Научная статья на тему 'Многомерный дизайн как способ познания и гармонизации действительности'

Многомерный дизайн как способ познания и гармонизации действительности Текст научной статьи по специальности «Философия»

CC BY
185
36
Поделиться
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ТЕХНОКРАТИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / ЭНЕРГИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / МНОГОМЕРНЫЙ ДИЗАЙН / ПОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, автор научной работы — Довченко Ольга Николаевна, Лончакова Людмила Александровна

Исследованы особенности технократического пути развития человечества. Выявлены особенности оценки человечеством глобальных энерго-информационных субстанций. Раскрыт процесс многопланового исследования человека и окружающей реальности с целью их взаимной эволюции на основе многомерного дизайна. Рассмотрен историко-географический аспект появления языков. Сформулированы основные задачи общей теории композиции.

MULTI-DIMENSIONAL DESIGN AS A WAY OF UNDERSTANDING AND HARMONIZING REALITY1«Alyana» Consulting Center

The authors research the specifics of the technocratic way of humanity's development and identify the specifics of humanity's assessment of global energy-information substances. The authors also describe the process of multi-aspect research of the humans and the environment with the goal of their mutual evolution on the basis of multi-dimensional design. They review the historic-geographical aspect of the emergence of languages and formulate main goals of the general theory of composition.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Многомерный дизайн как способ познания и гармонизации действительности»

О. Н. ДОВЧЕНКО

кандидат технических наук, сотрудник консультативного центра «Алъяна»

Л. А. ЛОНЧАКОВА

сотрудник консультативного центра «Алъяна»

многомерный дизанн как способ познания и гармонизации действительности

Жизнь предлагает к решению множество задач, из которых, наверное, наиболее актуальными являются те, что помогают адаптации к действительности. Но в последнее время все больше приходится говорить не

об адаптации, а о реорганизации, поскольку два взаимно поглощающих процесса — потребление мира человеком и человека миром — зашли слишком далеко. Причина, на первый взгляд, одна — крайне разрушительная деятельность человека на планете. Но является ли этот процесс односторонним и надо ли спасать только планету — об этом задумываются немногие.

Выбор человечеством технократического пути развития свидетельствует прежде всего о том, что большую часть своих способностей и возможностей мы передаем машинам1. Так ли безобидно это перераспределение, когда, как показывают исследования2, мозг среднего человека задействован всего на 3%. Оставшиеся 97% находятся в состоянии, близком к хаосу (ни сна, ни бодрствования, ни порядка). Очевидно, что перспективы неутешительны и разрушается не только планета, но и человек. И этот выбор сделал он сам.

Каков же выход?

Начавшееся тысячелетие представляет собой некий переходный момент — от кризиса цивилизации к его грамотному преодолению3. Или непреодолению. В связи с этим особо актуальным становится решение задач образовательно-воспитательного характера, причем как в рамках традиционного обучения, так и за его границами.

Для решения задач подобного типа наука все более расширяет область своих интересов. Об этом говорит и создание интегрированных дисциплин (концепции современного естествознания, человековедение, культурология, синергетика, полиси-стемный анализ и синтез и др.). Происхо-

дит дальнейшее, более углубленное (дифференцированное), познание мира. В широкое пользование вводятся нетрадиционные подходы, относящиеся к так называемому пространственному, или объемному, видению. По сравнению с ним классическое восприятие, осуществляющее исследовательские срезы односторонними способами, является плоским. Плоское видение — это отсечение одного знания в угоду другому, субъективный выбор законов, по которым развивается действительность, соотнесенный с неким текущим социальным заказом; это распространение ограниченного взгляда на весь окружающий мир, который якобы вертится вокруг одной, пусть даже гениальной, личности. При этом природа продолжает движение в своем направлении, а человек — в своем, не умея услышать то, что «кричит» ему среда, которую мы называем внешней.

