Научная статья на тему 'Многопартийность и парламентаризм в регионе: Брянская областная Дума первого созыва'

Многопартийность и парламентаризм в регионе: Брянская областная Дума первого созыва Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
182
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРЯНСКАЯ ОБЛАСТЬ / БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА / ВЫБОРЫ / МНОГОПАРТИЙНОСТЬ / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / BRYANSK REGION / BRYANSK REGIONAL DUMA / ELECTIONS / MULTYPLICITY OF PARTIES / PARLIAMENTARY SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Горбачев В. Г.

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и деятельностью Брянской областной Думы первого созыва в контексте современной многопартийности в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article reveals the issues connected with the formation and work of the first Bryansk regional Duma in the context of modern multiplicity of parties in the region.

Текст научной работы на тему «Многопартийность и парламентаризм в регионе: Брянская областная Дума первого созыва»

6. Шартье Р. Культурные истоки Французской революции. М., 2001.

7. Archives parlémentaires dé 1787 à 1860. Première série. T. XXVII. P. 1887.

8. La Marle H. Philippe Egalité. «Grande Maître de la Révolution». P. 1989.

9. Lacretelle Ch. Dix années d'épreuves pendant la Révolution. P., 1842.

10. Memoires, correspondence et manuscripts du général Lafayette. T.V P., 1837.

11. Oeuvres de Barnave. T. I. P., 1843.

12. Oeuvres de Barnave. T. II. P., 1843.

13. Révolutions de Paris. 1791. № 107.

14. Target G.-J.-B. Observations de Target sur le procés de Lonis XVI. P., 1806.

Об авторе

Блуменау С.Ф. - доктор исторических наук, профессор Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].

УДК 329.01

МНОГОПАРТИЙНОСТЬ И ПАРЛАМЕНТАРИЗМ В РЕГИОНЕ: БРЯНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА ПЕРВОГО СОЗЫВА

В.Г. Горбачев

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием и деятельностью Брянской областной Думы первого созыва в контексте современной многопартийности в регионе.

Ключевые слова: Брянская область, Брянская областная Дума, выборы, многопартийность, парламентаризм.

В апреле 2014 года исполнилось 20 лет со времени начала работы Брянской областной Думы - высшего органа законодательной власти региона. Ее история, рассмотренная в аспекте развития современной многопартийности на Брянщине, заслуживает исследовательского интереса и дополняет общие представления о политической истории региона.

В соответствии с принятой 12 декабря 1993 года Конституцией России, Брянская область обрела статус полноправного субъекта Российской Федерации. Данный статус предполагает наличие собственного регионального законодательного органа - им стала Брянская областная Дума. Она является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной (представительной) власти в нашем регионе.

В 1990-93 гг. роль высшего органа представительной власти выполнял, как и в прежние - советские - годы, Брянский областной Совет народных депутатов. В его состав входили 175 депутатов, избранных 4 марта 1990 года по одномандатным округам (см. «Брянский рабочий». 1990. 8 март. С.3; 22 март. С.3.). 30 марта того года состоялась его первая, организационная сессия, на которой председателем совета сталА.Ф.Войстроченко, являвшийся тогда первым секретарем областного комитета КПСС. В последующем Совет возглавлял В.П.Сидоренко, который ранее руководил областным управлением народного образования. По мере своей работы депутаты разделились на ряд групп («Трудовая Брянщина», «Демократическая Россия», профсоюзная, экологическая, аграрная и иные) или же не вошли в них.

В связи с проходившим в стране в рамках конституционной реформы 1993-1995 гг. процессом разделения ветвей государственной власти советская форма ее организации юридически исчерпала себя. Согласно постановлению и.о. главы областной администрации В.А.Карпова, с 19 октября 1993 года деятельность областного Совета была приостановлена, а его функции переданы администрации области. Этим же постановлением была приостановлена деятельность Брянского городского Совета народных депутатов и большого ряда районных Советов [1, с.1]. Вместо Советов в субъектах РФ создавались органы законодательной (представительной) власти, получавшие различные названия. (Например, в соседней Орловской области сохранилось прежнее название такого рода органа власти - областной Совет народных депутатов. - В.Г.). В Брянской области таким органом становилась Брянская областная Дума.

