Научная статья на тему 'Многокритериальный выбор стратегических решений при портфельном анализе'

Многокритериальный выбор стратегических решений при портфельном анализе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОКРИТЕРИАЛЬНЫЙ ВЫБОР РЕШЕНИЙ / ПОРТФЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА СТРАТЕГИЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юрлов Ф. Ф., Галкин К. Б.

Необходимость применения многокритериального выбора стратегических решений при реализации портфельного анализа проектов обусловлена недостаточным использованием количественных оценок эффективности применяемых стратегических решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многокритериальный выбор стратегических решений при портфельном анализе»

Многокритериальный выбор стратегических решений при портфельном анализе

Ф.Ф.Юрлов,Заслуженный деятель науки РФ, Академик РАЕН, д.т.н.,

профессор, Зав. Кафедрой «Экономика и предпринимательство» НГТУ.

8(831)4369874, eip@nntu.nnov.ru.

К.Б. Галкин, генеральный директор ОАО «САПТ»

Ключевые слова

Многокритериальный выбор решений, портфельный анализ, количественная оценка стратегических решений.

Key words

Multicriteria selection decisions, portfolio analysis, quantitative evaluation of strategic decisions.

Аннотация

Необходимость применения многокритериального выбора стратегических решений при реализации портфельного анализа проектов обусловлена недостаточным использованием количественных оценок эффективности применяемых стратегических решений.

Abstract

The need for a multi-criteria selection of strategic decisions in the implementation of portfolio analysis of the projects, is caused by insufficient use of quantitative assessments of the effectiveness of strategic decision making.

Теория многокритериального выбора находит при анализе различных проблем: оценка эффективности инвестиционных проектов, при определении инвестиционного потенциала предприятий и организаций, при стратегическом менеджменте и т. п.

В настоящем статье показана необходимость применения указанной теории при рассмотрение различных моделей портфельного анализа. Эта необходимость обусловлена тем, что в существующей научной литературе

явно недостаточно используются количественные оценки эффективности применяемых стратегических решений.

В качестве анализируемых матриц рассматриваются матрицы:

1. Бостонской консультативной группы БКГ;

2. Матрица McKinsey-General Electric;

3. Матрица фирмы Arthur D Little (ADL);

4. Матрица Ancoffa;

5. Матрица Абеля;

6. Проект PIMS.

Особенности матрицы БКГ

При использовании данной матрицы используются показатели: относительная доля рынка (ОДР) и темпы роста рынка (ТРР)

При построении матрицы БКГ по горизонтальной оси откладываются значения показателя ОДР, а по вертикальной ТРР. Разделяя плоскость на четыре части получаем матрицу, представленную на рисунке 1.

При использовании данной матрицы осуществляется распределение финансовых и иных ресурсов таким образом, чтобы осуществить перемещение бизнес-единиц из неблагополучных квадрантов в более благополучные. При этом особое внимание уделяется «собакам», которые имеют худшие показатели ТРР и ОДР.

В данном случае применяется качественный анализ рассматриваемой матрицы. В частности, не производится сравнение бизнес-единиц, относящихся к тому, или иному квадранту матрицы.

Применим многокритериальный подход к анализу рассматриваемой матрицы. Допустим, что она включает портфель бизнес-единиц, представленный на рисунке 2.

Рис. 2. Применение многокритериального подхода к анализу матрицы БКГ

В данном случае стрелки означают то, что с ростом показателей ТРР и ОДР эффективность бизнес-единиц повышается. Проведем ранжирование указанных бизнес-единиц следующим образом.

На первом этапе проведем параллельные прямые через наиболее удаленные точки БЕ2 иБЕ6. Граничные точки, прямоугольника включаются в множество эффективных решений. Точки, не принадлежащие прямоугольнику, на данном этапе исключаются из рассматривания, как не эффективные.

На втором этапе сравниваем точки БЕ4 и БЕ5, принадлежащие прямоугольнику. Точка БЕ4 уступает точке БЕ5по обоим показателям. Поэтому ее исключаем из рассмотрения на данном этапе.

Таким образом, на двух этапах анализа выделили эффективное решение, включающее точки БЕ2, БЕ5, БЕ6, т.е. БЕ1э=[БЕ2, БЕ5, БЕ6}. Присваиваем ему ранг Я±. Аналогичным образом, выделяем эффективное множество БЭ = {БЕг, БЕА, БЕ7}. Присваиваем ему ранг Д2. Соответственно, эффективному множеству Бд1 = БЕ3 присваиваем ранг Д3.