Увы, это не аллегория. Внешняя среда не умирает молча. Она и вообще не собирается умирать. У нее достаточно возможностей избавиться от варварства или инфекции в виде человечества. Но она еще ищет способы контакта с нами для адекватного общения. Желая быть понятой. Чтобы вовлечь человека в равноправное сотрудничество, в грамотный и корректный энерго-информационный обмен.

К новым дисциплинам, которые пытаются донести знание, являющееся достоянием не отдельной группы избранных, а всего человечества, в наиболее концентрированном и в то же время наиболее полном объеме, можно отнести ритм-ритмику-ритмологию (Е. Д. Марченко, г. Миасс), биолектику (О. Н. Довченко, А. Н. Дмитраков, г. Иркутск), многомерный дизайн (О. Н. Довченко, Л. А. Лончакова, г. Иркутск) и др., делающие акцент на гармонизации и эволюционном развитии человека и мира.

Опыт существования всей современной цивилизации показывает, что человечество в разные периоды времени и в разных пространственных средах достаточно неравнозначно оценивало глобальные энер-го-информационные субстанции. Одни из них оно осваивало лучше (пространство, энергия), другие — существенно хуже (знание, информация), а третьи так и остались почти не познанными (время, память)4. Причиной перекоса познания является факт существенной асимметрии свойств указанных субстанций, каждая из которых требует особого подхода при исследовании5.

Наша Вселенная, как и любая другая, обладает собственным набором законов развития и действующих констант. Геосистема существует и как часть гелиосистемы, принадлежащей к конкретной галактике (относительно открыта), и как достаточно независимая ее часть, обладающая уникальными законами энерго- и инфор-мообмена, которые можно поделить на два типа (относительно закрыта). Первый тип законов составляет свод так называемых космических законов, существующих для нас в виде абсолютных истин или некой данности (например, изначальный, исходный тип информообмена, энергообмена). Второй тип относится к земному проявлению расслоения материи6. Это законы преломления-отражения, проявляющиеся в виде конкретных условий существования планеты. И образно, и строго научно эти законы можно назвать законами радуги7 («...и положил Бог в договор между собой и человеком Радугу»). Законы радуги касаются не только видимого спектра явлений, как мы привыкли думать по-обывательски. Они действуют и во всем невидимом огромном диапазоне излучений, расслаивая, преломляя и искажая материю разной степени плотности. Для многих непривычно, но наукой уже доказано, что любой предмет и даже символ могут излучать, а значит, оказывать воздействие. Кроме того, воздействия различаются по силе, иерархически расслаиваясь, и вершина (наибольшая сила) приходится на более тонкую материю8. В соответствии с этим и производится управление нашим миром, в котором клас-

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

сическая механика (физическое воздействие) занимает самую нижнюю ступень9. Существенно выше находится информационное воздействие10. Но есть ли что-то еще, что стоит над ним? Оказывается, есть. И об этом рассказывают дисциплины, объединенные нами под общим названием «многомерный дизайн».

Итак, суть предмета, которому дано название «многомерный дизайн», — многоплановое исследование человека и окружающей реальности с целью их взаимной эволюции. Создание этого предмета преследует цель перемещения дизайна из области оформительской в многомерную исследовательскую. Если классический дизайн представляет собой художественное конструирование, то многомерный дизайн занимается моделированием процессов с учетом всего накопленного человечеством знания. Сюда входит не только научная база (экзотерика), но и относительно закрытое знание (религии, эзотерика). Таким образом, конструирование в многомерном дизайне касается и среды, и человека, внешней и внутренней субстанций и, конечно, этики взаимодействия указанных составляющих.

