Научная статья на тему 'Многожёнство по нормам обычного права кыргызов'

Многожёнство по нормам обычного права кыргызов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1629
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗ / ОБЫЧАЙ / БРАК / СЕМЬЯ / МНОГОЖЕНСТВО / KYRGYZ / CUSTOM / MARRIAGE / FAMILY / POLYGAMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тегизбекова Ж.

Многоженство разрешалось нормами адата. Институт многоженства регулировал имущественные отношения между членами семьи, семьями, родами, и отражал определенные иерархии, властные и статусные отношения в обществе. Однако данная форма брака среди кыргызов не была столь распространенной, как у других народов Центральной Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Polygamy according to Trivial Legal Norms of Kyrgyzes

Polygamy was allowed by the legal norms of adat. The institute of polygamy regulated property relations between families, members of one family, clans; it reflected certain hierarchies, power and status relations in society. However, this form of marriage was not so widely spread among Kyrgyzes in comparison with other peoples of Central Asia.

Текст научной работы на тему «Многожёнство по нормам обычного права кыргызов»

Ж. Тегизбекова

МНОГОЖЁНСТВО ПО НОРМАМ ОБЫЧНОГО ПРАВА КЫРГЫЗОВ

Ключевые слова: кыргыз, обычай, брак, семья, многоженство

С приобретением независимости в Кыргызстане случаи многоженства получили повсеместное распространение. Так, по данным кризисных центров, работающих по оказанию помощи жертвам домашнего насилия, в настоящее время до 40% всех обращений женщин связаны с последствиями многоженства. Чаще в кризисные центры обращаются молодые женщины, которые, оказавшись в фактическом положении вторых, третьих жен, но, не имея формальной регистрации брака, столкнулись со многими проблемами относительно собственных имущественных прав, относительно прав детей и т.д (7). В настоящее время ряд авторов считают, что многоженство являлось обычным явлением среди кыргызов, тем самым оправдывая данные факты нарушения прав женщин.

Согласно нормам обычного права кыргызов основной формой брака был индивидуальный брак (моногамия). Однако, среди имущего сословия получила распространение также полигамия (многожество). Многоженство дозволялось нормами адата. В случае развода или смерти одной из жен муж имел право вступить в новый брак. «Женятся киргизы не сразу же на двух женах, и лишь прожив некоторое время с одной, берут другую. Так как при браке малолетних, жену всегда берут старше мальчика-мужа -вполне взрослую девушку - то через несколько лет, когда муж войдет в возраст, жена выглядит уже пожилой женщиной. Муж тогда женится на совсем молодой девушке. Когда и эта завянет, берет третью», - писал в своих исследованиях П.Кушнер (4, 69).

Согласие на вступление в новый брак у других жен мужу не требовалось. Дети всех жен были равноправны. Институт многоженства регулировал имущественные отношения между семьями, родами, соответственно во многом отражая определенные иерархии, властные и статусные отношения в обществе. Положение жен в семье было регламентировано и регулировалось нормами обычного права (4, 69). Положение жен в семье было неодинаковым. Особым уважением среди жен пользовалась старшая жена - байбиче, и также особое положение занимала младшая - токол (4, 69). Токол всегда пользовалась большим вниманием со стороны мужа. «Байбиче руководит всем домашним хозяйством, всеми женскими работами. Она распределяет работу между остальными женщинами, указывает им сроки работы, дает советы, делает выговоры. Наказать сама она никого не может, но жалоба старшей байбиче мужу служит достаточной угрозой для провинившихся. Токол обычно готовит пищу и смотрит за детьми» (2, 15). Такой обычай помогал строго распределять труд между женщинами в семье. Отношения жен в семье обычно были сдержанными, ссоры между женами разрешал муж.

Несмотря на то, что у кыргызов многоженство было допустимо, редко кто имел более двух жен. Объясняется данное обстоятельство тем, что уплата калыма за каждую новую жену было очень обременительной, тем более, что «размер калыма возрастал с количеством жен, так что вторая стоила дороже первой, третья дороже второй, а четвертая дороже третьей (5,44). Богатые могли себе позволить такое положение. Бедняки имели же по одной, для них уплата калыма была настолько тяжелым делом, что вторичная уплата (в случае смерти первой жены) порой оказывалась не всегда под силу. Зажиточные киргизы имеют по две жены, а богачи - по три, по четыре (4, 69). Многоженство было связано с экономическими возможностями главы семьи, являвшись «привилегией богатых и знатных» (4,64).

