Научная статья на тему 'Многоуровневая система подготовки специалистов по экстремальным видам деятельности в горных условиях'

Многоуровневая система подготовки специалистов по экстремальным видам деятельности в горных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ГОРНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / MOUNTAIN KINDS OF ACTIVITY / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / SAFETY / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / EXTREME CONDITIONS / БАЗОВЫЙ КУРС ПОДГОТОВКИ / BASIC COURSE OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пилькевич Андрей Владимирович, Байковский Юрий Викторович

В исследовании изучена и систематизирована педагогическая система многоуровневой подготовки специалистов по экстремальным видам деятельности в горных условиях и проведён анализ образовательных уровней и формирование образовательных технологий обучения специалистов по обеспечению безопасности человека в горах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пилькевич Андрей Владимирович, Байковский Юрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTILEVEL SYSTEM OF SPECIALISTS TRAINING IN EXTREME KINDS OF ACTIVITY IN MOUNTAIN CONDITIONS

The paper views the topical issues in the field of pedagogical system of multilevel training of specialists in extreme kinds of activity in mountain conditions and presents the analysis of educational levels and formation of educational technologies of specialists training in safety of the person in mountains.

Текст научной работы на тему «Многоуровневая система подготовки специалистов по экстремальным видам деятельности в горных условиях»

УДК 796.52:614.8.084

А.В. Пилькевич, Ю.В. Байковский

МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ЭКСТРЕМАЛЬНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ

В исследовании изучена и систематизирована педагогическая система многоуровневой подготовки специалистов по экстремальным видам деятельности в горных условиях и проведён анализ образовательных уровней и формирование образовательных технологий обучения специалистов по обеспечению безопасности человека в горах.

Ключевые слова: педагогическая система, горные виды деятельности, обеспечение безопасности, экстремальные условия, базовый курс подготовки.

A. Pilkevich, Yu. Baykovsky

MULTILEVEL SYSTEM OF SPECIALISTS TRAINING IN EXTREME KINDS OF ACTIVITY IN MOUNTAIN CONDITIONS

The paper views the topical issues in the field of pedagogical system of multilevel training of specialists in extreme kinds of activity in mountain conditions and presents the analysis of educational levels and formation of educational technologies of specialists training in safety of the person in mountains.

Keywords: pedagogical system, mountain kinds of activity, safety, extreme conditions, basic course of training.

Актуальность работы обусловлена недостаточной разработанностью теоретических и научно-методических основ подготовки специалистов по горным видам деятельности и специалистов по обеспечению безопасности людей и групп, действующих в экстремальных условиях горной среды.

Анализ концепций и методических подходов к системе обеспечения безопасности человека в экстремальных условиях горной среды позволил выделить основные противоречия во взглядах на эту проблему: а) несмотря на повышенный интерес к данной проблеме в России до настоящего времени не создано научно обоснованной и методически разработанной системы подготовки специалистов по обеспечению безопасности деятельности человека в горах; б) имеется существенный разрыв между активностью обсуждения проблемы безопасности людей и групп в экстремальных условиях гор (в СМИ, среди спортсменов, спасателей, учёных) и отсутствием механизмов обеспечения этой безопасности, что не отвечает ни требованиям стратегии развития горных видов спортивной деятельности в стране, ни требованиям, предъявляемым государством к подготовке специалистов в области обеспечения безопасности людей, в том числе представителей силовых ведомств.

Целью работы является создание теоретико-методологической концепции и обоснование педагогической системы обучения специалистов в области обеспечения безопасности деятельности человека в экстремальных условиях горной среды. Для достижения цели были решены следующие задачи:

анализ основных категорий людей, обеспечивающих безопасность деятельности человека в экстремальных условиях гор;

разработка программного обеспечения по обучению специалистов, занимающихся проблемами безопасности человека;

создание многоуровневой системы обучения специалистов по горным видам спортивной деятельности и специалистов по обеспечению безопасности деятельности человека в экстремальных условиях.

