УДК 37.012.4
МНОГОУРОВНЕВАЯ МОДЕЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА НАУКОЕМКОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
Д. В. Дятлов, С. Г. Кукушкин, В. И. Халиманович
АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева» Российская Федерация, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
E-mail: [email protected]
Представлена концепция формирования многоуровневой модели наставничества как элемента системы развития персонала наукоемкого предприятия.
Ключевые слова: наставничество, модель, развитие, персонал.
MULTI-LEVEL MODEL OF MENTORING AS AN ELEMENT OF STUFF DEVELOPMENT SYSTEM AT HI-TECH ENTERPRISE
D. V. Dyatlov, S. G. Kukushkin, V. I. Halimanovitch
JSC Academician M. F. Reshetnev Information Satellite Systems 52, Lenin Str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russian Federation E-mail: [email protected]
The theses includes the concept of multi-level mentoring model as an element of the stuff development system at hitech enterprise .
Кeywords: mentoring, model, development, stuff.
Национальные цели развития Российской Федерации до 2024 г. предусматривают ускорение технологического развития Российской Федерации, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50 процентов от их общего числа, вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых. Особое внимание будет уделяться решению ключевых задач поддержки высокотехнологичных компаний наукоемких секторов, включая развитие кадрового и наращивание интеллектуального потенциала высокотехнологичных предприятий, модернизацию системы дополнительного профессионального образования работников предприятий и организаций высокотехнологичного сектора экономики. В том числе, будет обеспечена поддержка ракетно-космической отрасли в части поддержания штатного состава орбитальной группировки ГЛОНАСС на основе космических аппаратов со сроком активного существования более 10 лет и разработки системы обслуживания космических аппаратов на орбите [1].
Механизм достижения поставленных целей предполагает декомпозированную до уровня отдельных корпораций и предприятий систему дорожных карт, предусматривающих существенные изменения в модели корпоративного управления, модернизацию цепочек жизненного цикла наукоемких изделий. В этом случае ключевым и наиболее дефицитным ресурсом становятся высококвалифицированные, вовлеченные в инновационную деятельность кадры.
В 2018 г. Россия заняла 53-е место в общемировом рейтинге привлечения талантов - «The Global
Talent Competitiveness Index» (Индекс глобальной конкурентоспособности талантов). Данный аналитический инструмент разработан французской бизнес-школой INSEAD, крупнейшей в мире компанией, предоставляющей HR-решения - группой Adecco в 2013 г., и представляет собой инструмент оценки по шести критериям, среди которых - шансы для карьерного роста; возможности работодателей привлекать таланты со всего мира; способности удерживать квалифицированный персонал; производственные навыки сотрудников и глобальные знания (насколько уровень образования и навыков достаточен для инновационных производств). Первые места на протяжении всего периода оценки занимают Швейцария, Норвегия, Швеция, Сингапур и США. Основой лидерства этих стран является эффективная система обучения и развития персонала. Так, всемирно известное академическое образование в Швейцарии дополняется прямым, практическим обучением на предприятиях в формате дуальной подготовки и наставничества.
У нашей страны есть хорошие шансы повысить свою привлекательность как работодателя в ключевых областях экономики, науки и инноваций. По итогам 2017 года в России работает 3944 организации, выполняющие исследования и разработки, что на 7,5 % больше, чем в 2008 г. В число успешных компаний, концентрирующих мощный исследовательский потенциал, на протяжении всей своей истории входит и АО «Информационные спутниковые системы» имени М. Ф. Решетнева». Система обучения и развития персонала компании нацелена на внедрение собственных идей и разработок в области подготовки,
Решетневские чтения. 2018
повышения квалификации, переподготовки кадров и профориентации, освоение лучших мировых и российских образовательных практик, сохранение и поддержание опыта и накопленных традиций формирования всего спектра квалификаций производителей космических аппаратов.
Качество системы обучения предприятия подтверждает наличие государственной лицензии на право ведения образовательной деятельности, а бизнес-процессы обучения регламентированы Стандартом предприятия «Система обучения», устанавливающим порядок действий, направленных на получение работниками требуемой компетентности, оценку результативности проведенного обучения, регистрацию и хранение документированной информации, как свидетельства компетентности персонала.
Структура профессионального обучения АО «ИСС» включает в себя:
- обучение в форме постоянно действующих семинаров и курсов по актуальным вопросам и основным направлениям деятельности (непосредственно на предприятии);
- обучение персонала в образовательных организациях, отраслевых и специализированных учебных центрах, стажировка и обмен опытом;
- самообразование, с целью личностного роста и реализации индивидуальных потребностей работника в повышении профессиональной подготовки, путем самостоятельного изучения специальной профессиональной литературы, а также ознакомления с передовым опытом в сфере профессиональных интересов обучающегося;
- дистанционное образование как возможность оперативного получения знаний по наиболее значимым профессиональным областям;
- подготовку кадрового резерва, подготовку научных кадров по направлению предприятия в аспирантурах и докторантурах;
- целевую подготовку молодых специалистов и рабочих для АО «ИСС» по востребованным остродефицитным направлениям в организациях высшего и среднего профессионального образования;
- наставничество как комплекс мероприятий, направленный на обеспечение быстрой и эффективной адаптации, включение в производственный процесс и активное участие в деятельности и развитии Общества специалистов и рабочих под руководством квалифицированного работника посредством стажировки, путем передачи его профессионального опыта.