Большое внимание многомерный дизайн уделяет выбору языка общения. Очевидно, что языки строгой науки (например, язык математики) неприемлемы для энер-го-информационного обмена большинства. И не только потому, что язык высшей математики сложен и непосилен для среднего человеческого интеллекта. Но и потому, что он ограничен в проявлении (почти не касается чувственного, образного обмена). Язык искусства способен «достучаться» до большинства и весьма образен (чувственен). Но он, как правило, избыточен и расплывчат (неточен, некорректен), что во многих случаях приводит к слишком медленному обмену. Тем не менее, именно он на данном этапе может слить воедино многие области знания, обладая замечательной особенностью. Разделяясь изначально на две субстанции — линию и цвет, он постепенно проникает в точное знание (линия), восходя к высшим символьным абстракциям (математическим, естественнонаучным), или, наоборот, остается на уров-

не образного воспроизведения (цвет), расплываясь в пятно и охватывая соответствующий спектр явлений.

Внимание к выбору конкретного языка общения переводит в сферу профессионального интереса многомерного дизайна сами принципы формирования языков, в том числе и праязыка (праалфавита). Интересен историко-географический аспект появления языков, и в особенности русского (древнеславянского) языка с его вполне конкретным местом на эволюционной лестнице человеческого разума. В соответствии с исследованиями ряда авторов, русский алфавит содержит исходные характеристики мироздания, ритмы развертки— свертки реальности, их графические (логические) структуры, формы и спектральные раскладки. Корневые основы русского языка составляют символьно-цветовую систему управленческого класса достаточно высокого уровня11. Поэтому в многомерном дизайне отслеживается выбор не только основного языка, наиболее полно отражающего взаимодействия разных процессов, но и дополнительных связей (дополнительных языков), правильный подбор которых облегчает переходы между платформами общения.

Корректно подобранные языки (алфавиты) играют роль квалифицированных переводчиков для участвующих в обмене сторон. Поэтому очень важно проведение предварительных исследований с целью устранения противоречивых требований к языку-переводчику относительно гибкости, точности и широты охвата. Так многомерный дизайн приобретает современный мобильный язык общения. Речь при этом идет не об эклектичном совмещении в одном полотне, скажем, художественных образов и математических формул или разных частей традиционно несовместимого, чем изобилует и даже кокетничает современное искусство. Это, скорее, степень взаимного проникновения формы и существа явлений в поисках новых эволюционных ниш. В результате гуманитарный язык и язык искусства выстраиваются в многомерном дизайне в базовые знаково-символьные структуры (алфавиты) и понятийные объемы (тезаурусы), позволя-

ющие работать в неких буферных, адаптационных средах общения12.

Полученные языковые системы в определенном смысле синтетические. Они представляют достаточно сложный симби-

оз природного и человеческого общения. По мере необходимости подобные структуры могут переходить в специальные языки и языковые системы, упрощаясь или усложняясь, но оставаясь понятными пользователю до того уровня или глубины, которых он способен достичь в своем развитии.

Язык искусства понимается широко. Это и изобразительное творчество, и музыка, и танец, и литературный (текстовый) обмен, и многие другие способы самовыражения человека и природных явлений.

Поверхностное знакомство с современными техниками многомерного дизайна может первоначально вызвать целый спектр чувств — от недоумения до шока, от непонимания до удовольствия — у человека, не привыкшего в своей профессиональной деятельности или по складу характера к совмещению в одних и тех же языковых средах столь концентрированной логики и эмоций. Углубление в предмет приводит к осознанию, что законы действительности могут быть предельно контрастными, парадоксальными, и бесконечность способна замыкаться сама на себя достаточно хитрым способом (к примеру, лента Мебиуса).

