Научная статья на тему 'Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты итоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения по подготовке инженеров –тоннельщиков'

Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты итоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения по подготовке инженеров –тоннельщиков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
338
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕР ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ / ТОННЕЛЬ / КВАЛИФИКАЦИЯ / КАДРЫ / RAILWAY ENGINEER / TUNNEL / QUALIFICATIONS / PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтин Сергей Анатольевич, Полянкин Геннадий Николаевич

Статья посвящена проблеме подготовки инженеров-тоннельщиков в современных условиях в связи с реализацией крупных тоннельных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Years of experience and new approaches of the faculty "Bridges and Tunnels" SGUPS for training tonnel engineers

The article is devoted to the training of tonnel engineers under current conditions in the implementation of major tunnel projects.

Текст научной работы на тему «Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты итоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения по подготовке инженеров –тоннельщиков»

Бахтин Сергей Анатольевич

Bahtin Sergey Anatolievich Сибирский государственный университет путей сообщения

Siberian State Railway University канд техн. наук, профессор, декан факультета «Мосты и тоннели» candidat of technical Science, professor, dean of «Bridges and Tunnels» faculty

E-Mail: bsa@stu.ru

Полянкин Г еннадий Николаевич

Polyankin Gennady Nikolaevich Сибирский государственный университет путей сообщения

Siberian State Railway University канд. техн. наук, доцент, зав. кафедрой «Тоннели и метрополитены» Candidate of engineering Science, docent, head of department «Tonnela and metropolitens»

E-Mail: Polyankin@stu.ru

05.23.11 Проектирование и строительство дорог, метрополитенов, мостов и транспортных тоннелей

Многолетний опыт и новые подходы факультета «Мосты и тоннели» Сибирского государственного университета путей сообщения по подготовке

инженеров - тоннельщиков

Years of experience and new approaches of the faculty "Bridges and Tunnels" SGUPS

for training tonnel - engineers

Аннотация: Статья посвящена проблеме подготовки инженеров-тоннельщиков в современных условиях в связи с реализацией крупных тоннельных проектов.

The Abstract: The article is devoted to the training of tonnel engineers under current conditions in the implementation of major tunnel projects.

Ключевые слова: Инженер путей сообщения, тоннель, квалификация, кадры.

Keywords: Railway engineer, tunnel, qualifications, personnel.

***

Ежегодно Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС) получает до 50-60 заявок на «тоннельщиков», т.е специалистов в области проектирования и строительства тоннелей и метрополитенов. Это вызвано огромными объемами подземного строительства в последние годы. Достаточно сказать про комплекс Олимпийских тоннелей на железной и автомобильной дорогах «Адлер - Альпика-Сервис» общей длиной 33 км, ускоренное строительство метрополитенов в Москве и Казани, реконструкция и строительство тоннелей на железных дорогах на Дальнем Востоке, в Красноярском крае, на Кавказе и т. д.

Несколько цифр: СГУПС имеет план бюджетного набора в последние годы на специальность «Мосты и транспортные тоннели» от 40 до 55 чел. При разделении на специализации на 3 курсе формируются: 26-30 студентов на специализацию «Мосты» и 15-16 чел на специализацию «Тоннели и метрополитены» (это при условии максимальных усилий по сохранению контингента, которые разработаны и применяются в СГУПС в 1995 -2012 гг).

На выпуске 5 курса данные цифры уменьшаются до 24-28 «мостовиков» и 12-14 «тоннельщиков». Причем это наивысшие цифры выпускников по российским вузам. Естественно, при таких цифрах дефицит специалистов в области подземного строительства постоянно нарастает. И единственная возможность «насытить» отрасль молодыми инженерами - прием абитуриентов на договорной основе.

Это также важно для сохранения факультета «Мосты и тоннели», коллектива преподавателей и качественную подготовку тоннельщиков и мостовиков в составе полноценного курса (80-90 чел.). Поэтому мы вынуждены и должны ежегодно набирать не менее 40-50 абитуриентов на договорной основе к имеющимся бюджетным местам.

