Научная статья на тему 'Многолетний и сезонный режимы перекатов и их учет при проведении путевых работ на судоходных реках'

Многолетний и сезонный режимы перекатов и их учет при проведении путевых работ на судоходных реках Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
932
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРЕКАТ / ДЕФОРМАЦИИ / ПЕРЕФОРМИРОВАНИЯ / ПОБОЧНИ / РУСЛООБРАЗУЮЩИЕ НАНОСЫ / ГИДРОЛОГИЧЕСКИЙ РЕЖИМ / ГРЯДЫ / СКОРОСТЬ / RIFT / DEFORMATIONS / REFORMATIONS / POINT BARS / BED-FORMATION SEDIMENTS / HYDROLOGICAL MODE / RIFTS / VELOCITY

Аннотация научной статьи по наукам о Земле и смежным экологическим наукам, автор научной работы — Чалов Р. С.

На основе обобщения материалов исследований перекатов на судоходных реках России показано многообразие режимов деформаций перекатов. Выделены основные типы деформаций и определены условия, в которых они проявляются. На этой основе предложены пути оптимизации путевых работ, включая снижение затрат на их проведение, в том числе при разработке землечерпательных прорезей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the basis of summarizing the survey data on the navigable rivers rifts in Russia rates variety of rifts deformation is shown. The main types of deformation are marked out and conditions of their phenomenon are determined. As a result the author suggests the ways of route works optimization including their costs reduction including costs cuts of dredge cuts engineering.

Текст научной работы на тему «Многолетний и сезонный режимы перекатов и их учет при проведении путевых работ на судоходных реках»

24. Гладков Г. Л. Развитие теории и практики руслового процесса в трудах К. В. Гришанина (к 100-летию со дня рождения) // Журнал университета водных коммуникаций. — СПб.: СПГУВК,

МНОГОЛЕТНИЙ И СЕЗОННЫЙ РЕЖИМЫ ПЕРЕКАТОВ И ИХ УЧЕТ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПУТЕВЫХ РАБОТ НА СУДОХОДНЫХ РЕКАХ1

LONG-TERM AND SEASONAL RIFTS RATES AND THEIR REGISTRATION WHILE CARRYING OUT ROUTE WORKS ON NAVIGABLE RIVERS

На основе обобщения материалов исследований перекатов на судоходных реках России показано многообразие режимов деформаций перекатов. Выделены основные типы деформаций и определены условия, в которых они проявляются. На этой основе предложены пути оптимизации путевых работ, включая снижение затрат на их проведение, в том числе при разработке землечерпательных прорезей.

On the basis of summarizing the survey data on the navigable rivers rifts in Russia rates variety of rifts deformation is shown. The main types of deformation are marked out and conditions of their phenomenon are determined. As a result the author suggests the ways of route works optimization including their costs reduction including costs cuts of dredge cuts engineering.

Ключевые слова: перекат, деформации, переформирования, побочни, руслообразующие наносы, гидрологический режим, гряды, скорость.

Key words: rift, deformations, reformations, point bars, bed-formation sediments, hydrological mode, rifts, velocity.

2009. — Вып. 1. — С. 219-229.

УДК 627.7(28)

Р. С. Чалов,

д-р географ. наук, профессор, Московский государственный университет

им. М. В. Ломоносова

ЕРЕКАТЫ представляют собой крупные, сложно построенные и очень динамичные формы руслово-

В дальнейшем проблема перекатов отошла на второй план, поскольку с конца 1960-х и до начала 1990-х гг. акценты в исследованиях русловых процессов на судоходных реках сместилось на изучение деформаций форм самого русла (серий излучин, разветвлений) или серий перекатов без учета режима их переформирования для разработки проектов коренного улучшения водных путей.

го рельефа, определяющие условия эксплуатации рек как водных путей. В 1930-1960-е гг. перекатам была посвящена обширная литература, в которой рассматривались особенности их переформирования как в многолетнем, так и сезонном масштабах времени и обосновывались принципиальные схемы трассирования прорезей для обеспечения требуемых в навигацию (гарантированных) глубин [6; 8; 10; 15; 20]. Последние публикации этого периода относятся к началу 1970-х гг. [4; 13; 21].

