Научная статья на тему 'Многомерная оценка вклада основных компонентов психологической готовности в экстремальных ситуациях'

Многомерная оценка вклада основных компонентов психологической готовности в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Психология спорта»

CC BY
170
34
Поделиться
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / СПОРТСМЕНЫ СИЛОВЫХ ЕДИНОБОРСТВ / ВКЛАД / МНОГОМЕРНЫЙ РЕГРЕССИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологии, автор научной работы — Бобрищев Алексей Александрович, Рыбников Виктор Юрьевич

В статье приведены теоретические основы и практические результаты многомерной оценки вклада компонентов психологической готовности спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности. С помощью специальных математических процедур, включая регрессионный анализ, был оценен вклад пяти компонентов психологической готовности у 115 спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности.

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Бобрищев Алексей Александрович, Рыбников Виктор Юрьевич,

Theoretical Basis and Results of Multivariate Assessment of Contribution of the Main Components of Psychological Preparedness to Successful Performance in Emergency Situations

This article presents a theoretical basis and practical results of multivariate assessment of psychological preparedness contribution to successful competition activities for the marital arts athletes. Special mathematical procedures were used, including the regression analysis, to assess the contribution of five components of psychological preparedness to successful competition activities in 115 marital arts athletes.

Текст научной работы на тему «Многомерная оценка вклада основных компонентов психологической готовности в экстремальных ситуациях»

дения таких занятий устойчивость нервной системы повышается во много раз, и сотрудник приобретает определенный навык хладнокровного принятия решения.

Как было отмечено ранее, конечной целью правовой подготовки должны стать навыки мгновенной оценки обстановки и быстрого принятия решения на правомерное применение оружия. Анализ законодательства необходимо рассматривать на примерах с решением конкретных задач. Для этого составляются карточки с описанием ситуации, действиями сотрудника и двумя или тремя вариантами ответов с применением оружия. На решение задач после прочтения ответов отводится не более 5 секунд, после выбора варианта ответа сотрудник должен уметь объяснить свой выбор. В целях повышения ответственности за решение можно выполнить упражнение со стрельбой по мишени с номером, соответствующим номеру ответа. При постоянной тренировке в решении задач и производстве стрельбы на фоне конкретных ситуаций будет вырабатываться устойчивый навык принятия решения в сложных ситуациях. Выработанный при этом стереотип определит правильные действия сотрудника в реальной ситуации.

Если при обучении стрельбе пренебречь психологической составляющей профессиональной подготовки, то за пределами тира вся техническая подготовка останется практически невостребованной. Таким образом, психологическая подготовка призвана сформировать необходимые профессионально важные качества, готовность сотрудника к экстремальным, стрессовым ситуациям и выполнению задач, связанных с применением и использованием огнестрельного оружия. Она служит одним из факторов повышения качества профессионального образования в высших учебных заведениях МВД России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнштейн Л. М. Оружие-пистолет: учебно-методическое пособие по стрельбе из пистолета. - М., 2002.

2. Кобилецкий В. Ф. Методика огневой подготовки. - М., 1985.

3. Психологическая типология: хрестоматия / сост. К. В. Сель-чонок. - Минск-Москва, 2002.

МНОГОМЕРНАЯ ОЦЕНКА ВКЛАДА ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЯХ

А. А. Бобрищев, В. Ю. Рыбников

В статье приведены теоретические основы и практические результаты многомерной оценки вклада компонентов психологической готовности спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности. С помощью специальных математических процедур, включая регрессионный анализ, был оценен вклад пяти компонентов психологической готовности у 115 спортсменов силовых единоборств в успешность их соревновательной деятельности.

Ключевые слова: психологическая готовность, основные компоненты, спортсмены силовых единоборств, вклад, многомерный регрессионный анализ.

В настоящее время практически ни одно психологическое исследование не проводится без применения методов многомерного математико-статистического моделирования (1-4). Именно эти статистические методы позволяют выполнить анализ полученных эмпирических данных на многомерном уровне и выявить общие закономерности и механизмы функционирования тех или иных психологических качеств, свойств или процессов (1).

В научной литературе для оценки многомерной количественной характеристики влияния психологических качеств специалистов различного профиля на успешность их обучения, развития или деятельности описаны различные математические методы (1; 5; 6). Но наиболее часто для этих целей используют такие виды анализа, как дискриминантный и регрессионный (9).

Для оценки вклада (точнее, задействованности) тех или иных структурных компонентов в успешность деятельности специалистов предложена трехэтапная технология математико-статистического анализа, включающая многомерный регрессионный анализ (5; 7; 8). Суть ее состоит в следующем. С помощью психологических тестов, анкет, метода экспертных оценок определяется уровень выраженности основных групп (компонентов) того или иного психического качества (процесса, свойства) (6; 10).

