Научная статья на тему 'Многоканальные системы записи и воспроизведения звука, как новое художественное средство в искусстве музыкальной звукорежиссуры'

Многоканальные системы записи и воспроизведения звука, как новое художественное средство в искусстве музыкальной звукорежиссуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
259
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Павлов А. А.

Развитие технологий пространственного звучания в течение нескольких последних десятилетий обозначило качественно новый этап для искусства музыкальной звукорежиссуры. Построение современных комплексов пространственного воспроизведения звука и систем полимикрофонной записи потребовало от звукорежиссеров понимания принципиально новой технологической базы в их стремлении к воссозданию максимально реалистичных музыкальных образов в фонографии. Достижения в области психоакустики позволили сформировать уникальные средства художественной выразительности для синтеза трехмерных звуковых полей, которые, в свою очередь, способствуют большему погружению слушателя в атмосферу акустической виртуальной реальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоканальные системы записи и воспроизведения звука, как новое художественное средство в искусстве музыкальной звукорежиссуры»

26. Лисаковский И. Художественная культура. Термины. Понятия. Значения / И. Лисаковский. - М.: Издательство РАГС, 2002. - 240 с.

27. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма / Н.Б. Маньковская. -СПб.: Алетейя, 2000. - 347 с.

28. На грани тысячелетий: Мир и человек в искусстве XX в. / Рос. АН, Рос. ин-т искусствознания Министерства культуры РФ. - М.: «Наука», 1994. - 272 с.

29. Обухова А.Е. Живопись без границ / А.Е. Обухова, М.В. Орлова. -М.: Изд-во «ГАЛАРТ», 2001. - 175 с.

30. Постмодернизм. Энциклопедический словарь. - М., 2001. - 1038 с.

31. Руднев В.П. Словарь культуры XX века / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 1999. - 384 с.

32. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века: ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. - М.: Аграф, 2001. - 457 с.

33. Силичев Д.А. Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн / Д.А. Силичев // Философские науки. - 1992. - № 3. - С. 112-154.

34. Структурализм «за» и «против»: сб. статей. - М.: Изд-во «Прогресс», 1975. - 468 с.

35. Текст: варианты интерпретации: сб. ст. - М.: «Иллея», 1999. - 187 с.

36. Текст и комментарий: сб. статей. - М., 2006. - 276 с.

37. Текст. Интертекст. Культура: сб.статей. - М., 2001. - 234 с.

38. Текст как явление культуры / Г.А. Антипов, O.A. Донских, И.Ю. Мар-ковина, Ю.А. Сорокин. - Новосибирск: Наука. Сиб. Отд-ние, 1989. - 197 с.

39. Усовская Э.А. Постмодернизм: учеб. пособие / Э.А. Усовская. -Мн.: ТетраСистемс, 2006. - 256 с.

40. Эстетика и теория искусства XX века. - М., 2001. - 543 с.

МНОГОКАНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАПИСИ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ЗВУКА, КАК НОВОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СРЕДСТВО В ИСКУССТВЕ МУЗЫКАЛЬНОЙ ЗВУКОРЕЖИССУРЫ

© Павлов A.A.*

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт Петербург

Развитие технологий пространственного звучания в течение нескольких последних десятилетий обозначило качественно новый этап для искусства музыкальной звукорежиссуры. Построение современных комплексов пространственного воспроизведения звука и систем поли-

* Аспирант кафедры «Звукорежиссура».

микрофонной записи потребовало от звукорежиссеров понимания принципиально новой технологической базы в их стремлении к воссозданию максимально реалистичных музыкальных образов в фонографии. Достижения в области психоакустики позволили сформировать уникальные средства художественной выразительности для синтеза трехмерных звуковых полей, которые, в свою очередь, способствуют большему погружению слушателя в атмосферу акустической виртуальной реальности.

Со времени разработки и внедрения стереофонических систем воспроизведения звука были неоднократно выделены их значительные ограничения и недостатки. К основным недостаткам стереофонических систем относится: существенное лимитирование зоны оптимального прослушивания, связанное с качеством восприятия стереофонического эффекта; неестественность передачи во вторичное звуковое поле пространственных характеристик первичного поля, связанных со структурой ранних и поздних отражений; неудовлетворительная передача глубины звукового образа; невозможность имитации окружающих кажущихся источников звука; ограничение расположения кажущихся источников звука в пределах от -30° до +30° и другие.

