Научная статья на тему 'Многофункциональность и экспрессивность повторной номинации в поэтическом дискурсе'

Многофункциональность и экспрессивность повторной номинации в поэтическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
430
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВТОРНАЯ НОМИНАЦИЯ / ЭКСПРЕССИВНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ / КОНТАКТНЫЙ ПОВТОР / ДИСТАНТНЫЙ ПОВТОР / ПОЭТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдуллаева Азиза Алибековна

В статье обсуждается проблема многофункциональности и экспрессивности повторной номинации в кумыкском поэтическом дискурсе. Лексические, семантические и синтаксические повторы в кумыкской поэзии обладают достаточной экспрессивностью и эмоциональностью, они способствуют усилению выразительности и изобразительности поэтической речи, воздействуя на эмоционально-волевую сферу человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофункциональность и экспрессивность повторной номинации в поэтическом дискурсе»

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 811.512.144

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ И ЭКСПРЕССИВНОСТЬ

ПОВТОРНОЙ НОМИНАЦИИ В ПОЭТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

®2010 Абдуллаева А.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье обсуждается проблема многофункциональности и экспрессивности повторной номинации в кумыкском поэтическом дискурсе. Лексические, семантические и синтаксические повторы в кумыкской поэзии обладают достаточной экспрессивностью и эмоциональностью, они способствуют усилению выразительности и изобразительности поэтической речи, воздействуя на эмоционально-волевую сферу человека.

The author of the article discusses the problem of the multi-functionality and the expressivity of the re-nomination in the Kumyk poetic discourse. Lexical, semantic and syntactical iterations in theKumyk poetry have sufficient expressiveness and emotivity. They promote the intensifying the expressiveness and figurativity of poetical speech, affecting the human emotional and volitional sphere.

Ключевые слова: повторная номинация, экспрессивность,

эмоциональность, контактный повтор, дистантный повтор, поэтический дискурс.

Keywords: re-nomination, expressiveness, emotionality, contact iteration, distant iteration, poetic discourse.

Описанию повтора в современном языкознании уделяется

значительное внимание. Для поэтического языка повтор является одним из наиболее характерных приемов. Повтор универсален по своей природе, он обладает достаточной экспрессивностью и эмоциональностью, используется для воспроизведения оценки изображаемых автором явлений действительности и одновременно способствует усилению

выразительности и

изобразительности речи,

воздействуя на эмоциональноволевую сферу человека.

Экспрессивность поэтического языка обусловлена использованием в нем многочисленных

изобразительно-вы-разительных средств. Повтор - это стилистическое средство, специфика которого заключается в

неоднократном употреблении

единицы определенного

лингвистического уровня или сразу нескольких уровней.

Горизонтальный и вертикальный повторы как основа гармонической организации поэтического текста

призваны «привести все его содержательные компоненты к целостности, единству и красоте» [8. С. 21]. Шулар мени музы ка м да, поэзиям да, Мени дюньям - Европам да, Азиям да (А. Сулейманов) «Они и есть моя музыка и поэзия, Мой мир, моя Европа и моя Азия».

Лексический повтор усиливает значение слова, акцентирует на нем внимание читателя, влияет на эмоциональную окраску всего поэтического произведения. Он является еще и звуковым, поскольку наряду с лексическим значением слова всегда повторяется его фонетический облик.

Лексический повтор в поэзии является изобразительно-

выразительным и ритмообразующим средством. Повторы сочетают в себе варьирующийся ритмический

рисунок, строфическую форму, рифму и большое количество звуковых повторов. Ассонансы, аллитерации способствуют

раскрытию темы стихотворения, вокализации и гармонизации поэтического текста: Алты шайр, алты юлдуз янагъан, Алты юрек, алты ерден къанагъан (А. Аджиев) «Шесть поэтов, шесть звезд горящих, Шесть сердец, со всех сторон кровоточащих».

Несомненное большинство в группе лексических повторов составляют контактные / дистантные повторы имени существительного в именительном или косвенных падежах. В этом случае имеет место такой прием, как полиптотон (игра форм словоизменения):

Мунагьанагъа январь Къонгъан елка терекге. Терекни гьар япырагъы Йыбанч бере юрекге. (Анвар) «Вот и январь Сел на елку. Каждый листик ее Радует сердце».

Лексический повтор с

синтаксическим распространением относится к конструкциям

экспрессивного синтаксиса.

