Научная статья на тему 'Многогранность творческой и педагогической деятельности Михаила Соколова'

Многогранность творческой и педагогической деятельности Михаила Соколова Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
411
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МНОГОГРАННОСТЬ / VERSATILITY / ХУДОЖНИК-ПЕДАГОГ / ПРОВИНЦИЯ / PROVINCE / ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ / CREATIVE PERSONALITY / ЖАНРЫ / ВИДЫ ИСКУССТВА / СТИЛЕВОЕ ЕДИНСТВО / STYLE UNITY / ARTIST-PEDAGOGUE / KINDS AND GENRES OF ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Добрецова Светлана Александровна

В статье рассматривается проблема многогранности творческой личности на примере деятельности ярославского художника Михаила Соколова. В данном случае понятие «многогранность» употребляется в значении «множественность», «многообразие», то есть определенная совокупность проявлений творческого гения художника. С другой стороны, дефиницию «многогранность» можно рассмотреть в значении существования «на границах», «на грани». Выявляется многогранность деятельности Михаила Соколова, раскрывающаяся в двух плоскостях: педагогической и творческой. Непосредственной областью раскрытия его таланта является искусство, но зачастую многие талантливые деятели искусства, в числе которых был и Михаил Соколов, осознают в себе потребность передавать накопленный опыт и знания будущим поколениям. Понятие «многогранность» применительно к творческой деятельности ярославского художника Михаила Соколова можно интерпретировать в контексте многогранности творческой личности, проявившей себя в разных сферах деятельности. Деятельность Соколова приходится на первую половину XX в., характеризующуюся отсутствием стилевого единства и поиском новых путей развития искусства. Анализ творчества художника осуществляется на материале ярославского региона, что раскрывает провинциальный аспект исследования проблемы. Автор выявляет многожанровость и многоплановость творчества художника, выражающуюся в сочетании различных видов и жанров искусства. Констатируется неординарность М. Кс. Соколова, определившая его особое место в отечественной культуре. Выявляется многогранность педагогической деятельности Михаила Соколова, изучаются методы и приемы ее осуществления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The versatility of creative and pedagogical work of Mikhail Sokolov

The article considers the problem of creative personality versatility by the example of Yaroslavl artist Mikhail Sokolov. The concept of versatility is applied in the meaning of plurality and diversity. It is the whole of demonstration of Sokolov creative genius. On the other hand the definition of versatility is possible to consider in the meaning of existence "at the border", "on the edge". It is revealed the Sokolov versatility evinced in two planes: pedagogical and creative. The art is the main sphere of manifestation of his talent. A lot of talented people often feel a need for passing knowledge to future generations. Mikhail Sokolov also had this need. The definition of Sokolov versatility is possible to interpret as creative person versatility, who evince in different spheres of activity. Sokolov worked in the first half of the XX century. This period is characterized by the absence of style unity and search for new way of art's development. The analysis of Sokolov versatility is realized on the matter of Yaroslavl region, which develops the provincial aspect of problem. The author explores the plenty of genres and planes in the Sokolov art. It is signified in the combination of different kinds and genres of art. It is established the originality of Mikhail Sokolov, which determinates his special place in the Russian culture. It is revealed the versatility of pedagogical work of Sokolov, it is studied the methods and techniques of its realization.

Текст научной работы на тему «Многогранность творческой и педагогической деятельности Михаила Соколова»

УДК 008:316.42

С. А. Добрецова

Многогранность творческой и педагогической деятельности Михаила Соколова

Выполнено по гранту Российского научного фонда № 14-18-01833

В статье рассматривается проблема многогранности творческой личности на примере деятельности ярославского художника Михаила Соколова. В данном случае понятие «многогранность» употребляется в значении «множественность», «многообразие», то есть определенная совокупность проявлений творческого гения художника. С другой стороны, дефиницию «многогранность» можно рассмотреть в значении существования «на границах», «на грани». Выявляется многогранность деятельности Михаила Соколова, раскрывающаяся в двух плоскостях: педагогической и творческой. Непосредственной областью раскрытия его таланта является искусство, но зачастую многие талантливые деятели искусства, в числе которых был и Михаил Соколов, осознают в себе потребность передавать накопленный опыт и знания будущим поколениям. Понятие «многогранность» применительно к творческой деятельности ярославского художника Михаила Соколова можно интерпретировать в контексте многогранности творческой личности, проявившей себя в разных сферах деятельности. Деятельность Соколова приходится на первую половину XX в., характеризующуюся отсутствием стилевого единства и поиском новых путей развития искусства. Анализ творчества художника осуществляется на материале ярославского региона, что раскрывает провинциальный аспект исследования проблемы. Автор выявляет многожанровость и многоплановость творчества художника, выражающуюся в сочетании различных видов и жанров искусства. Констатируется неординарность М. Кс. Соколова, определившая его особое место в отечественной культуре. Выявляется многогранность педагогической деятельности Михаила Соколова, изучаются методы и приемы ее осуществления.