Исследования проводились в период с 1997 по 2010 г. на альпинистах различной квалификации, студентах, представителях силовых ведомств. Всего в исследовании приняли участие более 700 человек. В ходе научной работы было разработано программное обеспечение для подготовки целого ряда специалистов, в результате использования которого были успешно проведены 20 научно-спортивных экспедиций в различные горные районы мира (Антарктиду, Гималаи, Памир и др.), обучены более 200 специалистов по горной подготовке для силовых ведомств, более 100 специалистов с высшим образованием по горным видам спорта и в области обеспечения безопасности человека.

В горных видах спорта и деятельности можно выделить восемь основных категорий людей, обучение которых позволяет повысить безопасность деятельности человека в экстремальных условиях гор (табл. 1): 1. Спортсмены, официально занимающиеся горными видами спорта. 2. Горные спасатели. 3. Инструкторы-методисты по горным видам спорта (альпинизму, скалолазанию, горным лыжам, горному туризму). 4. Инструкторы горной подготовки для силовых ведомств (пограничников, МВД, ФСБ и др.). 5. Специалисты с высшим образованием по горным видам спорта и обеспечению безопасности (бакалавры, специалисты, магистры). 6. Специалисты по горным видам спорта и обеспечению безопасности, проходящие переподготовку или повышение квалификации. 7. Специалисты, обучающиеся в системе послевузовского образования. Все эти категории специалистов проходят 2-или 3-уровневый курс подготовки: 1-й уровень - начальный курс базовой подготовки; 2-й уровень -основной курс базовой подготовки; 3-й уровень - профессиональный курс подготовки. Все уровни подготовки в различной степени укомплектованы программным и методическим обеспечением. В ходе исследования нами был разработан ряд учебных программ [2, 3, 5, 6], учебно-методических пособий [1] и практических рекомендаций, позволивших сформировать учебно-методический комплекс и систематизировать единую многоуровневую систему подготовки кадров для работы с людьми в экстремальных условиях горной среды.

В целом педагогическая система объединяет различные педагогические уровни и образовательные технологии в единое целое (рис. 1). Начальный уровень образования в системе горных видов спорта, осуществляется на базе спортивных школ (ДЮСШ, СДЮШОР) [5, 6], спортивных клубов и секций. Обучение спортсменов проводится по многоуровневой программе от новичков в группах начальной подготовки НП-1, НП-2 до разрядников (УТ-1, УТ-2, СС, СМ), мастеров спорта и мастеров спорта международного класса (группы высшего спортивного мастерства, (далее по тексту - ВСМ). Уже при подготовке по программе «Мастер спорта России» обучаемые выходят на профессиональный уровень подготовки и приравниваются к специалистам с высшим образованием. На основе социальной группы «спортсмены» формируется специализированно-профессиональный уровень образования на базе Высшей горной школы Федерации альпинизма России (далее по тексту - ВГШ ФАР), школы инструкторов Туристско-спортивного союза России (далее по тексту - ТССР) и др. На этом образовательном уровне обучаются инструкторы-методисты по горным видам спорта, горные гиды и спасатели-общественники. Социальные группы «спортсмены», «инструкторы» и «спасатели» являются основой социальной группы «специалисты», которая формируется в системе высшего образования. На высшем уровне образования осуществляется подготовка бакалавров, специалистов и магистров, а также проводятся повышение квалификации и профессиональная переподготовка кадров. Послевузовский уровень образования осуществляется в вузах и в научно-исследовательских учреждениях, в которых формируется социальная группа «методологи», разрабатывающая научные концепции и технологии обучения специалистов по горным видам спорта, обеспечению безопасности человека в экстремальных условиях гор и специалистов в области туристского бизнеса в горах.

Каждая из описанных групп разрабатывает и внедряет в практику методики и методы обеспечения безопасности человека в горах. «Методологи» формируют концепции, теории, методические подходы и технологии обучения и обеспечения безопасности человека. На высшем и специализированно-профессиональном уровне создаются и совершенствуются практические модели обучения и

тренировки, конкретные методы и приёмы повышения мастерства спортсменов. Наиболее важным элементом всей образовательной системы является связь теоретико-методологических разработок с практической работой людей в реальных условиях горной среды. Эта связь осуществляется через инструкторов, спасателей и спортсменов высшей квалификации. Поэтому эти социальные группы - основа формирования системы безопасности деятельности человека в экстремальных условиях гор.