Для многоженства кыргызы находили достаточное количество причин, не связанных с религиозными убеждениями - с исламом. В первую очередь, это были бытовые причины, поскольку у богатых кыргызов было значительное хозяйство, то были необходимы дополнительные люди, кто бы управлял всем этим

хозяйством, то есть многоженство рассматривалось как одна из форм эксплуатации непосредственно женского труда в семейном быту. Во-вторых, одной из причин многоженства могли быть бездетность жены или же нерождение потомства мужского пола. В-третьих, многие браки совершались по решению родителей, и между брачующимися не было каких-либо чувств к друг другу, в таком случае у мужа было право самостоятельно выбрать вторую жену, оставляя за собой и прежнюю. Существует предложение, что у кыргызов такая форма брака, как многоженство, существуют в силу влияния норм ислама на быт и семейный уклад народа. Однако С. Абрамзон пишет: «вряд ли многоженство получило бы какое-либо развитие у кыргызов, поскольку полигамия у кыргызов, как и у многих других народов, имеет гораздо более древнее происхождение, чем ислам, распространение которого среди кыргызского народа началось не ранее чем в XVI—XVII вв., ислам лишь санкционировал, «освятил» существовавшую у кыргызов и до этого полигамию» (1, 217). Об этом говорят, прежде всего, многочисленные пережитки большой патриархальной семьи, когда-то бытовавшей у кыргызов. «Убедительным доказательством того, что полигамия у кыргызов имеет глубокие корни, могут служить материалы кыргызских генеалогий. Из них видно, что в среде родоначальников ряда кыргызских племен существовало многоженство. Это была первая треть XVII в. - время, когда ислам у кыргызов еще не стал господствующей религиозной идеологией» (8,131). По шариату кыргыз мог иметь законно до четырех жен, однако это в кыргызском праве не соблюдалось. Представители имущих классов были в состоянии платить калым для "приобретения" нескольких жен, даже больше четырех. Согласно вышесказанному, мы можем сделать вывод, что многоженство у кыргызов появилось не в связи с принятием ислама, а существовало как один из элементов большой патриархальной семьи, бытовавшей среди кыргызского народа.

Несмотря на все законные основания многоженства, данная форма брака среди кыргызов не была столь распространенной, как у других народов Центральной Азии. Считалось, что если у кыргыза несколько жен, то у него не будет семейного счастья:

«эки катын алыпсын бир балеге калыпсын» гласила кыргызская поговорка. Такое негативное отношение к полигамии было и у некоторых других народов. Так, один из кантонных начальников в 1864 г. относительно башкир писал: «Многоженство среди башкир имеет свою невыгодную сторону. Оно поселяет несогласие в семье и, усиливая семейные разлады, отрицательно влияет на хозяйство башкир» (10).

После установления советской власти, были приняты законы о запрете многоженства и данная форма брака как таковая исчезла. В настоящее время в Кыргызстане законом признаются лишь моногамные браки; законодательство запрещает многоженство, считая такое действие - уголовно-наказуемым деянием. Статья 153 «Двоеженство и многоженство» Уголовного Кодекса Кыргызской Республики предусматривает: двоеженство или многоженство, то есть сожительство с двумя или несколькими женщинами с ведением общего хозяйства, - наказывается лишением свободы на срок до двух лет (9). Согласно статье 15 Семейного Кодекса КР запрещено двоеженство и двоемужество. Такое положение соответствует принципу моногамии, согласно которому мужчина и женщина имеют право одновременно состоять только в одном зарегистрированном браке. Брак, заключенный лицом, состоящим в другом зарегистрированном браке, признается недействительным. Абсолютно правильна политика государства на установление единобрачия, которая способствует не только упорядочению брачных отношений, но и укреплению здоровья и супругов, и их потомства (3, 128-131).