Привлечение наставников всегда сопровождало подготовку и развитие кадров АО «ИСС», так как открытая и гибкая возможность прямой передачи знаний, опыта и навыков как никакая другая образовательная технология позволяет выстроить индивидуальную непрерывную траекторию прироста профессиональных и надпрофессиональных компетенций работника, обеспечивает его вовлеченность в культуру сложного и ответственного производства, трудовой коллектив и команду на рабочем месте. Наставничество обеспечивает решение проблемы связи поколений и является инструментом мотивации и удержания перспективных сотрудников.
На сегодняшний день на предприятии сформирована и совершенствуется многоуровневая модель наставничества, где роль наставника состоит не только в целевой настройке навыков в рамках должности, квалификации, профессии молодого рабочего или специалиста в период адаптации на рабочем месте. Миссию наставника Общества можно определить как непрерывное персональное сопровождение становления работника как личности и профессионала в своей предметной области на уровне подразделения и в масштабе кадрового потенциала всего предприятия. С данной позиции наставниками являются ведущие сотрудники и руководители всех уровней, носители ключевых знаний и навыков отраслевого и международного уровня, способные обеспечить интеграцию молодых рабочих, специалистов, исследователей в уникальную производственную, технологическую, научную среду предприятия.
Стандартами предприятия закреплены следующие формы наставничества по отдельным уровням профессионально-личностного развития (см. таблицу).
Элементы многоуровневой модели наставничества АО «ИСС» имени академика М. Ф. Решетнева»
Уровень профессионально-личностного развития специалиста Функции наставника
Предпрофессиональное развитие Организационно-педагогическое и инженерно-техническое сопровождение проектов школьников в рамках плана профориентационной деятельности предприятия
Профессиональная адаптация молодых рабочих Формирование индивидуального плана стажировки, помощь в освоении СМК, изучении нормативной и технической документации, контроль самостоятельной работы стажера, помощь в изучении оборудования, используемого в работе и производственных технологий, включение в корпоративную культуру
Профессиональная адаптация молодых специалистов Формирование и контроль выполнения индивидуального плана стажировки, помощь в приобретении профессиональных и практических навыков; консультирование по вопросам, возникающим в процессе работы, представление молодого специалиста на аттестации в аттестационной комиссии; развитие личностных компетенций, включение в корпоративную культуру
Развитие оперативного кадрового резерва Разработка и контроль исполнения индивидуального плана развития резервиста, координация специальных программ обучения резерва, организация распространения знаний и навыков в подразделении по итогам обучения резервиста, сопровождение самообучения и организация стажировок резервиста во внешних структурах
Подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре Участвует в выборе области научного исследования, координирует ход выполнения диссертации в соответствии с индивидуальным планом аспиранта, участвует в организации представления работы на НТС предприятия, научных форумах всех уровней
Статус наставничества как государственного приоритета в сфере развития человеческого капитала страны подтвердили результаты первого всероссийского форума, направленного на развитие профессиональной среды наставничества, «Наставник - 2018». Форум, проведенный АСИ в феврале 2018 г., объединил несколько тысяч человек, вовлеченных в практики наставничества: действующих наставников на предприятиях, представителей ИЯ-департаментов крупнейших государственных и бизнес-корпораций, органов федеральной и региональной власти, сотрудников некоммерческих организаций и образовательных учреждений [2].
Одним из победителей форума стал Владимир Иванович Халиманович - директор Отраслевого центра крупногабаритных трансформируемых механических систем АО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», кандидат физико-математических наук, профессор, член-корреспондент Российской инженерной академии. Высокая оценка представленного им проекта: «Интегрированная система подготовки, закрепления и профессионального роста специалистов на предприятии космической отрасли» подтвердила актуальность модели наставничества, разработанной в АО «ИСС», и значимость развития наставничества как ключевого
фактора сохранения и прироста человеческого капитала в национальном масштабе.
Библиографические ссылки
1. Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/ news/34168/ (дата обращения: 29.09.2018).
2. Агентство стратегических инициатив. Форум «Наставник» [Электронный ресурс]. URL: https://asi. ru/nastavniki/forum/ (дата обращения: 07.09.2018).
References
1. Osnovnye napravlenija dejatel'nosti Pravitel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda [Russian Federation Government Main Activities up to 2024]. Available at: http://government.ru/news/34168/ (accessed: 29.09.2018).
2. Agentstvo strategicheskih iniciativ. Forum «Nastavnik» [Agency for Strategic Initiatives. Forum "Mentor"]. Available at: https://asi.ru/nastavniki/forum/ (accessed: 07.09.2018).
© Дятлов Д. В., Кукушкин С. Г., Халиманович В. И., 2018