Ключевые слова: многогранность, художник-педагог, провинция, творческая личность, жанры, виды искусства, стилевое единство.

S. А. Dobretsova

The versatility of creative and pedagogical work of Mikhail Sokolov

The article considers the problem of creative personality versatility by the example of Yaroslavl artist Mikhail Sokolov. The concept of versatility is applied in the meaning of plurality and diversity. It is the whole of demonstration of Sokolov creative genius. On the other hand the definition of versatility is possible to consider in the meaning of existence "at the border", "on the edge". It is revealed the Sokolov versatility evinced in two planes: pedagogical and creative. The art is the main sphere of manifestation of his talent. A lot of talented people often feel a need for passing knowledge to future generations. Mikhail Sokolov also had this need. The definition of Sokolov versatility is possible to interpret as creative person versatility, who evince in different spheres of activity. Sokolov worked in the first half of the XX century. This period is characterized by the absence of style unity and search for new way of art's development. The analysis of Sokolov versatility is realized on the matter of Yaroslavl region, which develops the provincial aspect of problem. The author explores the plenty of genres and planes in the Sokolov art. It is signified in the combination of different kinds and genres of art. It is established the originality of Mikhail Sokolov, which determinates his special place in the Russian culture. It is revealed the versatility of pedagogical work of Sokolov, it is studied the methods and techniques of its realization.

Keywords: versatility, artist-pedagogue, province, creative personality, kinds and genres of art, style unity.

Деятельность художника всегда многогранна, будучи творцом и, следовательно, человеком незаурядным, он стремится проявить себя во многих сферах культуры. Непосредственной областью раскрытия его таланта является искусство, но зачастую многие талантливые деятели искусства осознают в себе потребность передавать накопленный опыт и знания будущим поколениям. В свою очередь, это приводит к появлению определенных последователей, учеников мастера. В дальнейшем подобный процесс может способствовать созданию школы, как это произошло, например, у Карла Брюллова.

В данном случае понятие «многогранность» употребляется в значении «множественность»,

© Добрецова С. А., 2014

«многообразие», то есть определенная совокупность проявлений творческого гения художника. С другой стороны, дефиницию «многогранность» можно рассмотреть в значении существования «на границах», «на грани». Обращаясь к толковым словарям, обнаруживаем следующие определения понятия грань, позволяющие более четко сформулировать понятие «многогранности», имеющее отношение к творческой деятельности:

<. .. ГРАНЬ, граница ж. рубеж, предел, межа, конт, край, кромка, конец и начало, стык, черта раздела...>

<...ГРАНЬ, перен. То, что отличает, отделяет одно от другого.. .>

Такие определения дефиниции «грань» дают в своем словаре русские лингвисты В. И. Даль [1] и С. И. Ожегов [6, с. 132]. Наиболее репрезентативной в контексте творчества Михаила Соколова представляется следующая формулировка: «стык, черта раздела». Грань, таким образом, понимается как сторона, особенность, ярко выраженная черта того или иного объекта.

Многогранность, в свою очередь, - это сложность, стык нескольких сторон и проявлений, множественность разных черт в творчестве того или иного творца, если речь идет о сфере искусства.

И действительно, «многогранный», по мнению Т. Ф. Ефремовой, - это «охватывающий разные стороны чего-л.; разносторонний, многообразный; обладающий различными способностями, качествами и т. п. (о человеке)» [2].

Понятие «многогранность» применительно к творческой деятельности ярославского художника Михаила Соколова можно интерпретировать в контексте многогранности творческой личности, проявившей себя в разных сферах деятельности.