Выборы депутатов Брянской областной Думы первого созыва были назначены на 27марта 1994 года. Они должны были проходить на основе «Положения о выборах Брянской областной Думы» [2, с.2-3]. Вышло в свет также «Временное положение о Брянской областной Думе» [3, с.3]. В этом документе, состоящем из 23 статей, были обозначены основные функции и полномочия, структура областного парламента, порядок его работы, количественный состав (27 депутатов). Постановлением областной администрации на 17 апреля того же года назначались также выборы в орган местного самоуправления г.Брянска - Городское собрание. 27 марта должно было состояться также и всенародное голосование (референдум) по проекту Устава, но незадолго до этого оно было заменено опросом общественного мнения, а принятие Устава доверено депутатам Думы первого созыва.

В соответствии с распоряжением главы областной администрации В.А.Карпова «Об обеспечении деятельности депутатов и аппарата областной Думы» от 4 апреля 1994 года аппарат Думы и ее служебные помещения размещались по адресу: площадь К.Маркса, дом 2 (ранее здесь находился областной комитет КПСС. - В.Г.). 15-го апреля того же года был назначен официальный представитель Главы администрации области в областной Думе. Им стал В.А.Панкратов - начальник отдела нормотворчества, анализа и информации областной администрации.

В целом, формирование Думы первого состава носило длительный, затяжной характер. По сути дела, происходил процесс дальнейшего разделения ветвей власти на региональном уровне. Прежние Советы уступали свое место представительным органам, призванным осуществлять законодательное и иное нормотворчество. Количественный состав областной Думы был определен в 27 депутатов, а выборы проходили в 9 трехмандатных округах. Всего на депутатские мандаты тогда претендовали 153 кандидата, т.е. в среднем 5,7 человека на одно место. Больше всего претендентов оказалось в Советском районе Брянска (25 человек) и в Новозыбкове (20 кандидатов). Но из всех кандидатов лишь 24 официально были выдвинуты

партиями и движениями, а остальные - инициативными группами или же самостоятельно. Любопытно и то, что в числе соискателей депутатских мандатов было всего лишь 12 женщин, 14 предпринимателей, но зато 32 - руководители крупных предприятий, 23 - ответственные работники районных и городских администраций. Больше всего кандидатов выдвинула Аграрная партия России - 10 человек [4, с.2].

В списке кандидатов были будущий губернатор области Н.В.Денин, будущий глава администрации Брянска Н.К.Сарвиро, будущие члены Совета Федерации В.С.Демина и П.П.Ширшов, будущий депутат Госдумы В.И.Шандыбин. Среди кандидатов в депутаты Думы первого созыва были действующие руководители региональных отделений ряда партий: П.Л.Кузнецов (ДВР), С.И.Пасько (АПР), Н.Г.Мамичев (РКСМ) Н.Г.Медведков (РКРП), А.Ф.Чумаченко (СПТ), а также те кандидаты, которые возглавят политические и иные объединения в последующем: С.Н.Понасов (КПРФ), Н.Д.Руденок (СДПР), В.С.Синенко (НДР), Н.В.Денин («Единая Россия»), Н.М.Белоус (АПР), А.А.Пономарев («Яблоко»), В.Д.Брезан-ская («Союз женщин России»), А.В.Шульга («Патриоты России»). По сути дела, во время этой избирательной кампании сложилось ядро региональной политической элиты, проявившей себя не только в 90-е, но и в последующие - «нулевые» годы. В этом смысле значение выборов областной Думы первого созыва выходило далеко за рамки обычной избирательной кампании. Подчеркнем, что некоторые из избранных депутатов первого созыва (С.Н.Понасов, П.П.Ширшов, В.И.Шандыбин, В.С.Демина, А.В.Шульга) позже смогли войти в федеральную политическую элиту, работали в структурах администрации Брянской области (Б.М.Копырнов, В.Ф.Родоманов и др.).

Однако мартовские выборы в Думу еще не дали ожидавшегося результата. Они прошли при низкой активности брянских избирателей. В голосовании приняли участие всего лишь 35,9 процента избирателей от их общего числа. По-видимому, сказались и усталость от предшествовавших политических событий и кампаний, снижение авторитета политики и политиков в глазах граждан.