Эти цифры мы привели не с целью обозначения нашей «тяжелой доли», а для привлечения внимания к общей проблеме подготовки инженеров, как теперь принято говорить, - «представителей бизнеса» - те. в нашем случае - крупных и малых мостовых и тоннельных организаций, причем как строительного, так и проектного профиля.

Сегодняшняя позиция государства в данном вопросе ясна, она объективна и юридически выверена:

• государство создало за несколько десятилетий (причем не самых благоприятных

в экономическом плане) достойную базу для подготовки специалистов, включая инфраструктуру (учебные корпуса, общежития, библиотеки), кадры

преподавателей высокой квалификации;

• и теперь оно «приглашает к дальнейшему сотрудничеству» негосударственные

структуры. Ведь мостовые и тоннельные организации, выйдя из министерств

путей сообщения и транспортного строительства, стали действительно

представителями малого, среднего и крупного бизнеса.

В настоящее время можно отметить ряд организаций, которые оказывают существенную поддержку нашему вузу по подготовке мостовиков и тоннельщиков: Группа компаний СК «МОСТ» (включающая в себя и тоннельные организации (ОАО «БТС», ОАО «УМ ГКР», ЗАО «УС ЮГСК», ООО «Тоннельный отряд 18»), ООО

«Красноярскметропроект», ТО-12 «Бамтоннельстроя»). Другие организации: ФГУП

«Управление строительством № 30, ООО «Бамтоннельпроект», ОАО «Казметрострой», филиал ОАО «РЖД» •

За

падно-Сибирская железная дорога, «Мостострой-11», «Мостострой-12», «Сибмост» и др.

Эти организации сотрудничают с СГУПСом по хоздоговорной и научноисследовательской работе, содействуют в обеспечении учебного процесса, организации производственных практик студентов и т. п.

Но главную поддержку вузу данные крупные организации оказывают своеобразным «заказом специалистов» - путем заключения договоров на обучение с абитуриентами - как мы называем «своими» (т.е. направленными самой организацией) и «чужими» (это абитуриенты не прошедшие по конкурсу на бюджет и отобранные кадровой службой организаций для заключения тройственных договоров для обучения студентов за счет данной организации).

Причем количество студентов, обучаемых за счет предприятий, достаточно велико: ежегодно заключается по 20-25 договоров. Как показал опыт взаимодействия СГУПСа со многими организациями - наиболее плодотворное сотрудничество получается с теми мосто- и тоннелестроительными предприятиями, которые возглавляют наши выпускники.

Возникает вопрос об участии в процессе подготовки инженеров и небольших проектных и строительных организаций, возникших 10-15 лет назад и укомплектованных

пока кадрами инженеров, подготовленных еще в 1960-1980 гг. Сегодня большинство этих предприятий откровенно рассчитывают получить как при социализме от государственных вузов специалистов бесплатно, а иногда и переманивают выпускников и молодых специалистов из других организаций, пользуясь сегодняшними правовыми «ямами». Хотя поле деятельности таких фирм постоянно сокращается и в ближайшие годы они должны почувствовать настоящий кадровый голод, который может даже привести к их уходу из данного бизнеса.

Выход для небольших проектных и строительных фирм, заинтересованных вести «честную игру» в деле подготовки инженеров, видится нам в создании Ассоциаций мостовых и тоннельных организаций или участия в этом некоммерческих саморегулируемых объединений проектировщиков и строителей.

Принятый в конце 2010 г. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) 3 поколения самое главное сохранил инженерную пятилетнюю подготовку тоннельщиков и метростроителей в рамках новой специальности 270215 «Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей» специализация № 4 «Транспортные тоннели и метрополитены» (дипломированный специалист).

Но данная специальность может существовать только в железнодорожных вузах, а вузы Минобразования (МАДИ, ЛИСИ, ХабПолитех, Саратовский политех, ТИСИ, СибАДИ, КазИСИ и т.д. перешли на подготовку бакалавров по направлению «Строительство» с 4-х летним сроком обучения.

