Научная статья на тему 'Многоуровневая структура муниципальной системы дополнительного образования детей в крупном городе'

Многоуровневая структура муниципальной системы дополнительного образования детей в крупном городе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учреждения дополнительного образования / муниципальное образование / управление / additional education institutions / municipal education / management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трусов Сергей Викторович

В статье рассмотрены современные подходы к решению проблем организации и содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей в системе муниципального образования, а также некоторые вопросы управления в структуре этой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multilevel structure of municipal system of extended education for children in metropolis

The article considers modern approaches to the decision of problems of organization and content of the activity of establishments of children's additional education in the system of municipal education and some questions of management in the structure of this system.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая структура муниципальной системы дополнительного образования детей в крупном городе»

УДК 374 ББК 74.502

Трусов Сергей Викторович

кандидат педагогических наук, доцент г. Уфа

Trusov Sergei Viktorovich

Candidate of Education, Associate professor Ufa

Многоуровневая структура муниципальной системы дополнительного образования детей в крупном городе Multilevel structure of municipal system of extended education for children in metropolis

В статье рассмотрены современные подходы к решению проблем организации и содержания деятельности учреждений дополнительного образования детей в системе муниципального образования, а также некоторые вопросы управления в структуре этой системы.

The article considers modern approaches to the decision of problems of organization and content of the activity of establishments of children's additional education in the system ofmunicipal education and some questions of management in the structure of this system.

Ключевые слова: учреждения дополнительного образования, муниципальное образование, управление.

Key words: additional education institutions, municipal education, management.

События последних лет показывают, что процессы модернизации в образовательной сфере разворачиваются неравномерно, в противоречивых тенденциях, отчетливо проявляя присущую российскому обществу многомерность, выраженную, прежде всего, в характере и структуре общественных отношений.

Эти процессы так или иначе суммируются в некие «социоментальные» трансформации - растет роль понимания культуры в ее глобальном измерении как совокупности способов и результатов деятельности человека: социальные отношения начинают испытывать воздействие со стороны культуры, ее исторических, этнических, этнорегиональных структур, что проявляется в том числе и в совершенно новых требованиях к образованию, его целям, организации, содержанию и методам.

В такой сложившейся ситуации дополнительное образование выступает своеобразным ядром, вокруг которого объединяются названные процессы, вовлекая в свое действие разносторонние составляющие человеческой жизнедеятельности, прежде всего, самого развивающегося человека. Для такого утверждения есть все основания, и они, прежде всего, находят свое отражение в происходящих в образовательной сфере изменениях. Обратимся к ним.

Во-первых, наблюдается усиление процесса демократизации, постепенная адаптация образования к новым условиям, характеризующимся преобладанием интегративных процессов и выражающихся в стремлении к вовлечению учащихся в систему более широких отношений и коммуникаций. Экономические преобразования меняют структуру образования, совершенствуются программы дополнительного образования, выделены и получают свое развитие основные его направления.

Во-вторых, сумевшая выстоять в сложных условиях система Российского образования существенно расширила свое влияние на общество, создала глубокое по своему содержанию образовательное пространство, в котором есть место и новациям, и лучшим традициям прошлого. Таким образом, сегодняшнее образование можно характеризовать как устремленную в будущее, самодостаточную и развивающуюся систему.

В-третьих, на всех ступенях российского образования, в том числе и дополнительного, идет поиск активных путей обновления: в области качества образования; углубления его содержания, которое должно отвечать существую-

щим и перспективным темпам научно-технического прогресса, преобразований в социально-экономической сфере страны.

