Научная статья на тему 'МНОГОМЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ'

МНОГОМЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Медицинские технологии»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАБОТКА ИЗОБРАЖЕНИЙ / РАСПОЗНАВАНИЕ ОБЪЕКТОВ / РАСПОЗНАВАНИЕ ОБРАЗОВ / ИДЕНТИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ / КЛАССИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Агафонова Р.Р., Габдуллин И.М., Мингалев А.В.

Представлены математическая модель и геометрический метод классификации объектов по изображению, которые обеспечивают повышение точности классификации объектов за счет фильтрации шумовых объектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Агафонова Р.Р., Габдуллин И.М., Мингалев А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIDIMENSIONAL MATHEMATICAL MODEL AND A GEOMETRIC APPROACH TO OBJECT CLASSIFICATION

This paper presents a mathematical model and a geometric method of image-based object classification intended to improve the accuracy of object classification by filtering out noise objects.

Текст научной работы на тему «МНОГОМЕРНАЯ МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД КЛАССИФИКАЦИИ ОБЪЕКТОВ»

Многомерная математическая модель и геометрический метод

классификации объектов

Р.Р. Агафонова, И.М. Габдуллин, А.В. Мингалев АО «НПО ГИПО»

Аннотация: Представлены математическая модель и геометрический метод классификации объектов по изображению, которые обеспечивают повышение точности классификации объектов за счет фильтрации шумовых объектов.

Ключевые слова: обработка изображений, распознавание объектов, распознавание образов, идентификация объектов, классификация.

В настоящее время цифровая обработка изображений применяется во всех областях науки и техники, в том числе, в тепловидении [1-3]. Одной из актуальных задач при автоматизированной обработке изображений является распознавание и классификация объектов [4-6].

В данной статье описан разработанный авторами метод классификации объектов, основанный на предложенной математической модели, которая представляет собой M замкнутых областей, каждая из которых соответствует одному классу. Замкнутые области строятся в w-мерном пространстве признаков [7,8].

За счет замкнутости областей в решение задачи классификации введено новое понятие «оценка степени схожести», которое позволяет одновременно классифицировать и отфильтровывать объекты [9,10].

Особенностью разработанной математической модели является повышение точности классификации объектов за счет обеспечения фильтрации шумовых объектов. Такая фильтрация достигается тем, что математическая модель содержит (N+1) классов, из которых N - количество предварительно заданных классов, для которых представлена обучающая выборка, а для (N+1) -ого класса не может быть представлена обучающая выборка, так как к этому классу относится «шум».

Принадлежность к (N+1) -ому классу определяют в указанной модели посредством того, что исследуемый объект не принадлежит ни к одному из N предварительно заданных классов на основе оценки степени схожести по их физическим признакам.

Для работы с созданной математической моделью в «-мерном пространстве признаков осуществляется проверка попадания исследуемого объекта в один из классов или за пределы всех классов по его координатам в «-мерном пространстве признаков (вектор координат).

Метод построения границы каждого класса для предлагаемой математической модели состоит в следующем:

1. Строится выпуклая оболочка класса, которая состоит из точек ¿л = .....: = 1. г, где ^ - количество точек, образующих

выпуклую оболочку. Выпуклая оболочка класса строится методом Грэхема.

2. Определяется центральная точка класса (барицентр) С = .....Далее область, занимаемая классом в «-мерном

пространстве признаков, разделяется на Р секторов. Разделение на секторы

происходит за счет соединения центральной точки С с каждой точкой выпуклой оболочки.

3. После разделения на секторы, в каждом из них точки выпуклой оболочки преобразуют, исходя из плотности распределения обучающей выборки предварительно заданного класса, в точки расширенной выпуклой

оболочки класса = г = 1 где /''- количество точек,

образующих расширенную выпуклую оболочку класса, по формуле:

и

(1)

где р(С,Ь- евклидово расстояние от центральной точки С класса до точки Ь^ р{С,Ь- евклидово расстояние от центральной точки С класса до точки

Евклидово расстояние от центральной точки С класса до точки расширенной выпуклой оболочки класса определяют по формуле:

р(С,Ь1)=Н

р(с,Ь,г]

н

(2)

где Н - сумма евклидовых расстояний от центральной точки С класса до

соответствующих точек выпуклой границы, Н - сумма евклидовых

расстояний от центральной точки С класса до т соответствующих точек расширенной выпуклой границы, определяемая плотностью распределения объектов класса в секторе.

Сумму евклидовых расстояний Н от центральной точки С класса до точки Ь1 и соседней точки Ъ1_1 определяют по формуле:

н= у'Г.ь.;)-

(3)

где р(С,Ь^ - евклидово расстояние от центральной точки С до точки р(С,Ь1_1) - евклидово расстояние от центральной точки С до точки Ъг_±.

и

Сумму евклидовых расстояний Н от центральной точки С класса до точки и соседней точки определяемую плотностью распределения

объектов класса в секторе, вычисляют по формуле:

(4)

где Бк - количество точек в текущем секторе класса; к - количество секторов в классе; Т - общее количество точек в классе; - сумма евклидовых

расстояний от точки внутри сектора / = 1,5* до точки Ь1 и точки Ь1_1.

Сумму евклидовых расстояний кг от точки внутри сектора до точки

ЬI и точки определяют по формуле:

.

(5)

Для каждой точки расширенной выпуклой оболочки класса, входящей одновременно в два соседних сектора, вычисляют и усредняют между собой, соответственно, два комплекта координат, определяют расширенную выпуклую оболочку класса, соединяя точки Ьг .