Многомерный дизайн предлагает разные способы прочтения законов реальности. Они изучаются в рамках общей теории композиции, которая распадается на теорию композиции для изобразительного творчества, теорию композиции для естественнонаучного творчества и специальную теорию композиции (межпространствен-ного и межвременного обмена человек-человек, человек-природа). Основной задачей общей теории композиции является создание условий для грамотного ввода-вывода субстанций обмена, поиска и постройки платформ обмена, создания и разрушения энерго-информоконструкций, коридоров прохода, уборки и дезинфекции (аннигиляции) отходов. Самое интересное и необычное, что может предложить многомерный дизайн, — это чтение зна-

ков разного характера и разной степени проявления13. Мир говорит с нами многопланово, являясь живой книгой, постоянно снабжающей нас шпаргалкой14. Знаки пишутся на нашем лице, руках и любых участках тела. Они приходят к нам именами, числами, звучащими мелодиями и голосами. Они проявляются в манере поведения, вкусе при выборе одежды или еды, возникают как природные явления и события. Было бы лишь желание слушать, видеть, читать, понимать. Зная знаки и их взаимосвязи (формулы и правила)15, можно легко ориентироваться и разнопланово двигаться во внешней среде, не имея неудобств (нездоровья, беды, страдания), которые обычно доставляет жизнь. Можно осуществлять и прогнозы воздействий (устанавливая причины событий, которые должны произойти в будущем), можно корректировать их последствия.

Многомерный дизайн обладает уникальными возможностями сверхбыстрого изменения явления и осуществления подобной трансформации буквально на глазах участников. Но для такого воздействия необходим соответствующий (высокий) уровень сознания (этики взаимодействия). Система этических взаимодействий, раскрываемая в многомерном дизайне, не проста и не однобока. Она далека от формирования хорошего (в традиционном понимании) человека или хорошей среды и отвержения в них так называемого зла. Система многомерна, а значит, она отслеживает множество критериев. Кроме того, она обладает свойством защиты от агрессии, способна на реакцию обратной связи (бумеранга), при которой и человек, и среда имеют изначально равные возможности. И дело не в том, что человек обязан набрать некий положительный потенциал по отношению к кому-то или чему-то («не убий», «не укради»), а в том, что он, наконец, должен продвинуться в понимании законов той системы, в которой реально существует. Объективно необходимо признать, что в большинстве своем человечество этими знаниями не владеет и, как правило, играет с миром вслепую, двигаясь во внешней среде неосмысленно, хаотически, неуправляемо и в ущерб само-

му себе. Более широкое распространение многомерного дизайна способно, образно говоря, снять повязки с глаз людей, дав им возможность увидеть другой мир, более широкий, более глубокий, более гармоничный и более разумный.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Многомерный дизайн развивается на базе «ступеней познания», одновременно сведенных в систему исследования и творчества. Существо системы составляют законы, общие для естествознания и искусства, науки и эзотерики, представляющие их специфический симбиоз. Методики многомерного дизайна — это конкретные пути в активную жизнь, в здоровье, в радость бытия, обретения недостающего, исключения мешающего.

примечания

1 Марченко Е. Д. За законами радуги. СПб.: Авт. центр «Радатс», 2001. Т. 1, 2.

2 Там же.

3 Друнвало Мельхиседек. Древняя тайна цветка жизни: Пер с англ. / Под ред. И. В. Сутокской. Киев: София; М.: Изд. дом «Гелиос», 2002. Т. 1, 2.

4 Марченко Е. Д. За законами радуги.

5 Леви К. Г., Язев С. А., Задонина Н. В. и др. Современная геодинамика и гелиогеодинамика. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.

6 Черкашин А. К. Полисистемный анализ и синтез: Приложение в географии. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997.

7 Марченко Е. Д. За законами радуги.

8 Акимов А. Е. Облик физики и технологий в начале XXI века. М.: Шарк, 1999.

9 Марченко Е. Д. За законами радуги.

10 Акимов А. Е. Указ. соч.

11 Плешанов А. Д. Русский алфавит как инструмент научного познания Вселенной. М.: Нов. центр, 2000.

12 Марченко Е. Д. Репортаж из корабля Радастеи. СПб.: Авт. центр «Радатс», 1999. Кн. 1.

13 Там же.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

14 Марченко Е. Д. От лица до лика. СПб.: Авт. центр «Радатс», 2001.

15 Марченко Е. Д. Репортаж из корабля Радастеи.