Научная статья на тему 'Многоуровневость системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации'

Многоуровневость системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
637
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ФЕДЕРАЛИЗМ / РЕГИОН / СЕПАРАТИЗМ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Башкунов Александр Александрович

В статье раскрывается сущность многоуровневой системы национальной безопасности Российской Федерации, определены перспективы и специфика развития системы обеспечения национальной безопасности в условиях совершенствования федеративных отношений и макроэкономических тенденций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневость системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации»

УДК 327:355.02

Башкунов А.А. Многоуровневость системы

обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

В статье раскрывается сущность многоуровневой системы национальной безопасности Российской Федерации, определены перспективы и специфика развития системы обеспечения национальной безопасности в условиях совершенствования федеративных отношений и макроэкономических тенденций.

Ключевые слова: национальная безопасность, федерализм, регион, сепаратизм.

Необходимо отметить, что теория национальной безопасности, широко распространенная на Западе, в советской литературе критиковалась как имманентно реакционная и чуждая, однако в последние годы она получила широкое распространение в России. Ее терминология прочно вошла не только в наш политический лексикон, но и в обыденную жизнь. На наш взгляд, это отражает процесс формирования новой государственной идеологии России, которая может быть определена как идеология национальной безопасности.

По нашему мнению, для распространения в современной России идей и понятий, связанных с национальной безопасностью, возникли объективные предпосылки. Прежде всего повлиял комплексный кризис, которым была охвачена наша страна в период развала СССР, создавший ощущение небезопасности и выдвинувший безопасность в качестве одной из главных и актуальных ценностей. Другой предпосылкой развития идеологии национальной безопасности в России явилась потребность в объединяющей общество идее нового государства, а распространение идей, связанных с этим процессом, как раз и удовлетворяло эту потребность. Таким образом, идея национальной безопасности России - это идея, способствующая интеграции Российского государства и общества, актуальность которой существенно возрастает в современных условиях внутреннего и внешнеполитического развития России.

Очевидно, что современное понимание национальной безопасности подразумева-

ет способность обеспечения безопасности интересов личности и общества на всех уровнях: международном, государственном, региональном и уровне местного самоуправления. Таким образом, национальная безопасность представляет собой сложное, многоаспектное, многоуровневое явление. Она может рассматриваться как общественное явление, как теория и процесс, как показатель состояния устойчивости развития общества и государства.

Рассматривая международный аспект национальной безопасности Российской Федерации, необходимо отметить, что здесь существуют свои особенности. Во-первых, состояние национальной безопасности России во многом зависит от характера складывающихся противоречий как с ведущими мировыми державами, так и со странами ближнего зарубежья. Во-вторых, обеспечение национальной безопасности России находится в зависимости от взглядов на обеспечение национальной безопасности стран, образованных на территории бывшего СССР. Например, Белоруссия, Казахстан, Киргизия тяготеют к союзу, и довольно тесному, с Россией, в том числе и в вопросах обеспечения коллективной и национальной безопасности. Однако Украина, Латвия, Эстония, Молдавия связывают свои национальные интересы с Западной Европой.

Говоря о государственном уровне обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, необходимо отметить, что этот процесс происходит в условиях укрепления российской государственности,

№ 4 2008 г.

формирования новых общественных отношений. Внутренняя жизнь России сегодня характеризуется болезненными процессами экономической модернизации, политическим и социальным расслоением, все еще серьезным рассогласованием интересов различных политических сил.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации до сих пор сохраняется проблема национального и регионального сепаратизма. Понятно, что реальная федерация может возникнуть только в результате такой трансформации политических, экономических, социальных, этнических, религиозных и других интересов, которые объединят субъекты РФ в понимании необходимости неуклонно следовать тем принципам федерализма, которые заложены в российской Конституции 1993 года. Отсутствие такого понимания порождает немало угроз национальной безопасности страны, ограничивает возможности формирования единого экономического, правового, информационного пространства Российской Федерации.

Нарушение межрегиональных хозяйственных связей, рост цен на энергоресурсы и перевозки, неопределенность федеральной собственности, противоречивость принципов распределения компетенции между органами власти всех уровней ограничивают возможности интеграции региональных экономик в единое рыночное экономическое пространство страны.

Анализируя региональный аспект обеспечения национальной безопасности, отметим, что, к сожалению, Концепция национальной безопасности Российской Федерации 2000 г. не уделяет должного внимания данному вопросу. В ней явно недооценивается проблема реализации жизненно важных интересов личности, социальных групп на региональном уровне. Действительно, единственной организацией, способной и должной обеспечивать безопасность личности и общества, является государство, поэтому создается впечатление, что интересы людей защищаются и могут реализовываться только на федеральном уровне.

