Научная статья на тему 'Многофункциональный аэродромный радиолокатор по технологии сверхкороткоимпульсной радиолокации'

Многофункциональный аэродромный радиолокатор по технологии сверхкороткоимпульсной радиолокации Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
573
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Скосырев В. Н., Слукин Г. П., Усачев В. А., Ананенков А. Е., Коновальцев А. В.

Рассмотрены основные недостатки известных РЛС обзора летного поля. В качестве альтернативы предлагается РЛС, созданная по технологии сверхкороткоимпульсной радиолокации. Основные достоинства РЛС проиллюстрированы результатами натурных испытаний экспериментального образца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Скосырев В. Н., Слукин Г. П., Усачев В. А., Ананенков А. Е., Коновальцев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Multi-purpose Aerodrome Radar by Technology of Super-short-pulse Radiolocation

Main drawbacks of well-known radars for the airfield survey are considered. The radar, developed according to the technology of super-short-pulse radiolocation, is proposed as an alternative. Basic advantages of the radar are illustrated by results of full-scale tests of the experimental specimen. Refs.8. Figs.6.

Текст научной работы на тему «Многофункциональный аэродромный радиолокатор по технологии сверхкороткоимпульсной радиолокации»

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 621.396.96

В. Н. С к о с ы р е в, Г. П. С л у к и н,

В. А. Усачев, А. Е. А н а н е н к о в,

А. В. Коновальцев, В. М. Нуждин,

П. В. Соколов

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АЭРОДРОМНЫЙ РАДИОЛОКАТОР ПО ТЕХНОЛОГИИ СВЕРХКОРОТКОИМПУЛЬСНОЙ РАДИОЛОКАЦИИ*

Рассмотрены основные недостатки известных РЛС обзора летного поля. В качестве альтернативы предлагается РЛС, созданная по технологии сверхкороткоимпульсной радиолокации. Основные достоинства РЛС проиллюстрированы результатами натурных испытаний экспериментального образца.

В настоящее время увеличение объемов воздушных перевозок приводит к росту аварийности, в том числе со значительным экономическим ущербом. Типичными проблемами остаются присутствие на летном поле посторонних объектов и транспортных средств и опасное пересечение траекторий. Вместе с тем, периодически появляющиеся в прессе сообщения о проникновении посторонних лиц на летное поле и непосредственно к самолетам, в свете растущей террористической угрозы, заставляют поставить вопрос о новых средствах дистанционного мониторинга территории аэропортов и, в особенности, летного поля.

Задачи обеспечения безопасности аэропортов решаются целым комплексом административных, программных, технических и радиотехнических средств, регламентированных различными нормативными документами [13]. Перечислим основные недостатки существующих радиотехнических систем:

• недостаточная пространственная разрешающая способность, в том числе невозможность контролировать ориентацию объектов при малых скоростях движения, что не позволяет с высокой достоверностью прогнозировать траектории движения объектов и опасные сближения;

• низкая контрастность получаемых радиолокационных изображений (РЛИ), что не позволяет выделять птиц и малоразмерные посторонние предметы (в том числе и неподвижные) на поверхности взлетно-посадочной полосы (ВПП) и рулежной дорожке (РД);

• ограниченные возможности процедуры селекции движущихся целей (СДЦ) в существующих РЛС, что не позволяет устойчиво обнаруживать движущихся людей не только на ВПП, но и на фоне отражения от травы на всей остальной поверхности летного поля;

*По результатам совместных работ сотрудников МГТУ им. Н.Э. Баумана и МАИ (технического университета).

• недостаточная стабильность получаемого изображения, что препятствует совмещению с векторной картой аэропорта и выделению потенциально уязвимых областей;

• существенная метеозависимость технических средств, что лишает возможности полноценно функционировать не только оптические, но и радиолокационные системы миллиметрового диапазона длин волн [4] в условиях сильного дождя или мокрого снега.

Вместе с тем, в настоящее время разработана и прошла цикл испытаний технология сверхкороткоимпульсной радиолокации (СКИРЛ), позволяющая получить широкую линейку многофункциональных радиолокационных комплексов, лишенных указанных недостатков [5-8]. Созданная в ходе работ кооперация позволит в ближайшее время наладить серийный выпуск многофункциональных РЛС. Результаты, полученные в ходе натурных испытаний экспериментального образца РЛС, выполненного по технологии СКИРЛ, проводившихся на летных полях различных аэродромов в 2006-2007 гг., подтверждают достоинства сверхкороткоимпульсных РЛС.

Фото маневрирующего на РД самолета Ан-24 и соответствующее РЛИ представлены на рис. 1 (см. 3-ю полосу обложки). На РЛИ хорошо видны габаритные размеры и ориентация ЛА, кроме того, контрастно выделяется граница между травой летного поля и бетоном РД.

