Серая утка Anas strepera. Пары серых уток неоднократно встречались весной и летом 2017 года под Северодвинском и на реке Юрас под Архангельском. В июле на озёрах под Северодвинском наблюдали выводки из 5 и 3 птенцов.
Красноголовый нырок Aythya ferina. В большом числе встречался в окрестностях Северодвинска весной и летом 2017 года. Одиночный самец отмечен весной 2015 года на озере Корзиха под Архангельском (Андреев, Спицын 2015). В июле под Северодвинском видели выводки из 3, 4 и 6 птенцов.
Каменушка Histrionicus histrionicus. Залётная особь наблюдалась в окрестностях полярной станции Малые Кармакулы на Южном острове Новой Земли в июле 2015 года (Спицын 2015; Спицын и др., 2016).
Мандаринка Aix galericulata. Залёты мандаринки отмечали в Архангельской области дважды в 2016 году: весной двух птиц видели в Холмогорском районе (Андреев, Козлов 2016), а осенью самец держался в черте города Архангельска (Андреев 2016; Spitsyn, Potapov 2016). Осенью 2017 года самец мандаринки был вновь встречен в Архангельске (Спицын, Потапов 2017).
Лысуха Fulica atra. Лысуха встречалась массово весной и летом 2017 года под Северодвинском. По сообщениям местных жителей, эти птицы появлялись там и ранее. Под Архангельском лысух видели на озере Корзиха в 2013-2014 годах (Андреев, 2014). Большинство из них успешно выводили потомство.
Князёк Cyanistes cyanus. Три князька отмечены в мае-июне 2017 года в окрестностях Северодвинска.
Исследования поддержаны ФАНО (проект № 0410-2014-0028) и проектом САФУ «Арктический плавучий университет 2015».
ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2018, Том 27, Экспресс-выпуск 1579: 1171-1173
Многолетняя динамика границ ареалов птиц на Северо-Западе России
Т.Ю.Хохлова, А.В.Артемьев, М.В.Яковлева
Второе издание. Первая публикация в 2018*
В ХХ веке в европейской части России зарегистрировано несколько волн расселения птиц, преимущественно в северном направлении.
* Хохлова Т.Ю., Артемьев А.В., Яковлева М.В. 2018. Многолетняя динамика границ ареалов птиц на северо-западе европейской части России // 1-й Всероссийский орнитол. конгресс: Тез. докл. Тверь: 336-337.
Сопоставимое число видов продемонстрировало снижение численности и сокращение ареалов (Мальчевский, Пукинский 1983). Материалы, собранные в ходе орнитологических инвентаризационных и мониторинговых исследований в последующие годы, позволяют оценить сдвиги, произошедшие в регионе за последние десятилетия (Бианки и др. 1993; Зимин и др. 1993; Фетисов и др. 2002; Сазонов 2011; Рыкова 2013; Храбрый 2015; и др.).
К северо-западным регионам России относят области, расположенные вдоль западной границы страны от Псковской и Новгородской на юге до Мурманской на севере. На этой территории, протянувшейся от зоны хвойно-широколиственных лесов до притундровых лесов и редкостойной тайги, гнездится около 250 видов птиц. Границы ареалов разных видов проходят по разным широтам, и видовой состав и численность птиц меняются по мере продвижения на север. Особенно много видов находятся на пределе распространения в средней подзоне тайги. Полоса контакта периферийных популяций наибольшего числа видов (62°-63°30' с.ш.) выделена в особый переходный среднекарельский зоо-географический подрайон Карелии (Ивантер 2002).
Периферийные популяции птиц характеризуются спорадическим распределением, резкими колебаниями численности и нерегулярным гнездованием птиц. Здесь наиболее ярко проявляются все позитивные и негативные тенденции в динамике численности и границ распространения вида (Зимин 1988). Многолетний контроль населения птиц в пределах среднекарельского зоогеографического подрайона позволил более детально отслеживать процессы, протекавшие в регионе в последние десятилетия (Хохлова, Артемьев 2003, 2017; Яковлева 2008, 2015; и др.).
Многие виды продолжили демонстрировать тенденции, выявленные в ХХ столетии. Дальше на север прошли или более прочно закрепились в зоне нерегулярного гнездования: чомга Podiceps cristatus, камышница Gallinula chloropus, белый аист Ciconia ciconia, луговой лунь Circus pygargus, большой веретенник Limosa limosa, озёрная La-rus ridibundus и малая L. minutus чайки, обыкновенная горлица Streptopelia turtur, трещотка Phylloscopus sibilatrix, соловьиный сверчок Locustella luscinioides, болотная Acrocephalus palustris и тростниковая A. scirpaceus камышевки, славка-черноголовка Sylvia atricapilla и др. В северо-восточном направлении продвинулись бормотушка Iduna caligata, белоспинный дятел Dendrocopos leucotos и чёрный дрозд Tur-dus merula, который с 1970-х годов освоил всю территорию Карелии, пройдя от юго-западной до северо-восточной границы. С востока дальше на запад прошла зелёная пеночка Phylloscopus trochiloides, участились встречи синехвостки Tarsiger cyanurus и пятнистого сверчка Locustella lanceolata. После длительной депрессии началось восстанов-
ление численности осоеда Pernis apivorus, тетерева Lyrurus tetrix, серой куропатки Perdix perdix, горихвостки Phoenicurus phoenicurus, скворца Sturnus vulgaris, наметилось движение на юг северных видов — лебедя-кликуна Cygnus cygnus и белощёкой казарки Branta leucopsis.
Вместе с тем остановилась экспансия и началось отступление пустельги Falco tinnunculus, чибиса Vanellus vanellus, кольчатой горлицы Streptopelia decaocto, садовой камышевки Acrocephalus dumetorum, обыкновенной овсянки Emberiza citrinella, овсянки-ремеза Ocyris rusti-cus, дубровника Ocyris aureolus, чечевицы Carpodacus erythrinus. Продолжили сокращать присутствие гаршнеп Lymnocryptes minimus, дупель Gallinago media, большой кроншнеп Numenius arquata, козодой Caprimulgus europaeus, вертишейка Jynx torquilla, зелёная пересмешка Hippolais icterina, к которым присоединились жулан Lanius collurio, славка-мельничек Sylvia curruca, лесная завирушка Prunella modula-ris и некоторые другие виды.
Изменение ситуации в каждом случае вызвано своими причинами. Среди основных — изменение климата и влияние антропогенных факторов во всём многообразии их проявления. Продолжительность тёплого периода (> 5°С) на широте заповедника Кивач за последние 50 лет увеличилась почти на 3 недели (Скороходова 2008), способствуя продвижению на север южных видов. Не меньшую роль играют вырубка и замена коренных лесов лиственными, которая привела с сокращению возможностей для обитателей северной тайги и их расширению для вселенцев с юга. На состоянии птиц открытого ландшафта и при-опушечной полосы негативно сказались сокращение площадей сельскохозяйственных угодий и изменение технологий их обработки. Под особенно жёстким прессом оказались виды, зимующие в Юго-Восточной Азии, из-за массового уничтожения и отравления пестицидами на местах зимовок. Действие этих факторов часто усугубляется локальными причинами (застройка, осушение, браконьерство, «дикий» туризм и пр.), влияние которых редко удаётся полностью исключить даже на охраняемых территориях.