Многогранность творчества М. Кс. Соколова как художника выражается в том, что он обращался к разным жанрам и направлениям искусства, подтверждением чему становится анализ его творчества. Он прошел несколько периодов увлечения теми или иными авангардными направлениями, характерными для начала XX века: кубизмом, футуризмом, кубофутуризмом. Однако «авангардиста Соколова в штыки принимали провинциальные художники и педагоги, сторонники старой реалистической школы» [8, с. 5]. Так было в Ярославле и в Рыбинске, в Твери и в Яхроме. Данный факт вполне объясним: провинция всегда консервативна и в целом выполняет «функцию "эха", отклика на явления культуры, происходящие в другом регионе или в столице» [3, с. 107].

Творчество М. Кс. Соколова уникально для своего времени - формально он не примыкал ни к одному художественному объединению. Его творчество ориентировано на вечные сюжеты: «в живописи это натюрморт и пейзаж, в графике (а графикой он занимался по преимуществу) - циклы "Страстей", изображения циркачей, комедиантов, всадников и прекрасных дам, рисунки по мотивам литературных произведений (В. Гюго, Ч. Диккенса, Э.-Т.-А. Гофмана) и истории ("Французская революция")» [7, с. 574]

Таким образом, одна из граней творчества художника М. Кс. Соколова является, в свою очередь, «многоранной», поскольку может быть осмыслена в трех аспектах:

1) сочетание, стык различных видов изобразительного искусства: графика, живопись;

2) обращение к разным жанрам живописи: натюрморт, пейзаж. Причем весьма интересным становится следующее: в живописи наивысшие достижения М. Кс. Соколова связаны преимущественно с теми жанрами, к которым он в своем графическом творчестве в это время обращается лишь эпизодически, а именно с пейзажем и натюрмортом;

3) отсутствие стилевого единства, увлечение авангардными течениями. Неординарность, непохожесть Соколова определили его особое место в отечественной культуре. Его друзья-искусствоведы не знали, к какому направлению можно было отнести творчество художника и что вообще можно было ожидать от столь «безудержной» натуры мастера.

Все эти грани: влияние великих мастеров на творчество М. Кс. Соколова, многоплановость и многожанровость его творчества - составляют одну плоскость деятельности.

Вторую грань творчества М. Кс. Соколова составляет его педагогическая деятельность. Говорить о создании особой школы М. Кс. Соколова не приходится, но, тем не менее, он оставил глубокий след в истории художественного образования. Педагогическую деятельность он осуществлял на протяжении всей жизни.

Во второй половине XIX в. преподавание становится особой и неотъемлемой частью творчества любого мастера. Преподавал К. П. Брюллов, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, К. А. Коровин, В. А. Серов. Преподаватели, в первую очередь, были великими художниками, а не великими педагогами. Искусству живописи обучали те, кто писал сам, и те, чьи работы были признаны. Педагогикой занимались те, кто умел писать, а не те, кто умел учить. Это замечание касается, прежде всего, методики, системы и приемов обучения живописи.

Успешность того или иного педагога определялась двумя факторами: либо авторитарным стилем, который не позволял ученикам выйти за рамки поставленные учителем, либо личной манерой, личным обаянием, притягательностью личности художника.

Педагогическая деятельность М. Кс. Соколова началась в 1919 г., когда он совместно с Ф. И. Панковым и М. А. Владыкиным принял участие в организации в городе Свободных художественных мастерских, созданных на основе учебного заведения П. А. Романовского. Вышеуказанные художники стали первыми «профессо-рами»-руководителями мастерских. Система преподавания строилась по общепринятым положениям о Государственных свободных художественных мастерских, то есть каждый из руководителей

Многогранность творческой и педагогической деятельности Михаила Соколова

269

имел широкую автономию как в методах работы, так и в постановке художественных задач, а учащиеся сами выбирали себе руководителей.

По воспоминаниям бывшей ученицы Е. К. Соколовой, «мастерских было несколько. У М. А. Владыкина - реалистическая живопись. П. А. Алякринского и М. А. Соколова - футуристическая, Ф. И. Панкова - средняя и С. А. Матвеева - декоративная» [5]. О педагогическом методе М. Кс. Соколова известно не столь много. По свидетельству искусствоведа Н. М. Тарабукина, «он обладал педагогическими способностями, не придерживаясь при этом строгой системы, не следуя заранее разработанной программе» [4, с. 58]. Более того, он умел внушить ученикам ряд приемов, с помощью которых они овладевали самым главным для художника качеством - умением видеть и передавать увиденное через призму собственной личности.

