УДК 7.011.26 ББК 24.00.01
Е.А. Скоробогачева
многокрасочная целостность русского национального искусства: образ святителя николая чудотворца в северной руси*
Прослеживается эволюция образа святого Николая в искусстве Русского Севера, Великого Новгорода и Ярославля. Автор дает характеристику произведений иконописи, а также медного литья, шитья, архитектуры, скульптуры Х11-Х1Х вв. В качестве методологической основы избраны системный подход в сочетании с комплексным междисциплинарным подходом. В исследовании применяются искусствоведческий анализ произведений, историко-этнографический метод, метод сравнительного анализа. Особенно внимание уделено анализу икон. Сделано заключение, о том, что: образ Николая Чудотворца занимает одно из наиболее значимых мест в произведениях Северной Руси; при индивидуальной и разнообразной трактовке данная иконография приближена, как правило, к народной среде; эволюция образа святого Николая Чудотворца в искусстве Северной Руси претерпела незначительные иконографические изменения, но явно выраженное стилистическое развитие. Религиозно-философская значимость образа и самобытность художественных трактовок при этом были сохранены.
Ключевые слова:
иконопись, Новгород, Св. Николай, Север, эволюция, Ярославль.
Издавна образ св. Николая находил многовариантное отображение в отечественном искусстве. О постепенном изменении иконографии, стилистических особенностях, общей эволюции северного творчества позволяют судить не только памятники иконописи, медного литья Русского Севера, но и примеры обращения к образу св. Николы в архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре.
Можно предположить, что впервые такая иконография на территории Русского Севера появилась в начале XII в., когда происходило активное заселение края. В освоении региона велика роль новгородцев, и, вероятно, первые иконы с изображением святителя были завезены на Север именно ими. В ранних иконах «Св. Николай Чудотворец», происходящих с Севера, ясно заметно новгородское влияние. В Новгороде и окрестных землях почитание св. Николы получило особенно широкое распространение. Об этом свидетельствует и множество храмов, приделов, ему посвященных.
На новгородских землях известны значимые в общерусском масштабе примеры XШ-XV вв. иконографии Николая Чудотворца: поясное изображение святителя, его вариация - житийные композиции. «Св. Никола» - образ, исполненный Алексой Петровым в 1294 г., древнейшая из подписных икон Древней Руси (из церкви Николы на Липне. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник), «Св. Никола с житием» (вторая половина XIV - на-
чало XV в. Из церкви Бориса и Глеба в Плотниках. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник). Оба памятника являются вариантами поясного изображения Николая Мирликийского в среднике, когда правая рука святого сложена в благословляющем жесте, в левой он держит закрытое Евангелие. В образе XIII в. композиция средника дополнена фигурами предстоящих Спасителя и Богоматери, изображениями святых, поясными и в рост на полях иконы, тщательно разработанной орнаментикой нимба и одеяний Чудотворца: кресты, ромбы, «жемчуга». На верхнем поле иконы центральным является изображение этимасии, по сторонам показаны полуфигуры архангелов Михаила и Гавриила, избранных святых. Нижнее поле иконы оформлено надписью, в которой указана дата создания иконы и говорится, что «.. .писал грешный Алекса Петров сын». Композиция памятника второй половины XIV - начала XV в. по периметру усложнена клеймами, повествующими о житие святого.
Образцом того же типа иконографии в новгородской иконописи является, например, самобытный памятник конца XVI -начала XVII вв. «Св. Никола» (из Нико-ло-Дворищенского собора. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник). Особенностями данной иконы следует назвать художественную манеру -изящность рисунка, пластичность силуэта и композицию - полуфигура, поясное изображение святого, написана на круглой доске.
* См. иллюстрации к статье на 4-й странице обложки.
Данная икона является списком древнего чудотворного образа Николая Мирликийс-кого, обретенного в Новгороде в XII в. и, по повелению князя Мстислава Владимировича (1075-1132), находившегося в Никольском соборе на Ярославовом дворище.