ло к восстановлению на реках исходной (до коренной реконструкции) морфологии русел, естественного руслового режима и бытовых глубин на перекатах. В этих условиях на первый план вновь выдвинулись задачи изучения переформирований перекатов и оптимизации

Происшедшее с начала 1990-х гг. резкое сокращение дноуглубительных работ приве-

00 v

о X 2

1 Выполнено при поддержке РФФИ (проект № 0905-00221).

см х и

путевых работ на основе выявленных особенностей их многолетнего и сезонного режима как основы для трассирования землечерпательных прорезей и варьирования плавучей и береговой обстановки для своевременного перемещения фарватера.

Цель настоящей статьи — на основе обобщения материалов исследований перекатов на судоходных реках России показать многообразие режимов их деформаций, выделить основные их типы, определить условия, в которых они проявляются, и на этой основе предложить пути оптимизации путевых работ, включая снижение затрат на их проведение, в том числе при разработке землечерпательных прорезей.

Многолетние переформирования перекатов

Смещение перекатов в пределах перекатных участков — наиболее яркое проявление многолетнего режима деформаций перекатов. Скорости смещения перекатов обычно составляют от 20-30 до 300-500 м/год в зависимости от устойчивости русла и водоносности реки [20]. Смещаясь к нижнему концу перекатного участка, они либо размываются, если русло сужается, происходит слив в русло с выклинивающейся поймы затопивших ее в половодье (паводок) осветленных вод, их по-бочни надвигаются на относительно стабильные перекаты, расположенные на излучинах или в узлах разветвлений русла на рукава.

На смещение перекатов и их побочней на реках еще в конце XIX в. обратил внимание Н. С. Лелявский [5]. Впоследствии сведения о динамике побочней перекатов, включая анализ условий, определяющих характер и интенсивность их смещения, приводились многими исследователями по конкретным рекам. Полноценное исследование динамики перекатов впервые выполнил Н. И. Маккавеев [6], установивший зависимость скорости смещения перекатов Сп от величины руслофор-мирующего расхода воды Qф и устойчивости русла Л (числа Лохтина):

Сп=0,05^.

Г. И. Шамов [23] трансформировал формулу Н. И. Маккавеева, заменив число Лох-аI

тина Л = — (здесь Н — километрическое Н

падение, м/км; й — средний диаметр частиц наносов, мм) составляющими его элементами: километрическое падение безразмерным выражением уклона I, а Qф — средним максимальным расходом воды

С=506срмакс/.

К. В. Гришанин [3] применил другой подход к оценке подвижности побочней перекатов, считая их функцией стока, характеристик наносов и гидравлических особенностей потока. Решая уравнения динамики русловых потоков совместно с уравнением деформации в виде

1 3 ^^ , л

----—= 0

1-Е Н рЭг

(здесь х — продольная координата; Ж = sQ — объемный расход наносов; 5 — средняя объемная концентрация влекомых и взвешенных руслообразующих наносов; Q — расход воды; г = Н - И — отметка дна; Н — высота уровня водной поверхности; И — средняя глубина; Ьр — ширина русла; Е — коэффициент пористости русловых отложений), он получил два выражения для скорости смещения побочней:

с1х _ т Ж сЬс

~сй~м; я и

т

V ■ V

<И 1-Е пол '

где т — показатель степени в формуле расхода наносов (Ж ~ Qm); Кол — скорость течения в половодье. При этом величина скорости смещения побочней определяется в м/с. Сопоставляя результаты расчета с фактическими данными, К. В. Гришанин пересчитал последние, выраженные в м/год, на среднегодовую скорость смещения в м/сут, а затем — на продолжительность (в секундах) половодья (паводка), во время прохождения которого происходит смещение побочней. Приведенные им результаты показывают хорошую сходимость натурных и расчетных данных.