В областную Думу тогда было избрано всего лишь 18 депутатов, и это обстоятельство очень сильно затруднило, надолго сковало ее работу. В трех из четырех районов областного центра (Бежицком, Советском и Фокинском) выборы были признаны несостоявшимися из-за недостаточной явки избирателей. Не получил одобрения и проект Устава Брянской области: против него высказались 182.435, а поддержали лишь 188.468 граждан, т.е. менее 50 процентов от числа участников опроса (всего в этой процедуре приняли участие 389.852 граждан) [5, с.1]. Такая ситуация привела в итоге к назначению на 11 декабря довыборов в областную Думу.

Распоряжением первого заместителя главы областной администрации А.М.Семернева от 12.04.1994 года первая сессия Брянской областной Думы была назначена на 16 апреля, но она не смогла состояться из-за отсутствия необходимого кворума [6, с.1]. Вторая - успешная - попытка провести организационное заседание имела место 23 апреля 1994 года. Председателем Думы был избран В.С.Рогачев, начальник областного управления сельского хозяйства, а его первым заместителем стала В.С.Демина, возглавлявшая в свое время колхоз «Заветы Ильича» Выгоничского района, в 1990-93 гг. - депутат Верховного Совета РСФСР [7, с.1].

20 мая на второй сессии удалось решить вопросы, касающиеся организационной структуры Думы и регламента ее последующей работы [8, с. 1]. Дума первого созыва до начала 1995 года испытывала большие трудности организационного, материального, нормативно-правового и иного характера, не имея всех возможностей для нормальной и эффективной работы. Свои сессии она проводила в зале заседаний №1 областной администрации, что продолжалось до начала 1999 года. Приходилось выстраивать отношения с другими ветвями власти, включая и ее федеральные органы.

Прошедшие 11 декабря 1994 года повторные выборы депутатов областной Думы (на этот раз выдвигалось 37 претендентов на 9 мандатов) все-таки позволили сформировать ее полностью. Она приняла в свой состав известных активистов левых сил (В.И.Шандыбин, С.Н.Понасов, А.В.Шульга, В.Ф.Федоров, А.Д.Чумаченко и другие). В итоге депутатский корпус составили представители КПРФ и АПР, а также руководящие работники органов исполнительной власти. В Думе не оказалось депутатов из среды науки, образования и культуры. Что касается брянских демократов в лице партии Демократический выбор России, то они и вовсе решили не принимать участия в выборах 11 декабря. Не прошел в Думу ни один из кандидатов от ЛДПР, несмотря на их высокую активность и большую финансовую поддержку [9, с.1; 10, с.2].

В полном составе областная Дума первого созыва смогла собраться лишь на своем шестом заседании 29 декабря. На нем были образованы 2 депутатских объединения: «Трудовая Брянщина» (А.В.Шульга, В.И.Шандыбин, А.Д.Чумаченко и др.) и аграрное (С.И.Пасько, В.С.Демина, Н.М.Белоус и др.) [11, с.1]. Заметим, что ряд депутатов первого созыва (В.Д.Бре-занская, А.С.Русаков, И.А.Нестеров и другие, - всего 8 человек) совмещали свои обязанности со своей основной работой в органах исполнительной власти, и это вызывало критику Думы со стороны местной оппозиции.

Структура Думы первого созыва, изначально включила в себя, в основе своей, ряд созданных постоянных профильных комитетов:

по законодательству и правовому регулированию (его председателем стал В.Ф.Родоманов);

по бюджету, налогам и экономической реформе (С.Е.Соловьев);

по вопросам социальной политики, материнства и детства (В.Д.Брезанская);

по промышленности, строительству и сфере обслуживания (И.А.Нестеров);

по аграрным вопросам, экологии и природопользованию (Б.М.Копырнов).

В последующем названия постоянных комитетов изменялись, появлялись и новые комитеты, а также постоянные комиссии. В частности, в марте 1995 года был образован комитет по вопросам Чернобыля, экологии и чрезвычайным ситуациям (С.Г.Ковалев). В структуру областной Думы первого созыва вошли и иные подразделения: Контрольно-счетная палата, правовое управление, информационно-аналитический отдел, общий отдел и иные.

