Научная статья на тему 'Многогранный гений'

Многогранный гений Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
272
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир новой экономики
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ДЕПРЕССИЯ / GREAT DEPRESSION / РЕЖИМ С ОБОСТРЕНИЕМ / BLOW-UP REGIME / "НОВЫЙ КУРС" / "100 ДНЕЙ" / РЕФОРМА / REFORM / "НРАВСТВЕННОЕ НАЧАЛО" / "MORAL PRINCIPLE" / АТОМНОЕ ОРУЖИЕ / ATOMIC WEAPONS / НАУКА / МЕТОДОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Скибицкий Марк Михайлович

Статья посвящена анализу многосторонней деятельности тридцать второго президента США в различных сферах жизнедеятельности американского общества и мировой политики. Рассматривается создание Рузвельтом знаменитого «Нового курса», что позволило сформировать новую модель рыночного хозяйства с опорой на мощь государственного регулирования. Автор предпринимает подход к оценке реформ «100 дней» с позиций современной научной методологии. В статье раскрывается деятельность Рузвельта в условиях назревания и в ходе Второй мировой войны, в сфере организации науки, при строительстве Манхэттенского инженерного округа. Автор делает вывод о фундаментальном значении в настоящее время наследия Великого президента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MULTIFACETED GENIUS

This article analyzes the multilateral activities of the thirty-second President of the United States in various spheres of American society and world politics. We consider the creation of Roosevelt’s famous «New Deal», which allowed to form a new model of the market economy, drawing on the power of government regulation. The author makes an approach to the assessment of the «hundred days» of reforms in terms of modern scientific methodology. The article reveals Roosevelt’s activity facing the brewing of and actual campaign of the Second World War, in the sphere of science, in the construction of the Manhattan Engineering District. The author concludes that nowadays the heritage of Grand President holds the fundamental importance.

Текст научной работы на тему «Многогранный гений»

< 64

ф. д. Рузвельт - человек и реформатор

Многогранный гений

скивицкий марк михАйлович

д-р философских наук, профессор кафедры «Философия» Финансового университета E-mail: philos.fa@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена анализу многосторонней деятельности тридцать второго президента США в различных сферах жизнедеятельности американского общества и мировой политики. Рассматривается создание Рузвельтом знаменитого «Нового курса», что позволило сформировать новую модель рыночного хозяйства с опорой на мощь государственного регулирования. Автор предпринимает подход к оценке реформ «100 дней» с позиций современной научной методологии. В статье раскрывается деятельность Рузвельта в условиях назревания и в ходе Второй мировой войны, в сфере организации науки, при строительстве Манхэттенского инженерного округа. Автор делает вывод о фундаментальном значении в настоящее время наследия Великого президента.

ключевые слова: Великая депрессия; режим с обострением; «Новый курс»; «100 дней»; реформа; «нравственное начало»; атомное оружие; наука; методология.

Multifaceted genius

MARK MIKHAYLOVICH SKIBITSKIY

PhD. of Philosophy, Professor of the Chair «Philosophy», Financial University

Abstract. This article analyzes the multilateral activities of the thirty-second President of the United States in various spheres of American society and world politics. We consider the creation of Roosevelt's famous «New Deal», which allowed to form a new model of the market economy, drawing on the power of government regulation. The author makes an approach to the assessment of the «hundred days» of reforms in terms of modern scientific methodology. The article reveals Roosevelt's activity facing the brewing of and actual campaign of the Second World War, in the sphere of science, in the construction of the Manhattan Engineering District. The author concludes that nowadays the heritage of Grand President holds the fundamental importance.

Keywords: Great Depression; blow-up regime, «New Deal», «hundred days»; reform; «moral principle»; atomic weapons, science, methodology.