С XIV в. влияние Новгорода активно распространялось в северном крае, что связано с тем, что и новгородские земли, и Русский Север избежали татаро-монгольского завоевания. Поэтому развитие культуры, в частности, работа иконописных мастерских не прерывалась. Особенно сильно воздействие новгородского искусства в Обонежье. Западное Поморье входило в Обонежскую пятину - владение Великого Новгорода, чем и объясняется преобладание новгородских влияний. Об этом свидетельствует выносная икона «Св. Николай Чудотворец» (конец XIV - начало XV в. Череповецкое музейное объединение). Данная икона по иконографическому типу - поясное изображение, по стилистическим особенностям, характеру лика святого и трактовке деталей - типична для Новгорода.
В северных письмах новгородская традиция получает дальнейшее развитие. Как правило, распространены те же варианты иконографии, что и в вышерассмотренных памятниках Новгорода. При этом нередко специфичны детали иконописных композиций. Так, изображение святителя может быть дополнено поясными образами Спасителя и Богоматери меньшего масштаба, расположенными по сторонам, или житийными клеймами, что характерно, например, для иконы «Никола Великорецкий» (1558 г. Андрей Васильев. Сольвычегодск. Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») [3, с. 7].
На Русском Севере распространен также такой тип иконографии, как житийные иконы с изображением в среднике св. Николая в рост. Кроме того, в северных письмах нередко изменяются пропорции фигуры, манера письма.
При исследовании иконописи Севера важен вопрос уточнения терминологии в отношении северных писем. В современном искусствоведении известны различные, отчасти противоречащие друг другу точки зрения, что требует дальнейшего изучения.
В.Г. Брюсова склонна рассматривать северные письма как иконописную школу, выделяя в ней школы Великого Устюга, Каргополя, Заонежья и другие [1]. Также и Г.И. Вздорнов применяет термин «вологодская школа» - «вологодская школа живописи сложилась в XIV в.» [2, с. 46, 53-54]. Другие крупнейшие специалисты ХХ в. в области иконописи не считают северные письма
школой. Например, В.Н. Лазарев пишет о них как о «группе икон» [5]. М.А. Реформатская употребляет такое наименование, как «область русского иконописания» [9]. «Направлением в иконописи» называет их реставратор и искусствовед В.В. Филатов. Мы разделяем эту точку зрения, потому что иконы Русского Севера стилистически не единообразны. Так, вариативностью манеры и техники отличаются иконы Под-винья, Великого Устюга, Сольвычегодска, Каргополя, Обонежья. Северным письмам не свойственен, за довольно редкими исключениями, и высокий профессиональный уровень. Итак, мы заключаем, что северные письма - не самостоятельная школа в древнерусской иконописи, но художественная многосоставная общность самобытных центров иконописания.
Среди северных писем XVI в., времени сложения данной общности, характерен, например, «Св. Никола» (конец XV - начало XVI в., Обонежье, собрание Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск) [10, с. 9] - вновь образец распространенного типа иконографии, поясной композиции. Данная икона имеет ряд аналогий с образцами новгородской иконописи, наиболее близка иконе «Вознесение Господне» (конец XV в. Новгород. Софийский собор).
Исключительно самобытной страницей в религиозной живописи Русского Севера следует назвать искусство Дионисия. Его росписи в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, иконы, созданные им на Севере, следует отнести к гармоничному претворению столичных традиций в северном регионе. Можно выделить икону Дионисия «Святитель Николай Чудотворец» 1502 г. Один из центральных образов в системе росписей собора Рождества Богородицы - композиция «Святитель Николай Чудотворец» (1502 г., конха Никольского придела). Рассматриваемые образцы принадлежат к двум разным иконографическим типам:
1. Композиция с ростовым изображением святителя в среднике с изображением житийных клейм по периметру иконной доски.
2. Поясное изображение святого Николая, его правая рука показана в благословляющем жесте, в левой представлено закрытое Евангелие.
Время расцвета северного искусства - XVII век. Тогда созданы многочисленные образцы северных писем, в том числе посвященные Николаю Мирликийскому. Одно из них - «Св. Никола Зарайский с житием» (XVII в., Поморье, Музей изоб-
разительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск) [6, с. 12], в котором нет отступлений от принятой иконографии, - ростовое изображение святителя в окружении житийных клейм. Клейма и киотообразное обрамление фона средника решены несколько небрежно.