Таким образом, с помощью многокритериального выбора эффективных решений осуществляется упорядочение (ранжирование) бизнес-единиц. Следующим этапом может быть распределение финансовых, трудовых и иных ресурсов между проранжированными бизнес-единицами. При этом может возникнуть задачи упорядочивания бизнес- единиц, принадлежащих к тому или иному рангу.

МатрицаMcKinsey-GeneralElectric

В отличии от рассмотренной матрицы БКГ рассматриваемая матрица характеризуется двумя комплексными показателями:

1. «Привлекательность рынка (отрасли)» (ПО)

2. «Стратегическое положение» (СП) (конкурентные позиции) бизнес-единиц.

Рассматриваемая матрица представляется в виде, представленном на рисунке 3.

ПО

к

ч

3

о

■и

Н

О

о

X

л

4

13

и

и

8

й

Конкурентоспособность бизнес - единиц

Рис 3. МатрицаMcKinsey-GeneralElectric

Считается что, наиболее характерные положения бизнес-единиц находятся в угловых квадрантах матрицы. При этом рекомендуются

следующие стратегические альтернативы

A- деинвестирование;

B- селективный рост;

C- агрессивный рост;

D- низкая активность.

Указанные рекомендации базируются на качественном анализе данной матрицы.

Возможность количественного многокритериального подхода можно пояснить следующим образом. Для выбора эффективных стратегий необходимо сформировать зависимости показателей «привлекательности отрасли» (ПО) и «стратегического положения» СП) от набора факторов.

При этом показатель ПО будет зависеть от совокупности факторов внешней среды:

Y={Y1, У2,...Уп},

и показатель СП □ от внутренних факторов бизнес единиц:

Х= {Хг,Х2 ...Хт}.

С учетом указанных наборов внешних и внутренних факторов получим зависимости:

ПО=Г(У1, У2 ... У„);

СП=Ф (Хг, Х2 ... Хт).

В качестве внешних факторов Y могут выступать: размер рынка, темпы роста рынка, динамика цен и т.д.

Внутренние факторы X могут представлять: доля рынка бизнес -единицы, конкурентоспособность фирмы, уровень рентабельности, структура затрат и т.д.

При многокритериальном подходе одним из направлений решения задачи является формирование обобщенных результирующих показателей ПО и СП. При этом результирующий (комплексный) показатель ПО определяется по формуле:

ПО= ,

где У^1 □ безразмерный показатель, характеризующий внешнюю среду; □ вес (весомость) показателя Х^.

Результирующий (комплексный) показатель СП находится из выражения:

СП^Д*#,

где XI □ безразмерное значение внутреннего показателя бизнес -единицы;

Д; - вес (весомость) показателя Х^.

Располагая указанными показателями можно осуществить выбор наиболее эффективных решений по двум показателям ПО и СП. С этой целью могут найти применение принципы: доминирования, Парето и др.

Матрица фирмы Arthur D Little (ADL)

При применении данной матрицы используется концепция жизненного цикла отрасли или бизнес-единицы. В соответствии с этой концепцией каждая бизнес-единица проходит в своем развитии следующие стадии: рождение, развитие, зрелость, спад. Конкурентная позиция бизнеса оценивается следующими параметрами: ведущая (доминирующая), сильная, благоприятная, прочная, слабая.

Для определения рекомендаций по возможному выбору стратегий бизнес-единиц формируется матрица, по одной оси которой откладываются значения показателей деятельности бизнес-единиц, а на другой □ позиции бизнеса, которые он занимает на той или иной стадии развития. Фрагмент такой матрицы приведен в таблице 1.

Таблица 1

Матрица ADL

Вид.СЕБ выручка прибыль рентабельность инвестиции

Ведущая (рост) Ви П11 Р11 Уц

Ведущая (рост) В21 П21 Р 21 ^21

Ведущая (зрелость) В31 П31 Р 31 ^31

Ведущая (спад) В41 П41 Р41 Пі

По результатам анализа каждой строки матрицы (стадии жизненного цикла) определяются стратегии бизнес-единиц. К ним относятся:

1. Увеличение доли рынка;

2. Удержание доли рынка;

3. Улучшения конкурентного положения;

4. Лидерство в ценах и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При использовании матрицы ADLмогут иметь место следующие задачи многокритериального выбора:

1. Оценка экономического состояния стратегической единицы, находящийся на том или ином этапе развития.