В-четвертых, вышеуказанная тенденция актуализирует сегодня принцип дополнительности. Как педагогический принцип он может и должен работать во всех образовательных учреждениях, но в наибольшей степени он присущ системе дополнительного образования. Практическое применение принципа дополнительности осуществляется через реализацию следующих требований:

- максимальное удовлетворение реальных интересов, склонностей, творческих запросов детей и подростков в тех видах и формах деятельности, которые по каким-либо причинам они не имеют возможности реализовать в общеобразовательной школе;

- учет социокультурной ситуации, национальных особенностей, традиций регионов и муниципальных образований, этнического своеобразия и менталь-ности детей, учащихся и их родителей;

- учет возможностей регионализации и муниципализации образовательных программ;

- усиление взаимосвязи предметной учебной деятельности с досуговой деятельностью учащихся;

- учет и введение престижных для учащихся и родителей форм, методов и видов деятельности, особенно в направлениях художественного, технического, прикладного творчества;

- становлению более ранней профессионализации, профессионального самоопределения учащихся;

- привлечение в систему дополнительного образования не только профессиональных педагогов, но и людей любых других специальностей, творческих и инициативных, приобщая уже в процессе деятельности в учреждениях дополнительного образования к высокопрофессиональной педагогической деятельности.

В-пятых, наряду с масштабной унификацией образования продолжается

процесс его регионализации, который предполагает не только разработку региональных компонентов содержания, но и организационные изменения, в частности, появление муниципального образования. Однако не всякое муниципальное образование может быть включено безболезненно в систему регионального социально-экономического и социокультурного пространства. Опыт показывает, что это возможно пока лишь в крупных экономически развитых регионах, где имеются возможности для четкого разделения полномочий и компетенций с Российской Федерацией, создания правового и организационно-управленческого базиса образования. К тому же, именно в таких регионах можно отметить наиболее высокий уровень представленности учреждений дополнительного образования как составной части социума.

В муниципальных структурах выявились основные тенденции развития внешкольной работы, которые проявляются, прежде всего, через организацию широкодоступных, многофункциональных центров творчества детей. Внешкольные учреждения большого города становятся сложными многоуровневыми социокультурными педагогическими системами [1, с. 6-7; 2, с. 35-37].

В связи с многообразием деятельности определились и современные типы учреждений дополнительного образования: центры (комплексы) дополнительного образования, детского творчества (в том числе и технического) и др.; экономические, оздоровительно-экологические центры, детские парки, станции и клубы юных техников, юных натуралистов и т. п.; профилированные школы (не дающие общеобразовательной подготовки), центры эстетического воспитания и студии по видам искусств, библиотеки, картинные галереи; детско-юношеские спортивные школы. К учреждениям дополнительного образования относятся также пионерские (оздоровительные) лагеря, в том числе профильные. Являясь неотъемлемым компонентом системы образования, учреждения дополнительного образования выступают эффективной формой повышения уровня и качества разносторонней подготовки учащихся, развития их творческих способностей и профессионального самоопределения.

Необходимость усиления деятельности специализированных учреждений

дополнительного образования, широкая сеть которых создана во многих муниципальных структурах образования, обусловлена увеличением общественной значимости умственного, творческого труда и сокращением интенсивности и количества труда физического, потребностью молодежи ориентироваться в основах современной жизнедеятельности. Для того, чтобы получаемые в школе знания трансформировались в познавательные и практические умения, необходимо находить способы их практической реализации, учитывающие системный подход осуществления межпредметных связей. Деятельность учреждений дополнительного образования представляет значительные возможности для решения этих задач.

Принцип дополнительности, реализуемый в образовательной работе, направлен не только на раскрытие учащимися свойств отдельных объектов природы, общества, техники и технологии, но и на развитие системного мышления, его конструктивного склада, использование исследовательского подхода с активизацией интеллектуальных качеств личности, поскольку такая деятельность помогает соединить культуру гуманитарную с культурой технической, труд - с творчеством, художественную деятельность - с конструированием, рационализацией, изобретательством.

Целенаправленная система работы с учащимися во внеучебное время, развитие их творчества, формирование профессионально важных качеств и базовых компетентностей личности предполагает использование разнообразных организационных форм, которые уже сегодня можно условно объединить в три большие группы: индивидуальные, групповые и массовые.