В нашем исследовании в общей структуре психологической готовности спортсменов силовых единоборств были выделены и оценены с помощью высококвалифицированных экспертов пять основных ее компонентов: мотивационный, волевой, регуляторный, когнитивный и типологический (рис.).

Кроме того, с помощью различных процедур, и чаще всего метода экспертных оценок, определяется успешность деятельности специалистов (6).

Затем с помощью многомерного регрессионного анализа рассчитывается регрессионная модель (функция) зависимости структурных компонентов (групп) от успешности деятельности специалиста.

Алгоритмы и содержание многомерного регрессионного анализа заключаются в подборе такой комбинации тестовых показателей, предпочтительно нормированных, которая позволяла бы по минимальному набору признаков прогнозировать внешний критерий, в нашем случае - успешность деятельности в экстремальных условиях.

Следовательно, многомерный регрессионный анализ позволяет прогнозировать успешность деятельности или психологическое качество (свойство, состояние) на основе показателей психологических тестов и внешнего критерия. В качестве последнего мы использовали интегральный показатель, характеризующий успешность соревновательной деятельности спортсменов силовых единоборств в экстремальных ситуациях. Применение такого подхода обеспечивает оценку основных групп (подсистем, компонентов) психологических качеств личности, обусловливающих тот или иной уровень успешности деятельности.

Структура психологической готовности спортсменов к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях

Рис. Структура и содержание компонентов психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности

в экстремальных ситуациях

Определение относительной значимости основных компонентов проведено нами с помощью многомерного линейного регрессионного анализа методом построения регрессионной модели успешности на структуре наиболее информативных факторов (подсистем, компонентов) психологической готовности. При этом коэффициенты регрессии при одноуровневых или нормированных (нами использовалась 5-балльная шкала оценок основных компонентов психологической готовности и успешности соревновательной деятельности) значениях переменных являются индикаторами валидности каждой из подсистем по отношению к уровню успешности деятельности (7).

Таким образом, формируется математическая модель (в виде уравнения регрессии), обладающая определенной прогностической способностью. Достоверность прогноза определяется уровнем надежности и достоверности модели по ряду общепринятых процедур (1-4).

В этом случае, исходя из методологии регрессионного анализа, успешность соревновательной деятельности выступает в качестве внешнего критерия или независимой переменной, компоненты (в нашем случае - психологической готовности) - в качестве зависимых переменных. При этом рекомендуется исходить из абсолютной значимости этих компонентов в обеспечении успешности соревновательной деятельности, т. е. делается допущение (ограничение), что только эти компоненты на 100% обеспечивают успешность деятельности спортсмена.

Поэтому в регрессионной функции сумма диагностических коэффициентов всех структурных компонентов (в нашем случае - пяти компонентов психологической готовности) равна 1, или 100%.

Следующий этап многомерной технологии оценки вклада структурных компонентов в успешность соревновательной деятельности предполагает применение специальной математической процедуры, предложенной В. Ф. Кочуровым (8), которая позволяет определить процентный вклад каждого из компонентов (групп, подсистем) в успешность деятельности.

В идеале вклад каждого из компонентов должен быть сбалансирован, и например, при пятикомпонентной структуре качества (свойства, процесса, в нашем случае - психологической готовности) вклад каждого должен составлять 20%. Малый вклад свидетельствует о низкой задействованности этого компонента в обеспечении успешности соревновательной деятельности и определяет необходимость его формирования (8).

Таковы, в кратком изложении, теоретические основы, методология и методика многомерной оценки вклада компонентов психологического качества (свойства, процесса) в успешность деятельности. Именно это было использовано нами для многомерного анализа вклада пяти основных компонентов психологической готовности спортсменов силовых единоборств к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

Первый этап исследования включал экспертную оценку у 115 спортсменов силовых единоборств пяти основных компонентов психологической готовности -мотивационного, волевого, когнитивного, регуляторного и типологического, а также оценку результатов спортивных достижений как успешной соревновательной деятельности. В качестве экспертов выступали высококвалифицированные тренеры и методисты, хорошо знающие спортсменов.

Определение относительной значимости основных компонентов проведено нами с помощью многомерного линейного регрессионного анализа методом построения регрессионной модели успешности соревновательной деятельности на структуре наиболее информативных факторов (подсистем, компонентов) психологической готовности. При этом коэффициенты регрессии при одноуровневых или нормированных (нами использовалась 5-балльная шкала оценок основных компонентов психологической готовности и успешности деятельности) значениях переменных являются индикаторами валидности каждой из подсистем по отношению к уровню успешности соревновательной деятельности.

