Научная статья на тему 'Многообразие интеграционных процессов: опыт Латинской Америки и Евразии'

Многообразие интеграционных процессов: опыт Латинской Америки и Евразии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
151
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / интеграционное объединение / Евразийский экономический союз / Меркосур / Андское сообщество / разрешение споров / Суд Евразийского экономического союза / Суд Андского сообщества / Постоянный апелляционный суд / единый рынок / формы интеграционного сотрудничества / межконтинентальный диалог / сравнительно-правовой анализ в изучении интеграции / integration / integration association / Eurasian economic Union / MERCOSUR / Andean community / dispute resolution / Court of the Eurasian economic Union / Court of the Andean community / Permanent court of appeal / single market / forms of integration cooperation / intercontinental dialogue / comparative legal analysis in the study of integration
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многообразие интеграционных процессов: опыт Латинской Америки и Евразии»

Рафалюк Е.Е.1

МНОГООБРАЗИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ: ОПЫТ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ И ЕВРАЗИИ

Ключевые слова: интеграция, интеграционное объединение, Евразийский экономический союз, Меркосур, Анд-ское сообщество, разрешение споров, Суд Евразийского экономического союза, Суд Андского сообщества, Постоянный апелляционный суд, единый рынок, формы интеграционного сотрудничества, межконтинентальный диалог, сравнительно-правовой анализ в изучении интеграции.

Keywords: integration, integration association, Eurasian economic Union, MERCOSUR, Andean community, dispute resolution, Court of the Eurasian economic Union, Court of the Andean community, Permanent court of appeal, single market, forms of integration cooperation, intercontinental dialogue, comparative legal analysis in the study of integration.

Интеграционные процессы характерны для всех регионов мира - Европы, Азии, Латинской Америки, Африки. Каждый опыт объединения государств в интеграционный союз уникален, поэтому на юридической карте мира мы видим многообразие форм интеграционных соглашений и типов интеграционных объединений.

Современные интеграционные объединения, под которыми понимаются группы государств, объединенных на основе международного договора для достижения целей интеграции, могут быть классифицированы (в зависимости от типа сотрудничества государств) на союзы координационного и наднационального типов. Так, например, в Меркосур преобладают черты интеграционного объединения координационного типа, тогда как в Андском сообществе воплощена наднациональная модель интеграции. Евразийский экономический союз может быть определен как интеграционное объединение наднационального типа2.

Основными формами латиноамериканской интеграции (в зависимости от степени экономического сближения государств) являются зона свободной торговли и таможенный союз, в то время как общий рынок - формирующееся явление. Евразийская экономическая интеграция осуществляется в формах экономического союза и обеспечения функционирования общего рынка.

В 2019 году исполняется 5 лет с момента заключения Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, заложившем правовую и институциональную основу Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как международной организации региональной экономической интеграции.

Постоянный апелляционный суд Меркосур в 2019 году отмечает 15-летнюю годовщину со дня размещения в штаб-квартире Суда в городе Асунсьон, Республика Парагвай3.

Суд Андского сообщества в 2019 году празднует свой 40-летний юбилей. По мнению Председателя Суда Hugo R. Gómez Apac, «Прецедентное право Суда послужило ориентиром и центростремительной силой процесса андской интеграции. Этот судебный орган через свои решения и посредством толкования права определил понятие наднациональности как неотъемлемого элемента субрегионального процесса экономической и социальной интеграции, объединяющего Боливию, Колумбию, Эквадор и Перу, которому в этом же году исполняется полвека с момента подписания Картахенского соглашения, основополагающего документа Андского сообщества»4.

Символический рубеж, ознаменованный «юбилейными» датами интеграции, доказывает, что интеграционные процессы в различных регионах мира развиваются, преодолевая сопровождающие их противоречия, связанные с экономическими кризисами, асимметриями в национальном законодательстве государств-участников интеграционных объединений, разноскоростным и разноуровневым развитием интеграции5.

Сравнительно-правовой анализ евразийской и латиноамериканской интеграции показывает, что интеграционные процессы имеют схожие цели: повышение экономического благосостояния населения, обеспечение свободы движения товаров, услуг, рабочей силы, капитала.