«Структурные особенности этих повторов заключаются в

синтаксическом распространении повторенной словоформы, что добавляет новую информацию и обогащает повествование» [1. С. 129]: Бу гече мен, абайым, тюш гердюм, Тюшюмде уллу аламат иш гердюм (фолькп.) «Этой ночью мне, бабушка, сон приснился, Во сне я удивительные вещи видел». Степень экспрессии зависит также от контактного или дистантного расположения повторяемых

слов/словоформ.

Повторение слов одной части речи с одинаковыми аффиксами иногда связано с образной системой поэтического произведения, с

желанием автора оказать большее эмоциональное воздействие на

читателя. Аффиксальный повтор может быть основой стилистической фигуры гомеоптотона, скопления слов с разными корнями, но с совпадающими аффиксами: Ел

тынмады, кекден булут таймады, Гененип бир иш этмеге къоймады. Ишлерибиз ишге бизин ошамай, Оьгюзлер, бичен салсакъ, ашамай (Й. Къазакъ) «Туча небо все заволокла, Не идут никак у нас дела, Все не мило, все нам не с руки, Сено не хотят жевать быки».

Формообразующий повтор

строится на обыгрывании однокоренных членов

грамматической оппозиции: форм

единственного и множественного числа существительных:

Къайгъылар салакен къара керт, къайгъыдан къайгъылар тувакен, къап-къара йыландай къара дерт къангъынча адамны бувакен! (А. Жачаев) «Черствость приносит печаль, печаль рождает горе, как черная змея горе вдоволь душит человека».

Основу собственно

синтаксического повтора составляет синтаксический параллелизм -повтор синтаксической структуры предложения или словосочетания: Бийдаякъ дейген сыйлы Къошунг къайда, кьумугъум? Минкюллю

къой байытгъан Къошунг къайда, къумугъум? (Бадрутдин) «Где же, мой кумык, Волшебная птица по имени Бийдаякъ? Где же, мой кумык, пастбище, где лелеял своих овец Минкюллю».

Лексико-синтаксический повтор строится на частичном или полном повторении лексического

содержания в рамках той или иной синтаксической структуры. Так, лексико-синтаксичес-кий повтор союзов имеет разную

функциональную направленность, но общей для них всех является композиционная функция. Повтор союза является одним из наиболее употребительных. Главное

назначение союза заключается в использовании его в качестве скрепляющего средства. Однако повторяющийся союз не лишен и собственной семантики. Ана неге иржайды? Бала неге йылады? ...Жавапсыз бу соравлар Жавапсыз кюйде къалды (А. Гьамитов) «Почему улыбнулась мать? Почему заплакал ребенок? Безответные эти вопросы так и остались без ответа».

Лексические и фразовые повторы выполняют еще одну важную функцию - эстетическую. Повторяющиеся тематически

сходные слова - это «эстетически значимые единицы, активизирующие восприятие читателя и реализующие эстетические установки писателя» [7. С. 128]. При повторе конкретных слов происходит углубление их значения, они приобретают символическое

значение. Лексические повторы могут создавать иронию при

выделении эстетически значимых слов и участвовать в формировании подтекста. С помощью лексической повторяемости раскрывается

авторский замысел произведения [5. С. 155], поскольку повтор всегда что-то добавляет, уточняет и

экспрессивно подчеркивает [6. С. 69-73]. В усилительно-выделительной функции используется многосоюзие; повторяющийся союз усиливает,

закрепляет связь, которая

устанавливается этим союзом. Сюйгенлеге бир терек де бав йимик, бир гиччирек тебечик де тав йимик, сюйгенлеге тармакъ сув да Дон йимик, сюйгенлеге бир сююнч де он йимик «Влюбленным и одно дерево - сад, один маленький холмик как гора, влюбленным маленький ручеек как Дон, влюбленным одна маленькая

радость как десять радостей».

Общими функциями лексической и фразовой повторяемости являются следующие: эмфатическое

выделение важных смысловых элементов текста, экспрессивность, когезия текста. Лексические и фразовые повторы выделяют те или иные компоненты в высказывании, описании, то есть играют усилительно-актуализационную роль. С помощью повторов глаголов передается интенсивность,

продолжительность или

повторяемость действия. При повторе прилагательного

усиливается значение

качественности, повтор

существительного может усилить субъективную оценку или выразить экспрессию: Гетди сююв, сююв гетди, сююнчлерим гетди алып, сыйышмасдай юрегиме къайгъы салып, къайгъы салып (3. Атагишиева) «Прошла любовь, любовь прошла, унесла радости мои, в сердце моем огромное горе оставив, горе оставив». Причину появления подобных повторов следует объяснить эмоциональными «приливами», сопровождающими мысль, и отражающихся на ее выражении. В речи мысль повторяется столько раз, сколько было «эмоциональных пульсаций» [3. С. 72].

