Научная статья на тему 'Многофункциональная архитектура советской эпохи'

Многофункциональная архитектура советской эпохи Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
880
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ АРХИТЕКТУРА / КОНСТРУКТИВИЗМ / ФУНКЦИОНАЛИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ / ДОМА-КОММУНЫ / РАБОЧИЕ КЛУБЫ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЗДАНИЯ / РУССКИЙ АВАНГАРД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Николаев А.Л.

В статье рассмотрены некоторые аспекты многофункциональной архитектуры советского периода. Цель настоящей статьи выявление роли и эстетических откликов русского авангарда в архитектурном облике общественных зданий советского периода. В задачи входило: определить основные черты многофункциональной архитектуры советской эпохи, проследить рецепцию русского авангарда в 60-е годы XX века. В основу гипотезы легло утверждение о заметном влиянии эпохи авангарда на советскую архитектуру, в том числе многофункциональную. Исследование проводилось путем контекст-анализа литературы, материалов сети Internet, натурных наблюдений, фотофиксации, анализа проектных материалов объектов архитектуры. В ходе работы определено, что результат влияния авангардных веяний на формообразование объектов архитектуры советского периода воплотился, в частности, в «советском модернизме».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофункциональная архитектура советской эпохи»

Многофункциональная архитектура советской эпохи

Николаев Аркадий Львович,

аспирант КГАСУ, доцент кафедры дизайна и изобразительного искусства факультета технологии, инжиниринга и дизайна ФГБОУ ВО Вятский Государственный университет, alnik.43@mail.ru

В статье рассмотрены некоторые аспекты многофункциональной архитектуры советского периода. Цель настоящей статьи - выявление роли и эстетических откликов русского авангарда в архитектурном облике общественных зданий советского периода. В задачи входило: определить основные черты многофункциональной архитектуры советской эпохи, проследить рецепцию русского авангарда в 60-е годы XX века. В основу гипотезы легло утверждение о заметном влиянии эпохи авангарда на советскую архитектуру, в том числе многофункциональную. Исследование проводилось путем контекст-анализа литературы, материалов сети Internet, натурных наблюдений, фотофиксации, анализа проектных материалов объектов архитектуры. В ходе работы определено, что результат влияния авангардных веяний на формообразование объектов архитектуры советского периода воплотился, в частности, в «советском модернизме». Ключевые слова: советская архитектура, конструктивизм, функционализм, рационализм, дома-коммуны, рабочие клубы, многофункциональные здания, русский авангард.

Архитектура советской эпохи имеет хронологические рамки с 1917 по 1991 годы. Это время отмечено возникновением конструктивистских и функционалистских идей, реализующихся сегодня во многих современных постройках многофункционального характера. Мировые архитектурные направления - рационализм, ар-деко, эклектика и брутализм, питало такое явление, как русский авангард начала XX века. В разное время исследованиям в области русского авангарда были посвящены труды таких ученых, архитекторов и искусствоведов как С.О. Хан-Магомедов, П.С. Уханова, А.А. Максимова, М. Заламбани, А.Д. Сарабьянов. Особенности советской архитектуры освещены в работах А.И. Аксельрода, М.Г. Бархина, Н.П. Былинкина, М.Я. Гинзбурга и многих других авторов. Многофункциональная архитектура в современных условиях явление, востребованное и актуальное.

Время «бумажного периода» советской архитектуры оставило потомкам много блестящих идей, реализованных впоследствии мировой архитектурной практикой, и питающих по сей день вдохновение современных архитекторов. Так, мощной инспирацией, своеобразной моделью городской эстетики будущего явились проекты праздничного оформления городов. Визуальный ряд оформления праздников, создаваемый декоративными панно, плакатами, красной материей на трибунах, меняли привычный облик улиц, создавали яркие зрительные перспективы [5, с. 154-155]. В ходе проектной работы этого периода проявились различные стилевые направления - от традиционалистских до роман-тико-символических. Архитекторы, братья Веснины, явили миру новое направление в искусстве - конструктивизм, в эстетике которого возводятся жилые дома, клубы, театры, универмаги, объекты промышленности. Лидер конструктивизма, М.Я. Гинзбург, предлагает новый рациональный метод формирования архитектурного пространства методом строительной типизации [1, с. 25-29].