При переходе к системам многоканального звука (таким как, «Dolby Digital», «SDDS», «DTS», «Wave Field System») появляется множество абсолютно новых возможностей при решении драматургических задач в звукозаписи акустического явления:

- используя многоканальные системы воспроизведения, звукорежиссер способен создать звуковые образы, которые, по характеристикам фронтальной ширины и глубины, будут в значительной степени более натурально имитировать существующие музыкальные инструменты или группы инструментов (например, рояль, орган, симфонический оркестр, хоровые ансамбли) [1];

- пространственные характеристики звучания, в контексте восприятия человеком акустической информации, являются наиболее ценностными. Проведены многочисленные эксперименты [2], в которых экспертам предлагалось сравнить качество звучания широкополосной но монофонической акустической системы со стереофонической, обладающей гораздо меньшим диапазоном воспроизводимых частот. В большинстве случаев предпочтения экспертов были отданы в пользу стереофонического звучания. Отсюда можно сделать вывод, что пространственные характеристики качества звучания являются, в некоторой степени, приоритетными перед тембральными. Если рассмотреть переход от стереосистем к многоканальным пространственным системам воспроизведения звука, то очевидно, что сравнительные оценки качества звучания должны быть не менее контрастными;

- благодаря развитию пространственных систем воспроизведения звука звукорежиссер получил возможности для более гибкого размещения мнимых источников сигнала. Причем для систем «5.1», «7.1» панорамирование сигнала стало возможным в пределах 360° в горизонтальной плоскости, а для таких систем, как «22.2» - также и в вертикальной. Таким образом, множество мнимых источников намного свободнее размещаются в звуковой картине музыкального произведения. Однако, многочисленные статьи V Pulkki [3] свидетельствуют о том, что с внедрением многоканальных пространственных систем процесс панорамирования источников сигнала значительно усложнился, вследствие появления в этих системах тыловых громкоговорителей. Таким образом, законы панорамирования, разработанные для стереофонии, в многоканальной интерпретации требуют переосмысления;

- в современных многоканальных системах воспроизведения слушатель получает возможность не только «слухового наблюдения» за объектом со стороны, теперь он может быть помещен внутрь самого акустического действия. Такая концепция передачи пространственных характеристик звучания описана T. Holman [4] и получила название «inside the band approach» в его монографии «Surround Sound: Up and Running».

Одной из приоритетных задач при построении многоканальных систем записи и воспроизведения является процедура субъективной оценки качества звучания. Данные, полученные из результатов таких субъективных экспертиз, подлежат глубокому изучению звукорежиссерами при выборе соответствующей многоканальной микрофонной системы. Процедура организации субъективных экспертиз, а также необходимые технические условия подробно описаны S. Bech и N. Zacharov в книге «Perceptual Audio» [5]. Результаты исследований проблематики построения многоканальных микрофонных систем, таких ученых - исследователей искусства звукорежиссуры как, F. Rumsey, T. Kamekawa, R. Kassier должны лечь в основы инструкций для звукорежиссеров по звукозаписи произведений в различных акустических условиях и на контрастном музыкальном материале.

Область применения многоканальных микрофонных систем ограничивается спецификой представленного для записи музыкального материа-ла. Сольные, камерные, хоровые, оркестровые и другие произведения различных жанров, представленные исключительно акустическими инструментами, подлежат записи с помощью многоканальных микрофонных систем, так как, существует акустический эквивалент такого звучания. Другие музыкальные произведения, содержащие электромузыкальный инструментарий в своей партитуре, в процессе записи и сведения подлежат дополнительной электроакустической пространственной обработке, так как, в этом случае отсутствует пример акустического эквивалента звуча -ния. Второй вариант представлен такими стилями музыки как, поп, рок,

электронная музыка и предполагает большую свободу творческого выражения звукорежиссера, так как сформированные пространственные характеристики могут быть искусственно синтезированными и, соответственно, не иметь аналогий с естественными акустическими явлениями.

