Научная статья на тему 'Многообразие национальных культур и интеграционные процессы в современном российском обществе'

Многообразие национальных культур и интеграционные процессы в современном российском обществе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3930
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИЯ / ЭТНОС / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРАДИЦИОННЫХ ЦЕННОСТЕЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Козелько Валерий Владимирович

Весь современный мир охвачен действиями взаимно-противоположных тенденций: интеграцией и дезинтеграцией. Мощным процессам интеграции в глобальном «планетарном» плане и а плане региональном, процессам культурного и духовного сближения наций и народов противостоят не менее серьезные процессы отчуждения и враждебности. С точки зрения глобальных подходов в основе развития современного мира лежит возрастание взаимосвязей между различными типами обществ и культур. Следствием этого стала растущая интенсификация обмена культурными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многообразие национальных культур и интеграционные процессы в современном российском обществе»

УДК 39:316.4 ББК 63.5 К - 59

Козелько Валерий Владимирович, преподаватель кафедры философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Академия Федеральной службы безопасности Российской Федерации», тел.: 89168529030.

МНОГООБРАЗИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР И ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В

СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

(рецензирована)

Весь современный мир охвачен действиями взаимно-противоположных тенденций: интеграцией и дезинтеграцией. Мощным процессам интеграции в глобальном «планетарном» плане и а плане региональном, процессам культурного и духовного сближения наций и народов противостоят не менее серьезные процессы отчуждения и враждебности. С точки зрения глобальных подходов в основе развития современного мира лежит возрастание взаимосвязей между различными типами обществ и культур. Следствием этого стала растущая интенсификация обмена культурными ценностями.

Ключевые слова: нация, этнос, этнокультурные процессы, традиционных ценностей, национальные культуры.

Kozelko Valery Vladimirovich, lecturer of Philosophy Department of the SEI HPO "Academy of Federal Security Service of the Russian Federation, tel.: 89168529030.

VARIETY OF NATIONAL CULTURES AND INTEGRATION PROCESSES IN MODERN

RUSSIAN SOCIETY

The entire modern world is seized with mutually opposing tendencies: integration and disintegration. Powerful processes of integration into the global "planetary" plan and a plan of regional, cultural and spiritual processes of rapprochement of nations and peoples are opposed by no less serious process of alienation and hostility. From the standpoint of global approaches the basis of the development of the modern world is the increasing linkages between different types of societies and cultures. The consequence has been the increasing intensification of exchange of cultural values.

Keywords: nation, ethnicity, ethno-cultural processes, traditional values, national culture.

Современная духовная жизнь Российской Федерации характеризуется многообразием этнических национальных культур. Оно обусловлено обширностью территории, природными различиями, характером формирования государства и его политикой в отношении культурно разнородного населения. Этническая пестрота Поволжья и Северного Кавказа, а также Сибири и Севера существует уже веками. Поэтому много культурность как демографический факт была присуща российскому государству с момента его возникновения.

Сложившаяся система ценностей каждой национальности содержит ценности как способствующие развитию самобытности, так и обеспечивающие открытость способствующие диалогу с другими культурами. Последние имеют огромное значение в формировании единого культурного пространства Российской Федерации и должны стать в современном обществе интегрирующими. Однако, необходимо отметить, что эти процессы отнюдь не означают нивелировку культурных особенностей каждой национальности, они объединяют духовные ценности, укрепляют общность российского общества.

По существу постсоветская Россия является новой страной и в плане выбора пути, и политических основ функционирования, и даже географических границ. Такой страны на карте мира, как известно, не существовало, Россия - это союз народов, историческое поле разных культур, цивилизаций и конфессий, настолько разных и неповторимых, что именно в этом многообразии и выражается сила государства. У российских народов не только общее прошлое, общая историческая судьба, но и общее будущее. По большому счету, мир нуждается в России как в уникальной цивилизации, которая внесла весомый вклад в развитие человечества.

Конституция Российской Федерации в своей преамбуле подчеркивает господство многонационального российского народа: «Мы - многонациональный народ Российской

Федерации». Здесь закладывается политическая основа общероссийской идентичности. Эта идентичность имеет и свою историческую основу, которая вновь формируется сегодня в новых конкретных исторических условиях. И здесь главную роль играют интеграционные тенденции современного российского общества вообще и в этнокультурных процессах в частности.

Кризисные явлении, которые охватили все стороны духовной жизни общества и затронули все народы многонациональной России, лидеры и идеологи многих народов стали относить исключительно к своей нации, к своей национальной культуре, к своему национальному самочувствию. В таких условиях общекризисные явления и процессы окрашиваются в этнонациональные цвета и обретают конфликтную направленность. Обозначился взрывной рост национального самосознания, обострились чувства этнической идентификации, вновь возродились старые названия этнических групп.