Однако в современное время на практике все большее значение приобретает тенденция к укреплению в сознании населения практики многоженства. Хотя за данное явление предусмотрена уголовная ответственность, оно достаточно распространено в республике независимо от региона. Исследования показывают, что хотя первая жена и знает о существовании неофициальных вторых и третьих жен, она вынуждена мириться с таким положением дел, поскольку она вместе с детьми может лишиться материальной поддержки со стороны мужа, либо подвергаться с его стороны физическому или психологическому

насилию. Уязвимое положение имеют и неофициальные жены, поскольку их брак юридически не зарегистрирован, соответственно, они вместе со своими детьми ущемлены в правовом отношении. Этим и объясняется отсутствие судебных практик по фактам многоженства, практика не знает ни одного уголовного дела по данной статье. В архивах МВД нашлось только одно уголовное дело. В 2005 году в Ошской области был осужден многоженец, но он был осужден не за многоженство, а за избиение своих жен (11).

В целом по росту масштабов распространения многоженства Кыргызстан не является исключением в ряду постсоветских республик Центральной Азии. В настоящее время по оценке многочисленных экспертов многоженство становится практически нормой для таких стран как Таджикистан, Узбекистан. В Казахстане также были попытки обсуждать вопрос легализации многоженства на уровне национального Парламента (7).

Изучив положения семейного права кыргызов, мы приходим к выводу, что полигамия признавалась и регулировалась обычным правом. Но на практике большинство семей жило в моногамическом браке, главным образом, вследствие величины калыма и других, сопряженных с заключением брака расходов, в связи с чем данная форма брака среди кыргызов не была столь распространенной, как у других народов Центральной Азии. Однако в настоящее время ряд авторов считают, что многоженство - это пережитки существовавших ранее обычаев, что является спорным утверждением, поскольку полигамия была лишь одной из форм брака среди кыргызов.

В связи с существующей практикой многоженства, автор считает необходимым узаконить данный институт, поскольку такое обстоятельство смогло бы защитить права и интересы женщин и детей, уже состоящих в таком виде брака. Законодательство запрещает многоженство, считая такое действие уголовно-наказуемым деянием (Статья 15 СК КР, статья 153 УК КР), однако, несмотря на правовые нормы, запрещающие многоженство, все большее значение приобретает тенденция к укреплению в сознании населения практики многоженства, которая достаточно распространена в республике независимо от региона. Необходимо

отметить, что судебная практика по фактам многоженства отсутствует. В связи с чем предлагается легализовать многоженство с целью защиты прав и интересов всех сторон такого союза. Данный вопрос требует детального правового внимания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамзон С. М. Кыргызы и их этногенетические и историко-культурные связи. - Ф., 1990

2. Кадыров В. Кыргызстан. Традиции и обычаи киргизов. - Б.: Раритет, 2005

3. Колодина В.П. Условия заключения брака: проблемы теории и законодательства. Вестник КРСУ. 2010. Том 10. № 6

4. Кушнер П. Горная Киргизия (социологическая разведка). М., 1929

5. Малышев Н. Обычное семейное право киргизов. - Ярославль, Типография Губернского правления, 1902

6. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 21

7. Молдошева А. Многоженство в современном Кыргызстане (информационная справка). 2005. http://www.analitika.org/ агйс1е.рЬр?81<иу=20050929023818225

8.Петров К.И. Очерки феодальных отношений у киргизов в ХУ-ХУШ вв. - Фрунзе, 1961

9. Уголовный Кодекс Кыргызской Республики от 1 октября 1997 года N 68. Правовая база «Токтом 2011».

10. ЦГАБАССР. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15197. Л. 70.

11. "Цена у нас одинаковая. Мы не обижаемся". Опыт многоженства в Кыргызстане // http://www.centrasia.ш/newsA.php?st=l 178314020

Многоженство по нормам обычного права кыргызов

Ж. Тегизбекова

Ключевые слова: кыргыз, обычай, брак, семья, многоженство

Многоженство разрешалось нормами адата. Институт многоженства регулировал имущественные отношения между членами семьи, семьями, родами, и отражал определенные иерархии, властные и статусные отношения в обществе. Однако данная форма брака среди кыргызов не была столь распространенной, как у других народов Центральной Азии.

Polygamy according to Trivial Legal Norms of Kyrgyzes Zh. Teghizbekova Key words: Kyrgyz, custom, marriage, family, polygamy

Polygamy was allowed by the legal norms of adat. The institute of polygamy regulatedproperty relations between families, members of one family, clans: it reflected certain hierarchies, power and status relations in society. However, this form of marriage was not so widely spread among Kyrgyzes in comparison with other peoples of Central Asia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.