Общим в развитии интеграции двух континентов является также то, что в рамках интеграционных объединений созданы органы разрешения споров. В Евразийском экономическом союзе - это Суд Евразийского экономического союза, постоянный судебный орган, начавший свое функционирование с 1 января 2015 года. В Андском сообществе -

1 Рафалюк Елена Евгеньевна - к.ю.н., советник экспертно-аналитического отдела Секретариата Суда ЕАЭС. Профессиональные интересы: международное публичное и частное право, теория государства и права, сравнительное правоведение, разрешение споров в международных судах, интеграция в Евразии и Латинской Америке. E-mail: rafaliuk_e@mail.ru

2 См.: Рафалюк Е.Е., Залоило М.В., Власова Н.В. Понятия, виды и формы евразийского и латиноамериканского интеграционных объединений (сравнительно-правовой анализ) // Журнал российского права. 2016. - № 1. - С. 154-168.

3 http://www.tprmercosur.org/es/index.htm

4 https://www.tribunalandino.org.ec/index.php/2019/05/28/40-aniversario-del-tribunal-de-justicia-de-la-comunidad-andina/

5 См.: Общее и особенное в развитии латиноамериканской и евразийской интеграции // Региональная интеграции государств Евразии и Латинской Америки: компаративный анализ: Сб. науч. статей. - М.: РИОР; ИНФРА-М, 2015. - С. 166-175.

Суд Андского сообщества, учрежденный 28 мая 1979 года, действующий с 1 января 1984 года1. В Меркосур - система разрешения споров, включающая в себя переговоры, арбитраж ad hoc, Постоянный апелляционный суд (создан в 2001 году с подписанием Протокола де Оливос)2.

Несмотря на различную компетенцию и организацию вышеуказанных судебных органов, целью их деятельности является обеспечение единообразного применения права интеграционного объединения. Так, в пункте 2 Статута Суда ЕАЭС (приложение № 2 к Договору о ЕАЭС) записано, что «Целью деятельности Суда является обеспечение [...] единообразного применения государствами-членами и органами Союза Договора, международных договоров в рамках Союза, международных договоров Союза с третьей стороной и решений органов Союза».

Согласно статье 4 Статута Суда Андского сообщества от 22 июня 2001 года, «Суд является юрисдикционным органом Андского сообщества, наднационального и коммунитарного характера, образованный с целью провозглашения андского права и обеспечения его единообразного применения и толкования во всех государствах-членах. Суд, во исполнение своих полномочий, действует в защиту интересов сообщества и прав, которыми обладают государства-члены в рамках правопорядка андского сообщества»3.

Система разрешения споров в Меркосур создана с целью гарантирования правильного толкования, применения и исполнения фундаментальных документов интеграционного процесса и нормативного комплекса Меркосур в систематической и последовательной форме4.

Обеспечение функционирования внутреннего рынка и исключения из общих правил - предметы обращения в Суд ЕАЭС5, Суд Андского сообщества6, к системе разрешения споров в Меркосур7.

Сфера конкуренции не раз становилась предметом консультативных заключений Суда ЕАЭС, в которых сформулированы важнейшие выводы относительно правового регулирования и защиты конкуренции в ЕАЭС, в том числе, прямого действия и непосредственного применения государствами-членами Союза общих правил конкуренции8, критериев разграничения «вертикальных» соглашений и координации экономической деятельности как самостоятельных составов нарушений общих правил конкуренции9.

В июне 2019 года Суд ЕАЭС предоставил Консультативное заключение о разъяснении положений Договора о ЕАЭС, касающихся правил конкуренции, в том числе, разграничения компетенции наднациональных и национальных органов при осуществлении ими контроля за соблюдением общих правил конкуренции, применения принципа «non bis in idem» при привлечении к ответственности за нарушение правил конкуренции10.

Суд Андского сообщества вынес решение по запросу о преюдициальном толковании, в котором также рассмотрен вопрос о применении принципа «non bis in idem» в области защиты конкуренции11.