Гений Франклина Делано Рузвельта, Великого президента, реализовался во всех сферах жизнедеятельности общества: социальной, экономической, политической, духовной, военной. Тридцать второй Президент США приступил к выполнению своих обязанностей в крайне тяжелое для страны время. Ведь процветание в 1925-1929 гг. казалось устойчивым, ничто не предвещало будущую катастрофу. Но это была квазистационарная стадия. Подспудно имели место усиливающиеся разрушительные нелинейные экономические процессы. Как отмечают Л. Е. Гринин и А. В. Коротаев, «перегрев экономики был очень высоким, переоцененность активов дошла до максимума, перенапряженность

финансового рынка чувствовалась явственно, кредитная экспансия была очень активной...» [1, с. 128-129]. В результате наступила Великая депрессия 1929-1933 гг., начали развиваться режим с обострением, стадия сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов, особенно в финансово-экономической и социальных сферах. Рухнул фондовый рынок, сократилось в два раза промышленное производство, разорялись банки, количество безработных составляло в октябре 1932 г. 11 млн человек, одну десятую часть всего населения страны. Меры, предпринятые президентом Гувером, носили половинчатый, несистематический характер, они были явно недостаточны для преодоления кризиса. 4 марта

ш

^^ Мир новой экономики

м. м. Скибицкий МНОГОГРАННЫЙ ГЕНИЙ

65 ►

1933 г. в стране закрылись все кредитные организации. Именно в этот день состоялось торжественное введение Рузвельта в должность президента.

Часто Великую депрессию сравнивают с кризисом 2008-2009 гг. Думается, это сравнение неправомерно. Экономическая теория рассматривает циклический характер развития капиталистической экономики. В науке известны среднесрочные (7-11 лет) жюгляровские циклы и длинные долгосрочные кондратьевские циклы колебаний порядка 50 лет. Название этим циклам дал Й. Шумпетер в честь французского экономиста и историка кризисов К. Жюгляра и выдающегося российского социолога и экономиста Н. Д. Кондратьева [1, с. 10]. Важно отметить, что в 2008-2009 гг. разразился первый системный финансово-экономический кризис уже глобализирующейся экономики, в условиях значительного усиления взаимосвязи экономики разных государств, высокой нестабильности всей мировой социально-экономической системы. Эта нестабильность обусловлена рядом разрушительных нелинейных процессов: виртуализация экономики (огромный рост производных финансовых инструментов); передел современного мира посредством геоэкономического расслоения; превращение финансовой сферы в самодовлеющий фактор; создание хищнической экономики («штабная» и «трофейная»); увеличение географии слаборазвитости; офшоризация; безудержная погоня мирового спекулятивного капитала за сверхприбылью при игнорировании опасности неоправданных рисков; формирование рыночных сверхпузырей (огромная завышенность некоторых активов).

Важная особенность этих нелинейных процессов состоит в их синхронизированности, своего рода отрицательной когерентности, что придает им особую разрушительную силу, отрицательный синергетический эффект. Представляется, что мы имеем дело не с традиционным, хотя и специфическим циклом, а с новым явлением в развитии капитализма: началось саморазрушение мировой социально-экономической системы. Но огромные финансовые вливания в экономику со стороны государств задерживают переход к режиму с обострением, стадию сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов.

Вернемся к Рузвельту, ставшему президентом. В его время не было еще современной научной

