Научная статья на тему 'Многоуровневая структура: проблемы совершенствования'

Многоуровневая структура: проблемы совершенствования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
524
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая структура: проблемы совершенствования»

г

ч,

ОБСУЖДАЕМ ПРОБЛЕМУ

)

Многоуровневая в. сенашенко структура: проблемы

совершенствования

За последнее десятилетие в высшем образовании России произошли значительные изменения. На том же образовательном пространстве была введена новая параллельная структура высшего профессионального образования, представляющая собой совокупность образовательных программ различной длительности и различной направленности, отнесенных к одному и тому же образовательному направлению. При этом освоение любой из них гарантирует получение высшего профессионального образования.

Таким образом, в настоящее время высшее профессиональное образование состоит из двух образовательных подсистем. Структурной единицей одной является специальность, тогда как структурной единицей другой - направление подготовки. На каждом из направлений подготовки сформировано две образовательные программы высшего профессионального образования: бакалавриат и магистратура. Наряду с новыми образовательными программами продолжает действовать образовательная программа подготовки дипломированных специалистов по специальностям. Таким образом, высшее профессиональное образование представлено сегодня нормативно и методически тремя основными образовательными программами различной длительности и различной направленности.

Заметим, что вопросы целесообразности введения новой структуры высше-

го профессионального образования, ее оптимизации продолжают активно обсуждаться вузовской общественностью. Требуется действительно глубокий научный анализ ее достоинств и недостатков.

Полная образовательная программа подготовки магистра состоит из программы подготовки бакалавра по соответствующему направлению и специализированной магистерской подготовки. В отличие от традиционной образовательной подсистемы, которая структурирована по специальностям, образовательная подсистема подготовки бакалавра и магистра структурирована по направлениям. В каждой из них предусмотрена возможность получения неполного высшего образования лицами, успешно прошедшими промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Диплом о неполном высшем образовании дает право на профессиональную деятельность и продолжение высшего образования. Для получения академической степени «бакалавр» необходимо освоить 4-летнюю образовательную программу, а для получения академической степени «магистр» - 6-летнюю по одному из направлений высшего профессионального образования.

Для классических университетских направлений наименование степеней включаетназвание области науки: например, «бакалавр физики» и «магистр фи-зики»или «бакалавр философии» и «магистр философии». Для технических направлений наименование степеней еди-

ное: «бакалавр техники и технологии» и «магистр техники и технологии», так же как и для направлений в области педагогического образования: «бакалавр образования» и «магистр образования». Для получения квалификации «дипломированный специалист» необходимо освоить 5-летнюю образовательную программу по одной из специальностей высшего профессионального образования. В каждом конкретном случае эта квалификация имеет свое наименование: «физик», «философ», «юрист», «врач», «учитель», «инженер» и т.д.

Послевузовская (последипломная) часть нашей образовательной системы - это аспирантура и докторантура. В аспирантуру может поступать как дипломированный специалист, успешно освоивший 5-летнюю образовательную программу, так и магистр после завершения 6-летней образовательной программы. При этом очевидно, что магистр более подготовлен к обучению в аспирантуре, чем дипломированный специалист. Однако срок обучения в аспирантуре не зависит от характера высшего профессионального образования и составляет три года при дневной форме обучения.

Особо следует отметить, что Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» предусматривает более широкие возможности выбора образовательных траекторий, чем сложившаяся образовательная практика высшей школы. Так, например, он предоставляет право введения многоуровневой структуры не только по направлениям, но и по специальностям высшего профессионального образования. В частности, введение образовательной программы подготовки бакалавра по специальности позволяет структурировать 5-летнюю программу подготовки дипломированного специалиста в виде двух образовательных модулей аналогично тому, как это принято для направлений подготов-

ки бакалавра и магистра. Однако эта образовательная программа не нашла распространения и нормативными документами в настоящее время не обеспечена.

С точки зрения совершенствовании структуры высшего профессионального образования важной проблемой является соотношение двух образовательных подсистем. Этот вопрос наиболее активно обсуждается представителями вузовской общественности на научно-методических конференциях, пленумах учебно-методических объединений и пр. Однако, как правило, в дискуссиях превалирует организационная сторона проблемы, которая сводится к тому, как студенту с минимальными трудностями перейти с направления на специальность и обратно.