Однако, на наш взгляд, это ошибочное мнение. Человек живет в конкретном регионе, в конкретной местности. Не случайно поэтому, наверное, сегодня все чаще говорят о таком понятии, как «региональ-

ная безопасность». С точки зрения автора, его можно интерпретировать как «защищенность жизненно важных интересов региональной социальной общности и местных социально-политических институтов от внешних и внутренних угроз». При этом необходимо отметить, что российские регионы всегда резко отличались по своим геополитическим и социально-экономическим характеристикам, но сейчас они стремительно разделяются на «богатые» и «бедные», что вызывает не только экономические последствия, но серьезным образом влияет на состояние социально-политической стабильности регионов, региональную безопасность и национальную безопасность страны в целом.

Это требует укрепления правовых основ региональной безопасности, которые устанавливают объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции обеспечения региональной безопасности; средства и методы обеспечения региональной безопасности; субъекты обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции; принципы обеспечения региональной безопасности; правовые средства обеспечения региональной безопасности; правовые режимы обеспечения региональной безопасности и др. Анализ указанных ключевых факторов обеспечения региональной безопасности должен, по нашему мнению, учитываться при разработке стратегии национальной безопасности и механизмов ее обеспечения.

Как представляется, опыт становления современной модели федеративных отношений в Российской Федерации в условиях кризисных явлений заставляет все более внимательно оценить место и роль современного региона в обеспечении национальной безопасности и сделать акцент в региональной политике на выравнивание уровней социально-экономического развития регионов.

К сожалению, в условиях мирового экономического кризиса регионы России оказались в поле действия макроэкономических тенденций. Будучи в различной мере обеспечены ресурсами и сырьем, интеллектуальным потенциалом, но исторически тесно связаны друг с другом в рамках определенного разделения общественного труда, регионы в новых экономических

СРЕДНЕРУССКИЙ ВЕСТНИК ОБЩЕСТВЕННЫХ НАУК

условиях оказались перед лицом необычайно серьезной угрозы. Они принципиально по-разному начали «откликаться» на вызовы мирового рынка. В выгоде оказались те из них, которые обладают обширной сырьевой базой и промышленными мощностями для переработки сырья и производства полуфабрикатов, пользующихся спросом на мировом рынке.

Катастрофически тяжелым оказалось положение тех регионов, продукция которых не имеет шансов конкурировать на мировом рынке. Сложился макроэкономический разрушительный механизм, развернувший регионы - производители продукции мирового спроса в сторону дальнего зарубежья и обрекающий старопромышленные регионы на автаркическое развитие.

Такие макроэкономические тенденции не могут положительно сказаться на процессе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом. Экономические основы федеративных отношений, складывающиеся в современных условиях на уровне регионов, нуждаются в системе надежных регуляторов, чтобы обрести возможность с минимальными потерями выдерживать перегрузки колебаний экономической конъюнктуры. Одним из таких важнейших регуляторов, по мнению специалистов, может явиться экономический федерализм. Он станет путем к выходу из кризиса, одновременно обеспечив солидную базу для упрочения и развития экономической составляющей национальной безопасности России. К сожалению, закрепленное в Конституции Российской Федерации разделение предметов ведения, призванное регулировать процесс федеративных отношений, разрушается объективной экономической реальностью, не успевая стать их правовым фундаментом.

Наряду с другими уровнями обеспечения национальной безопасности личности и общества существует муниципальный (местный) уровень, включающий проблемы безопасности крупных городов, районов, других поселений, имеющих статус муниципальных образований.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют

общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты1.

В муниципальных образованиях, включающих малые города, сельские населенные пункты, существуют свои, специфические угрозы жизненно важным интересам личности и социальной общности данного территориального образования: безработица, отсутствие необходимой социально-бытовой инфраструктуры; относительная недоступность медицинской помощи, других услуг и др.

Таким образом, система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации имеет многоуровневый характер. Основные мероприятия по обеспечению национальной безопасности в различных сферах проводятся в рамках президентских, федеральных и межгосударственных программ. К сожалению, эти программы не имеют общей системной концептуальной основы, не согласовываются в едином центре. До сих пор в России нет должных механизмов государственного программного регулирования, которые обеспечивали бы использование системного подхода к решению текущих и перспективных задач обеспечения национальной безопасности с учетом особенностей всех мест проживания людей.

1 Федеральный закон Российской Федерации от 6 октября 2003 г. № 13-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Одобрен Советом Федерации 24 сентября 2003 года. Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.

№ 4 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.