© Ю.В. Попов, 2013
УДК 622.67 Ю.В. Попов
МНОГОКАНАТНЫЙ ПОДЪЕМ С НАЗЕМНЫМ РАСПОЛОЖЕНИЕМ ПОДЪЕМНЫХ МАШИН
При наземном расположении подъемной машины в схеме появляется ряд новых элементов, в частности наличие копровых шкивов, наличие струны каната. Эти элементы вносят новые реалии, которые не учитываются в существующих методиках расчета. Появление струны каната заставляет по-новому оценивать угол обхвата канатоведущего шкива.
Ключевые слова: многоканатные подъемные машины, наземное расположение, угол обхвата.
Непрерывное увеличение глубины ведения горных работ, углубление шахт и рудников и прямо связанное с этим проектирование все более мощных комплексов многоканатных подъемных установок (МКПУ) приводит к необходимости сооружения все более громоздких и дорогостоящих башенных копров. Строительство таких сооружений связано с большими капитальными затратами и, кроме того, со снижением уровня безопасности эксплуатации МКПУ, в то время как в мировой практике уже наметилась устойчивая тенденция перехода от башенного к наземному расположению подъемных машин (ка-натоведущих шкивов трения - КВШ). Однако в отечественном шахтном подъеме основные научно-техничес-кие аспекты данной проблемы остаются пока нерешенными, что зачастую сдерживает реализацию этого перспективного во всех отношениях направления развития подземных горных предприятий [1].
При наземном расположении подъемной машины в схеме появляется ряд новых элементов, в частности наличие копровых шкивов, наличие струны каната. Эти элементы вносят новые реалии, которые не учитываются в существующих методиках расчета. Появление струны каната заставляет по-новому оценивать угол обхвата канатоведущего шкива. При этом у копровых шкивов появляется новая функция - формирования угла обхвата канатоведущего шкива.
Во время работы провисание каната происходит не только под действием собственной силы тяжести, но и за счет центробежной силы, которая при наклонном расположении канатов увеличивает натяжение и стрелу провиса [2]. Распределенная равномерно по длине каната центробежная сила направлена по нормали к его оси, а сила тяжести вертикально. Поэтому, распределенную погонную нагрузку целесообразно разложить на тангенциальную (я-эту), направленную по хорде пролета, и нормальную (я-соэу), направленную по нормали к канату (рис. 1). В дальнейших расчетах тангенциальную нагрузку от действия силы тяжести при определении натяжения каната на отрезке между канатоведущим и отклоняющим шкивом можно не учитывать. При расстоянии между осями этих шкивов 20.. .80 м и угле наклона канатов к горизонту 30.85 градусов напряжения в канате вызванные собственным весом составляют 0,8.6 МПа.
Стрела провиса каната может быть определена после интегрирования дифференциального уравнения его изогнутой оси.
f (x)_
_ q - cosy- x - (1 - x)
25
(1)
где q-cosy - погонный вес каната (q=p-g), S - натяжение набегающей ветви каната^ const).
Максимальная стрела провиса каната (статическая стрела провиса)
_ q-cosrt 1 8 ■ 5 При подъеме скипа (клети) на канат начинает действовать центробежная сила, которая за счет его растяжения увеличивает
стрелу провиса.
Стрелу провиса каната от действия нормальной составляющей распределенной силы тяжести и центробежной силы (динамическую стрелу прогиба) с достаточной степенью точности можно определить из уравнения
Рис. 1. Расчетная схема для вычисления значения провисания струны каната
I ■
1 + 8 ■ f 3 ■ 12
2 Л
I ■
'1 + 8У12 Л 3 ■ 12
+
5 - I - Рст - g
q ■ E
(3)
где - стрела провиса каната от действия силы тяжести и центробежной силы; П - стрела провиса каната от действия силы тяжести (статическая стрела провиса); рст - плотность материала канатов; Е - модуль упругости каната; Б - натяжение каната длиной < =г-<<а; г - радиус кривизны каната. После преобразования уравнения (3) получим
( /-2 , 12 „ Л0'5
4 _
f;
+3V2 -12-pa
8 - E
(4)
Подставим значение статической стрелы провиса в уравнение (4) получим максимальную (динамическую) стрелу прогиба
2 2 п0,5
3-\г ■
L _ 0,5-1
V
4-5
+ •
у
_Рс
2-E
(5)
Уравнение (5) позволяет связать основные параметры подъемной машины: максимальное статическое натяжение канатов, расстояние между канатоведущим и отклоняющим шкивами, углом наклона канатов, их сечением (погонной массой) и скоростью подъема. Знание динамической стрелы прогиба позволяет определить координаты осей шкивов, обеспечивающих безопасную работу канатов.
Провисание каната оказывает влияние на угол обхвата канатоведущего шкива, кроме того, такое провисание в статическом положении подъемной
машины, может вызывать колебания струны каната при различных режимах работы подъемной установки с соответствующим изменением тяговой способности подъемных машин, определяемой по известному выражению с учетом фактических значений угла обхвата канатоведущего шкива а.
Анализ схем МКПНУ показывает, что провисание верхней струны каната вызывает увеличение угла обхвата ка-натоведущего шкива, а провисание нижней струны - его уменьшение. Общее изменение угла обхвата Д а будет равно разности углов провисания струн канатов
± Да = Дав - Дан , (6)
где ав и ан - углы провисания верхней
и нижней струн канатов.
Увеличение тяговой способности канатоведущего шкива (при положительном значении Да):
Рис. 2. Схема сил действующих на элемент каната (силы тяжести не показаны)
АЕ
Рсб. ^
нб сб ^ (7)
Аналогично может быть определено и уменьшение тяговой способности шкива (при отрицательном значении Да), а также увеличенное значение динамического коэффициента безопасности против скольжения
Есб (^(а^а)
(8)
а
Ув
дин
^нб ^сб
Полученные зависимости показывают, что провисание нижней струны канатов уменьшает угол обхвата КВШ.
Анализ полученных зависимостей показывает, что для реальных расстояний между осями шкивов, провисание верхней и нижней струн канатов несущественно изменяет угол обхвата КВШ (не более чем 0,02 рад.). Такое изменение угла обхвата не приведет к существенному изменению тяговой способности канатоведущего шкива и динамического коэффициента безопасности против скольжения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попов Ю.В., Тимухин С.А., Садыков Е.Л. Проблемы повышения эффективности шахтных многоканатных подъемных установок с наземным расположением подъемных машин. Известия Уральского государствен-
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ -
ного горного университета. Вып. 24. с.51-59
2. Дукельский А.И. Подвесные канатные дороги и кабельные краны. - М.: Машиностроение, 1966. - 348 е.. ШЗ
Попов Юрий Владимирович - кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой горной механики, popov.y@mail.ru, Уральский государственный горный университет.