В ФГОС сформированы современные требования к подготовке инженеров, но ряд положений нового ФНОС просто удивляет. Например, существенно сокращена производственная практика студентов - основа новых знаний студентов и преподавателей, т.к. вуз не сможет угнаться за быстро меняющейся современной, сложной и дорогостоящей техникой (тоннелепроходческими механизированными комплексами и т. д.).

Цифры таковы: была практика по ГОС-2 (2000 г): после 3 курса - 6 недель, после 4 курса - 11 недель. Станет с 2011 г : после обоих курсов по 2 2/3 недели (19 дней - с дорогой туда и обратно). Учебная практика по геодезии уменьшилась с 4 недель до 3 недель. Из пяти лет обучения 42 недели составляют каникулы.

Кроме того, в настоящее время не решены вопросы оплаты студентам, обучающимся по договорам, медицинских комиссий, проезда до мест практики, суточных и т.д.

Один из нерешенных в полной мере вопросов - получение рабочей профессии («горный рабочий», «бетонщик», «арматурщик») студентами третьего курса до прохождения практики. Образуется замкнутый круг: студент должен пройти кроме теоретической подготовки, которую способен обеспечить вуз, еще и практическую подготовку в достаточно большом объеме часов. Данную подготовку можно было бы пройти в первые недели производственной практики, но студент не допускается до подземной работы без документа о получении рабочей профессии.

Насколько нам известно, в настоящее время изучается мнение железнодорожных вузов по внесению коррективов в ФГОС 3 поколения. В этой связи следует объединить усилия вузов для возвращения необходимых сроков производственной практики и проработки технологии получения рабочих профессий.

В 1995 - 2012 гг. в учебном плане подготовки по специальности «Мосты и транспортные тоннели» введены новые дисциплины, позволившие существенно поднять уровень инженерной подготовки: «Графические средства», «Программное обеспечение», САПР, «Основы научных исследований», «Специальные способы сооружения тоннелей»,

«Подводные тоннели», «Технология сооружения метрополитенов» и т.д. В новом ФГОС 2010 г. добавляются новые дисциплины: «Механика подземных сооружений», «Расчет и моделирование в 30», «Инновационные технологии в тоннелестроении» и т.д.

Постоянно пополняется электронная база видеофильмов и чертежей по конструкциям и ППР современного тоннелестроения, создаются новые специализированные лаборатории и аудиторий, которые оснащаются современной компьтерной и мультимидийной техникой для преподавания. Особо следует отметить, что три одних из лучших в вузе и стране аудиторий (лекционная «Мосты и тоннели», лаборатории «Архитектуры и строительства мостов», «Освоение подземного пространства, тоннели и метрополитены») отремонтированы и оборудованы на средства мосто- и тоннельных организаций.

Создание современных учебных лабораторий в СГУПСе реализуется в соответствии с принятой инновационной программой, основной целью которой является повышение качества образовательного процесса на основе внедрения в учебный процесс достижений науки, методов и технологий, соответствующих современным требованиям транспортной отрасли. Для достижения этой цели при проектировании и оснащении интеллектуальной учебно-исследовательской лаборатории «Освоение подземного пространства, тоннели и метрополитены» решались следующие задачи:

• Внедрение современных технологий обучения, позволяющих за счет

применения информационных технологий, значительно «уплотнить» обучение, повысить эффективность аудиторных занятий.

• Реализовать принцип визуализации информации, в данном случае на реальных и виртуальных моделях строительства и фото- и видео-материалах, как одного из самых эффективных методов обучения при изучении конструкций и технологии строительства подземных объектов. Использование трехмерного компьютерного моделирования.

• Создать корпоративно-информационную среду у студентов, как залог их

успешной адаптации в производственной деятельности.

• Создать условия для организации видео-конференций с научными,

управленческими и производственными подразделениями строительной отрасли и транспортными вузами.