На рис. 2 (см. 3-ю полосу обложки) приведен фрагмент лоцируемой сцены (оптическое изображение): объекты летной техники, человек, идущий влево, и различные типы подстилающей поверхности (трава и бетон).

На рис. 3, а (см. 3-ю полосу обложки) приведен фрагмент РЛИ человека, находящегося на границе травы и бетона стоянки ЛА; в правом верхнем углу наблюдается интенсивное отражение от ЛА, в нижней части хорошо заметна граница травы и бетона РД. На рис. 3, б представлен тот же фрагмент РЛИ после проведения процедуры СДЦ.

Селекция проводилась методом межобзорной обработки (СДЦ по положению) с последующей пороговой обработкой изображения (порог настраивался вручную). Поскольку эффективная площадь рассеяния (ЭПР) объекта мала (порядка 1 м2), то селекция фона отражений от ЛА традиционными методами неэффективна. Низкая скорость движения объекта (около 1 м/с) не позволяет выделить его процедурами черезпериодной компенсации (ЧПК). Используемая в РЛС с сверхкороткими импульсами (СКИ) процедура СДЦ по положению не имеет "слепых" скоростей и позволяет селектировать посторонние неподвижные предметы (путем сравнения текущего РЛИ с записанным эталоном).

Возможности определения и распознавания типа транспортного средства по РЛИ и дальномерному портрету сцепки грузовиков показаны на рис. 4 (см. 4-ю полосу обложки). На РЛИ отчетливо наблюдаются раздельно сигналы от автомобиля и прицепа (показаны красным). На этом же рисунке отчетливо видна группа людей (желтый цвет), наблюдаемая в непосредственной близости от цели со значительной ЭПР (что иллюстрируется осциллограммой).

Из рис. 5 (см. 4-ю полосу обложки) видны возможности наблюдения ЛА малой авиации на грунтовом аэродроме, по РЛИ можно определить тип ЛА.

Возможности наблюдения посторонних предметов с малой ЭПР на летном поле следуют из рис. 6 (см. 4-ю полосу обложки). Применение межобзорной обработки позволяет выделять предметы в автоматическом режиме.

В ходе испытаний было подтверждено, что электромагнитное излучение РЛС с СКИ не создает помех бортовым и аэродромным радиотехническим

системам. Более того, высокая скважность излучения ограничивает среднюю мощность передатчика на уровне единиц ватт, делая такую систему экологически безопасной.

Таким образом, создан уникальный многофункциональный датчик, применение которого целесообразно в системах мониторинга и обеспечения безопасности аэропортов. Предлагаемая система не является панацеей сама по себе и должна быть интегрирована в систему АСУ вместе со средствами связи, светотехникой и т.д. Вместе с тем, включение в радиотехнический комплекс аэропорта такого высокоинформативного датчика позволит существенно повысить безопасность воздушных перевозок, снизив нагрузки на диспетчеров посадки и руления, сотрудников службы охраны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормы годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэродромов и воздушных трасс (НГЭО-81). - М.: Воздушный транспорт, 1983.

2. Изменения и дополнения к нормам годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэролромов и воздушных трасс (НГЭО-81) и методикам оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР оборудования гражданских аэродромов и воздушных трасс (МОС НГЭО). - Л.: 1991.

3. ГОСТ Р 51505-99 "Система обзора летного поля и управления движением воздушных судов и транспортных средств по аэродрому".

4. Когерентный радиолокатор миллиметрового диапазона для обзора летного поля / А.П. Евдокимов, В.А. Комяк, П.Н. Мележик и др. // Прикладная радиоэлектроника. - 2003. - Т. 2. - № 1.

5. Технология сверхкороткоимпульсной радиолокации. Состояние и тенденции развития / А.Е. Ананенков, А.В. Коновальцев, В.М. Нуждин, В.Н. Скосырев // Тр. Второй Всеросс. конф., Муром, 2006.

6. Короткоимпульсная радиолокация — современное состояние / А.В. Коновальцев, В.М. Нуждин, В.Н. Скосырев, В.А. Шевцов // Науч.-техн. конф. "Инновации в радиотехнических информационно-телекоммуникационных технологиях", М., 24-26 октября 2006 г.

7. Ананенков А. Е., Коновальцев А. В., Нуждин В. М., Скосырев В. Н. // Технология сверхкороткоимпульсной радиолокации — ключ к повышению информационных возможностей РЛС // Первая Международная конф. "Сверхширокополосные сигналы и сверхкороткие импульсы в радиолокации, связи и акустике" (иБШЯСА 2005) 27-29 сентября 2005 г., Суздаль.

8. Пути повышения информационных возможностей РЛС / А.Е.Ананенков, А.В. Коновальцев, В.М. Нуждин и др. Фазотрон, 2005. - № 3.

Статья поступила в редакцию 24.10.2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.