К образу святого обращались и строгановские мастера конца XVI-XVII вв. В «иконных горницах» Строгановых работали Прокопий Чирин, Никифор и Истома Савины, Семен Хромой и другие высокопрофессиональные иконописцы с индивидуальной манерой. Каждому из них присущ свой «почерк». Начало изучения этих икон было положено Д.А. Ровинским, И. Сахаровым, И.М. Снегиревым, Н.В. Покровским, В.И. Успенским и др.. В наши дни их исследовали В.Г. Брюсова, В.Г. Пуцко, Э.С. Смирнова.
Следует выделить икону Семена Спиридонова «Николай Чудотворец с житием» (1682, из церкви Иоанна Златоуста в Ярославле), относящуюся к типу ростового изображения святого в среднике в окружении житийных клейм, где сказывается влияние Москвы и Новгорода. Иным иконографическим решением (поясное изображение), художественным и оттенком религиозно-философского звучания отличается икона «Св. Никола» середины XVII в., под вопросом атрибутированная В.Г. Брюсовой как произведение Федора Зубова [1, с. 148]. Произведению свойственна суровость трактовки образа, что подчеркивает резкий рисунок, контрастная светотень в моделировке лика.
К решениям северных писем во многом близки иконы Ярославля, что объясняется общностью традиций и географическим фактором. Ярославские земли граничат с территорией Русского Севера, и иконописцы могли работать в нескольких регионах. Примером стилистической близости служат ярославские иконы «Святитель Николай Чудотворец с житием» первой трети XVII в. (происходит из церкви Дмитрия Солунского в Ярославле, Ярославский художественный музей), «Святитель Николай Чудотворец с житием» середины XVII в. (происходит из Курбского района Ярославской области, Ярославский художественный музей), «Святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, Василий и Константин, пророк Илья и святитель Николай Чудотворец в молении иконе св. Троицы» (происходит из церкви Параскевы Пятницы на Туговой горе в Ярославле, Ярославский художественный музей).
Данные памятники объединяет с северными письмами распространенные иконографические типы житийных икон и манера исполнения - преобладание красок земля-
ного происхождения, охристо-зеленоватый колорит, несколько небрежное наложение красочного слоя, резкость силуэтов. Третья из рассматриваемых икон отличается редкой иконографией, но свойственными северным письмам пропорциями изображенных - большеголовые статичные фигуры.
Также о влиянии северных писем свидетельствует запрестольный крест второй половины XVIII в. из Ярославского художественного музея. Его происхождение неизвестно, но очевидна близость к народному искусству, в том числе к произведениям Русского Севера. Об этом свидетельствует трактовка большеголовых фигур, преобладание охристо-серых цветовых сочетаний. Данный крест, восходящий к форме древних четыреххконечных крестов, с круглыми клеймами в средокрестии и на концах, является редким образцом трактовки св. Николая. Среди изображений лицевой стороны креста сохранилось только «Распятие» в центральном клейме. На оборотной стороне в центральной композиции представлен образ Святителя Николая, близкий и Николе Зарайскому, и Николе Можайскому, так как фигура святого изображена в рост, в правой руке он держит закрытое Евангелие, в левой - храм. Здесь присутствует синтез нескольких художественных с преобладанием трактовок народного искусства.
Образ св. Николая получил широкое распространение не только в живописи Русского Севера, но часто воспроизводился в медном литье. Наиболее ранние из мед-нолитых икон Русского Севера относятся к XV в. Образцом их иконографии служили живописные образа, а также резные - по дереву и слоновой кости. Поморье славилось как центр меднолитых икон. Характерен, например, трехстворчатый складень «Св. Никола Чудотворец с избранными святыми» (XVIII в., ЦМДРИ имени Андрея Рублева*) [10, с. 184]. Трактовка образа во многом близка живописной иконографии -поясному изображению святителя в окружении житийных клейм.
Образ Николы Чудотворца в медном литье - один из самых почитаемых наряду с образами Ильи Пророка, триптихом «Деисус», а также сложными по композиции пятистворчатыми иконами «Двунадесятые праздники», которые нередко заменяли иконостас. Так, образ «Св. Никола с предстоящими», отливаемый по иконографии, предположительно разработанной на Выге в XIX в. [10], получил широкое распространение как на Русском Севере,
* ЦМДРИ имени Андрея Рублева - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
так и по всей России. Данная иконография в медном литье известна и в качестве самостоятельной композиции, и как часть триптиха, например, в трехстворчатом складне «Св. Никола с предстоящими. Богоматерь всех скорбящих радость. Св. Ки-рик и Улита и избранные святые».