К концу июня 1994 года были разработаны и утверждены «Положение о Брянской областной Думе», «Временный регламент Брянской областной Думы», «Положение о статусе депутата Брянской областной Думы». Были подготовлены и иные нормативные документы, необходимые для «запуска» работы областного парламента. В последующем, давая оценку работы Думы первого созыва, В.С.Демина заметила в своей статье, что полнокровная законотворческая деятельность областного парламента смогла наступить лишь с января 1995 года, когда после декабрьских довыборов состав Думы пополнился депутатами, избранными в округах областного центра [12, с.5].

Первым законом, который был принят (9 декабря 1994 года) Брянской областной Думой первого созыва, был закон

«О режимных зонах вокруг исправительно-трудовых учреждений (ИТУ) и следственных изоляторов (СИЗо), расположенных на территории Брянской области, и административной ответственности за нарушение режимных требований». В перечень заслуг первой Думы следует отнести принятие 26 января 1996 года «конституции» региона - Устава Брянской области, ряда иных важных нормативных документов. К их числу относятся областные законы «О местном самоуправлении в Брянской области», «О выборах в представительные органы местного самоуправления Брянской области», «О выборах депутатов Брянской областной Думы», «О выборах главы администрации Брянской области», «О референдуме в Брянской области», «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Брянской области», «О библиотечном деле в Брянской области», «О контрольно-счетной палате» и иные. Всего областная Дума первого созыва разработала и приняла 37 законов и 475 постановлений. То были первые шаги современной законодательной власти в Брянской области.

Несмотря на внутреннюю относительную однородность (коммунисты плюс солидарные с ними аграрии), со временем в Думе и вокруг нее возникли и отчетливо обозначились конфликтные линии.

Одним из источников конфликтов стало, в частности, принятое на заседании 26 января 1996 года решение Думы продлить срок своих полномочий до декабря 1997 года, что вызвало острую реакцию со стороны отдельных депутатов (А.Ф.Чумаченко, В.Ф.Федоров) и критику оппозиционной общественности [13, с.1]. 2-го февраля группа руководителей ряда партий и движений (ДВР, РПСД, РДДР, РПРФ, «Вперед, Россия!») приняла резолюцию, в которой осуждалось данное решение, ставилась под сомнение результативность работы областной Думы [14, с.2]. В апреле 1996 года областная Дума отменила свое решение и назначила на 8 декабря очередные выборы в областной парламент. Противоречия в депутатском корпусе Думы первого созыва периодически проявляли себя, становились достоянием общественности, и нередко они имели острый характер.

Другим - внешним - источником конфликтности для Думы явились ее непростые взаимоотношения с главой областной администрации В.А.Карповым, который был назначен на эту должность Президентом страны Б.Н.Ельциным. В вину Карпову ставились крупные упущения в кадровой политике, разного рода скандалы в связи с приватизацией собственности в регионе. Накопившиеся противоречия и иные обстоятельства привели к тому, что 16 мая 1995 года областной парламент на своем внеочередном заседании принял постановление «О кризисе исполнительной власти в управлении Брянской области», которое послужило толчком к последующему освобождению В.А.Карпова от своей должности [15, с.1].

Еще одной конфликтной линией стали взаимоотношения между областной Думой и Администрацией области в связи с подготовкой проекта Устава Брянской области. Так получилось, что были разработаны два проекта этого документа: один - от Думы, другой - от Администрации. В 1994 году и позже неоднократно имели место публичные упреки двух ветвей региональной власти в адрес друг друга якобы в попытках подготовить проект Устава под свои интересы. В итоге все же было принято компромиссное решение подготовить третий вариант проекта Устава, и это было поручено Московскому общественному центру «Правовая экспертиза».

Следует упомянуть также и о том, что линия конфликта проявилась также в отношениях между депутатским корпусом и председателем областной Думы В.С.Рогачевым. На заседании Думы 24 августа 1995 года он был освобожден от занимаемой должности в связи, как гласило соответствующее постановление, с утратой доверия большинства депутатов и нарушением им регламентных норм и процедур, которые регулируют работу областного парламента. Исполняющим обязанности председателя Думы стал С.Н.Понасов, депутат от КПРФ. Местные журналисты увидели в произошедшем проявление внутренней борьбы между различными группировками депутатского корпуса [16, с.1].

