.

2. Гулис И.В. Направления и перспективы изучения агрессии в служебных отношениях // Философия и социальные науки. 2008. - № 3. С. 69-76.

3. Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. Харьков: Гуманитарный центр, 2011.

4. М. Даффи, Л. Сперии Как победить моббинг? Изд.: Gardners Books - 2014 - С. 115-135.

УДК 339.9

Ощепкова К.А. студент 3 курса

факультет «Инновационного бизнеса и экономики» Академия маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ

Россия, г. Краснодар ЗНАЧЕНИЕ ИНВЕСТИЦИЙ ДЛЯ ТУРИСТСКОГО СЕКТОРА

КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Аннотация. Данная статья повествует о роли инвестиций и инвестиционных проектов в современных условиях туризма, о динамике развития сектора туризма и о значении особых экономических зон во внутреннем туризме Краснодарского края.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционный проект, налоги, особая

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.