Вследствие такого многообразия жанров и стилей в современной музыкальной культуре важнейшей задачей является установление перечня пространственных атрибутов, которые выявляют эксперты во время прослушивания. Несмотря на широкий спектр возможных источников звуковых сигналов, а также разнообразие микрофонных систем, задействованных в экспериментах, крайне любопытен тот факт, что перечень таких атрибутов у групп слушателей, оказывается схожим, что дает наде>кду на поиск некоторых объективных параметров оценки качества пространственного звучания. Причина кроется в синестезии вербальной и чувственной коммуникации, которые взаимодействуют при оценке одного и того же пространственного стимула [6]:

1. при оценке качества пространственного звучания слушатели отдают предпочтение характеристикам широты пространственного образа в целом. При этом характеристики ширины индивидуальных звуковых источников, (отдельных инструментов, групп инструментов, ансамблей) в большинстве случаев, ими практически не различаются;

2. слушатели высоко ценят пространственные атрибуты, связанные со звуковым обертыванием (envelopment), отождествляя их с натуральностью, присутствием звукового образа;

3. несмотря на кажущуюся легкость восприятия расстояния до кажущегося источника звука, концепция глубины звучания является для слушателя проблемным полем. Некоторые атрибуты, связанные с расстоянием до источника могут быть восприняты и в монофоническом представлении (благодаря варьированию соотношений прямого и отраженного звука), в то время как подлинное ощущение глубины возможно только в трехмерных системах воспроизведения звука.

Исследователь F. Rumsey отмечает, что понятие натуральности звучания крайне распространено в оценках экспертов. Имеет место тесная связь вновь услышанной акустической информации с внутренне-слуховыми представлениями экспертов в процессе оценки качества звучания пространственных систем, что также является проблемной областью исследования в части достижения большей его объективности.

Обозначенные выше атрибуты являются ключевыми для теории построения полимикрофонных систем, но не исчерпывающими. В работах [7, 8] даны результаты экспертиз с расширенным набором атрибутов для экспертной оценки. К таким параметрам относятся: Spaciousness (ширина фронтального звукового образа), Envelopment (ощущение обволакивания звуками), Depth (расстояние от слушателя до мнимого источника звука), Localization (кажущееся месторасположение источника), Powerfulness (сила впечатления), Softness (мягкость звучания) и другие.

Развитие многоканальных систем воспроизведения звука на протяжении последних десятилетий XX века и, как следствие, совершенствование многоканальных микрофонных систем позволило искусству музыкальной звукорежиссуры выйти на более высокую ступень в процессе воссоздания звукового образа музыкального произведения. Благодаря возможностям имитации многомерного звукового пространства звукорежиссер стал способен не только наиболее точно передавать акустическую атмосферу того или иного помещения, концертного зала, но и в более значительной степени воздействовать на эмоциональное впечатление слушателя, что, открывает огромные творческие возможности и новые пути для искусства музыкальной звукорежиссуры на современном этапе.

Список литературы:

1. Gunther Theile. Multichannel natural music recording based on psychoaco-ustic principles // IRT, Germany, AES 19th International Conference, May 2001.

2. Ковалгин Ю.А. Электроакустика и звуковое вещание. - М.: Горячая линия - Телеком, 2007.

3. Pulkki V. Analysing virtual sound source attributes using a binaural auditory model. - Amsterdam, AES 104 International Convention, 1998.

4. Holman T. Surround Sound: Up and Running. - Focal Press, 2008.

5. Bech S. Perceptual Audio. - John Wiley&Sons, 2006.

6. Rumsey F. Spatial audio and sensory evaluation techniques - context, history and aims. - University of Surrey, Guildford, 2006.

7. Kassier R. An informal comparison between surround-sound microphone techniques. - Barcelona, AES 118 International Convention, 2005.

8. Kamekawa T. Correspondence relationship between physical factors and psychological impressions of microphone arrays for orchestra recording. - Japan, AES Surround Recording Experiments Project, 2007.

ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭМОЦИЙ С ИХ АКУСТИЧЕСКИМИ

ХАРАКТЕРИСТИКАМИ И ИХ РОЛЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСКУССТВАХ

© Романенко В.О.*

Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, г. Санкт Петербург

Эмоции человека составляют основу многих творческих профессий: актера, диктора, лектора, педагога, музыканта, певца. Проблема отражения эмоций определенными акустическими параметрами, наиболее

* Аспирант кафедры «Звукорежиссура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.