Областная Дума первого созыва способствовала утверждению принципов политического плюрализма в депутатской деятельности. Анализируя работу Думы первого созыва и сравнивая ее с областным Советом народных депутатов последнего созыва (1990-93 гг.), известный журналист Б.П.Каченовский (сам являвшийся депутатом этого Совета в те годы. - В.Г.), отмечал следующее. По его мнению, в областной Думе уже не было характерной для Совета «сплошной обезличенности» и внешнего единства. В ней, по его словам, «личности появились», образовались депутатские группы с различными интересами, стала происходить политическая борьба, в общем, - начала возникать «школа демократии» [17, с.1].

Обобщая, можно сказать, что Брянская областная Дума за годы своей истории сложилась в качестве важнейшего элемента политической системы региона - как высшего органа законодательной власти. Определился круг ее официальных полномочий и порядок взаимоотношений с другими ветвями и органами власти. В деятельности областной Думы определилась и стала проявлять себя основная функция областного парламента - правовое обеспечение и регулирование процессов социально-экономического и культурного развития Брянской области. Дума стала очень важным фактором политической социализации, пространством для формирования политической элиты региона, подготовки кадров для различных сфер жизни региона. В формировании и деятельности Брянской областной Думы незаменимую роль играли политические партии и движения, создававшиеся ими депутатские группы и фракции, взаимоотношения между ними.

This article reveals the issues connected with the formation and work of the first Bryansk regional Duma in the context of modern multiplicity of parties in the region.

Keywords: Bryansk region, Bryansk regional Duma, elections, multyplicity of parties, Parliamentary system.

Список литературы

1. О приостановлении деятельности Брянского областного, городского и районных Советов народных депутатов. Постановление администрации области // Брянские известия. 1993. 21 окт.

2. Положение о выборах Брянской областной Думы // Брянские известия. 1994. 5 февр.

3. Временное положение о Брянской областной Думе // Брянские известия. 1994. 8 апр.

4. Кандидаты в депутаты областной Думы // Брянские известия. 1994. 12 март.

5. Сообщение областной избирательной комиссии // Брянские известия. 1994. 7 апр.

6. Яковлев А. Первый блин... кворума / А.Яковлев // Брянские известия. 1994. 19 апр.

7. Облдума: председатель избран // Брянские известия. 1994. 26 апр.

8. Новицкий А. Джентльменское соглашение / А.Новицкий // Брянские известия. 1994. 24 мая.

9. Сообщение Брянской областной региональной избирательной комиссии // Брянские известия. 1994. 21 дек.

10. Горбачев В. Левостороннее движение. Так в основном можно оценить итоги довыборов в областную Думу / В.Горбачев // Брянские известия. 1994. 23 дек.

11. Каченовский Б. Не все законы писаны для Думы / Б.Каченовский // Брянские известия. 1994. 31 дек.

12. Демина В. Давайте говорить начистоту! / В.Демина // Брянские известия. 1996. 20 апр.

13. Заявление депутата областной Думы А.Чумаченко // Брянский рабочий. 1996. 31 янв.

14. Резолюция собрания руководителей демократических партий и движений Брянщины // Брянские известия. 1996. 10 февр.

15. Чалиян Е. Дума недовольна / Е.Чалиян // Брянские известия. 1995. 17 мая.

16. Каченовский Б. «Большевики» и «меньшевики» в облдуме / Б.Каченовский // Брянские известия. 1995. 26 авг.

17. Каченовский Б. Чтобы Дума не стала бузой / Б.Каченовский // Брянские известия. 1995. 5 янв.