На Вычегде и Северной Двине средние скорости смещения перекатов соответственно

равны 90-100 в 150-200 м/год число Лохтина на Северной Двине не превышает 2,8, на Вычегде колеблется от 3,4 до 5,6. В верхнем течении Оби, где устойчивость русла близка к северодвинской, скорости перемещения перекатов достигают 300 м/год. В этом случае сказывается различие в гидрологическом режиме: на Северной Двине — короткое высокое половодье и продолжительная межень, на Оби — растянутое половодье и короткая межень. На Амударье (Л < 1, продолжительное половодье, растягивающееся почти на полгода) перекаты смещаются до 1000 м/год и более. На нижней Лене скорость перемещения перекатов обычно составляет 200-300 м/год, и только в относительно маловодных рукавах (20 % от общего расхода) — 100 м/год и менее.

Перемещающиеся перекаты характерны для неразветвленных, относительно прямолинейных или слабоизвилистых русел. На

таких участках они встречаются группами, и их побочни расположены в шахматном порядке. Побочни, смещаясь вниз по участку с пологими излучинами, увеличивают свои размеры в нижних крыльях у выпуклых берегов и уменьшаются в размерах вплоть до отторжения или размыва (с последующим восстановлением по мере смещения) у вогнутых берегов. На реках с разветвленным руслом перемещающиеся перекаты встречаются на участках незначительного протяжения между перекатами, занимающими постоянное положение на реке (например, между отдельными разветвлениями) или в рукавах. Скорости их замедляются, когда побочни располагаются у выпуклых берегов излучин, и, наоборот, растут при прохождении побочней в зонах ускорения течения. Соответственно происходит периодическое уменьшение и увеличение размеров побочней.

00 о-

Рис. 1. Перемещение побочней перекатов на р. Вычегде (Туглимские — Верхнекняжинский перекаты): а — график перемещения перекатов; б — план русла (по съемке 1959 г.); в — график колебаний максимальных уровней по гидрол. посту Яренск. 1 — приверх побочня; 2 — приверх осередка; 3 — ухвостье побочня; 4 — ухвостье осередка; 5 — изменение положения правобережных побочней; 6 — то же левобережных побочней; 7 — то же осередков. Буквами обозначены побочни перекатов

см ж и

ется развитием кос в ухвостье каждого острова. Различная интенсивность развития кос, связанная с неодинаковой водностью межостровных проток, обусловливает постепенное искривление динамической оси потока на перекате по мере ее смещения в нижнее положение; корыто переката при этом мелеет, поскольку часть потока отвлекается в затонины между косами, образующими верхний побочень. Благодаря им при руслоформирующих расходах вдоль нижней части островного массива создаются повышенные уклоны, происходит отторжение кос и объединение затонин в единую ложбину, сосредоточивающую основной расход воды на перекате. Таким образом, на перекатах в устьях рукавов сложных разветвлений в годы, когда динамическая ось потока прижимается к ухвостьям островов, происходит ее выпрямление и углубление корыта переката; в последующем развитие кос приводит к смещению корыта переката в нижнее положение, где оно становится мелким, а стрежень потока искривляется.

Таковы переформирования Белогорс-ких перекатов на нижней Лене, представляющих собой перекат-россыпь, охватившие с 1920-х гг. несколько этапов перемещения стрежневой зоны потока и судового хода на перевале реки от левого берега к правому. Перемещаясь в левую сторону русла, фарватер настолько искривлялся, что на отдельных изгибах оказывался ориентированным против общего направления течения (рис. 5).

Одновременно происходит естественное углубление части русла, проходящей вдоль ухвостьев островов, куда перемещается основное течение реки. Однако вновь образующиеся косы вызывают искривление корыта переката и его общее смещение в нижнее положение. Период, когда корыто переката перемещается из верхнего положения возле ухвостьев островов в нижнее, охватывает около 12-14 лет. Полный цикл переформирований Белогорских перекатов длится около 25-30 лет.

Аналогично развиваются перекаты в русле с чередующимися односторонними разветвлениями, образованными группами островов возле противоположных берегов.

Рис. 5. Переформирнования переката в узле слияния рукавов под влиянием смещения кос, развивающихся в ухвостьях островов, расчленных

межостровными протоками (Белогорские перекаты на р. Лене)

Рассмотренные закономерности многолетних переформирований перекатов являются наиболее характерными, в той или иной мере повторяющимися при наличии специфических особенностей практически у всех перекатов. Знание их позволяет прогнозировать происходящие изменения и учитывать при трассировании прорезей, используя при этом естественные тенденции переформирований перекатов.