На мой взгляд, необходимо рассмотреть и ее содержательную часть. Здесь с самого начала следует обратить внимание на то, что рассматриваемые образовательные подсистемы, хотим мы этого или нет, имеют разные целевые функции и, соответственно, должны иметь различное содержательное наполнение и использовать различные образовательные технологии при его реализации. При этом образовательная подсистема, структурированная по направлениям подготовки, представляет собой университетское образование, тогда как образовательная подсистема, структурированная по специальностям, представляет образование практической направленности. Очевидно, что университетское образование не может быть ни предшествующим, ни последующим по отношению к образованию, ориентированному на решение практических проблем. У него свои функции и свои задачи. Принято считать, что образование по направлениям ориентировано, как правило, на решение проблем подготовки научных и научно-педагогических кадров, тогда как образование по специальностям ориентировано на подготовку специалистов

практической направленности. Поэтому вопрос о соотношении направлений и специальностей высшего профессионального образования носит принципиальный характер.

Если две обсуждаемые нами конструкции подкреплены соответствующим содержанием и педагогическими технологиями, то и образовательные подсистемы становятся узнаваемыми со свойственными им образовательными функциями. Если же направления и специальности совмещены (имеют совершенно одинаковое содержание, реализуемое единым образом, с использованием общих педагогических технологий), то ситуация становится качественно иной. В этом случае образовательные программы подготовки магистра по направлению совмещаются со специальностью, а образовательная программа подготовки дипломированного специалиста становится ее составной частью. Три основные образовательные программы высшего профессионального образования: бакалавр по направлению (специальности), дипломированный специалист по специальности (направлению) и магистр по направлению (специальности) - выстраиваются как бы в одну линию. В результате механического соединения по чисто внешним признакам разнородных образовательных программ возникает крайне запутанное положение, противоречащее здравому смыслу и сложившимся представлениям о сфере высшего образования, о его вариативности и наличии возможностей формирования индивидуальных учебных траекторий.

Можно, конечно, считать совпадающими только первые четыре года подготовки и развести заключительные части основных образовательных программ по направлениям и специальностям, то есть на базе 4-летней бакалаврской образовательной программы выстроить годичную программу подготовки дипломированного специалиста и двух-

летнюю магистерскую образовательную программу.

Известно, однако, что при подготовке специалиста практической направленности специализация должна присутствовать, начиная уже с младших курсов. (В этом случае в жертву частично приносится фундаментальность образования). Если же образовательная программа магистра ориентирована на подготовку выпускника к научно-исследовательской работе, то необходимо, начиная уже с младших курсов, обеспечить должным образом фундаментальность образования. И тогда построение единой образовательной программы бакалаврского уровня, которая, с одной стороны, ориентирована на подготовку дипломированного специалиста, а с другой - на подготовку магистра, становится практически невыполнимым. Потери качества образования в этом случае фактически неизбежны: либо снижается уровень фундаментальности, либо другое - частично теряется практическая направленность образования. Кроме того, не следует забывать, что бакалаврская 4-х летняя образовательная программа в соответствии с Законом РФ вправе иметь и самостоятельный образовательный статус. Следуя российским образовательным традициям, это должна быть завершенная профессиональная образовательная программа, после освоения которой выпускник высшей школы мог бы приступить к профессиональной деятельности, минуя период длительной профессиональной адаптации.

В действительности имеющиеся сегодня бакалаврские образовательные программы могут лишь ориентировать выпускника на тот или иной вид профессиональной деятельности. Спрашивается тогда: а где и как он обучится практическим навыкам будущей профессиональной деятельности? На эти вопросы высшая школа сама находит ответы. Как

правило, бакалавр после получения диплома о высшем профессиональном образовании продолжает образование либо по направлению, либо по специальности, чтобы получить степень магистра или квалификацию дипломированного специалиста. Следовательно,бакалаврская образовательная программа становится в этом случае как бы промежуточной при получении высшего профессионального образования. Поэтому, за редким исключением, вряд ли в настоящее время можно вести речь о ее самостоятельном образовательном статусе. К сожалению, многие полагают, что бакалавр предназначен для того же, что и дипломированный специалист, только первый в меньшем объеме получил профессиональные знания. Простое «усечение» образовательной программы дипломированного специалиста до 4-летнего срока, а именно так во многих вузах решается вопрос о бакалавриате, ничего, кроме вреда и дискредитации идеи многоуровневого образования, дать не может.