методологии исследования общества в кризисных ситуациях: системного подхода, синерге-тической парадигмы, формулировки первого закона Дж. Форрестера о функционировании сложных систем. Но гений Рузвельта интуитивно находил эффективные подходы к решению всех острейших проблем. Исключительное бесстрашие Рузвельта, его решимость действовать, уверенность в победе над депрессией вызывали доверие у измученного Великой депрессией народа. Президент выдвигает «Новый курс», считая его творением народа. Американское общество рассматривается как сверхсложная система, целостность и функции которой необходимо было восстановить. За короткий исторический период «100 дней», март — июнь 1933 г., были приняты почти одновременно важнейшие законы, охватившие все сферы жизнедеятельности общества, изменившие его структуру, традиции, экономику и политику. Кооперативное, когерентное взаимодействие этих законов, как бы налагающихся друг на друга, дало мощный синергетический эффект. Далее, существует закон, сформулированный известным американским ученым Дж. Форрестером. Согласно этому закону, «в любой сложной системе воздействие на один ее элемент или признак, каким бы обдуманным оно ни было, как правило, ухудшает параметры системы как единого целого» [2]. Интуитивно Рузвельт действовал в духе этого закона: он улучшал параметры сверхсложной общественной системы США по всем основным направлениям — санация банковской системы; борьба с безработицей путем обширной программы общественных работ (строительство школ, стадионов, мостов, больниц, прокладка дорог); закон о стабилизации цен на сельскохозяйственные товары и другие законы о кредитовании сельского хозяйства; закон о восстановлении национальной промышленности. «Новый курс» носил ярко выраженный социальный характер: была сокращена продолжительность рабочего дня, установлен минимальный размер заработной платы, выработаны единые правила честной конкуренции, представители трудящихся были допущены к обсуждению коллективных договоров, участию в выработке законов о труде [3, с. 158-159]. Рузвельт осуществил радикальный вклад в реформирование американского общества при сохранении его базовых основ — частной собственности, рыночных отношений.

М 66

ф. д. Рузвельт - человек и реформатор

Преодолевая жесточайшую оппозицию финансовых магнатов, Рузвельт спас страну от социально-экономической катастрофы, тяжелых политических потрясений. Была разработана и проведена в жизнь новая модель рыночного хозяйства, спецификой которой является опора на мощное государственное регулирование, в первую очередь в сферах экономики и социального законодательства. Важным итогом реформ было нарушение «равновесия между полномочиями государства и штатов в пользу федерального правительства [3, с. 160].

Важную роль в разработке идей «Нового курса» и их реализации сыграл «мозговой центр», команда талантливых управленцев, сложившаяся вокруг Рузвельта. В «мозговой центр» вошли не преуспевающие бизнесмены с зашоренными от успехов глазами и способные лишь к традиционным решениям, а университетские профессора, способные к работе в команде и выдвижению нестандартных решений эвристических проблем в условиях дефицита времени.

Сам Рузвельт проявил себя великим управленцем. Он глубоко осознавал свою колоссальную ответственность перед находящейся в критическом состоянии страной, правильно выбирал стратегические цели для деятельности и исключительно эффективно распоряжался имевшейся у него огромной властью. Это был удивительный стиль работы: любой американец мог позвонить специальному помощнику президента, а более ста человек звонили Рузвельту в любое время и по любому поводу [4].

Есть точка зрения, что существует «первый Новый курс» и «второй Новый курс», последний датируется 1935 г. Можно соглашаться с Г. И. Чернявским, что такое разграничение не имеет оснований. Чернявский показал, что Рузвельт проводил социальные реформы в течение всех тридцатых годов, причем с 1935 г. акцент делался на долговременных планах изменения в социальной сфере: создание Администрации трудового прогресса, принятие закона о социальном обеспечении, введение федеральной системы компенсаций по безработице, пособий по болезни и инвалидности детям из малоимущих семей, матерям, находящимся на иждивении детей.

К оценке «Нового курса» существуют различные подходы: от крайне негативных до эклектических. Так, М. Н. Ротбард утверждает, что «Гувер, а не Франклин Рузвельт, стал основателем

политики «Нового курса»... Рузвельт лишь придал этому размах, но первопроходцем был Гувер» [1, с.133]. Считая такой подход преувеличением, Л. Е. Гранин и А. В. Коротаев развивают как бы промежуточную, а фактически эклектическую позицию. Суть ее состоит в следующем. Мнение, что Гувер ничего не сделал для спасения экономики США, заблуждение. Гувер предпринял меры, которые частью помогли экономике и отсрочили банковский кризис, а частью указали Рузвельту более правильный путь. Далее они выдвигают очень странное утверждение, что «Новый курс» осуществлялся уже на излете кризиса, притом якобы его многие отрицательные тенденции начинают исчерпываться частью сами собой, а частью в результате усилий общества и государства.