Таким образом, была сформирована математическая модель (в виде уравнения регрессии), обладающая прогностичностью, достоверностью и надежностью.

Регрессионная модель зависимости успешности соревновательной деятельности от уровня выраженности основных компонентов психологической готовности по общей выборке из 115 спортсменов силовых единоборств выглядела следующим образом:

г = 0,211 X х1 + 0,228 X х2 + 0,184 X Х3 + 0,154 X Х4 + 0,223 X Х5

где уровни выраженности компонентов:

- Х: - мотивационного;

- Х2 - волевого;

- Х3 - когнитивного;

- Х4 - регуляторного;

- Х5 - типологического; при этом: 0,210; 0,228; 0,184;

0,154; 0,223 - коэффициенты регрессии соответствующих компонентов психологической готовности, приведенные к единице.

Следовательно, в среднем по общей выборке спортсменов силовых единоборств наиболее значимыми оказались волевой и типологический компоненты психологической готовности, суммарное значение их диагностических коэффициентов равно 0,451. От того, насколько у спортсмена развиты волевые черты характера, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов, тип ВНД, почти наполовину зависит конечный результат успешной соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях.

Вместе с тем полученные данные указывают на то, что результативность спортивных достижений может быть повышена путем совершенствования когнитивного и регуляторного компонентов, вклад (а следовательно, и задействованность) которых (по данным базовой регрессионной модели) относительно невысок.

Однако известно, что даже весьма малое различие в уровнях сформированности компонентов с учетом их значимости может приводить к существенной вариативности вкладов каждого из них в успешность соревновательной деятельности спортсменов силовых единоборств.

В связи с этим в дальнейшем был определен вклад каждого компонента психологической готовности в успешность деятельности спортсменов силовых единоборств в экстремальных ситуациях.

Данные, характеризующие вклад (долю успешности, привносимую подсистемой - компонентом психо-

логической готовности), приведены в таблице, из которой видно, что средние оценки выраженности основных компонентов психологической готовности к соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях в общей выборке спортсменов силовых единоборств несущественно различаются - максимальная разница составляет 0,84 балла (Х4 = 3,54 и Х2 = 4,38), что находится в пределах стандартного отклонения каждой из оценок.

Однако даже такое небольшое различие в уровнях выраженности основных компонентов психологической готовности с учетом их значимости приводит к существенной вариативности вкладов каждого из них в результативность спортивной деятельности (от 13 до 24%).

Следовательно, в среднем по общей выборке спортсменов силовых единоборств наибольший вклад в обеспечение успешности соревновательной деятельности принадлежит волевому и типологическому компонентам, суммарный вклад которых составил 47,0%. Это подтверждает высказанное выше положение о том, что от того, насколько спортсмены проявляют решительность, смелость, волевые качества, а также обладают необходимыми типологическими свойствами и чертами характера, в существенной степени зависит конечный результат соревновательной деятельности спортсменов силовых единоборств.

Однако это говорит и о высокой задействованности резервов психических функций, так как, по мнению

В. Ю. Рыбникова (10), включение волевого и типологического компонентов является отражением высокого напряжения психической деятельности в период выполнения экстремальной деятельности и ведет к быстрому истощению эмоционально-волевой сферы личности и срывам высшей нервной деятельности.

Полученные данные указывают и на резервы роста спортивного мастерства спортсменов силовых единоборств, который может быть повышен за счет совершенствования сформированности когнитивных и регуляторных компонентов психологической готовности, вклад которых (по данным базовой регрессионной модели) относительно невысок (18,0 и 13,0% соответственно). Другими словами, спортсменов нужно научить регулировать свое психическое состояние и развивать функции внимания, памяти, мышления.

Таким образом, методология и технология многомерного регрессионного анализа, специальных математико-статистических процедур позволяют выполнить

Таблица

Соотношение значимости, уровня выраженности и вклад компонентов психологической готовности в успешность соревновательной деятельности в экстремальных ситуациях

№ Статистические характеристики компонентов Основные компоненты психологической готовности Итого

Х1 Х2 Хз Х4 Х5

1 Относительная значимость (диагностические коэффициенты) 0,211 0,228 0,185 0,153 0,223 1,0

2 Уровень выраженности (экспертные оценки) 4,22 4,38 4,00 3,54 4,24 4,08

3 Вклад компонента в успешность деятельности, % 22 24 18 13 23 100%

Примечания. Х:-Х5 - уровни сформированности основных компонентов готовности; 0,211, 0,228... 0,223 - коэффициенты регрессии соответствующих компонентов готовности, приведенные к единице.

многомерную оценку вклада основных компонентов психологических качеств и свойств личности в успешность деятельности специалистов. Эти данные являются важной основой для целенаправленного формирования профессионализма, в том числе спортсменов силовых единоборств.

