О. Н. ДОВЧЕНКО
кандидат технических наук, сотрудник консультативного центра «Алъяна»
Л. А. ЛОНЧАКОВА
сотрудник консультативного центра «Альяна»
многомерный дизанн как способ познания и гармонизации действительности
Жизнь предлагает к решению множество задач, из которых, наверное, наиболее актуальными являются те, что помогают адаптации к действительности. Но в последнее время все больше приходится говорить не об адаптации, а о реорганизации, поскольку два взаимно поглощающих процесса — потребление мира человеком и человека миром — зашли слишком далеко. Причина, на первый взгляд, одна — крайне разрушительная деятельность человека на планете. Но является ли этот процесс односторонним и надо ли спасать только планету — об этом задумываются немногие.
Выбор человечеством технократического пути развития свидетельствует прежде всего о том, что большую часть своих способностей и возможностей мы передаем машинам1. Так ли безобидно это перераспределение, когда, как показывают иссле-дования2, мозг среднего человека задействован всего на 3%. Оставшиеся 97% находятся в состоянии, близком к хаосу (ни сна, ни бодрствования, ни порядка). Очевидно, что перспективы неутешительны и разрушается не только планета, но и человек. И этот выбор сделал он сам.
Каков же выход?
Начавшееся тысячелетие представляет собой некий переходный момент — от кризиса цивилизации к его грамотному преодо-лению3. Или непреодолению. В связи с этим особо актуальным становится решение задач образовательно-воспитательного характера, причем как в рамках традиционного обучения, так и за его границами.
Для решения задач подобного типа наука все более расширяет область своих интересов. Об этом говорит и создание интегрированных дисциплин (концепции современного естествознания, человековедение, культурология, синергетика, полисистемный анализ и синтез и др.). Происхо-
дит дальнейшее, более углубленное (дифференцированное), познание мира. В широкое пользование вводятся нетрадиционные подходы, относящиеся к так называемому пространственному, или объемному, видению. По сравнению с ним классическое восприятие, осуществляющее исследовательские срезы односторонними способами, является плоским. Плоское видение — это отсечение одного знания в угоду другому, субъективный выбор законов, по которым развивается действительность, соотнесенный с неким текущим социальным заказом; это распространение ограниченного взгляда на весь окружающий мир, который якобы вертится вокруг одной, пусть даже гениальной, личности. При этом природа продолжает движение в своем направлении, а человек — в своем, не умея услышать то, что «кричит» ему среда, которую мы называем внешней.
Увы, это не аллегория. Внешняя среда не умирает молча. Она и вообще не собирается умирать. У нее достаточно возможностей избавиться от варварства или инфекции в виде человечества. Но она еще ищет способы контакта с нами для адекватного общения. Желая быть понятой. Чтобы вовлечь человека в равноправное сотрудничество, в грамотный и корректный энерго-информационный обмен.
К новым дисциплинам, которые пытаются донести знание, являющееся достоянием не отдельной группы избранных, а всего человечества, в наиболее концентрированном и в то же время наиболее полном объеме, можно отнести ритм-ритмику-ритмологию (Е. Д. Марченко, г. Миасс), биолектику (О. Н. Довченко, А. Н. Дмитраков, г. Иркутск), многомерный дизайн (О. Н. Довчен-ко, Л. А. Лончакова, г. Иркутск) и др., делающие акцент на гармонизации и эволюционном развитии человека и мира.
Опыт существования всей современной цивилизации показывает, что человечество в разные периоды времени и в разных пространственных средах достаточно неравнозначно оценивало глобальные энер-го-информационные субстанции. Одни из них оно осваивало лучше (пространство, энергия), другие — существенно хуже (знание, информация), а третьи так и остались почти не познанными (время, память)4. Причиной перекоса познания является факт существенной асимметрии свойств указанных субстанций, каждая из которых требует особого подхода при исследовании5.
Наша Вселенная, как и любая другая, обладает собственным набором законов развития и действующих констант. Геосистема существует и как часть гелиосистемы, принадлежащей к конкретной галактике (относительно открыта), и как достаточно независимая ее часть, обладающая уникальными законами энерго- и инфор-мообмена, которые можно поделить на два типа (относительно закрыта). Первый тип законов составляет свод так называемых космических законов, существующих для нас в виде абсолютных истин или некой данности (например, изначальный, исходный тип информообмена, энергообмена). Второй тип относится к земному проявлению расслоения материи6. Это законы преломления—отражения, проявляющиеся в виде конкретных условий существования планеты. И образно, и строго научно эти законы можно назвать законами радуги7 («...и положил Бог в договор между собой и человеком Радугу»). Законы радуги касаются не только видимого спектра явлений, как мы привыкли думать по-обывательски. Они действуют и во всем невидимом огромном диапазоне излучений, расслаивая, преломляя и искажая материю разной степени плотности. Для многих непривычно, но наукой уже доказано, что любой предмет и даже символ могут излучать, а значит, оказывать воздействие. Кроме того, воздействия различаются по силе, иерархически расслаиваясь, и вершина (наибольшая сила) приходится на более тонкую мате-рию8. В соответствии с этим и производится управление нашим миром, в котором клас-
сическая механика (физическое воздействие) занимает самую нижнюю ступень9. Существенно выше находится информационное воздействие10. Но есть ли что-то еще, что стоит над ним? Оказывается, есть. И об этом рассказывают дисциплины, объединенные нами под общим названием «многомерный дизайн».