Поздние северные письма, произведения XVIII - начала ХХ в., как и русская иконопись этого времени в целом, недостаточно изучены. XVIII век привнес влияние барокко, но сохранил традиции Древней Руси и народного искусства на северных землях. Новшества отразились и в трактовке образа св. Николая, в которой можно проследить проявление барочных черт, преобразованных народным искусством. Об этом позволяет судить икона «Св. Никола» (XVIII в., выговское письмо, Богоявленская соборная часовня мужского обще-жительства, фото Ф.А. Каликина 1912 г.), памятник широко известной на Севере, как и по всей России, иконографии - композиция с поясным изображением святителя.
Изографы настолько умели подчинить барочные черты канонам народного искусства, что возникал новый тип иконографии, иной вариант художественного стиля, аутентичного искусства, вышедшего из крестьянской традиции, которое по праву может быть названо «северным барокко». Его ярким образцом являются, например, иконы «Явление Богородицы и Николы пономарю Юрышу», созданные на Русском Севере. Варианты ее названия: «Беседная», «Явление Богородицы пономарю Георгию». Иконография образа служит подтверждением влияния поморского орнамента на иконопись при построении композиций, говорит о дальнейшей переработке на Севере московского барокко и стиля времен Екатерины II, о синкретичности этого искусства, объединяющего в себе ряд традиций.
Барочные черты сказались и в трактовке меднолитых образов XVIII столетия, что демонстрирует, например, трехстворчатый складень «Св. Николай Чудотворец с предстоящими святыми» (XVIII в., ЦМДРИ имени Андрея Рублева) [1, с. 184]. Влияние барокко сказывается в композиции со сложным, несколько дробным ритмом, насыщенной деталями. Данную иконографию, на наш взгляд, следует отнести к новому варианту распространенного иконографического типа - поясное изображение в окружении житийных клейм. Таким образом, рассматриваемое произведение позволяет судить о степени сочетания традиции и новаторства в северном медном литье - о преобладании старины и лишь частичном изменении прежнего характера икон.
Особенно значимы образцы, показывающие сохранение древнерусских черт. На Север немало икон привозили из Новгорода, Соловецкого монастыря, Белозерья. В часовнях нередко можно было увидеть памятники XIV-XVII вв., и новые произведения изографов продолжали их художественный язык. Таким примером может служить живописная икона первой половины XVIII в. «Никола с житием» из Никольской церкви в деревне Паданский погост, Обонежье - образец иконографического типа житийной композиции. По-прежнему для обонежских иконописцев характерно использование красных и серых описей, обводки черным контуром, светло-оливковый санкирь, ох-рение, плавно переходящее к теням.
В XVIII в., несмотря на немаловажное воздействие барокко, светской живописи и гравюр, традиции оставались. Одним из наиболее консервативных иконописных центров являлось Обонежье. Нередко мастерам удавалось найти синтез старины и новшеств, не утрачивая характерности северных писем, как в Выговской пустыне. Так, в северных иконах XVIII в. в отношении их иконографии и стилистики оставался прежний стержень, доказывающий самобытность искусства сурового края.
XIX в. стал важнейшим рубежом в искусстве Севера, временем угасания многих стародавних промыслов, но и нового расцвета искусства. Хронологически проследив стилистическую эволюцию образа, следует также обратиться к его религиозно-философскому содержанию в искусстве северян. На Руси известна различная трактовка св. Николая: строгий и отстраненный, созвучный художественным решениям в искусстве Византии или милостливый и близкий людским нуждам согласно народному пониманию. Для художественных памятников Севера свойственно приближение святых к народной жизни, поскольку мир в северном творчестве являет синтез земного и небесного, синкретичность горнего и дольнего свойственна интенции сознания северян.
Менее выразительна трактовка образа святителя в медном литье, что объясняется прежде всего технико-технологическими особенностями. Об этом свидетельствует икона «Св. Никола с предстоящими» - образец иконографии с поясным изображением Чудотворца. Она является левой створкой в триптихе-складне, где центральная часть представлена иконой «Богоматерь Всех Скорбящих Радость», правая -«Св. Кирик и Улита и избранные святые» (XIX в., Выг (?), Поморье (?), ГИМ*). По такой же исходной форме отливались и от-
* ГИМ - Государственный исторический музей.
