Научная статья на тему 'Многоуровневый подход при проектировании конструкций аэрокосмического назначения из перспективных материалов'

Многоуровневый подход при проектировании конструкций аэрокосмического назначения из перспективных материалов Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
93
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЧНОСТНЫЙ РАСЧЕТ / КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ / РЕВЕРС-ИНЖИНИРИНГ / ЛИТЬЕ ПОД ДАВЛЕНИЕМ / КРОНШТЕЙН / MODELING / STRENGTH CALCULATION / COMPOSITE MATERIAL / MOLDING UNDER PRESSURE / REVERSE ENGINEERING / FITTING

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Куркин Е.И., Садыкова В.О., Спирина М.О.

Производство изделий ракетно-космической техники требует учета характеристик напряженно-деформированного состояния, а также технологии их изготовления. Разработана конструкция кронштейна навески из перспективного короткоармированного материала с использованием многоуровневого подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Куркин Е.И., Садыкова В.О., Спирина М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTI-LEVEL APPROACH FOR AEROSPACE DESIGN FROM PERSPECTIVE MATERIALS

The production of aerospace structures requires taking into account the characteristics of the stress-strain state and their production technology. This paper develops the fitting from a prospective composite material reinforced by short fibers based on a multilevel approach.

Текст научной работы на тему «Многоуровневый подход при проектировании конструкций аэрокосмического назначения из перспективных материалов»

Решетневскуе чтения. 2017

УДК 678.027

МНОГОУРОВНЕВЫЙ ПОДХОД ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ КОНСТРУКЦИЙ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ ИЗ ПЕРСПЕКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ*

Е. И. Куркин1, В. О. Садыкова, М. О. Спирина

Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева Российская Федерация, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34 1E-mail: eugene.kurkin@mail.ru

Производство изделий ракетно-космической техники требует учета характеристик напряженно-деформированного состояния, а также технологии их изготовления. Разработана конструкция кронштейна навески из перспективного короткоармированного материала с использованием многоуровневого подхода.

Ключевые слова: моделирование, прочностный расчет, композиционный материал, реверс-инжиниринг, литье под давлением, кронштейн.

MULTI-LEVEL APPROACH FOR AEROSPACE DESIGN FROM PERSPECTIVE MATERIALS

E. I. Kurkin1, V. O. Sadykova, M. O. Spirina

Samara National Research University 34, Moskovskoe shosse, Samara, 443086, Russian Federation

1E-mail: eugene.kurkin@mail.ru

The production of aerospace structures requires taking into account the characteristics of the stress-strain state and their production technology. This paper develops the fitting from a prospective composite material reinforced by short fibers based on a multilevel approach.

Keywords: modeling, strength calculation, composite material, molding under pressure, reverse engineering, fitting.

В современной ракетно-космической промышленности широко применяются композиционные материалы, армированные короткими высокопрочными волокнами. Высокими механическими характеристиками обладают реактопласты. К их преимуществам можно отнести высокую жесткость, сопротивляемость высокому температурному режиму, а также незначительную усадку. Внедрение подобных материалов зачастую позволяет находить новые, во многом уникальные технические решения, способствующие усовершенствованию конструктивно-технологического облика аэрокосмического изделия [1].

Проектирование аэрокосмических конструкций из композитов основано на высокоточном моделировании процесса их создания и изготовления, требующего экспериментального уточнения характеристик используемых при их производстве материалов [2]. В данной работе при исследовании реактопластов использованы изготавливаемые на кафедре КиПЛА Самарского университета смеси эпоксидной смолы Этал-Карбон М с угольными волокнами длиной 0,3 мм.

Целью работы является создание кронштейна навески из перспективного короткоармированного материала, способного выдержать нагрузку в 20000 Н, а также моделирование полного цикла его изготовления.

Задача выбора геометрии кронштейна решена с помощью метода топологической оптимизации, основанный на моделировании методом конечных элементов в системе ANSYS с применением тела переменной плотности [3; 4].

Постановка и решение прочностной задачи проведена в модуле ANSYS Mechanical, в котором заданы механические свойства, условия закрепления и действующие на тело переменной плотности нагрузки [5]. После решения прочностной задачи в модуле Topology Optimization системы ANSYS проведена топологическая оптимизация конструкции. Это позволило снизить массу конструкции, но при этом повысить жесткостные характеристики изделия.

Оптимизированная геометрия кронштейна в формате STL для дальнейшего расчета преобразована в программе Geomagic, затем доработана в программном комплексе SolidWorks.

Для учета полного цикла изготовления кронштейна было произведено моделирование литья кронштейна из короткоармированого реактопласта в системе Moldex 3D. Описана модель вязкости, механические характеристики матрицы и угольных волокон. При задании технологических условий были выбраны параметры температур и давлений, приближенные к условиям проведения проливки кронштейна в термокамере на кафедре КиПЛА Самарского университета.

'Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 16-31-60093 мол_а_дк.

Проектирование и производство летательных аппаратов, космические исследования и проекты

В системе Digimat определены проектировочные переменные многоуровневой модели композиционного материала с использованием реверс-инжиниринга, а также учтен тензор ориентации волокон, полученный на предыдущем этапе.

Расчет на прочность кронштейна из композиционного материала, армированного короткими волокнами, показал, что при нагружении детали происходит смятия материала в проушине кронштейна, поэтому в конструкцию была добавлена титановая втулка. Было разработано и рассчитано несколько модификаций втулки. Напряжения при расчете на прочность не превышают допускаемых.

Библиографические ссылки

1. Мэттьюз Ф., Роллингс Р. Мир материалов и технологий. Композиционные материалы. Механика и технология. М. : Техносфера, 2004. 408 с.

2. Hull D. An Introduction to Composites Materials, Cambridge University Press. 1981.

3. Комаров В. А. Проектирование силовых схем авиационных конструкций // Актуальные проблемы авиационной науки и техники. М. : Машиностроение. 1984. С. 114-129.

4. Aircraft design using a variable density model / V. A. Komarov, A. V. Boldyrev, A. S. Kuznetsov et al. //

Aicraft Engineering and Aerospace Techology: An Int. Journal 84/3. 2012. P. 162-171.

5. Комаров В. А. Рациональное проектирование силовых авиационных конструкций : дис. ... д-ра техн. наук / Моск. авиац. ин-т. М., 1976. 329 с.

References

1. Matthews F., Rolings R. World of Materials and Technologies. Composite materials. Mechanics and technology. M. : Technosphere, 2004. 408 s.

2. Hull D. An Introduction to Composites Materials, Cambridge University Press. 1981.

3. Komarov V. A. Designing of power circuits of aircraft constructions // Actual problems of aviation science and technology. M. : Mechanical engineering. 1984. P. 114-129.

4. Aircraft design using a variable density model / V. A. Komarov, A. V. Boldyrev, A. S. Kuznetsov et al. // Aicraft Engineering and Aerospace Techology: An Int. Journal 84/3. 2012. P. 162-171.

5. Komarov V. A. Rational design of power aviation

structures : dis.....doct. tech. sc. ; Moscow Aviation. In-t.

M., 1976. 329 p.

© Куркин Е. И., Садыкова В. О., Спирина М. О., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.