Интеграция образовательных структур, объединенных в муниципальные системы образования, в настоящее время становится не только объективной реальностью, но и социальной необходимостью. На что указывает само содержание дефиниций «муниципализация образования», «муниципальная система образования» и тот смысл, который включают в себя эти феномены.

В общей системе муниципального образования дополнительное образование само представляет собой систему отдельного порядка, развитие которой строится не столько по принципу дополнения школьных программ недостаю-

щим содержанием, сколько по принципу создания новой, целостной концепции дополнительного образования. Сегодня, в начале нового тысячелетия, мы являемся свидетелями глобального процесса формирования нового общества, в котором прогрессивно возрастает роль человеческой индивидуальности, значение творческого потенциала личности. В новом обществе как никогда актуальной становится мысль Р. Декарта о том, что «субъективность - наидостовернейшая реальность».

Многие проблемы муниципальной системы дополнительного образования в новых условиях требуют решения на уровне методологических и фундаментальных исследований. В плане определения направлений развития образовательной политики важно подчеркнуть всё возрастающую актуальность обновления содержания образовательных программ и расширения их перечня по основным направлениям работы учреждений дополнительного образования. Однако и этого крайне недостаточно.

Л. Н. Феденко выделяет в муниципальной системе образования следующие аспекты:

- целевой, определяющий расширение социально-экономических и практических возможностей для самореализации личности педагога и учащегося;

- содержательный, раскрывающий разработку муниципального компонента содержания образования во взаимосвязи с федеральным, региональным и школьным компонентами;

- организационный, включающий создание различных типов учебно-воспитательных учреждений и их комплексов, а также муниципальных моделей управления [3].

С позиции субъектов образовательной деятельности интерес представляют последние два компонента - содержательный и организационный. Содержательный компонент связан с реализацией множества программ дополнительного образования, отражающих разнообразие запросов населения в сфере образования. Организационный аспект муниципальной системы дополнительного образования детей предполагает учет многообразия ее характеристик, а именно:

непрерывность образования, предусматривающую преемственность всех его звеньев, интернациональность, адаптивность, гибкость, динамичность, прогно-стичность, многокритериальность.

Что касается места муниципального образования в общей системе, то она также определяется практическими направлениями реализации глобальных образовательных задач. Так, в практике крупных муниципальных образований складывается иерархическая структура управления системой образования, представленная четырьмя взаимосвязанными уровнями:

- управление социальными сферами (образование как особенная социальная сфера);

- управление образовательным комплексом (образовательная система и социокультурная образовательная среда);

- управление образованием района (единое образовательное муниципальное пространство и образовательные округа);

- управление процессом обучения и воспитания в учреждениях дополнительного образования.

Практика регионализации и муниципализации образования и исследования по данной проблеме показывают, что эффективность деятельности системы образования обеспечивается в том случае, если каждый из уровней образует подсистему следующего уровня и на любом из них отражает целостность системы всех уровней управления.

Библиографический список

1. Горский, В. А., Журкина, А. Я., Ляшко, Л. Ю., Усанов, В. В. Система дополнительного образования детей // Дополнительное образование -2000. - № 1. - С. 6-11.

2. Трусов, С. В. Муниципальная система дополнительного образования детей: становление, современное состояние, перспективы развития. Монография. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 284 с.

3. Феденко, Л. Н. Педагогические условия развития муниципальной образовательной системы. Монография. - Оренбург : 1996. - 123 с.

Bibliography

1. Gorsky, V. A., Zhurkina, A. Ya., Lyashko, L. Yu., Usanov, V. V. Extended education system for children // Extended education - 2000. - № 1 - P. 6-11.

2. Trusov, S. V. Municipal system of extended education for children: formation, state-of-the-art, growth prospects. Monograph. - Moscow : VLADOS, 2007. - P. 284.

3. Fedenko, L. N. Pedagogical conditions of municipal education system development. Monograph. - Orenburg : 1996. - P. 123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.