Об авторе

Горбачев В.Г. - кандидат философских наук, доцент кафедры философии, истории и политологии Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]

УДК 94(47) "1762/1945"

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ И СПОРТ В ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКОВ КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ

А.Н. Гребенкин

В статье показано место физических занятий и спорта в жизни воспитанников кадетских корпусов Российской империи и Русского Зарубежья. Автор приходит к выводу, что первые попытки организации физического воспитания в военной школе относятся к XVIII в., однако научно обоснованный подход к физическому развитию будущих офицеров начал складываться лишь в 60-е гг. XIX в. К началу XX в. в жизнь кадетских корпусов прочно вошли гимнастика, подвижные игры, плавание, фехтование. С 1909 г. стали проводиться спортивные соревнования между командами разных кадетских корпусов. В кадетских корпусах Русского Зарубежья большое развитие получила сокольская гимнастика. Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, кадетский корпус, Российская империя, Русское Зарубежье.

Одним из качеств, жизненно необходимых русскому офицеру, всегда считалась телесная крепость и выносливость. Хорошее физическое развитие должно было позволить офицерам справиться со стоявшими перед ними задачами как в военное, так и в мирное время. Одних природных задатков для этого было явно недостаточно. Походы и марши мог выдержать только человек, имевший отличную физическую подготовку, тренированный и выносливый. Владение огнестрельным и холодным оружием, умение ездить верхом - все это требовало не только ловкости и отличного глазомера, но и длительных предварительных упражнений.

Разумеется, эти качества приобретались в процессе самой службы во время служебных занятий и учений, а совершенствовались и оттачивались на войне. До тех пор, пока основным способом пополнения офицерского корпуса оставалось производство из рядовых, унтер-офицеров и юнкеров, большую роль в физической подготовке офицеров играли упражнения, обязательные для нижних чинов. Однако, как известно, служба в нижних чинах для многих офицеров была фиктивной. Кроме того, по мере развития сети военно-учебных заведений в армии становилось все больше и больше офицеров, не имевших даже формального опыта службы в нижних чинах и не готовых к исполнению своих обязанностей не только морально, но и физически. Поэтому возникла необходимость организации планомерных и научно обоснованных физических занятий в рамках военной школы.

В первых петровских школах физической подготовке обучавшихся не уделялось должного внимания. После открытия в 1732 г. «корпуса кадетов» его педагогам было предписано «упражнять воспитанников в танцевании, вольтижировании и в солдатской экзерциции» [1, с. 126]. По свидетельствам современников, успешнее всего шли занятия военной муштрой. Им придавалось настолько большое значение, что потребовалось личное вмешательство императрицы Анны Иоанновны для того, чтобы запретить ежедневные строевые упражнения и ограничить их одним днем в неделю.

В 1766 г. Екатерина II утвердила устав Шляхетского сухопутного кадетского корпуса, составленный И.И. Бецким. Воспитание «новой породы людей», по мнению Бецкого, в первую очередь должно было преследовать цель «сделать человека здоровым и способным сносить воинские труды». В основу физического воспитания было положено составленное И.И. Бецким «Краткое наставление, выбранное из лучших авторов, с некоторыми физическими примечаниями, о воспитании детей от рождения их до юношества» [2]. Однако о каких-либо упражнениях в этом наставлении не говорилось; оно содержало лишь «обстоятельные гигиенические правила о размещении детей в зданиях, об телесных упражнениях, детских играх и т.п.» [3, с. 63]. В учебный план кадетского корпуса были включены танцы и фехтование, а во внеучебное время проводились занятия «военной экзерцицией».

Однако действительность сильно расходилась с планами. О реальном состоянии физических занятий воспитанников в ту эпоху говорит тот факт, что когда в 1766 г. именным указом императрицы было повелено обучать кадет Морского корпуса плаванию, поиски учителя затянулись более чем на два года, и лишь в 1769 г. на эту должность был назначен повар корпуса А. Родышин, который «...в то время о себе объявил, что он плавать умеет» [4, л. 27]. В 1771 г. Родышин утонул в Неве (! - А.Г.), после чего его место, несмотря на активные поиски нового учителя, долгое время было вакантным. Только в 1773 г. на должность учителя плавания был назначен другой корпусной повар - Т. Житной.

В павловскую и александровскую эпохи физическое развитие воспитанников оказалось в полном упадке. Из всех телесных занятий сохранился лишь фронт. Рост числа кадет при хронической нехватке средств привел к тому, что воспитанники скудно питались, носили неудобную одежду, спали на ветхом белье. В некоторых военно-учебных заведениях на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.