Сегодня идет интенсивный поиск новых форм отношений между людьми различных национальностей, подходов к вопросам взаимодействия национальных культур народов Российской Федерации.

Конечно, каждый человек в той или иной степени осознает свою национальную принадлежность, испытывает определенные симпатии к людям своей национальности. И это, естественно, нормально. Однако такое тяготение людей друг к другу нельзя ни преуменьшать, ни преувеличивать в науке и политике. В развитии национальных культур выявляются две объективные тенденции. Одна из них состоит в том, что национальная культура всегда открыта для других национальных культур, не является «вещью в себе». Связь с другими культурами - способ ее бытия, развития. И как бы национальная культура одного народа ни была уникальна, оригинальна, самобытна, она всегда так или иначе связана с культурами других народов, обогащается их ценностями, опытом, идеями, способами деятельности. Это значит, что все национальные культуры по своей природе интернациональны, и неинтернациональных культур не бывает.

Другая тенденция в национальных культурах заключается в том, что как бы культуры ни проникали друг в друга, ни взаимодействовали бы, прозрачность их отношений всегда относительна. Это значит, что никакая связь и взаимосвязь национальных культур не исключает, не преодолевает их уникальность, неповторимости и автономности. Другими словами, в отношениях между национальными культурами всегда присутствует момент ограничения, обособленности и раздельности того, что объективно не позволяет национальным культурам отождествляться друг с другом. И любая политическая попытка в этом направлении не имеет смысла. Речь может идти о взаимовлиянии, взаимообогащении национальных культур, опыт одной национальной культуры может вызвать соответствующие изменения в другой национальной культуре. Каждая национальная культура, таким образом, испытывает на себе воздействие других национальных культур, впитывает в себя их опыт, ассимилирует его, оставаясь в своей самобытности и качественной определенности.

Таким образом, связь и обособленность в жизни национальных культур представляют собой две стороны одной медали. Они взаимно дополняют друг друга, составляя необходимые элементы единой объективной структуры межкультурного взаимодействия. Такое понимание структуры межкультурного взаимодействия весьма важно для выработки правильной государственной национальной политики в духовной сфере современного российского общества.

Рассматривая государственную национальную политику, следует подчеркнуть, что в реальной жизни общества национальная политика не существует обособленно, в качестве самостоятельной, отдельной формы человеческой деятельности. В этом смысле политическая деятельность, в принципе, не может быть не национальной. Современная государственная национальная политика, как на общероссийском, так и на региональном уровне, должна быть основана на признании двух выше обозначенных объективно существующих, реальных тенденций в жизни и деятельности национальных общностей: к самосохранению, самоподдержанию всего того, что отличает их от других наций, и к общению, сближению с другими нациями. Национальная культурная политика должна быть с одной стороны, ориентирована на создание таких условий, которые позволили бы каждой национальной общности, группе сохранить свое лицо, национальное достоинство, самосознание, осуществлять свою национальную независимость, и свободное развитие, обеспечивать свои интересы и гражданские права, связанные с принадлежностью к тому или иному народу, определять свою судьбу. С другой стороны, национальная культурная политика должна быть

позитивным фактором политической консолидации народов, проживающих в стране или ее отдельном регионе, области. Она должна быть направлена на поддержание «духа» межнационального общения, на создание необходимых условий для построения сильной и жизнеспособной российской нации. Принцип самоидентификации наций и принцип их общения между собой, сотрудничества не должны вступать в противоречие друг с другом.

Анализ этнонациональных процессов в современном обществе свидетельствует, что, кроме выше обозначенных, они подвержены тенденциям к глобальной универсализации, с одной стороны, и к сохранению устойчивого развития народов на основе сложившихся этнонациональных структур и самосознания, - с другой, действуют в условиях формирования информационной цивилизации как качественно преобразованные в своем содержании тенденции в развитии наций на этапе индустриального общества. Постиндустриальное общество, развивая компьютерные сети, базы и банки данных, формирует единую мировую информационно-технологическую систему в качестве материальной основы для широкого духовного, политического и культурного общения народов, развития диалога как способа общения между народами. Мир развивается «в направлении интеграции, как бы противоречиво она не протекала. Значит, сепаратизм, изоляционизм, национализм, равно как и национальный нигилизм и шовинизм, - все это противоречит глубинным тенденциям мирового развития»[1].