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемьева Е. Ю., МартыновЕ. М. Вероятностные методы в психологии. - М., 1975.

2. Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. - М., 1979.

3. Боровиков В. П., Боровиков И. П. БТАПВТГСА: Статистический анализ и обработка данных в среде - М.,

1997.

4. Гласс Д., Стенли Д. Статистические методы в психологии и педагогике. - М., 1976.

5. Голованов Ю. Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: (на примере ОМОН МВД России): дис. ... канд. психол. наук. - М., 2001.

6. Дьяченко М. И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. - Минск, 1985.

7. Дунин Г. С. Проблемы квалиметрии и формирования психологической готовности сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск к деятельности в чрезвычайных ситуациях: монография. - СПб., 2005.

8. Кочуров В. Ф. Прогнозное моделирование системы педагогических умений в ее динамике: дис. ... канд. пед. наук. -Л., 1986.

9. Рабочая книга по прогнозированию. - М.,1982.

10. Рыбников В. Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля.: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПбГУ, 2000.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В БОЕВОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ В. Г. Лупырь, А. И. Щипин

Рассматриваются теоретические основы междисциплинарной интеграции в образовательном пространстве, проводится анализ исследований ведущих ученых отечественной педагогики по проблемам интеграционных процессов в обучении и актуальности их применения в профессиональном образовании системы МВД.

Ключевые слова: интеграция, образовательное пространство, педагогическая система, межпредметные связи.

Интеграционные тенденции в современном образовательном пространстве становятся доминирующими в педагогической практике вузов. Основой педагогических взаимодействий является теория педагогической интеграции, в качестве базовой идеи выдвигается принцип приоритетности целого. Изменение условий существования личности в современном обществе требует формирования новых способов и мотивов деятельности, отвечающих реалиям жизни. Развитие науки, техники, технологий, социума изменяет структуру объектной системы и приводит к необходимости изменить сознание

человека как средство выработки взаимоприемлемых компромиссов. У человека должно появиться сознание более глобальное, планетарное, сформированное на базе принципов интеграции и гармонизации общества (2).

Понятие «интеграция» является ключевым в нашем исследовании и самым распространенным в современной науке. В общественно-экономической и политической сферах наблюдается усиление взаимовлияния, взаимозависимости всех составных частей современного общества. Все более тесно переплетаются экономические, политические, социальные, духовные процессы, взаимодействуют государство и общество. Это порождает трудности в познании, прогнозировании и управлении (3, 5). У наук, имеющих различные и, казалось бы, очень далекие области исследования, имеется немало точек соприкосновения, из которых складываются новые перспективные направления. Таковы, например, отрасли, возникшие на стыке педагогики и точных и технических наук: кибернетическая, математическая педагогика и др. Современная педагогика как одна из главных наук о человеке находится на острие интеграционных преобразований (6, 66).

Наличие межпредметных связей в учебном процессе усиливает научность обучения и его связь с практикой, делает знания более доступными и прочными, повышает мотивацию и расширяет спектр наглядного восприятия изучаемого материала. Кроме того, развитие междисциплинарных связей предполагает такую организацию информационного пространства знаний, которая позволяла бы избежать узкэспециализированности и раздробленности науки. Межпредметные связи - средство комплексного подхода к обучению (5, 2-9), позволяющее курсантам на практических занятиях увидеть практическую значимость изучаемого материала. Одновременно облегчается закрепление ранее изученного и осмысление нового материала. Большинство специалистов в области дидактики, по мнению В. Н. Максимовой (5), трактуют межпредметные связи как составную часть и проявление принципа систематичности обучения (Ш. И. Г анелин, Н. И. Болдырев, Н. К. Гончаров, Б. П. Есипов и др.).

По мнению ведущих ученых МВД России (Ю. Ф. Подлипняк, В. Я. Кикоть, В. П. Полянский, А. И. Кузнецов и др.), актуальность проблем педагогической интеграции настолько масштабна и разнообразна в быстро меняющихся социальных условиях, что разрешение этой проблемы далеко от завершения. Методологические, общетеоретические, организационно-управленческие аспекты педагогической интеграции и, в частности, педагогической системы междисциплинарной интеграции в боевой подготовке курсантов МВД России нуждаются в дальнейшей разработке.

Среди преподавателей вузов МВД увеличивается интерес к использованию инновационных технологий, в частности, междисциплинарных связей, предлагаются методологические концепции, инновационные спецкурсы. Однако многолетний опыт работы в вузе МВД, а также деятельность одного из авторов в должности заместителя председателя учебно-методической секции по огневой подготовке ИМЦ ДКО МВД России показывает, что в педагогической практике на некото-