Научная статья на тему 'Многопараметрическая оценка состояния и развития информационных процессов региона'

Многопараметрическая оценка состояния и развития информационных процессов региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Петрова Е. Л.

В статье представлен анализ использования информационно-коммуникационных технологий на региональном уровне, что позволяет оценить уровень информационного развития регионов и определить тенденции развития региональной информатизации. Теоретические выводы и разработанные структурно-факторная модель, методика оценки уровня информационного развития региона могут быть использованы при диагностике, мониторинге и корректировке механизма управления информационными ресурсами хозяйственных систем регионального уровня, координации работ по созданию единого информационного пространства региона и интеграции разрозненных предметно-ориентированных информационных систем. Данный анализ актуален также в связи с реализацией в регионах мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 2010 годы)». Полученные результаты были использованы при разработке стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2025 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многопараметрическая оценка состояния и развития информационных процессов региона»

МНОГОПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ

ПРОЦЕССОВ РЕГИОНА

Е.А. ПЕТРОВА,

кандидат экономических наук, доцент Волгоградский государственный университет

Информатизация региональных хозяйственных систем в настоящее время является фактором успешного экономического развития и конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Особое значение приобретает управление информационными ресурсами как способ обеспечения эффективной деятельности региона, для которого информация и знания трактуются как важнейший и редкий ресурс, запас или резерв, как элемент его экономического потенциала [1, с. 83].

Актуальным представляется анализ использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на региональном уровне, что позволяет оценить уровень информационного развития регионов и определить тенденции развития региональной информатизации. Теоретические выводы и разработанные структурно-факторная модель, методика оценки уровня информационного развития региона могут быть использованы при диагностике, мониторинге и корректировке механизма управления информационными ресурсами хозяйственных систем регионального уровня, координации работ по созданию единого информационного пространства региона и интеграции разрозненных предметно ориентированных информационных систем. Данный анализ актуален также в связи с реализацией в регионах мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002 — 2010 годы)». Полученные результаты были использованы при разработке стратегии социально-экономического развития Волгоградской области на период до 2025 г.

Управляемость региональной информатизации возможна на основе системы оценок для анализа текущего состояния управляемого объекта и выработки стратегических направлений его развития. Предпринятые автором попытки проанализировать

состояние региональной информатизации на основе данных органов государственной статистики показали отсутствие необходимой информации.

Оперируя лишь данными о количестве предприятий, занимающихся оказанием информационно-вычислительных услуг и разработкой программ, трудно не только оценить состояние процесса, но и провести сравнительный анализ развития информатизации. В настоящее время предприятия, зарегистрированные на территории Волгоградской области, активно работают на удовлетворение информационных потребностей соседних городов и областей, что не отражается в системе статистических показателей.

Важность системы максимально объективных оценок состоит еще и в том, что развитие информационных систем связано с достаточно крупными финансовыми затратами, которые требуется не только сосредоточить (скажем, используя программно-целевой метод управления), но и рационально их распределить.

Органам региональной власти для эффективного использования информационных технологий в целях управления необходимо иметь комплексное представление о состоянии информатизации у реальных или потенциальных информационных партнеров. Так, службы муниципалитетов заинтересованы в оперативном поступлении информации от Федеральной налоговой инспекции по области о состоянии расчетов с бюджетом предприятий, расположенных на их территории. Федеральные службы опираются в своей работе на данные, поступающие с муниципального и регионального уровней. Администрация области, выполняя свои функции, информационно также связана с каждой службой федерального уровня и с каждым муниципалитетом. При этом управляемые объекты у всех одни — предприятия и население, находящиеся на территории области.

Возникает проблема выравнивания уровня информатизации в различных структурах власти и управления и регулирования процесса достижения ими определенного технического, технологического и информационного обеспечения. В связи с этим необходимо определить методические подходы к решению двух основных задач. С одной стороны, найти механизм оценки и ранжирования органов управления по состоянию информатизации. На базе этой информации можно принимать решения либо перераспределительно-бюджетного характера (используя тот же механизм программно-целевою подхода), либо стимулирующей направленности.

С другой стороны, в соответствии с принципами менеджмента следует иметь методику анализа так называемой «обратной связи», позволяющей определить взаимосвязь и влияние процесса развития информатизации на объект управления в целом. Речь идет о создании комплексной системы индикаторов, главным требованием к которой является необходимость интегрального учета максимального числа факторов и условий, от которых зависит развитие процесса региональной информатизации.