Для реализации поставленных задач вузом была выделена просторная аудитория (80 м2), выпускниками - «тоннельщиками» создан фонд, позволивший провести качественный ремонт, приобрести современное оборудование для обеспечения учебного и научноисследовательского процесса (мультимедийные технические средства (виртуальная доска, проекторы, плазменный экран, усилитель, колонки, современные расчетные программы и компьютеры, осуществлено подключение к интернету и компьютерной сети университета, планируется подключение оборудования для проведения видео - конференций.

В учебно-исследовательской лаборатория «Освоение подземного пространства, тоннели и метрополитены» имеются, используемые в учебном процессе, реальные и виртуальные модели по технологии строительства подземных сооружений, модели и элементы проходческого оборудования (буровая установка, перфоратор, буровой инструмент и др.), модели элементов конструкций, фото- и видео-материал по истории и технологии строительства тоннелей БАМа, известных мировых тоннелей и метрополитенов. Коллекция собиралась на кафедре «Тоннели и метрополитены» на протяжении десятков лет и отражает основные классические и современные решения тоннелестроения. Однако инновационные методы и технологии строительства, внедренные в последнее десятилетие, недостаточно полно были отражены в моделях и стендах. Поэтому, экспозиция дополнена стендами и

моделями уникальных тоннельных комплексов использованных на олимпийской трассе Сочи 2014, инновационными решениями транспортных проблем в г. Москве и подводным тоннелем под р. Лена в районе г. Якутск, и др.

Изготовлены тематические стенды (Архитектурные и конструктивные решения станций метрополитена в Новосибирске, Москве, Санкт-Петербурге, Казани) с фотографиями; Фотографии и технические решения по строительству и реконструкции тоннелей, что позволят отразить масштабность и перспективы развития железных дорог России.

Реализация принципа визуализации информации на моделях тоннелей и объектах метрополитена, в фото- и видео-материалах позволяет существенно повысить эффективность учебного процесса при изучении основных дисциплин специальности «Мосты и транспортные тоннели».

Следует отметить, что результате реализации инновационной программы повышается творческий потенциал студентов, решаются задачи привлечения студентов к реальной производственной (проектирование) и научно-исследовательской деятельности, в том числе по плану НИОКР Федерального агентства железнодорожного транспорта, ОАО «РЖД», включая Западно-Сибирскую железную дорогу. В процессе обучения на базе создаваемой интеллектуальной аудитории л 203 студенты адаптируются к будущей производственной деятельности.

Важнейший вопрос, требующий серьезных материальных вложений бизнеса -повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, организация стажировок. В первую очередь следует создать систему по закупке лицензионных программных продуктов, зарубежных журналов и буклетов передовых фирм и т.д. Можно ли всерьез говорить о зарубежных стажировках, если вуз сегодня экономит на командировках преподавателей по руководству практикой студентов и научных конференциях в пределах страны.

Одной из самых сложных задач, требующей совместных действий вуза и предприятий, является программа сохранения и дальнейшей подготовки преподавательских кадров.

Закрепить способных к научной и педагогической деятельности выпускников сегодня объективно трудно, т. к. зарплата мастера на стройке или простого инженера в проектной фирме в несколько раз превышает жалование молодого преподавателя без ученой степени, которую, кстати, получать с каждым годом все труднее.

Поэтому объединения тоннельных и мостовых организации должны разработать программу «Преподавательские кадры», в которой предусмотреть финансирование надбавок для молодых и перспективных преподавателей, привлечение в вузы специалистов с производственным опытом, оплату их стажировок в передовых зарубежных фирмах, предоставление льготных кредитов на решение жилищного вопроса и т. д.

Причем не обязательно производственные организации должны оказывать финансовую поддержку вузам безвозмездно. Существует несколько вариантов сотрудничества на взаимовыгодной основе. Например, кафедры и научные лаборатории могут осуществлять либо научно-техническое сопровождение строящихся объектов либо создавать научноинформационные центры, которые будут на договорной основе проводить поиск и анализ современной информации о мировом опыте проектирования и строительства подземных сооружений и мостов. В процессе такой деятельности выиграет и качество подготовки инженеров, и производственники получат отдачу от вложения своих средств не через десяток лет, а значительно раньше.