Еще одним явлением формирования архитектуры первых советских лет становится проектирование павильонов для крупных выставок. Рождение новых стилей в России было связано с появ-

х

X

о

го А с.

X

го m

о

м о

to

О)

о

сч

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

лением противоположном по духу неоклассики, которая подтолкнула процесс экспериментирования с активной деструктивной пластикой в формообразовании. Говоря об этом периоде архитектуры, необходимо вспомнить павильон «Махорка» (1923) на Сельскохозяйственной выставке архитектора К. Мельникова, павильоны с конструктивно-графическими композициями - суперграфикой, кафе-ресторан архитектора В. Щуко и художницы А. Экстер 5, с. 172-173].

Многофункциональная архитектура проявила свои черты в проектах домов-коммун и рабочих клубов. Здания клубов, сооружения многоцелевого назначения, использовались для собраний и митингов, театральных спектаклей и демонстрации киносеансов. В помещениях клубов проводилась агитационно-массовая, культурно-просветительская работа и спортивно-массовые мероприятия, поскольку строительство стадионов началось немного позднее. Выдающиеся проекты этого времени - клуб им. Н.М. Русакова в Москве (1928), клуб «Буревестник» (19281929), клуб им. Фрунзе (1928), клуб завода «Каучук» (1930-е), архитектора К. Мельникова. Заметен своими «промышленными» формами проект клуба им. С.М. Зуева в Москве (1929), архитектора И. Голосова и Дворец культуры Пролетарского района (1931-1937), архитекторов братьев Весниных [1, с. 73-76].

Формотворческая экспрессия русского авангарда заложила основу для дальнейшего развития последующих архитектурных процессов. Несмотря на то, что в начале 1930-х находки авангарда были забыты, уступив место классическим формам сталинского периода, в творчестве многих архитекторов мира эстетика русского авангарда нашла свое отражение и развитие (см. табл. 1).

Таблица 1

Объекты современной архитектуры, инспирированные

№ п/п Источник вдохновения Реализованный объект

1 Я. Чернихов Заха Хадид, Ванцзин SOHO, Пекин

2 Я. Чернихов Кензо Танге, Центр коммуникаций префектуры Яманаси

3 Я. Чернихов Башня-хэштэг, датского арх. Бюро BIG, Сеул

4 Архитектон К. Малевича Эмпайр-стейт билдинг

5 И. Леонидов. Типография газеты «Известия» Норман Фостер, Инновационный технологический центр «Comcast»

6 И. Леонидов. «Дом промышленности» Мис ван дер Роэ, небоскрёб Сигрем-билдинг, Нью Йорк. Небоскрёб 330 NorthWabash, Чикаго

7 Л. Лисицкий Министерство автодорог Грузии в Тбилиси, ЖК «Хабитат» Моше Сафди, вилла «Capital-Hill» Заха Хадид

Таблица (по Г.И. Быковой и др.) иллюстрирует влияние авангардных идей на проекты виднейших современных архитекторов [по материалам: 3, с. 118-199].

В нашей стране вновь было обращено внимание на достижения русского авангарда в 60-е годы прошлого века. Подъем экономики СССР, достижения науки и техники, индустриализация промышленного и гражданского строительства потребовали переосмысления архитектуры. Появилась задача поиска архитектоники новых сооружений отвечающих, с одной стороны, техническим требованиям индустриального строительства, с другой - новым художественным веяниям. Кремлевский Дворец съездов в Москве (1961), который усилиями архитекторов под руководством М. Посохина, органично вписан в ансамбль Московского Кремля - стал образцом для новых административных зданий во многих городах страны. Здание явилось одним из примеров обращения к приемам функционализма и конструктивизма 1920-х, где определяющей внешний облик здания была как раз функциональная задача [1, с. 195-196]. В динамике устремлённой вверх консоли и остеклении фасадов кинотеатра «Россия» (архитекторы Ю. Шевер-дяев, Д. Солопов, Э. Гаджинская, 1961) на площади им. Пушкина в Москве, реализован эффект зрительного включения интерьера кинотеатра в пространство площади [4].