Эти индикаторы должны быть прозрачными и доступными для проведения расчетов или получения оценок. Другое требование к такой системе состоит в необходимости обеспечения полной совместимости и сопоставимости показателей для разных условий их измерения, а также применения этих индикаторов в различных регионах страны. Иными словами, система должна быть инвариантна по отношению к оцениваемым объектам и условиям проведения этих оценок. Только совместное выполнение обоих этих требований позволяет создать систему показателей, которая может быть использована в масштабе страны и предоставит специалистам количественные характеристики развития региональной информатизации для объективной оценки и сопоставления текущего состояния.

Построение такой системы показателей осуществляется на основе структурно-факторной модели, характеризующей процесс управления информатизацией региональных хозяйственных систем. Поскольку факторы возникают из ресурсов и условий хозяйствования, то, фактически, они образуют доминанту их эффективной трансформации в продукт производства для обеспечения принципа устойчивого развития данной территории, образуя «ядро развития» [2, с. 21]. Современный методологический подход О. В. Иншакова, выдвигаемый на основе теории эндогенных факторов производства,

позволяет построить модель управления региональной информатизацией, отражающей влияние основных факторов «ядра развития» хозяйственной системы, трансформируемых применительно к изучаемому процессу.

Данная модель описывается как функционал ряда составляющих, в число которых включены наборы из шести важнейших компонентов:

U = F(N, H, T, Ins, O, Inf) , где U — уровень информационного развития региона,

N — природно-ресурсный фактор;

H — развитие человеческого фактора;

T — технико-технологический фактор;

Ins — институциональный фактор;

О — организационный фактор;

Inf— информационный фактор.

Содержание факторов деятельности может быть представлено в виде иерархической структуры, высший уровень которой образован двумя макрофакторами: трансформационным и трансак-ционным, каждый из которых в свою очередь образован факторными тройками следующего уровня. Первый — природно-ресурсным, человеческим и технико-технологическим; второй — институциональным, организационным и информационным. гармоничное сочетание этих факторов или их системное единство приводит к максимальному усвоению каждого из них в процессе деятельности и, тем самым, максимизирует эффективность последней.

Разработанная система показателей информатизации региона основана на предложенной структурно-факторной модели и состоит из 32 параметров, которые сгруппированы в пять областей, подлежащих оценке:

1) развитие человеческого фактора;

2) техническое и технологическое оснащение региона средствами вычислительной техники и телекоммуникаций;

3) институциональный фактор;

4) информационный фактор;

5) организационный фактор.

Согласно предложенной модели первая группа показателей характеризует развитие человеческого потенциала в регионе и включает следующие оценки: доля студентов вузов; доля занятых, имеющих высшее образование; количество вузов, выпускающих специалистов по информатике, информационным системам и системам защиты информации, в численности населения; доля работающих в образовании; доля работающих в науке и научном

обслуживании; затраты организаций на обучение сотрудников ИКТ, на 1 000 человек.

Вторая группа показателей предназначена для того, чтобы измерять и оценивать состояние развития информационно-коммуникационных технологий, доступ к глобальным сетям, собственно продукцию ИКТ и состояние ресурсов, которые делают возможным создание этой продукции, учитывает Интернет-ресурсы региона, состояние электронной коммерции в регионе. Одна из целей выбора этих переменных состоит в том, чтобы они отражали особенности и возможности ИКТ для обработки, передачи и представления различной информации. Фактически это требование означает, что они должны соответствовать общепринятому в настоящее время функциональному определению ИКТ. Для того чтобы обеспечить как можно большую объективность оценок, разрабатывается коэффициент технологической оснащенности, интегрирующий наиболее распространенных частных показателей технологической продукции, которые доступны и публикуются в официальных источниках [3]. К ним относят: число персональных компьютеров в организациях на 100 работников; наличие компьютеров в домашних хозяйствах; количество стационарных телефонов на 1 000 человек сельского населения; количество стационарных телефонов на 1 000 человек городского населения; доля абонентов сотовой связи в численности населения; число организаций, имеющих WEB-сайты, к общему числу жителей; число организаций, использующих глобальные сети в целях общего характера, общему числу жителей (под общими целями понимаются — поиск информации в сети, использование электронной почты, обмен информацией в электронном виде, обучение, подбор персонала); число организаций, использовавших глобальные сети для связи с поставщиками и потребителями, общему числу жителей; количество организаций, использовавших глобальные сети для взаимодействия с органами управления, к общему числу жителей; объем услуг связи на душу населения.