Естественно, что такая структура высшего профессионального образования оказалась невостребованной существующими экономическими и государственными структурами страны, более того, оказалась отторгнутой значительной частью образовательного сообщества. Поэтому нужна напряженная работа по выработке прежде всего полноценной концепции бакалавриата. Ведь до сих пор не делается различия между «высшим» и «высшим профессиональным» образованием, между университетским и неуниверситетским образованием. По-прежнему задачей всех высших учебных заведений является подготовка специалистов для той или иной области профессиональной деятельности.

Структура каждой из основных образовательных программ схематично представлена на рисунке. В верхней его части изображена структурная схема образо-

вательной программы дипломированного специалиста, которая состоит из циклов гуманитарныхи социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Это та часть государственных требований к минимуму содержания, которая является предметом стандартизации на федеральном уровне. Кроме того, имеется цикл дисциплин, который определяет характер той или иной специализации в рамках конкретной специальности. Его содержание формируется, как правило, учебно-методическими объединениями с участием заинтересованных вузов.

В нижней части рисунка представлен блок из двух программ по каждому из направлений подготовки. Четырехлетняя программа подготовки бакалавра состоит из циклов гуманитарных и социально-экономических дисциплин, общих математических и естественнонаучных дисциплин, дисциплин направления и специальных дисциплин. В этой образовательной программе предметом стандартизации на федеральном уровне являются первые три цикла дисциплин. Содержание цикла специальных дисциплин полностью определяется вузами в отличие от образовательной программы подготовки дипломированного специалиста, в которой цикл специальных дисциплин имеет значительный федеральный компонент.

Наконец, 6-летняя образовательная программа магистра, в качестве основы включающая 4-летнюю программу бакалавра, к каждому циклу которой добавляется блок, углубляющий и развивающий содержание ее профессиональной составляющей. Имеется также большая научно-исследовательская составляющая, объем которой достигает 50% программы 2-летней специализированной магистерской подготовки.

Следует отметить, что уже на этапе освоения общих математических и есте-

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

^гс^——<5—

НАПРАВЛЕНИЕ

гсэ-м]

ЕН-М

ДН-М

СД-М )-Й НИР

Рис. Структура основных образовательных программ.

ГСЭ - гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ЕН - общие математические и естественнонаучные дисциплины; ОП - общепрофессиональные дисциплины; СД - специальные дисциплины; ДС - дисциплины специализации; ДН - дисциплины направления (в государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования второго поколения, соответствующих степени «бакалавр», «дисциплины направления» поименованы как «общепрофессиональные дисциплины»); МПП - массив профессиональных программ; ГСЭ-М, ЕН-М, ДН-М, СД-М - гуманитарная, естественнонаучная и профессиональная составляющие специализированной магистерской подготовки; НИР - научно-

исследовательская работа.

ственнонаучных дисциплин при последовательной их реализации могут возникнуть различия не только содержательные, связанные с глубиной подачи учебного материала, но и образовательно-технологические, связанные с организацией учебного процесса. Это вызвано тем, что образовательная программа дипломированного специалиста ориентирована, как уже отмечалось, на развитие и закрепление практических профессиональных навыков, тогда как образовательная программа магистра ориентирована на штучную подготовку научных и научно-педагогических работников высокой квалификации. Очевидно, что различные образовательные цели должны предполагать использование различных средств для их достижения.

В отдельном рассмотрении нуждается массив профессиональных программ (МПП), в случае параллельного освоения которых при выполнении определенных нормативных условий выпускники вузов получают дополнительные квалификации, способствующие повышению их профессиональной мобильности.

Перечень направлений подготовки и специальностей, утвержденный приказами Минобразования России от 02.03.2000 № 686 и от 08.11.2000 № 3200, намечает новую структуру высшего профессионального образования на предстоящие годы. Как и ранее, для всех образовательных областей, кроме техники и технологии, он включает перечень направлений и перечень специальностей, определяющих структуру двух образовательных подсистем, каждая из которых представляетсобой совокупность основных образовательных программ различной направленности и различной длительности.

Однако структура высшего профессионального образования претерпела значительные изменения. Проведена существенная его реструктуризация:наряду с направлениями подготовки бакалавров и

магистров впервые в высшем профессиональном образовании России введены направления подготовки дипломированных специалистов, имеющие эквивалентный нормативно-правовой статус.

Что означает введение направлений подготовки дипломированных специалистов?