Сезонные переформирования перекатов

Сезонные переформирования перекатов в системе «верхний побочень-седловина-нижний побочень», накладываясь на многолетний режим перекатов, сами определяются изменениями водности реки в течение года, от одного сезона к другому.

В межень обсыхают побочни перекатов, и поток, сосредоточиваясь на седловине переката, формирует корыто — более глубокую ложбину, по которой в маловодный период на судоходных реках проходит фарватер. Во время половодья побочни затоплены, ширина водной поверхности возрастает в 1,5-2 раза, а стрежень потока часто располагается над побочнями. Происходит смещение верхнего побочня вниз по течению, его удлинение или рост косы в ухвостье с образованием затони-ны на месте верхней части нижней плесовой лощины (рис. 6, а).

Корыто переката оттесняется в сторону нижнего побочня. Одновременно в подвалье переката возникает подзастружное течение, направленное от ухвостья верхнего побочня к нижнему. Благодаря ему в этом же направлении перемещаются наносы, способствующие обмелению корыта переката по мере его смещения к нижнему побочню. В итоге между верхней плесовой лощиной и верхней частью нижней плесовой лощины или затонской частью переката возникает поперечный уклон, наибольшие значения которого наблюдаются вдоль ухвостья верхнего побочня. Во время осенних паводков, когда уровни воды в реке увеличиваются, в направлении наибольшего поперечного уклона водной поверхности смещается стрежень потока, происходит размыв гребня переката и здесь, возле верхнего побочня, вновь располагается корыто переката. Нередко это сопровождается отторжением ухвостья побочня, образованием осередка на седловине переката и полной ликвидацией затонины. Если мощность потока во время паводков недостаточна, то это происходит на следующий год во время половодья. Образовавшийся осередок в дальнейшем при-членяется к нижнему побочню, увеличивая его размеры.

Таким образом, на протяжении одного весеннее-летне-осеннего сезона на реках

Рис. 6. Сезонные переформирования перекатов верхней Оби: а — смещение корыта переката от нижнего побочня к верхнему (Нижнедресвянский перекат);

б — изменение положения главного течения рукава по протокам возле элементарного острова, образующего вторичное разветвление в рукаве, вследствие смещения побочней (Кундышевский перекат)

с неустойчивым или слабоустойчивым руслом, имеющим половодье, межень и осенние паводки, сезонные деформации перекатов заключаются во внутригодовом смещении корыта переката от верхнего побочня к нижнему, а иногда и его возвращение в исходное положение (к верхнему побочню). На реках с более устойчивым руслом и соответственно меньшей интенсивностью переформирований подобные перестройки переката осуществляются в течение ряда лет и, следовательно, уже относятся к категории многолетнего режима перекатов.

во о-

см х и

мальные — 3,0 м/с, зона смещения наносов достигает 0,6-0,7 Ь При меженных расходах (500 м3/с) скорости течения уменьшаются до 0,99 м/с, что значительно меньше неразмыва-ющей для галечников (1,36 м/с), происходит резкая остановка наносов и обмеление перекатов. Амплитуда изменения отметок гребней перекатов от половодья к межени достигает 1,5 м.

Рассмотренные случаи определяются спецификой гидравлического режима потока, и уменьшение глубин связано не с аккумуляцией наносов (намывом), а со стабилизацией отметок дна. На песчаных перекатах с веерообразным рассредоточением потока и снижением удельных расходов воды на их седловине это сопровождается накоплением наносов, поступивших с верхового склона гряды, и повышением отметок дна в конце спада уровней и в межень.

Режим сезонных деформаций перекатов (обмеление в половодье — размыв на спаде уровней — частичное обмеление в межень и при летне-осенних паводках) характерен для верхних перекатов в каждой паре смежных перекатов в пределах перекатных участков. Иная ситуация складывается на следующем виде по течению перекате, на что впервые обратил внимание Н. И. Маккавеев. Аккумуляция наносов во время руслоформирующих расходов воды на верхнем перекате создает дефицит наносов на нижележащем, где в этот период сток наносов Ж < Жтр. Поэтому смежный нижележащий перекат размывается вплоть до полного его исчезновения. Однако по мере размыва верхнего переката соотношение между Ж и Ж меняется на противоположное из-за поступления сюда продуктов размыва. В итоге здесь аккумулируются наносы, поступающие с вышележащего переката, которые вновь формируют перекат, представляющий уже гряду меньшего размера между побочнями двух больших макроформ руслового рельефа. Ниже по течению на следующих перекатных участках схема повторяется.