дельные плакетки «Св. Николай Чудотворец» [10], получившие распространение на рубеже XIX-XX вв.
Закономерно, что святителю нередко посвящались храмы на землях Севера -постройки, различные по типам, композиционным решениям. Один из таких наиболее ранних храмов, сохранившихся на Севере, - Никольская церковь в селе Лявля (1581-1584 гг.). Тип, близкий к клетскому, воплощен в храме Николая Чудотворца в селе Панилове Архангельской губернии. К ярусному типу относится Никольский храм в селе Васильевское. К редким на Севере, крещатым в плане сооружениям, принадлежит Никольская церковь в селе Шуерецком. Композиция Никольского храма в селе Бережная Дубрава Архангельской губернии представляет собой четверик, заканчивающийся пятиглавием. Освящались в честь св. Николая и часовни, среди них - часовня Николы в деревне Мелойгуба. Примером каменного церковного зодчества является церковь Николы на Сенной площади в Вологде - скромный образец екатерининского классицизма провинциального характера.
Помимо живописи и зодчества, образ св. Николая распространен в декоративном творчестве северян. Можно найти общие черты в трактовке одного образа в иконописи, медном литье и декоративно-прикладном искусстве, в том числе общность иконографических типов. Например, иконописным образцам близко такое произведение, как палица «Св. Николай Чудотворец» (вторая половина XVII в., зо-лотное шитье, Пермская государственная художественная галерея).
В скульптуре Севера образ Николы в XVIII в. приобрел национальные черты. В кажущейся амбивалентности художественного языка северной скульптуры сокрыта синкретичность этого вида искусства. Значима неотделимость северной скульптуры от художественно-эстетической, религиозно-философской жизни Севера, гармоничность включения в единое простран-
Список литературы:
ство культуры края. Очевидна смысловая цельность северного искусства. Об этом позволяет судить скульптура «Никола Можайский» - иконографический тип изображения святого в рост, в киоте со створами (XVIII в. Каргополье, Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера») [3, с. 4].
Итак, трактовка образа св. Николая в произведениях искусства Новгорода, Русского Севера, Ярославля подтверждает общерусский характер творчества Северной Руси, при господстве трех основных иконографических типов: поясное изображение, поясное изображение в среднике в окружении житийных клейм, ростовое изображение святителя в среднике с житийными клеймами по периметру композиции. Из представленного материала следует, что эволюция образа Николая Чудотворца в искусстве Северной Руси претерпела незначительные иконографические изменения, но видимое стилистическое развитие.
Так, подтверждается значимость генезиса образа Святителя Николая, устойчивость его религиозно-философского содержания и сохранение художественного почерка в северном творчестве в сочетании с индивидуальным решением памятников. Отсюда мы заключаем, что анализ развития образа Николая Чудотворца позволяет детерминировать общую эволюцию искусства Северной Руси, помогает судить о сохранении и устойчивости национальных традиций, укоренных в народной среде. Очевидно, что традиционность при самобытности звучания является основной характеристикой северного творчества, что свидетельствует о многокрасочной целостности русского национального искусства.
Автор выражает благодарность за помощь в сборе материалов для исследования сотрудникам Государственного исторического музея, Музея изобразительных искусств Республики Карелия, Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».
- 338 с.
[1] Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. - М.: Искусство, 1984.
[2] Вздорнов Г.И. Вологда. - Л.: Аврора, 1972. - 135 с.
[3] Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера». - М.: Государственная Третьяковская галерея., 2001. - 48 с.
[4] История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI-ХХ века. - М.: АРТ-БМБ, 2002. - 288 с.
[5] Лазарев В.Н. Русская иконопись. - М.: Искусство, 1996. - 403 с.
[6] Музей изобразительных искусств Республики Карелия. Петрозаводск. - М.: Государственная Третьяковская галерея., 2001. - 50 с.
[7] Неизвестная Россия. - М.: ГИМ, 1994. - 73 с.
[8] Непеин А. Памятники церковной скульптуры на севере России. - Пермь, 1917. - 67 с.
[9] Реформатская М.А. Северные письма. - Интернет-ресурс. Режим доступа: www.kenozerjelive. гшпоЫ1еИеге.Мт1 (09.10.2013)
[10] Русское медное литье. Сборник научных статей / Под ред. С.В. Гнутовой. - М.: ЦМДРИ, 1993. - 192 с.