4. Далее в каждом секторе в выпуклую оболочку класса добавляют

точки ^которые находятся на минимальном расстоянии от двух соседних

точек выпуклой оболочки, причем, их добавление в оболочку производят при условии, что другие точки не окажутся вне оболочки класса, при этом

= (х^х^,..., } = 1,£т, где (х±,х%, ...д®) - координаты точки в 77-мерном пространстве признаков; О - количество добавленных точек.

Формируют вогнутую по форме и минимальную по площади оболочку класса, соединяя точки Ь^ и точки щ, затем добавленные в выпуклую

оболочку класса точки а, преобразуют в точки

(.С .С .С

х^,х2},хп} ы = 1,£т , где (х^х^ — I хп) ~ координаты точки в 77-мерном пространстве признаков; О - количество добавленных точек Щ, по

формуле:

г а, = фЩ

1 1 Р&Л-!) ^ 1 1 *

га) - _ ¿Ы^й * (Гь1 _ ■ ~ ^ (6)

где рСЬ^Ь^О - евклидово расстояние между соседними точками выпуклой

оболочки и Ь|_±; рф^Ь^) - евклидово расстояние между соседними

точками расширенной выпуклой оболочки.

5. Далее формируют окончательную оболочку класса, соединяя точки

л

Ь[ и точки а,. Добавление в итоговую границу точек позволяет учитывать

форму распределения объектов класса в евклидовом пространстве.

Классификатор считают обученным и готовым к использованию, когда на основании математической модели и разработанного метода построены границы каждого класса.

Для использования классификатора исследуемый объект помещают в «-мерное пространство признаков. Координатами исследуемого объекта являются его характеристики. Далее осуществляют проверку попадания исследуемого объекта по его координатам в «-мерном пространстве

М Инженерный вестник Дона, №12 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2021/7365

признаков в каждую из областей, определяемых границами N

предварительно заданных классов.

Такой подход к задаче классификации позволяет не только

распределить объекты на классы, но и повысить точность работы системы,

указав на объекты, не относящиеся ни к одному из интересующих классов.

Литература

1. Rifkin R., Aldebaro K. 2004. In Defense of One-Vs-All Classification. Journal of Machine Learning Research. №vol, 5: 101-141. URL: jmlr.org/papers/volume5/rifkin04a/rifkin04a.pdf.

2. Комарцова Л. Г., Максимов А. В. Нейрокомпьютеры: Учебное пособие для вузов. М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 320 с.

3. Круглов В. В., Борисов В. В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. М.: Горячая линия-Телеком, 2001. - С. 382.

4. Гонсалес Р., Вудс Р. «Цифровая обработка изображений». М.: Техносфера, 2005. - 1072 с.

5. Ясницкий Л.Н. Введение в искусственный интеллект: Учебное пособие для студ. высш. учебн. заведений. М.: Издательство «Академия», 2005. 176 с.

6. Shapiro M.J., Bonhab G.M. Cognitive processes and foreign policy decision-making. International Studies Quarterly. 1973. №17. pp.147-174.

7. Коротеев М.В. Обзор некоторых современных тенденций в технологии машинного обучения. // E-Management. 2018. №1. С. 26-35. URL: doi.org/10.26425/2658-3445-2018-1-26-35.

8. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Крашенинников А.М. Линейная классификация объектов с использованием нормальных гиперплоскостей. // Инженерный вестник Дона, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4ply2012/1324/.

М Инженерный вестник Дона, №12 (2021) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl2y2021/7365

9. Гданский Н.И., Крашенников А.М. Бинарная кластеризация объектов в многомерных пространствах признаков // Труды Социологического конгресса. РГСУ, 2012. С. 94-989.

10.Крашнин А.М., Гданский Н.И. Рысин М.Л Построение сложных классификаторов для объектов в многомерных пространствах. // Инженерный вестник Дона, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2ply2013/1611/

References

1. . Rifkin R., Aldebaro K. Journal of Machine Learning Research. 2004. №5. pp. 101-141. URL: jmlr.org/papers/volume5/rifkin04a/rifkin04a.pdf

2. Komartsova L.G., Maksimov A.V. Neyrokompyutery: Uchebnoye posobie dlya vuzov [Neurocomputers: A textbook for universities]. Moskva, Izdatelstvo MGTU N.E. Baumana, 2002. p. 320.

3. Kruglov V.V., Borisov V.V. Iskusstvennye neyronnye seti. Teoriya i praktika [Artificial neural networks. Theory and practice]. Moskva, Goryachaya liniya-Telekom, 2001. p. 382.

4. Gonzalez R., Woods R. Tsifrovaya obrabotka izobrazenii [Digital image processing]. М.: Tecnosfera, 2005. p. 1072.

5. Yasnitsky L.N. Vvedenie v iskusstvenny intellekt: Uchebnoye posobie dlya studentiov vysshikh uchebnykh zavedeniy [Introduction to Artificial Intelligence: A textbook for students of higher educational institutions]. Moskva, Izdatel stvo "Akademiya", 2005. p. 176.

6. Shapiro M.J., Bonhab G.M. International Studies Quarterly. 1973. №17. p.147-174.

7. Koroteev M.V. E-Management. 2018. №1. pp. 26-35. URL: doi.org/10.26425/2658-3445-2018-1-26-35

8. Gdansky N.I., Rysin M.L., Krashennikov A.M. Inzhenerny vestnik Dona, 2012, № 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4ply2012/1324/.

9. Gdansky N.I., Krashennikov A.M. Trudy Sotsiologicheskogo kongressa. RSGU, 2012. pp. 94-98.

10.Krashennikov A.M., Gdansky N.I., Rysin M.L. Inzhenerny vestnik Dona, 2013, № 2. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n2ply2013/1611/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.