Все звенья педагогической системы объединяют различные образовательные уровни, образовательные технологии и социальные группы в единое целое, они являются взаимозависимыми элементами и имеют обратные связи.

В исследовании изучена и систематизирована модель педагогической системы многоуровневой подготовки специалистов в горных видах спортивной деятельности (табл. 1), а также образовательные уровни и технологии обучения специалистов по обеспечению безопасности деятельности человека в экстремальных условиях горной среды (рис. 1 ).

Установлено, что педагогическая система многоуровневого обеспечения безопасности человека позволяет организовывать экстремальную среду, в которой он действует, в первую очередь благодаря формированию информационного поля. Наличие информации об условиях деятельности позволяет соотнести уровень личной и групповой готовности к преодолению трудностей среды. Анализ объективных и субъективных факторов горной среды, методики снижения риска в экстремальных условиях, технологии подготовки человека к функционированию в экстремальной среде позволяют, используя педагогическую систему, существенно повысить определённость деятельности человека в горах и тем самым значительно увеличить её надёжность и безопасность.

Изучена и систематизирована единая многоуровневая система подготовки кадров для работы с людьми в экстремальных условиях горной среды. Обоснованы педагогическая технология обеспечения активной безопасности человека в горах и целостная педагогическая система подготовки специалистов (инструкторов-методистов, тренеров-преподавателей, горных гидов-проводников, горноспасателей, методологов), владеющих теоретическими знаниями и практическими навыками обеспечения безопасной деятельности людей и групп, которые создают условия надёжной и безаварийной деятельности человека в экстремальных условиях горной среды.

Результаты исследования позволили разработать методические рекомендации и многоцелевое программное обеспечение учебного процесса, направленные на формирование системы профессионального обучения, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов по экстремальным видам деятельности и обеспечению безопасности человека в экстремальных условиях горной среды для образовательных учреждений всех уровней и для отраслей, профессионально связанных с деятельностью человека в объективно опасных условиях гор.

Литература

1. Байковский Ю.В. Теория и методика тренировки в горных видах спорта: учебно-метод. пособие / Ю.В Байковский. - М.: ТВТ Дивизион, 2010. - 304 с., ил.

2. Байковский Ю.В. Теория и методика горной подготовки военнослужащих и спецподразделений: программа повышения квалификации (490 часов) / Ю.В. Байковский, Н.В. Каташинский, Д.Н. Гиндия, Н.И. Николаева. - М.: изд. Вертикаль-ТВ, 2006. - 36 с.

3. Байковский Ю.В. Профессиональная образовательная программа для получения дополнительной квалификации: «Специалист по альпинизму, скалолазанию, ледолазанию, ски-альпинизму» (1400 часов) / Ю.В. Байковский, Р.Л. Рукодельников, Д.Н. Гиндия, Н.И. Николаева. - М.: изд. Вертикаль-ТВ, 2006. - 56 с.

4. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода /И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. - М., 1973.

5. Кузнецова Е.В. Спортивное скалолазание. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР / Ю.В. Байковский, Е.В. Кузнецова - М.:Физкультура и спорт, 2006 - 88 с.

6. Наговицина Е.Ю. Спортивное ледолазание. Программа для ДЮСШ и СДЮШОР / Ю.В. Байковский, Е.Ю. Наговицина - М.:Физкультура и спорт, 2006. - 92 с.

7. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. - М.: Наука, 1974.

- С.15-50.

8. Щедровицкий Г.П. Системное движение и перспективы развития системно-структурной методологии.

- Обнинск, 1974.