Этнокультурное многообразие нашей страны может быть скреплено культурой межнационального общения. Так А.Ф. Дашдамиров, отмечает, что «роль культуры межнационального общения в том и состоит, чтобы осуществлять функцию преодоления национальной обособленности на личностном уровне при сохранении этнических границ -посредством взаимного узнавания, познания, наконец, понимания контактирующих субъектов»[2]. Это своего рода роль «переводчика» особенностей и специфических традиций одной культуры на «язык» особенностей и традиций другой, выполняемая в процессах взаимодействия и общения носителей этих культур.

Однако, на наш взгляд, вряд ли можно столь однозначно оценивать сближение культур как процесс сугубо интеграционный. Представляется более верной, продуктивной, а главное менее провоцирующей конфликтность, идея «единства в многообразии». Эта идея изначально, как нам представляется, предполагает наличие регулятивной функции не только у государства, но и у общества.

Терпимость и уважение к другой культуре выражается не в отсутствии к ней негативного отношения, а в стремлении ее познать и заимствовать из нее то, что является ценным и полезным.

Работа по налаживанию межэтнического согласия и предотвращению конфликтов требует самоотдачи и добрых, человеческих качеств, но она может быть результативна, если ее делать сообща и при поддержке государства[3].

Необходимо отметить, что в области развития национальных культур в Российской Федерации остается еще много нерешенных проблем. Отсутствие должной финансовой поддержки в этой сфере оборачивается тем, что стремление заработать необходимые средства любыми способами выдвигает на первый план удовлетворение запросов массовой культуры, достижение кассового успеха. Это часто влечет за собой пропаганду идей насилия, разрушения, приводит к забвению традиционных ценностей, привычных толерантных установок, к неуважению человека к человеку.

Таким образом, анализ факторов и тенденций, происходящих сегодня в сфере национальных отношений, как на уровне Российской Федерации, так и субъектов федерации, убедительно свидетельствует о необходимости более глубокого осмыслении состояния этнополитической и этносоциальной ситуации в стране, выработки прогнозов и моделей ее развития, поисков новых результативных механизмов разрешения существующих проблем.

По мнению ученых: «Единое культурное пространство находится в стадии формирования и поэтому выступает потенциальной формой бытия культуры. Проблемы формирования единого культурного пространства являются актуальными на сегодня задачами социокультурного проектирования всех сфер человеческой жизнедеятельности»[4].

В завершение хочется сделать следующий вывод: на фоне болезненных социальноэкономических трансформаций, расслоения общества и значительного снижения уровня жизни большинства россиян этническая мобилизация выступила в качестве одного из возможных способов разрешения накопившихся противоречий и сфере национально-государственных отношений. Кроме того, в условиях острого идеологического дефицита, краха официального коммунистического

мировоззрения и забвения устоев традиционной народной культуры мобилизованная этничность предлагала новые средства расширения политических, и экономических возможностей для укрепления идеологии, логики и психологии этнокультурного развития.

Опыт взаимного доверия, бесконфликтного сосуществования в полиэтничной и поликонфессиональной среде с его глубокими историческими традициями сыграл в последние годы значительную роль в сохранении межнациональной стабильности в Российской Федерации. Вместе с тем на фоне общероссийских процессов политико-государственного и социально-экономического реформирования в субъектах федерации также резко актуализировались проблемы общественного и государственного статуса национальных языков, состояния национальной культуры, образования и т.д. Проводниками формирующегося национального движения и основными выразителями идей этнического ренессанса в субъектах федерации стали общественные объединения, формирующиеся на основе национально-культурной общности их членов.

В исторически сложившихся условиях у России есть более предпочтительный сценарий развития этнокультурных процессов - на основе сохранения и укрепления федеративных отношений. Это путь этнокультурной, этнополитической интеграции, путь постепенной, терпеливой адаптации этнической данности различных наций к процессу становления всего многонационального народа России.

На практике это означает: сохраняя и развивая национальную специфику народов и регионов, достраивать каркас единых интеграционных связей и отношений, способствующих формированию единства целей и воли всего российского народа. В этом плане федеративная демократия является безальтернативной моделью обустройства народов современной России в едином государстве. Только развитая система в сфере национально-культурных отношений снимает остроту в сфере национальных отношений.

Литература:

1. Баграмов Э.А. О современной концепции национальной политики в Российской Федерации // Обновление России: трудный поиск решений. М., 1992. С. 90.

2. Дашдамиров А.Ф. Культура межнационального общения : предпосылки, проблемы, принципы. // Известия. Академия педагогических и социальных наук. М., 2000. Вып.4. С 107.

3. Тишков В.А. Доклад на научно-практической конференции // 10-летие национальнокультурного движения в Москве: опыт и перспективы. (Этнодиалоги). М., 2000. С. 26-27.

4. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. Оренбург, 2001. С. 215.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.