Для ¡-го этапа жизненного цикла состояние бизнес-единицы определяем в виде:

Е1 = /(Къ К2... Кп),

где показатели эффективности (выручка, прибыль, рентабельность

и т.д.)

2. Сравнительная оценка эффективности нескольких бизнес-единиц (например, бизнес-единиц, входящих в портфель).

В данном случае сравнению подлежат набор бизнес-единиц, входящих в портфель:

БЕп = {БЕП1}, ¡= 1, п.

3. Оценка единственной бизнес-единицы для разных этапов жизненного цикла.

Такая задача может возникнуть при прогнозировании развития бизнес-единиц. В рассматриваемой ситуации потребуется определение состояния бизнес-единицы для каждого из этапов жизненного цикла:

Еп(Т'ъ), Еп (Тг), Еп (Т3), Еп (Г^.

Матрица PIMS

При формировании матрицы РГМЗ используется статистика большого количества эмпирических исследований. В результате этих исследований определяются наиболее существенные показатели, от которых зависит эффективность функционирования бизнес-единиц. В качестве наиболее характерных показателей определяются следующие:

1. Капиталоемкость;

2. Качество продукции;

3. Производительность;

4. Конкурентная позиция бизнеса;

5. Низкие затраты на единицу продукции;

6. Вертикальная интеграция;

7. Инновации.

При анализе указанных показателей возникает необходимость анализа взаимосвязей между ними. Это может быть сделано, используя корреляционный, регрессивный анализ.

В общем случае количество показателей, от которых зависит эффективность бизнес единиц, может существенно превысить набор указанных выше показателей. Например, к дополнительным показателям, можно отнести: выручка, прибыль, рентабельность, финансовая

устойчивость и др.

При оценке эффективности бизнес-единиц потребуется учесть наличие (или отсутствие) противоречий между определенными показателями. При этом возможны следующие ситуации:

1. Противоречия между показателями отсутствуют. Например, оптимизация одного из показателей, не приводит к ухудшению остальных.

Данное условие запишем в виде:

*1 (Кг) = Х% (Кг) = ... = Х% (п),

где X? (К1) □ оптимальное решение при оптимизации ¡-го показателя.

2. Все анализируемые показатели являются противоречивыми, это условие записывается следующим образом:

X? (К,) ФХ° (Кг)Ф.*Х^(Кп).

При выполнении данного условия улучшение одного из показателей приводит к ухудшению других.

3. Часть показателей имеет совпадающие результаты оптимизации, а остальные являются различными, т.е

*1 №) = X® (Кг) =... Х^(Кт)

Хт+1 (Кт+г) * %т+2

(кт+2) * х£ (К*)

Общие выводы

1. Портфельный анализ является важным средством повышения эффективности стратегического планирования и выбора эффективных стратегий.

2. Основой портфельного анализа (ПА) является применение двухмерных матриц, с помощь которых оптимизируемые бизнес-единицы оцениваются с помощью двух показателей.

3. Двухмерный анализ имеет преимущество, заключающийся в наглядности анализируемых бизнес-процессов. Однако при таком подходе недостаточно учитываются многие показатели эффективности бизнес -единиц.

4. Портфельный анализ в основном является качественным и явно не учитываем количественные оценки эффективности бизнес-единиц.

5. При применении матричного подхода недостаточно учитываются связи между рыночными показателями и показателями, характеризующими эффективность функционирования бизнес-единиц.

6. Каждая из матриц характеризуется разными показателями.

Поэтому возникает необходимость определения целесообразности

применения той или иной матрицы.

7. Задачи, связанные с портфельным анализом являются многокритериальными. Поэтому для их решения потребуется дальнейшая разработка принципов и методов выбора эффективности стратегических решений по совокупности показателей.

Библиографический список

1. Юрлов Ф.Ф.

Методы и модели в экономике (Ф.Ф. Юрлов, Ю.А. Соколов, А.Ф.

Плеханова, Д.Н. Лапаев) - Н.Новгород: Типография НГТУ, 2010.

2. Шапкин Е.И., Юрлов Ф.Ф.

Эффективная стратегия при планировании и управлении в

машиностроении. - Н.Новгород: Типография НГТУ, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.