44 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'4

Таблица 1

Программное обеспечение многоуровневой педагогической системы подготовки специалистов в горных видах спорта

Категория обучаемых Уровень подготовки I уровень Начальный курс базовой подготовки II уровень Основной курс базовой подготовки III уровень Профессиональный курс подготовки

Спортсмен, официально занимающийся горным видом спорта (далее по тексту - ГВС) Выполнение норматива III спортивного разряда (учебная программа 210 часов + 5 восхождений) Выполнение норматива II спортивного разряда (учебная программа 240 часов + 10 восхождений) Выполнение норматива: I сп.разр. (550 часов + 5 восхождений) КМС (550 ч.+5восх.) МС (550 ч.+4 восх. + 25 баллов на чемпионате России)

Горный спасатель- общественник или профессионал (российская аттестация) Получение жетона «Спасение в горах» (учебная программа 205 часов) Получение жетона квалификации «Спасатель 3-2-го класса» (учебная программа 205 часов) Получение жетона квалификации «Спасатель 1-го и международного класса» (учебная программа 205 часов)

Инструктор-методист по ГВС (российская аттестация) Получение квалификации «Инструктор-методист III категории» (учебная программа 200 часов) Получение квалификации «Инструктор-методист II категории» (учебная программа 200 часов +100 часов практика) Получение квалификации «Инструктор -методист I категории» (учебная программа 200 часов + 100 часов практика)

Инструктор горной подготовки для силовых ведомств Получение квалификации «Инструктор горной подготовки III категории» (учебная программа 200 часов) Получение квалификации «Инструктор горной подготовки II категории» (учебная программа 200 часов) Получение квалификации «Инструктор горной подготовки I категории» (учебная программа 200 часов)

Специалист с высшим образованием (международная аттестация) Получение высшего образования. Диплом «Бакалавра» (учебная программа 7456 часов) Получение высшего образования. Диплом «Специалиста» Государственного образца (учебная программа 8369 часов) Получение высшего образования. Диплом «Магистра» государственного образца (учебная программа 7456 + 4068 часов)

Повышение Квалификации и переподготовка кадров Повышение квалификации на курсах по программе свыше 72-100 часов Свид-во или удост. гос.образца Профессионал (переподготовка кадров по программе свыше 500 часов). Диплом повышения квалификации гос .образца Дополнительное образование к высшему по программе свыше 1000 часов. Диплом государственного образца

Послевузовское образование Аспирантура по программе 7570 часов или соискательство по индивидуальному плану. Защита диссертации кандидата наук. Диплом ВАК Докторантура по индивидуальному плану. Защита диссертации доктора наук. Диплом ВАК

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УРОВНИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

IV. Послевузовский

уровень

образования

(осуществляют вузы, НИИ)

Доктор наук

Кандидат наук

СГ «Методологи»

III. Высший

уровень

образования

(осуществляют вузы)

Повыш. квал. (1000 ч.)

Повыш. квал. (500 ч.)

Повыш. квал.(72-100 ч.)

ЛЕ

Магистр

Специалист

Бакалавр (7456 часов)

II. Спецализи-рованно-профессиональный уровень образования (осуществляют ФАР и ВГШ)

I. Начальный

уровень

образования

(осуществляют спортшколы, клубы, секции...)

СГ «Специалисты»

А

I класса

II класса

III класса

СГ «Спасатели»

I кат.

II кат.

III категории

СГ «Инструкторы»

Ъ

МС

КМС

1-го спортивного разряда

Спортсмены массовых разрядов

Социальная группа «Спортсмены»

Создание и обоснование концепций, теорий, методических подходов и технологий обучения, а также технологий обеспе чения безопасности деятельности в экстремальны условиях.

Создание практических моделей обучения и тренировки, конкретных методов и приёмов совершенствования мастерства спортсменов.

Доработка и переработка педагогических технологий и мето дик применительно к практике.

Разработка практических методов обеспечения безопасности человека в экстремальных условиях природной среды.

Применение педагогических технологий и методик в практике подготовки спортсменов и обеспечения безопасности чело-1 века в экстремальных условиях.

Вклад авторов: классификация ГВС, авторская программа

71.

"V

Вклад авторов: 14 учебных программ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вклад авторов: 5 учебных программ

; 1 1

л * .

л,-

Вклад авторов: 5 учебных программ

Рис.1. Образовательные уровни и формирование образовательных технологий в альпинизме: :£> прямые связи, ■ ■ ■■С.■ ■■ ' ' С.'.': ■ обратные связи. ФАР - Федерация альпинизма России, ВГШ - высшая горная школа; СГ - социальная группа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.