Авторы данного подхода признают систематичность, решительность, последовательность, прагматичность предпринятых Рузвельтом мер. Они формулируют два очень важных положения. Он смело преодолевал имеющиеся идеологические догмы и думал в первую очередь о смягчении последствий кризиса для простых американцев. Президент использовал для борьбы с ужасами безработицы самые неординарные меры, прежде всего всю мощь государства [1, с. 138-139]. Представляется, что рассматриваемый подход имеет недостатки. Известно, что Гувер считал необходимым максимально избегать вмешательства государства в экономику.

Непонятно утверждение, что Рузвельт начал свое правление уже на излете кризиса. Закрытие всех кредитных организаций в США — разве это излет кризиса?! Рузвельт начал спасать экономику США, когда, выражаясь языком синергетики, установился (или уже продолжался — в данном случае) режим с обострением, стадия сверхбыстрого нарастания разрушительных процессов.

Попытки показать несостоятельность политики Рузвельта имеются и в настоящее время. Бертран Фолсом, американский историк либерального толка, профессор истории в Хиллсдейл-колледже, выпустил объемную книгу, в которой стремится развенчать все мероприятия, проведенные в период «100 дней» и показать их отрицательное влияние на дальнейшее развитие экономики США.

Не анализируя всю аргументацию Б. Фолсо-ма, следует указать на сформулированные им

ш

^^ Мир новой экономики

м.м.Скибицкий многогранный ГЕний

67 ►

причины Великой депрессии. Первая причина — уклонение европейских стран от выплаты США долговых обязательств, образовавшихся в результате Первой мировой войны. Вторая причина — закон Смута—Хоули, который поднял налоги на импорт до рекордного уровня за всю историю США, что вызвало ответную реакцию европейских стран. Третья причина — ошибки Федерального резерва, который в течение 1928-1929 гг. четыре раза повышал процентные ставки с 3 до 6%, и это привело к тому, что предприятиям стало труднее заимствовать деньги для инвестиций [5]. Конечно, эти причины имели значение, но вне поля зрения Б. Фолсома оказались главные факторы, о которых уже говорилось ранее. Книга Фолсома издана в Фонде либеральной миссии, и это уже о многом говорит.

При проведении реформ Рузвельт придавал большое значение нравственному началу. Он считал, что президентство — это не только административное место, а в первую очередь место, откуда проистекает моральное руководство [6, с. 369]. Он стремился постоянно поддерживать связь с народом. В конце лета 1942 г. Рузвельт «поддался внутреннему зову «поездить по стране» — зову столь же мощному для некоторых политиков, как инстинкт дикого гуся» [6, с. 277280]. Президент хотел совершить путешествие и сам увидеть все, что возможно. Поездка Рузвельта не предавалась огласке до его возвращения в Вашингтон. За две недели было покрыто расстояние в 8754 мили. Президент выступал перед рабочими заводов: мужчинами и женщинами. Президент установил постоянную связь с народом, проводя по радио «семейные беседы у камелька». Все американцы знали: президент завтракает на 19 центов.

Главнокомандующий Вооруженными силами армии и флота Рузвельт стоял во главе неподготовленного к войне, демобилизованного общества. В стране очень сильны были позиции сторонников изоляционизма. Медленно и упорно Рузвельт преодолевал изоляционизм. Президент считал: нельзя выжить, если начать готовиться к войне после нападения врага. Он прозорливо видел приближение новой мировой войны, усиление агрессивности фашистской Германии и милитаристской Японии. Президент добивался от Конгресса увеличения ассигнований на нужды армии и флота, считал Англию передним рубежом обороны Америки. Занимаясь все более

активно организацией военной экономики, Рузвельт в начале 1937 г. дал секретное указание о накоплении стратегических материалов, военные заказы распределялись на частных заводах. После нападения фашистской Германии на Польшу Рузвельт настоял на объявлении Англией и Францией войны агрессору, пригрозив им в противном случае лишением американской помощи. 24 июня 1941 г. Рузвельт заявил о поддержке СССР в связи с нападением на него фашистской Германии. 7 ноября того же года на СССР был распространен закон о ленд-лизе. Рузвельт стоял у истоков антигитлеровской коалиции.