Обмеление перекатов в межень иногда наблюдается на реках с разветвленным руслом, если происходит перераспределение стока воды между рукавами от половодья к межени, особенно при выполнении рукавом

наносоотсасывающих функций. Перекаты, находящиеся на заходе в рукав, водность которого по мере понижения уровней уменьшается, мелеют; в половодье же, когда в этот рукав направляется все большая часть расхода воды, перекат размывается. Во втором рукаве имеет место противоположная тенденция, которая усиливает проявления «нормального» хода вертикальных деформаций переката: обмеление в половодье, размыв в межень.

Н. И. Маккавеев [12] отмечал размыв в половодье и аккумуляцию наносов на перекатах в межень на реках с зарегулированным стоком — естественным у рек, вытекающих из озер (Нева) или искусственным в нижних бьефах водохранилищ. Размыв перекатов в половодье и рост отметок гребней с падением уровней характерен для приплотинного участка Оби ниже Новосибирской ГЭС. Это явление наиболее четко проявлялось в первые 20 лет после сооружения плотины, особенно в многоводные годы; отметка Бугринского переката с падением уровней в многоводном 1973 г. возросла почти на 1,5 м; размыв в половодье в 1970-е гг. отмечался у перекатов на участке длиной 60-70 км ниже плотины (Чаусском, Дрегуновских и др.). Почти все дноуглубительные работы на судовом ходу здесь проводились в августе-сентябре, при меженных уровнях. В 1990-е гг. подобный режим сохранялся на ряде перекатов на участке длиной 30-40 км от гидроузла. Например, отметки Мочищенского переката в 1998 г. с падением уровней на 2,5 м возросли на 40-80 см. Размыв перекатов в половодье объясняется дефицитом наносов на припло-тинном участке Оби из-за задержки наносов в водохранилище.

Перекаты, связанные с выходами в русле скал, также отличаются тем, что аккумуляция наносов на них происходит в межень, когда в наибольшей мере сказывается подпор от скальных перемычек. Их размыв происходит обычно в половодье или при уровнях низкой межени, когда перекаты превращаются в водосливы с широким порогом, на которых возникает кривая спада уровней. На Дрегуновском перекате р. Оби в половодье 1988 г. размыв дна превысил 2,5 м. В межень с падением уровней на 3 м рост отметок дна составил 0,5-2 м, но

в глубокую межень вновь начался размыв корыта переката [16].

Размыв перекатов в половодье и аккумуляция на них наносов в межень характерны для рек криолитозоны [17]. Вследствие промерзания побочней и отмелых частей русла, где лед ложится зимой на дно, во время половодья поток оказывается недонасыщенным наносами, а поток у которого Щ >> Щ размывает только те части русла, где мерзлота отсутствует: плесовые лощины и корыта перекатов между промерзшими отмелями. Возникновению условия Щ >> Щ способствует также малое поступление в это время наносов в реку с водосборов, в пределах которого сток воды осуществляется по еще неоттаявшим грунтам. В межень и особенно при прохождении летне-осенних паводков, когда в русле и на водосборе деятельный слой достигает наибольшей толщины, поток насыщается наносами и аккумулирует их на перекатах. Этому способствует большая кривизна извилин динамической оси потока, огибающей побочни, которая в значительной мере формируется в зимнюю межень подо льдом и отличается большой кривизной. На спаде половодья и в летнюю межень радиусы кривизны стрежня потока больше, чем у подледного потока зимой. Вследствие этого меженный поток спрямляет существующую углубленную ложбину, она оказывается вне основного течения, и в ней на корыте переката происходит аккумуляция наносов [17]. Подобные явления характерны для средней и нижней Лены, Яны, Индигирки, Колымы — рек с широкопойменным, в значительной промерзающим песчаным руслом.