Итак, суть предмета, которому дано название «многомерный дизайн», — многоплановое исследование человека и окружающей реальности с целью их взаимной эволюции. Создание этого предмета преследует цель перемещения дизайна из области оформительской в многомерную исследовательскую. Если классический дизайн представляет собой художественное конструирование, то многомерный дизайн занимается моделированием процессов с учетом всего накопленного человечеством знания. Сюда входит не только научная база (экзотерика), но и относительно закрытое знание (религии, эзотерика). Таким образом, конструирование в многомерном дизайне касается и среды, и человека, внешней и внутренней субстанций и, конечно, этики взаимодействия указанных составляющих.
Большое внимание многомерный дизайн уделяет выбору языка общения. Очевидно, что языки строгой науки (например, язык математики) неприемлемы для энер-го-информационного обмена большинства. И не только потому, что язык высшей математики сложен и непосилен для среднего человеческого интеллекта. Но и потому, что он ограничен в проявлении (почти не касается чувственного, образного обмена). Язык искусства способен «достучаться» до большинства и весьма образен (чувственен). Но он, как правило, избыточен и расплывчат (неточен, некорректен), что во многих случаях приводит к слишком медленному обмену. Тем не менее, именно он на данном этапе может слить воедино многие области знания, обладая замечательной особенностью. Разделяясь изначально на две субстанции — линию и цвет, он постепенно проникает в точное знание (линия), восходя к высшим символьным абстракциям (математическим, естественнонаучным), или, наоборот, остается на уров-
не образного воспроизведения (цвет), расплываясь в пятно и охватывая соответствующий спектр явлений.
Внимание к выбору конкретного языка общения переводит в сферу профессионального интереса многомерного дизайна сами принципы формирования языков, в том числе и праязыка (праалфавита). Интересен историко-географический аспект появления языков, и в особенности русского (древнеславянского) языка с его вполне конкретным местом на эволюционной лестнице человеческого разума. В соответствии с исследованиями ряда авторов, русский алфавит содержит исходные характеристики мироздания, ритмы развертки— свертки реальности, их графические (логические) структуры, формы и спектральные раскладки. Корневые основы русского языка составляют символьно-цветовую систему управленческого класса достаточно высокого уровня11. Поэтому в многомерном дизайне отслеживается выбор не только основного языка, наиболее полно отражающего взаимодействия разных процессов, но и дополнительных связей (дополнительных языков), правильный подбор которых облегчает переходы между платформами общения.
Корректно подобранные языки (алфавиты) играют роль квалифицированных переводчиков для участвующих в обмене сторон. Поэтому очень важно проведение предварительных исследований с целью устранения противоречивых требований к языку-переводчику относительно гибкости, точности и широты охвата. Так многомерный дизайн приобретает современный мобильный язык общения. Речь при этом идет не об эклектичном совмещении в одном полотне, скажем, художественных образов и математических формул или разных частей традиционно несовместимого, чем изобилует и даже кокетничает современное искусство. Это, скорее, степень взаимного проникновения формы и существа явлений в поисках новых эволюционных ниш. В результате гуманитарный язык и язык искусства выстраиваются в многомерном дизайне в базовые знаково-символьные структуры (алфавиты) и понятийные объемы (тезаурусы), позволя-
ющие работать в неких буферных, адаптационных средах общения12.
Полученные языковые системы в определенном смысле синтетические. Они представляют достаточно сложный симбиоз природного и человеческого общения. По мере необходимости подобные структуры могут переходить в специальные языки и языковые системы, упрощаясь или усложняясь, но оставаясь понятными пользователю до того уровня или глубины, которых он способен достичь в своем развитии.
Язык искусства понимается широко. Это и изобразительное творчество, и музыка, и танец, и литературный (текстовый) обмен, и многие другие способы самовыражения человека и природных явлений.