Третья группа показателей содержит как качественные, так и количественные показатели, отражающие состояние нормативно-правовой базы информатизации на региональном уровне. К этой группе следует отнести следующие параметры: наличие Концепции и Программы информатизации региона; количество региональных программ информатизации; наличие законодательных и нормативных актов по информатизации региона; участие в общегосударственных, региональных

программах информатизации; участие в специальных отраслевых программах и проектах.

Организационный фактор в предложенной модели оценивается по двум категориям: организации— участники информатизации и организации — субъекты управления. Поэтому в данную область показателей целесообразно включить следующие критерии: количество предприятий информационно-вычислительного обслуживания населения, количество организаций, использующих программное обеспечение для управления, на 1 000 человек; число организаций, использующих Интернет, на 1 000 человек; наличие структурного подразделения по информатизации в Администрации субъекта РФ; расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на транспорт, связь и информатику на 1 000 человек; инвестиции в основной капитал отрасли связи.

Система показателей для оценки состояния региональной информатизации может быть представлена в виде следующей схемы (рис. 1).

Таким образом, для дальнейшего проведения комплексной диагностики состояния региональной информатизации требуется задействовать пять групп разнородных данных. Источниками этих сведений являются: статистические сборники Федеральной службы государственной статистики (бывший Госкомстат России), сведения федеральных ведомств и министерств, сведения Интернет-сайтов региональных администраций, результаты социолого-статистических исследований и опросов по данным открытых источников.

Интегрирование вышепредставленных показателей, определяющих состояние региональной информатизации, возможно с помощью рейтинговой оценки, в которой относительные показатели позиционируются по единой процедуре. Так как рейтинг представляет собой многобалльную систему оценки какой-либо деятельности или состояния, то необходимо построить рейтинговую шкалу, учитывающую особенности распределения значений показателей по регионам для каждого блока факторной модели. Автором предлагается следующая методика иерархической рейтинговой оценки уровня информационного развития макрорегиона.

Для каждого показателя с1 (г—порядковый номер показателя) вычисляется среднее значение:

I <

=— ' N

(1)

где Су — значение г-го показателя дляу-го региона; N — количество субъектов (регионов).

Показатели состояния информатизации региона

Развитие человеческого потенциала

iL

1) доля студентов ВУЗов;

2) доля занятых, имеющих высшее образование;

3) количество вузов,

выпускающих специалистов по ИКТ, к числу населения;

4) доля

работающих в образовании;

5) доля

работающих в науке и научном обслужив ании;

6) затраты организаций на обучение сотрудников ИКТ, на 1000 человек

Техническое и

технологическое оснащение региона средствами ВТ и ТК

iL

Институциональный фактор

1) число персоналвных компвютеров в организациях на 100 работников;

2) наличие компвютеров в домашних хозяйствах;

3) количество стационарных телефонов на 1000 человек селвского населения;

4) количество стационарных телефонов на 1000 человек городского населения;

5) доля абонентов сотовой связи в численности населения;

6) число организаций, имеющих WEB-сайты, к общему числу жителей;

7) число организаций, исполвзующих глобалвные сети в целях общего характера, общему числу жителей;

8) число организаций, исполвзовавших глобалвные сети для связи с поставщиками и потребителями, общему числу жителей;

9) количество организаций, исполвзовавших глобалвные сети для взаимодействия с органами управления, к общему числу жителей;

10) объем услуг связи на душу населения

iL

Информационный фактор

1) наличие Концепции 1) голичество

и Программы экземпляров книг в

информатизации общедоступных

региона; библиотеках на 1000

2) количество чел. населения;

регионалвных 2) количество баз

программ данных,

информатизации; зарегистрированных в

3) наличие регионе;

законодателвных и 3) объем продаж

нормативных актов по информационных

информатизации продуктов (печатных,

региона; аудио, видео,

4) участие в машиночитаемых);

общегосударственных, 4) число обращений

регионалвных (запросов), сеансов

программах доступа, посещаемоств

информатизации; сайта региона;

5) участие в 5) Выпуск газет

специалвных (экземпляров) на 1000

отраслевых человек населения

программах и проектах

Организационный фактор

п

1) количество предприятий

информационно-вычислительного обслуживания населения,

2) количество организаций, использующих программное обеспечение для управления

3) число организаций, использующих Интернет на 1000 человек;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4) наличие структурного подразделения по информатизации в Администрации субъекта РФ;

5) расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ на транспорт, связь и информатику на 1000 человек;

6) инвестиции

Рис. 1. Структура показателей состояния региональной информатизации

Область изменений /-го показателя [cmin, cmax] разбивалась на n интервалов с центрами в точке ci. В качестве длины отрезка выбиралась величина: 8 = астс , где стс — стандартное отклонение для показателей с. и а — эмпирический коэффициент, который подбирается так, чтобы быть одинаковым для всех показателей. Первому показателю (или последнему, в зависимости от смысла показателя) присваивалось значение рейтинга r . = 0, а последнему —

* min ' ^ J

rmax=M (М — максимальное значение рейтинга). Как показали расчеты, для вычисления функции г. = f(с) достаточно было семи интервалов, т. е. rmax= 6.