Рузвельт осознавал предупреждения известных ученых и политиков об опасности успехов германских физиков Отто Ганна и Фрица Штрас-смана в опытах расщепления атомов урана. 15 июня 1940 г. было отдано распоряжение о начале работ над атомным оружием. Был учрежден Национальный комитет по научным исследованиям в области обороны, привлечены научные светила из Гарвардского университета и Института технологии в Массачусетсе. В инженерных войсках создавались специальные подразделения по руководству строительством ядерных установок и секретных атомных городков. В августе 1942 г. началось строительство Манхэттен-ского инженерного округа для создания атомного оружия.

Рузвельт торопился: по данным разведки, немцы опережали Америку и Англию в создании атомной бомбы приблизительно на один год. Президент понимал огромное значение науки в жизни общества, особенно фундаментальной, которой в Америке не было до Второй мировой войны. В 1935 г. был принят закон, который разрешал корпорациям исключать из облагаемых налогами доходов 5% на образование и науку. По мнению наших науковедов, этот закон был чрезвычайно важным. Он способствовал формированию сети «благотворительных» фондов, которые стали одним из источников финансирования образования и науки. После Второй мировой войны окончательно сложилась система «филантропических» фондов. Они выполняют в настоящее время роль посредника между частным сектором, наукой и государством [7, с. 59].

В известном письме Ванневару Бушу от 17 ноября 1944 г. Рузвельт поставил четыре задачи: 1) быстрое рассекречивание результатов военных исследовательских разработок; 2) необходимость

М 68

м.м.Скибицкий многогранный гений

разработки программы поддержки исследований медицинской и здравоохранной направленности; 3) условия, на которых правительство могло бы оказывать помощь исследовательской деятельности в общественных и частных учреждениях; 4) возможность создания специальной программы поиска научных талантов и обеспечения их развития [7, с. 62].

Поразительно, как такой тяжелобольной человек, фактически инвалид, в течение длительного времени стоял у руля страны и мировой политики! Министр труда в правительстве Рузвельта Ф. Пер-кинс, проработавшая с ним все 12 лет его президентства, писала, что ему «совершенно определенно нравилось быть президентом. Это дело занимало все его время, энергию, способности. Нелегко было найти кого-нибудь, кто был бы так же счастлив, полностью отдаваясь своей работе. Его радовало даже то, что проблемы громоздились одна на другую, достигая горизонта» [8]. В преодолении трудностей Рузвельт черпал вдохновение.

Фундаментальное наследие президента, его личность изучаются учеными, политиками, писателями. Это наследие имеет огромное значение сейчас для нашего нестабильного, противоречивого, безумного мира. С полным правом можно сказать: ныне началась вторая жизнь Великого президента.

Литература

1. Гринин Л. Е., Коротаев А. В. Глобальный кризис в ретроспективе: Краткая история подъемов и кризисов: от Лигурга до Алана Гринспена. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.

2. Кинг А., Шнайдер Б. Первая глобальная революция. Доклад Римского клуба. М.: Про-гресс-Пангея, 1991. С. 185.

3. Ремонд Р. История Соединенных Штатов Америки. М.: АСТ: Астрель, 2006.

4. Литвак Б. Г. Великие управленцы. Практические занятия. М.: Экономика, 2003. С. 354-358.

5. Фолсом Б. Новый курс или кривая дорожка? Как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию. М.: Мысль, 2012. С. 45-48.

6. Бейнс Джеймс Макгрегор. Франклин Рузвельт. Человек и политик. М.: Центрполи-граф, 2004.

7. Авдулов А. Н., Кулькин А. М. Системы государственной поддержки научно-технической деятельности в России и США: Процессы и основные этапы их формирования. М.: ИНИОН, 2003.

8. Чернявский Г. И. Франклин Рузвельт. М.: Молодая гвардия, 2012. С. 339.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.