Существенную роль в сезонной динамике перекатов играет движение донных гряд. К. В. Гришанин [3] придавал большое значение грядам длиной порядка ширины русла. Их образование и перемещение по перекату обусловливает резкие колебания отметок гребней перекатов, ко-

торые происходят независимо от хода уровня. Такие различия в характере связи хода уровней и отметок дна на перекатах в разные фазы гидрологического режима связаны с особенностями движения гряд. На Днестре при высоких уровнях воды на перекатах формируются крупные гряды, длина и высота которых составляет соответственно 300-800 и 1,0-1,6 м. Скорости смещения этих гряд незначительны и на отметках дна и глубинах сказываются только в многолетнем плане. При низких уровнях в межень на дне формируются микроформы руслового рельефа длиной 15-25 м и высотой 0,3-0,7 м, скорость смещения которых составляет в среднем 0,5 м/ч. За сутки каждая гряда смещается примерно на свою длину, вызывая в каждой точке соответствующие изменения глубин. Такие гряды, перемещающиеся по верховому склону переката в направлении от верхней плесовой лощины к гребню, вызывают колебания отметок дна в пределах до 0,7 м, которые оказываются соответственно выше и ниже на 0,15-0,35 м относительно средней линии (рис. 8).

Рис. 8. Колебание отметок дна на верховом склоне переката из-за смещения гряд-микроформ (а) и амплитуда отметок дна на перекате в пределах отдельной гряды-микроформы (б). Отметки дна: 2 — средние; 2 — наибольшие;

ср А 7 макс

2 — наименьшие; Д2 — их амплитуда;

мин ' ^ '

Д/ — величина смещения гряды за время /.

1 — осредненный профиль переката; 2 — исходное положение гряд на перекате; 3 — положение гряд через интервал времени Д/

Повышение по отношению к ней отметок дна создают эффект обмеления переката в межень. Колебания отметок дна вслед-

00 о-

II университета

'ЖУРНАЛ водн ы х / / коммуникации

ствие формирования, перемещения и размыва гряд в разные фазы водного режима (как в половодье, так и в межень) в зависимости от формы поперечного сечения русла описал Л. А. Турыкин [18] на р. Чулыме. На перекатах с широкими побочнями в половодье гряды, перемещающиеся по верховым склонам и по гребням перекатов, вызывают повышение максимальных отметок дна на величину, равную высоте гряд, 0,2-0,4 м. С падением уровня и в межень на гребне переката скорости течения растут, гряды разрушаются и отметки дна понижаются на величину, равную высоте гряд. При прямоугольном поперечном сечении в половодье при больших скоростях течения наносы на гребне переката перемещаются в гладкой фазе и гряды-микроформы формируются при понижении уровня воды и уменьшении скоростей течения, вызывая соответствующее повышение (на 0,2-0,4 м) осредненных отметок дна. Таким образом, в половодье разрушение гряд на перекате создает эффект его размыва; в межень их формирование аналогично по своей результативности аккумуляции наносов. Естественно, что возможны случаи наложения процессов размыва/аккумуляции наносов на формирование или разрушение

гряд, усиливая, ослабляя или нейтрализуя друг друга. Это явление — повышение средних отметок гребня переката в межень из-за формирования грядовых микроформ — отметил также А. Н. Бутаков [2].

Знание закономерностей сезонных переформирований перекатов лежит в основе планирования сроков проведения землечерпательных работ на реках, эксплуатируемых как водные пути сообщения. Правильно составленный их прогноз позволяет в определенных ситуациях (перекат к межени размывается) отказаться от их выполнения и ограничиться своевременным перемещением береговых и плавучих знаков судоходной обстановки, сосредоточив внимание на перекатах, мелеющих в лимитирующий (маловодный) период. Вместе с тем обмеление перекатов в половодье еще не означает необходимость его углубления, так как уровни воды растут быстрее повышения отметок дна. Таким образом, оптимизация путевых работ связана с прогнозом сезонных деформаций перекатов. Его разработке способствует сохранение на водных путях изыскательских русловых партий, осуществляющих мониторинг состояния перекатов посредством выполнения регулярных промерно-съемочных работ.