Поверхностное знакомство с современными техниками многомерного дизайна может первоначально вызвать целый спектр чувств — от недоумения до шока, от непонимания до удовольствия — у человека, не привыкшего в своей профессиональной деятельности или по складу характера к совмещению в одних и тех же языковых средах столь концентрированной логики и эмоций. Углубление в предмет приводит к осознанию, что законы действительности могут быть предельно контрастными, парадоксальными, и бесконечность способна замыкаться сама на себя достаточно хитрым способом (к примеру, лента Мебиуса).
Многомерный дизайн предлагает разные способы прочтения законов реальности. Они изучаются в рамках общей теории композиции, которая распадается на теорию композиции для изобразительного творчества, теорию композиции для естественнонаучного творчества и специальную теорию композиции (межпространственного и межвременного обмена человек-человек, человек-природа). Основной задачей общей теории композиции является создание условий для грамотного ввода-вывода субстанций обмена, поиска и постройки платформ обмена, создания и разрушения энерго-информоконструкций, коридоров прохода, уборки и дезинфекции (аннигиляции) отходов. Самое интересное и необычное, что может предложить многомерный дизайн, — это чтение зна-
ков разного характера и разной степени проявления13. Мир говорит с нами много-планово, являясь живой книгой, постоянно снабжающей нас шпаргалкой14. Знаки пишутся на нашем лице, руках и любых участках тела. Они приходят к нам именами, числами, звучащими мелодиями и голосами. Они проявляются в манере поведения, вкусе при выборе одежды или еды, возникают как природные явления и события. Было бы лишь желание слушать, видеть, читать, понимать. Зная знаки и их взаимосвязи (формулы и правила)15, можно легко ориентироваться и разнопланово двигаться во внешней среде, не имея неудобств (нездоровья, беды, страдания), которые обычно доставляет жизнь. Можно осуществлять и прогнозы воздействий (устанавливая причины событий, которые должны произойти в будущем), можно корректировать их последствия.
Многомерный дизайн обладает уникальными возможностями сверхбыстрого изменения явления и осуществления подобной трансформации буквально на глазах участников. Но для такого воздействия необходим соответствующий (высокий) уровень сознания (этики взаимодействия). Система этических взаимодействий, раскрываемая в многомерном дизайне, не проста и не однобока. Она далека от формирования хорошего (в традиционном понимании) человека или хорошей среды и отвержения в них так называемого зла. Система многомерна, а значит, она отслеживает множество критериев. Кроме того, она обладает свойством защиты от агрессии, способна на реакцию обратной связи (бумеранга), при которой и человек, и среда имеют изначально равные возможности. И дело не в том, что человек обязан набрать некий положительный потенциал по отношению к кому-то или чему-то («не убий», «не укради»), а в том, что он, наконец, должен продвинуться в понимании законов той системы, в которой реально существует. Объективно необходимо признать, что в большинстве своем человечество этими знаниями не владеет и, как правило, играет с миром вслепую, двигаясь во внешней среде неосмысленно, хаотически, неуправляемо и в ущерб само-
му себе. Более широкое распространение многомерного дизайна способно, образно говоря, снять повязки с глаз людей, дав им возможность увидеть другой мир, более широкий, более глубокий, более гармоничный и более разумный.
Многомерный дизайн развивается на базе «ступеней познания», одновременно сведенных в систему исследования и творчества. Существо системы составляют законы, общие для естествознания и искусства, науки и эзотерики, представляющие их специфический симбиоз. Методики многомерного дизайна — это конкретные пути в активную жизнь, в здоровье, в радость бытия, обретения недостающего, исключения мешающего.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Марченко Е. Д. За законами радуги. СПб.: Авт. центр «Радатс», 2001. Т. 1, 2.
2 Там же.
3 Друнвало Мельхиседек. Древняя тайна цветка жизни: Пер с англ. / Под ред. И. В. Сутокской. Киев: София; М.: Изд. дом «Гелиос», 2002. Т. 1, 2.
4 Марченко Е. Д. За законами радуги.
5 Леви К. Г., Язев С. А., Задонина Н. В. и др. Современная геодинамика и гелиогео-динамика. Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2002.
6 Черкашин А. К. Полисистемный анализ и синтез: Приложение в географии. Новосибирск: Наука. Сиб. предприятие РАН, 1997.
7 Марченко Е. Д. За законами радуги.
8 Акимов А. Е. Облик физики и технологий в начале XXI века. М.: Шарк, 1999.
9 Марченко Е. Д. За законами радуги.
10 Акимов А. Е. Указ. соч.
11 Плешанов А. Д. Русский алфавит как инструмент научного познания Вселенной. М.: Нов. центр, 2000.
12 Марченко Е. Д. Репортаж из корабля Радастеи. СПб.: Авт. центр «Радатс», 1999. Кн. 1.
13 Там же.
14 Марченко Е. Д. От лица до лика. СПб.: Авт. центр «Радатс», 2001.
15 Марченко Е. Д. Репортаж из корабля Радастеи.