Важным аспектом в развитии интеграции стало обращение к вопросам обеспечения трудовых и социальных гарантий международных служащих в органах Союза. Так, Судом ЕАЭС было предоставлено Консультативное заключение от 20 декабря 2018 года о разъяснении положений пунктов 53 и 54 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в Евразийском экономическом союзе (приложение № 32 к Договору о ЕАЭС)12. Согласно одному из выводов Суда, пункт 54 Положения о социальных гарантиях, привилегиях и иммунитетах в ЕАЭС предусматривает включение периода работы должностных лиц и сотрудников в Комиссии и Суде в стаж государственной службы для установления социальных гарантий, в том числе для назначения пенсии за выслугу лет13.

В 2018 году Судом ЕАЭС было предоставлено Консультативное заключение, касающееся разъяснения положений Договора о ЕАЭС в отношении осуществления трудовой деятельности профессиональными спортсменами, являющимися гражданами государств-членов ЕАЭС. Суд пришел к выводу о том, что не допускается установление в законодательстве государств-членов и локальных актах организаций количественных ограничений к профессиональ-

1 Официальный сайт Суда Андского сообщества. - https://www.tribunalandino.org.ec/index.php/nosotros/resena/

2 Официальный сайт Постоянного апелляционного суда. - http://www.tprmercosur.org/es/hist_controv.htm

3 Статут Суда Андского сообщества от 22 июня 2001 года. - https://www.tribunalandino.org.ec/wp-content/uploads/2019/06/ EstatutoTJCA.pdf

4 Протокол де Оливос о разрешении споров в Меркосур от 18 февраля 2002 года. - http://www.tprmercosur.org/es/docum/ Protocolo_de_Olivos_es.pdf

5 Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 30 октября 2017 года. - http://courteurasian.org/page-24731

6 Решение Суда Андского сообщества от 14 апреля 2005 года, дело 118-AI-2003, производство по иску о неисполнении обязательств; Решение Суда Андского сообщества от 8 июня 1998 года, дело 5-AN-97, производство по делу об аннулировании актов; Решение Суда Андского сообщества от 24 марта 1997 года, дело 3-AI-96, производство по делу о неисполнении обязательств.

7 Решение Суда Ad Hoc, учрежденного для рассмотрения спора между Восточной Республикой Уругвай и Республикой Аргентина по поводу запрета на импорт шин с восстановленным протектором, принято 25 октября 2005 года (http://www.tprmercosur.org/es/sol_contr_laudos.htm). Решение Суда Ad Hoc отменено решением Постоянного апелляционного суда Меркосур (Tribunal Permanente de Revisión) от 20 декабря 2005 года (http://www.tprmercosur.org/es/docum/laudos/Laudo_01_ 2005_es.pdf).

8 Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 4 апреля 2017 года. - http://courteurasian.org/page-24731

9 Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 17 декабря 2018 года. - http://courteurasian.org/page-25501

10 Консультативное заключение Суда ЕАЭС от 18 июня 2019 года. - http://courteurasian.org/page-26361

11 Решение Суда Андского сообщества о преюдициальном толковании права от 7 сентября 2018 года. - https://www. tribunalandino.org.ec/decisiones/IP/78-IP-2018.pdf

12 http://courteurasian.org/page-25501

13 Пункт 2 Выводов Суда Консультативного заключения Суда ЕАЭС от 20 декабря 2018 года. - http://courteurasian.org/page-

25501

ным спортсменам, являющимся гражданами государств-членов Союза, в отношении осуществляемой ими трудовой деятельности, рода занятий и территории пребывания1.

Данный вопрос обсуждался и в Меркосур, на уровне Парламента интеграционного объединения (Парласур), который выработал Рекомендацию от 29 мая 2018 года «Об устранении квоты иностранных игроков в том случае, когда профессиональные спортсмены являются гражданами государств-членов Меркосур» (МБЯС08иК/РМ/80/ ЯБС/07/2018)2.