Если направление подготовки дипломированного специалиста отождествляется с одной из основных образовательных программ высшего профессионального образования, освоение которой подтверждается присвоением выпускнику квалификации, то специальность из предшествующего Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования получает другой нормативно-правовой статус, уровень которого может быть определен соответствующими управленческими решениями. Решение о присвоении квалификации выпускникам по направлению подготовки дипломированного специалиста означает, что главным для ее получения, наряду с общими гуманитарными и социально-экономическими, общими математическими и естественнонаучными дисциплинами, становится успешное освоение общепрофессиональ-ныхдисциплин. При этом нарушается соответствие между квалификацией и содержанием образования, поскольку изучение специальных дисциплин, а тем более дисциплин специализации как бы не влияет на характер присваиваемой квалификации. К тому же специальные дисциплины в государственном образовательном стандарте могут объединяться с дисциплинами специализации в единый цикл дисциплин, приобретая вариативный характер в рамках одной и той же специальности.

Поскольку в новых государственных образовательных стандартах квалификация соответствует направлению подготовки дипломированного специалиста, то специальность теряет свой прежний

нормативно-правовой статус, становится специализацией (если решение о ее открытии принимается вузом по согласованию с соответствующим учебно-методическим объединением). Если же открытие специальности оформляется приказом Минобразования, то тогда ее статус повышается до уровня магистерской нормы. Это, конечно, является нормативно-правовым следствием введения в структуру высшего профессионального образования направлений подготовки дипломированных специалистов, хотя образовательный статус специальности определяется, несомненно, фактическим содержанием соответствующей образовательной программы.

Особенно важно при этом установить соответствующий порядок внесения в Перечень направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования вновь создаваемых специальностей и направлений подготовки дипломированных специалистов в области техники и технологии, который, очевидно, должен отличаться от принятого ранее. Что касается специальностей в прежнем понимании, то они как бы «растворяются» и уходят на второй план, теряя свое прежнее значение. Несущей образовательной конструкцией в области технического образования становится направление подготовки дипломированного специалиста.

Как соотносится Перечень направлений подготовки дипломированных специалистов с Перечнем направлений подготовки бакалавров и магистров?

Значительная часть направлений подготовки дипломированных специалистов совпадает по названию с направлениями подготовки бакалавров и магистров. По существу, введено единое понятие «направление подготовки», которому соответствуют все перечисленные выше основные образовательные программы высшего профессионального образования. Различие названий «направление

подготовки дипломированного специалиста» и «направление подготовки бакалавра и магистра» становится не более чем игрой слов. Это означает, что прежде всего в области технического образования сделан определенный шаг по пути совмещения двух образовательных подсистем и формирования единой структуры высшего профессионального образования. В результате выстраивается последовательность трех образовательных программ, соответствующих следующим квалификациям: бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Выше уже отмечалась ущербность такой образовательной структуры и ее негативное влияние на качество образования выпускников.

Важное значение при соотнесении различных образовательных программ высшего профессионального образования имеет структура государственных образовательных стандартов. Так, в соответствии с обновленным Перечнем воз-никаютчетыре типа государственных образовательных стандартов. Ключевым звеном в этой последовательности является, конечно, бакалаврский государственный образовательный стандарт, соответствующий 4-летней образовательной программе. Если направление подготовки бакалавра имеет только одну родственную специальность, например: «химия-химия», «математика-математика», «биология-биология» и пр., то в таком случае можно говорить о бакалавре по «направлению-специальности». Это означает, что специальные дисциплины бакалавр изучает в рамках 4-летней образовательной программы, а на пятом году осваивает дисциплины специализации, проходит преддипломную практику и выполняет дипломную работу или дипломный проект. Если же он продолжает образование по программе двухлетней специализированной магистерской подготовки, то появляются дополнительные возможности углубления как общепро-

фессиональной, так и специальной подготовки с направленностью, как правило, научно-исследовательского характера. Если же к направлению подготовки бакалавра примыкают несколько специальностей, то наличие в бакалаврском стандарте цикла специальных дисциплин приводит к формированию «профильного бакалавра», или, другими словами, «бакалавра по специальности». Это означает, что после освоения 4-летней программы в дальнейшем бакалавр может продолжить образование только по определенной специальности из набора тех, что примыкают к направлению. Смена профиля подготовки или изучение родственной специальности требует освоения другого цикла специальных дисциплин, сдачи дополнительных зачетов и экзаменов.