В последние годы в СГУПСе большое внимание уделяют проблематика изучения студентами и аспирантами технического английского языка. В 2008 г. открыты курсы

переводчиков, которые за 4 года дают второй диплом на платной основе. 4-5 студентов и выпускников факультета «Мосты и тоннели» обучаются на каждом курсе по данной программе.

На факультете МТ проведены факультативные курсы изучения английского и французского языков по 90 часовой программе. Слушатели этих курсов проходили стажировку в известных мировых фирмах «Фрейссине» (Франция) и УБЬ (Швейцария).

В настоящее время 4 выпускника факультета работают в фирме «Фрейссине», трое студентов 2011 -12 гг. были на практике, 2 студента 1 курса обучаются по договору с «Фрейссине» - в основе хорошие знания по специальности и знание иностранного языка.

Опыт взаимодействия СГУПСа со многими организациями, возглавляемыми нашими выпускниками, дает пример плодотворного сотрудничества. Более десяти лет существует Верховный Совет выпускников факультета «Мосты и тоннели», созданный по их инициативе в составе 24 наиболее уважаемых и активных выпускников разных лет для решения многих вопросов жизни факультета. В процессе этой деятельности в 2000 г. был зарегистрирован «Благотворительный Фонд факультета «Мосты и тоннели», который оказывает материальную поддержку студентам и сотрудникам факультета

Факультет «Мосты и тоннели» СГУПС продолжает лучшие традиции мосто-тоннелестроительного образования страны: фундамент нашей деятельности в том

положительном заряде, который несут в большинстве своем наши преподаватели, начиная от безупречного изложения материала на лекциях; высокой и благожелательной требовательности к студентам; в инициировании у них потребности в каждом проекте найти свою изюминку и т. д. Главное, что мы все пять лет с первого шага учим студентов делать свое дело профессионально и честно.

Эта Школа заложена такими патриархами факультета «Мосты и тоннели», как профессора с мировым именем: Г.П. Передерий, К.К. Якобсон, А.Я. Александров, К.Н. Коржавин. Ей сегодня более 80 лет и она продолжает свое движение вперед.

ЛИТЕРАТУРА

1. Овчинников И.Г., Маринин А.Н., Овчинников И.И., Желнов А.Г. О поиске новых методов подготовки инженеров путей сообщения, основанных на применении современных информационных технологий// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 421-425.

2. Овчинников И.Г., Желнов А.Г. Информационные технологии при решении инженерных задач (в области транспортного строительства)// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 440-444.

3. Овчинников И. Г., Овчинников И. И., Желнов А. Г. О необходимости создания виртуальной кафедры в области транспортного строительства// Актуальные вопросы строительства : материалы Междунар. науч.-техн. конф. : в 2 ч. Ч. 2 / редкол.: В. Т. Ерофеев (отв. ред.) [и др.]. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. с. 452-455.

4. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Выпускающая кафедра вуза - основа сохранения высшей инженерной школы и внедрения инновационных технологий в вузах// Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне «Инновации в транспортном комплексе. Безопасность движения. Охрана окружающей среды». Том 3. Инновации в транспортном строительстве. Издательство Пермского государственного технического университета. Пермь. 2010. С. 107-113

5. Овчинников И. Г. Применение инновационных решений в практике проектирования строительства и эксплуатации мостовых сооружений Поволжского региона// Наука: 21 век. Саратов. 2011. №1(13).с 36-43

6. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Квалификация под угрозой. Дорожная Держава. 2012. № 42. с. 52-54.

7. Овчинников И.Г., Овчинников И.И. Квалификация под угрозой (продолжение). Дорожная Держава. 2012. № 44. с. 67-69.

8. Овчинников И.Г, Овчинников И.И. Проблемы внедрения современных инновационных решений в транспортном строительстве// Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 10, Иннов. деят. Вып. 7. 2012. с. 105 - 109.

Рецензент: Овчинников Игорь Георгиевич, заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии транспорта, профессор кафедры «Транспортное строительство» Саратовского государственного технического университета им. Гагарина Ю.А., д-р. техн. наук, профессор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.