Сравнительно-правовой анализ указанных выше интеграционных объединений, обладающих уникальными и самобытными чертами, позволяет выделить сходные направления, необходимые для дальнейшего развития интеграции: эффективное разрешение споров, унификация законодательства, единые принципы правового регулирования, уважение достигнутых договоренностей и соблюдение международно-правовых обязательств.

В условиях глобализации и интеграции национальные правовые системы взаимодействуют все более тесно. Как верно отмечает О. Д. Третьякова, «юридическая конвергенция - есть процесс взаимодействия элементов внутри системы права, права и иных регуляторов отношений в обществе, а также правовых систем различных государств, характеризующийся сближением, увеличением количества связей между элементами сближающихся объектов и определенной степенью согласованности воздействия этих элементов на общественные отношения»3.

Сближение правовых систем различных государств в рамках интеграционных объединений происходит в различных формах, например, юридической аккультурации, гармонизации, комплементарности, присоединения и других4.

В качестве государственно-правового, социокультурного5 и международно-правового феноменов характеризуются правовые пространства6 интеграционных объединений.

С позиции синергетического подхода «региональное правовое пространство», согласно Т.Л. Южаковой, представляет собой «компонент (элемент) правового пространства государства или глобального правового пространства, занимающий иерархически определенное место в правовой организации мира и представляющий собой сложную самоорганизующуюся систему [...]». С точки зрения структурно-функционального подхода, по мнению автора, «региональное правовое пространство есть правовая организация регионально организованного общества, которая действует пределах определенной территории и нацелена на удовлетворение социальных интересов посредством правотворчества, праворегулирования, правореализации и др. функций». Интересную позицию выдвигает Т.Л. Южакова об определении регионального правового пространства в динамике в условиях подвижной среды «как совокупности правовых явлений, правоотношений, процессов, развивающихся в территориальных границах региона и детерминированных различными условиями социальной жизни, зачастую выражающимися в процессуальной форме»7.

Актуален вопрос о формировании правовых систем интеграционных объединений (ЕАЭС, Андское сообщество, Меркосур), образуемых тремя элементами: нормативным (совокупность правовых актов), организационным (учреждения и институты), идеологическим (правовые идеи, взгляды, традиции, правовая культура).

Следует отметить, что правовое регулирование в интеграционных объединениях характеризуется взаимодействием правовых регуляторов в силу одновременного действия в правовом пространстве норм международного, наднационального, национального права, а также возникающими в связи с этим юридическими коллизиями различных видов: между нормами международного права и наднационального права; национальным, международным и наднациональным правом, между различными наднациональными нормами. Подходы к преодолению подобного рода коллизий, как правило, вырабатываются в практике судов интеграционных объединений. Решая конкретные споры и осуществляя толкование права, суды вырабатывают правовые позиции, касающиеся принципов действия правовых систем интеграционных объединений.

Представляется, что одной из главных задач правового обеспечения интеграции на современном этапе является гармонизация правового регулирования в рамках интеграционных объединений, а также гармонизированное применение норм национального, международного и наднационального права, что может быть обеспечено, в том числе, посредством преодоления судами юридических коллизий, судебного толкования правовых актов интеграционных объединений, эффективного решения юридических конфликтов.

1 Абз. 2 раздела «Выводы» Консультативного заключения Суда ЕАЭС от 7 декабря 2018 года. - http://courteurasian.org/page-

25501

2 Официальный сайт Парламента Меркосур. - https://www.parlamentomercosur.Org/innovaportal/file/15087/1/rec.-07-2018.pdf

3 Третьякова О. Д. Юридическая конвергенция. Автореф. ... докт. юрид. наук. - Владимир, 2012. - С. 8.

4 Там же, с. 9.

5 Южакова Т.Л. Региональное правовое пространство: теоретико-правовой аспект. Автореферат дис. ... канд. юрид. наук. -Краснодар, 2007. - С. 3.

6 См.: Власова Н.В., Грачева С.А., Мещерякова М.А. и др. Правовое пространство и человек: монография / Отв. ред. Ю.А. Тихомиров, Е.В. Пуляева, Н.И. Хлуденева. - М., 2012.

7 Южакова Т.Л. Указ. соч., с. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.