В результате преобразования показателей с. получена матрица соответствующих частных рейтингов г., в которой колонки представляют распределения нормальных рейтингов региона по различным показателям, а строки — распределение этого рейтинга по различным регионам ЮФО.

Аналогично системе показателей построено дерево рейтингов состояния региональной информатизации. Для построения иерархии рейтингов (свертки или сжатия информации) состояний использовалась аддитивная схема.

Каждая подсистема (блок факторной модели) уровня характеризуется рейтингом R.. — где l — номер подсистемы (l = 1,..., 5), который представляет

собой сумму соответствующих парциональных рейтингов г.. третьего уровня:

R =1'

(2),

где к—количество показателей, характеризующих данный блок модели.

Таким образом, макросостояние процесса информатизации будет представляться следующим аналитическим выражением для общего рейтинга:

к, = Кч, + Кт, + К1ш. + ко. + к1п/, (3)

где К. RTj, RInsj, ROj, К^ — рейтинги подсистем «Человеческий потенциал», «Техническая и технологическая оснащенность региона средствами ВТ и ТК», «Институциональный фактор», «Организационный фактор», «Информационный фактор» соответственно. Распределение общего рейтинга Rj. по регионам ЮФО в 2004 г. показано на рис. 4. Так как величина К. является числом, то выражение (3) определяет уровень информационного развития для отдельного региона, а выражение

= 1 Rj ,

j=i

(4)

i= 1

Рис. 2. Распределение общего рейтинга Я. по регионам ЮФО в 2004 г.

общий рейтинг, или уровень информационного развития по всему ЮФО в целом.

Как видно, по значению Я. регионы условно можно разбить на 4 группы с учетом социально-экономического развития и специфики географического положения:

• первая группа Я.< 22 (Республика Ингушетия, Республика Дагестан);

• вторая группа — 36 < Я.< 43 (Кабардино-Балкарская Республика, Республика Адыгея);

• третья группа 51 < Я. < 59 (Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Северная Осетия — Алания);

• четвертая группа 69 < Я.< 79 (Ставропольский край, Ростовская область, Волгоградская область, Астраханская область, Краснодарский край).

Дальнейший статистический анализ показал, что наблюдаемое распределение общего рейтинга Я. может быть аппроксимировано нормальной кривой со средним значением Я = 54,3 и стандартным отклонением стЯ = 20 .

Для мониторинга и оценки эффективности мероприятий региональной информатизации на

основе рейтинговой технологии можно ввести достаточно объективные оценки. Исследование трендов Я} (г) позволит отслеживать динамику соответствующих процессов, прогнозировать их развитие и принимать соответствующие меры по улучшению общего рейтинга, воздействуя на соответствующие подсистемы.

Результаты, полученные в данной работе, требуют дальнейших исследований. Но, несомненно, применение методов иерархической рейтинговой оценки дало возможность по-иному взглянуть на изучаемую проблему и получить количественные закономерности в информационном развитии ЮФО, в отношении состояния и развития процессов региональной информатизации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иншаков О. В. Информационный механизм и мониторинг обеспечения конкурентоспособности, устойчивости и безопасности хозяйственной системы региона / Иншаков О. В., Пономарева Л. В. //Конкурентоспособность, устойчивость и безопасность региона: Материалы научно-практической конференции — Волгоград: ГУ «Издатель», 2001. С. 83.

2. Иншаков О. В. О стратегии развития Южного макрорегиона России: (Методологические и методические проблемы формирования). — Волгоград, 2003. С. 21.

3. Состояние и развитие ИКТ в различных странах проводят с помощью Индикатора технологической оснащенности. См.: Are Poor Countres Losing the Information Revolution? — InfoDev Working Paper? F. Rodriguez? E. J. Wilson? University of Maryland at College Park? May 2000. Индикатор прозрачности коммуникаций, разработанный Национальным научным фондом США. См. : Science and Engineering Indicators — 2000? National Science Foundation (NSF), режим доступа — http://www. nsf. gov/sbe/srs/seind00/frame. html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.