В течение всей свое жизни М. Кс. Соколов не оставлял педагогическую деятельность. Он начал свою преподавательскую деятельность в г. Сер-гач Нижегородской губернии (1918-1919), затем в Ярославле - в Государственных свободных художественных мастерских (1919-1920). Продолжил заниматься педагогикой в Твери в Государственных художественных мастерских, затем в изостудии при Яхромской мануфактуре. В 1923 г. он переезжает на постоянное жительство в Москву, продолжает преподавательскую деятельность в художественных учебных заведениях: в студии ИЗО московского Пролеткульта (19231925), в Московском государственном техникуме изобразительного искусства в память 1905 г., в Ярославском художественно-педагогическом техникуме (1925-1929).

С 1936 по 1938 г. преподавал в Институте повышения квалификации живописцев и художников-оформителей Москвы. Последние годы жизни он провел в Рыбинске, обучая рисованию в Доме пионеров [4, с. 59].

Некоторые из его учеников успешно выдерживали экзамены и поступали в столичные художественные учебные заведения, однако в случае с М. Кс. Соколовым сложно говорить о преемственности в образовании, поскольку, будучи сам воспитанником П. А. Романовского и начав обучение в Строгановке, М. Кс. Соколов всегда отрицал влияние образования на свое творчество. Вероятнее всего, важнейшими особенностями М. Кс. Соколова-педагога были относительная свобода преподавания и развитие особого взгляда, умения видеть и чувствовать действительность.

Таким образом, М. Кс. Соколов представляет собой уникальную и многогранную личность. Многогранность его деятельности заключается в

соединении двух важнейших плоскостей творческой деятельности: художественного творчества и педагогической деятельности, результаты и достижения которой еще предстоит определить.

Библиографический список

1. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка [Электронный ресурс] / В. И. Даль. - Режим доступа: http://www. slovardalja.net/word.php?wordid=5989 грань.

2. Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. - Режим доступа: http://www.efremova.info/word/mnogogrannyj.html#.Uzw 8B_l_vX8.

3. Злотникова, Т. С. Человек. Хронотоп. Культура. Введение в культурологию [Текст] / Т. С. Злотникова. -Ярославль, 2011.

4. Михаил Соколов в переписке и воспоминаниях современников [Текст] / сост. Н. П. Голенкевич. - М., 2003.

5. НА ЯХМ. Письмо Соколовой Е. К. от 11.08.82.

6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов. - М., 1975.

7. Соколов Михаил Ксенофонтович. Русские художники. Энциклопедический словарь [Текст]. - СПб., 2000.

8. Соловьева, А. Орлеанская девственница на зубном порошке [Текст] / А. Соловьева // Золотое кольцо -2006. - № 31(21 февраля) - С. 5.

Bibliograficheskij spisok

1. Dal', V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka [EHlektronnyj resurs] / V. I. Dal'. - Rezhim dostupa:

http://www.slovardalja.net/word.php?wordid=5989 gran'.

2. Efremova, T. F. Novyj slovar' russkogo yazyka. Tolkovo-slovoobrazovatel'nyj [EHlektronnyj resurs] / T. F. Efremova. - Rezhim dostupa: http://www.efremova.info/word/mnogogrannyj.html#.Uz w8B_l_vX8.

3. Zlotnikova, T. S. CHelovek. KHronotop. Kul'tura. Vvedenie v kul'turologiyu [Tekst] / T. S. Zlotnikova. -YAroslavl', 2011.

4. Mikhail Sokolov v perepiske i vospominaniyakh sovremennikov [Tekst] / sost. N. P. Golenkevich. - M., 2003.

5. NA YAKHM. Pis'mo Sokolovoj E. K. ot 11.08.82.

6. Ozhegov, S. I. Slovar' russkogo yazyka [Tekst] / S. I. Ozhegov. - M., 1975.

7. Sokolov Mikhail Ksenofontovich. Russkie khu-dozhniki. EHntsiklopedicheskij slovar' [Tekst]. - SPb., 2000.

8. Solov'eva, A. Orleanskaya devstvennitsa na zub-nom poroshke [Tekst] / A. Solov'eva // Zolotoe kol'tso -2006. - № 31(21 fevralya) - S. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.