см ж и

Список литературы

1. Борсук О. А. Русловые процессы на верхнем Алдане и их учет при транспортном освоении реки / О. А. Борсук [и др.] // Эрозия почв и русловые процессы. — 1955. — Вып. 10. — С. 157-188.

2. Бутаков А. Н. Гидравлика развития мезоформ речного русла. — М.: Изд-во РУДН, 1999. —

216 с.

3. Гришанин К. В. Устойчивость русел рек и каналов. — Л.: Гидрометеоиздат, 1984. — 144 с.

4. Гришанин К. В. Сезонные деформации перекатов // Тр. IV Всесоюз. гидрол. съезда. — Л.: Гидрометеоиздат, 1976. — Т. 10: Русловые процессы. — С. 13-21.

5. Лелявский Н. С. Об исследованиях перемещения песчаных кос у г. Александровки // Тр. III съезда русских деятелей по водным путям в 1896 г. СПб., 1896. — Ч. 2. (Вопросы гидротехники свободных рек. — М.: Речиздат, 1948. — С. 146-156).

6. Маккавеев Н. И. Русловой режим рек и трассирование прорезей. — М.: Речиздат, 1949. —

202 с.

7. Маккавеев Н. И. Русло реки и эрозия в ее бассейне. — М.: Изд-во АН СССР, 1955. — 347 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Маккавеев Н. И., Советов В. С. Трассирование землечерпательных прорезей на перекатах равнинных рек европейской части СССР // Тр. ЦНИИ РФ. — 1940. — Вып. 3: Вопросы пути. — 60 с.

9. Михайлова Н. М. Типизация и сезонный режим перекатов Северной Двины, их влияние на условия судоходства // Эрозионные, русловые процессы и проблемы гидроэкологии. — М.: МГУ, 2004. — С. 145-152.

10. Петровский В. В., Сахарова Е. И. О переформированиях Красноборского переката (Северная Двина) // Русловые исследования для улучшения условий судоходства. — М.: Речной транспорт, 1958. — С. 19-33.

11. Попков И. Ф. Классификация перекатов // Тр. ЦНИИВТа. — 1937. — Вып. 179. — С. 5-41.

12. Проектирование судовых ходов на свободных реках // Тр. ЦНИИЭВТа. — М.: Транспорт, 1964. — Вып. 36. — 262 с.

13. Руководство по проектированию коренного улучшения судоходных условий на затруднительных участках свободных рек. — Л.: Транспорт, 1974. — 310 с.

14. Русловые процессы и водные пути на реках Обского бассейна. — Новосибирск: РИПЭЛ-плюс, 2001. — 300 с.

15. Садовский Г. Л. Пособие по трассированию землечерпательных прорезей. — М.: Речной транспорт, 1961. — 183 с.

16. Сурков В. В., Чалов Р. С. Сезонная и многолетняя цикличность в развитии перекатов верхней и средней Оби // География и природные ресурсы. — 2002. — № 4. — С. 79-85.

17. Тананаев Н. И. Сток наносов и русловые процессы на реках криолитозоны: автореф. дис. ... канд. географ. наук. — М.: МГУ, 2007. — 27 с.

18. Турыкин Л. А. Грядовый рельеф речного русла и его влияние на сезонные деформации перекатов // Геоморфология. — 1993. — № 2. — С. 82-88.

19. Турыкин Л. А., Чалов Р. С. Об оценке сезонных деформаций перекатов на реках с паводоч-ным режимом // Метеорология и гидрология. — 1985. — № 8. — С. 77-82.

20. Чалов Р. С. Динамика перекатов и ее количественная характеристика // Вопросы географии. — М.: Географгиз, 1963. — Сб. 63. — С. 100-111.

21. Чалов Р. С. Режим перекатов на участках сопряженных разветвлений русла // Морфология речных русел и их моделирование. — М.: ГГИВОДГЕО, 1972. — С. 30-39.

22. Чалов Р. С. Географические исследования русловых процессов. — М.: Изд-во МГУ, 1979. — 232 с.

23. ШамовГ. И. Речные наносы. — Л.: Гидрометеоиздат, 1959. — 380 с.

во г

о X 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.