Различаются буквальное

повторение слова и семные повторы, когда «повтор зиждется не на всем значении слова, а лишь на 1-2 семах из их состава» [4. С. 128]. Необходимо отметить, что семные

повторы - это наиболее общие повторы: любой художественный

текст содержит данный вид повторов, на этом основывается его внутренняя связность, или когерентность и цельность. На базе семных повторов возникают семантические ряды, и единицы с общими семами объединяются в текстовые семантические поля, анализ которых важен как для истолкования конкретного текста, так и для характеристики идиостиля поэта. Адамлары къылыкъны да, ягьны да къара ерге гирмей туруп къоймагъан. Къурдаш учун къыйынны да, агьны да гетермейген азманланы чайнагъан (Аткъай) «Люди свою воспитанность и совесть понесли до самой до могилы. Друга ради любые тяжести и трудности и невозможное горе вынесли».

Итак, учитывая коммуникативную установку, любое слово

предыдущего предложения можно повторять в последующем предложении. Так можно создавать тексты любого объема. Повторение может выполнять две функции: оно является средством связи между предложениями и стилистическим приемом.

Повтор как поэтическая фигура речи обладает особой

торжественностью, выражает

взволнованность, эмоциональную приподнятость. Он имеет особый вид интонации. Отличительными

свойствами его интонации служат повышение и понижение голоса, ускорение или замедление темпа и характер паузы. Экспрессивность интонации вместе с другими художественными средствами

создают художественную

целостность данного стихотворного текста. Ону уьстюне агъач еринг артдынг сен, ону уьстюне къарчыгъадай къондунг сен (фолькл.) «На него [на коня] ты накинул свое деревянное седло, и как сокол, ты сел на него».

Повтор как стилистический прием является типизированным

обобщением имеющегося в языке средства выражения возбужденного состояния, которое, как известно, выражается в речи различными средствами, зависящими от степени и характера возбуждения. «Речь может быть возвышенной, патетической, нервной, умиленной и т.д. Возбужденная речь отличается фрагментарностью. Более того, повторы слов и целых словосочетаний в эмоциональновозбужденной речи являются

закономерностью» [2]. Например: Тур, турсана, мени Абдуллам,

турсана, ягъаланы басып гелген явлар бар «Встань, встань-ка, мой Абдулла, встань-ка, на краю села идут бои»; Повторение слов тур, турсана основано на

соответствующем интонационном оформлении высказывания и

выражает определенное

эмоциональное и психическое

состояние говорящего, в котором он находится в момент речи.

Повтор с точки зрения категории экспрессивности является не только важным структурным средством, организующим поэтическую речь, но и смысловым, способствующим появлению новых возможностей интерпретации слова или

словосочетания, а также

эстетическим, способствующим гармонизации.

Принимая во внимание

особенности повтора как

экспрессивного и гармонизирующего средства, целесообразно

рассматривать его в качестве одного из основных элементов идиостиля поэтов. Во-первых, высокая частотность употребления повтора в поэтических текстах указывает на неслучайный выбор ими этого стилистического приема. Во-вторых, поэты не ограничиваются каким-то определенным видом повтора: в их поэтических произведениях

используются виды повтора единиц

всех уровней языка. Наконец, повтор в поэзии многофункционален, а значит, направлен на решение задач, касающихся и плана содержания, и плана выражения идеи поэтического произведения. Таким образом, все

виды повтора как экспрессивного и гармонизирующего средства

призваны обеспечивать структурную и смысловую законченность поэтических произведений.

Примечания

1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990. 2. Гальперин И. Р. Очерки по стилистике английского языка. М., 1958. http://www.e-lingvo.net/files/info/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0/1/65; http://www.classes.ru/english-grammar-textbooks.htm. 3. Ковальчук И. Ю. Повтор и его функции в тексте: Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пятигорск, 2004. 4. Откупщикова М. И. Синтаксис связного текста. М. : Изд-во ЛГУ, 1982. 5. Плеханова Т. В. Повтор как принцип организации художественного текста // Вопросы семантики и стиля. Уфа, 1983. 6. Пугач С. А. Тавтология как средство выразительности // Русская речь. М., 1986. 7. Родионова Э. М. Эстетические функции лексического повтора в романе К. Федина «Города и годы» // Семантические и эстетические модификации слов в тексте. Л., 1988. 8. Штайн К. Э. Гармония поэтического текста. Склад. Ткань. Фактура. Ставрополь, 2006.

Статья поступила в редакцию 17.07.2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.