Аналогичная ситуация складывается и в случае продолжения образования по программе двухлетней специализированной магистерской подготовки. «Профильный бакалавр» не может, не изучив дополнительный набор дисциплин, освоить любую из магистерских программ, которые включены в направление, а осваивает только ту из них, которая соот-ветствуетпрофилю бакалаврского образования. Усеченная же бакалаврская программа, которая не включает специальные дисциплины и предстает как инвариантное ядро научных знаний для ряда специальностей, теряет профессиональную значимость, приобретая исключительно академический характер, и может рассматриваться как неполное высшее профессиональное образование. Точнее, такое образование следовало бы называть «высшее образование»(без эпитета «профессиональное»).

Рассмотрим вопрос о соотношении образовательных программ подготовки бакалавра и дипломированного специалиста по направлению подготовки. Если названия направлений подготовки бакалавра и дипломированного специа-

листа совпадают (например, «строительство-строительство», «горное дело-горное дело», «электроэнергетика-электроэнергетика» и пр.), согласовано содержание обеих образовательных программ, сформированы совпадающие перечни магистерских программ и «специальностей-специализаций» в рамках рассматриваемых направлений, то возникает, как уже отмечалось, последовательность трех образовательных программ высшего профессионального образования.

Анализ существующей образовательной практики показывает, что в сформированной таким образом последовательности одна из ступеней становится как бы избыточной. Очевидно, что наиболее инородной в структуре отечественной системы высшего профессионального образования оказалась 4-летняя образовательная программа и соответствующая ей степень бакалавра. Она была привнесена из другой образовательной системы -системы высшего образования, имеющей прежде всего общеобразовательные цели, - в систему высшего профессионального образования, в которой освоение любой образовательной программы должно завершаться присвоением квалификации, свидетельствующей о приобретении не только теоретических знаний, но также умений и навыков определенной профессиональной деятельности. Поэтому как широкопрофильная образовательная программа высшего образования в области техники и технологии бакалаврская программа не состоялась, а как узкопрофильная программа профессиональной подготовки во многих случаях остается незавершенной и на рынке интеллектуального труда для большинства работодателей не представляет профессионального интереса. И лишь за редкими исключениями, когда четырех лет достаточно для полноценной профессиональной подготовки, образовательная бакалаврская программа оказалась востребованной, но при этом она стала как бы аналогом тра-

диционной 5-летней программы, но с уплотненной компоновкой учебного материала, освоение которого в более короткие сроки обеспечивает фактически уровень квалификации дипломированного специалиста.

В итоге, при отказе от 4-летней бакалаврской образовательной программы в складывающейся структуре высшего профессионального образования, т.е. при наличии двухлетней образовательной программы магистерской подготовки, «бакалавром» может оказаться выпускник, освоивший 5-летнюю программу и имеющий ранее квалификацию «дипломированного специалиста». Если «дипломированный специалист-бакалавр» сохранит право поступления в аспирантуру, то магистратура приобретает характер образовательного института совершенно иного типа: либо обеспечивающего углубленную профессиональную подготовку по наиболее «трудным» специальностям, либо реализующего возможность получения второго высшего образования продвинутого уровня. При этом программа двухлетней специализированной магистерской подготовки может перейти в категорию образовательных программ последипломного, а возможно, и дополнительного профессионального образования и стать промежуточной между высшим профессиональным образованием, соответствующим квалификации «дипломированного специалиста-бакалавра», и послевузовским профессио-

нальным образованием, реализуемым через аспирантуру.

Конечно, можно было бы поступить по-другому. На законодательном уровне, наряду с высшим профессиональным образованием, ввести «высшее образование», которое могло бы быть реализовано бакалаврской программой, из которой исключается цикл специальных дисциплин и в которой сохраняется срок обучения до3-3,5 лет. Далее на основе этой программы можно создать профессиональные образовательные программы подготовки магистров или дипломированных специалистов различной направленности с различными сроками обучения. И тогда структура высшего профессионального образования состояла бы из единого перечня направлений подготовки, перечня магистерских программ и перечня специальностей, имеющих нормативно-правовой статус специализаций. При этом квалификация должна отражать содержание магистерской подготовки или подготовки по специальности соответственно.

Таким образом, при рассмотрении многоуровневой структуры высшего профессионального образования возникает ряд серьезных вопросов, от решения которых зависит характер ее дальнейшего развития. Становление многоуровневой структуры высшего профессионального образования требует новых методических усилий, дополнительного кадрового обеспечения и целенаправленной финансовой поддержки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.