Творческий метод, опиравшийся на приемы конструктивистской и функционалистской эстетики, давал возможность представить конструкции (железобетон) в чистом виде, выстроить пропорции и компоновку сооружения в целом и связать его с окружающим пространством. Ещё одним примером реализации метода может служить комплекс пионерского лагеря «Артек» (архитектор А. Полянский) в Крыму (1965), а также, созданный в рамках идеи формирования городов-спутников вокруг крупных городов -проект Зеленограда, на центральной площади которого расположен комплекс из административного здания, гостиницы, торгового комплекса и Дворца культуры, выделяющегося активной пластикой. Торгово-общественный центр Академгородка в Новосибирске реализован новым композиционным подходом к формированию центра города науки. Ансамбль зданий построен на контрасте объемов общественных зданий и ритма домов-башен на противоположной стороне.

В лучших произведениях архитектуры 1960-х нашли свое отражение прогрессивные принципы архитектуры и градостроительства, получившие развитие и воплощение в последующие годы. С середины 50-х и до начала 90-х - это годы самого неоценённого периода в истории советской архитектуры, от хрущёвской оттепели до по-

стмодернизма [2]. После контекстуализма и историзма 70-х, середины 80-х годов, принесших архитектурному наследию страны яркие свидетельства в виде многих зданий и сооружений жилого и общественного назначения, маятник времени снова качнулся в сторону авангардных находок и произведения последнего, в том числе, десятилетия советской архитектуры, демон-стрирущие признаки и конструктивизма, и функционализма, и рационализма, воплотились в стиль, названный «советским модернизмом».

Литература

1. Архитектура СССР : 1917-1987 [Текст] -Architecture of the USSR : 1917-1987 / [Ю. Бочаров, Н. Гуляницкий, М. Астафьева-Длугач, Ю.Волчок и др.] ; [редкол.: В. И. Балдин и др.]. -Москва : Стройиздат, 1987. - 549 с.

2. Броновицкая, А. Москва. Архитектура советского модернизма, 1955-1991 [Текст] : Справочник-путеводитель /Анна Броновицкая, Николай Малинин; фото Юрия Пальмина. - Москва : Музей современного искусства Garage, 2016. -328 с., ил.

3. Быкова, Г.И. Взаимоотношение советского авангарда и современной архитектуры [Текст] / Г.И. Быкова, Е.А. Гнатюк, А.А. Виноградова // Социально-гуманитарное обозрение - Social-humanitarian review. - 2018. - № 3. - С. 116- 119 118-119.

4. Латур, А. Москва, 1890-2000 [Текст] : путеводитель по современной архитектуре / Латур А. ; при содействии А. Маниной, А. Некрасова. - 2-е изд. - Москва : Искусство-XXI век, 2009. - 435 с.

5. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда [Текст] : в 2 книгах / С. О. Хан-Магомедов. - Москва : Стройиздат, 1996 -.Стр. 154-155

Multifunctional architecture of the Soviet era

Nikolaev A.L.

Vyatka State University

The article deals with some aspects of the multifunctional architecture of the Soviet period. The purpose of this article is to identify the inspiring role and aesthetic responses of the Russian avant - garde in the architectural appearance of public buildings of the Soviet period. The task was to determine the main features of the multifunctional architecture of the Soviet era, to trace the reception of the Russian avantgarde in the 60s of the XX century. The hypothesis is based on the statement about the fundamental influence of the avant-garde era on Soviet architecture, including multifunctional. The study was conducted by the context - analysis of literature, Internet materials, and field observations. In the course of the work it is determined that the result of the influence of avant-garde trends on the formation of objects of architecture of the Soviet period was embodied, in particular, in the "Soviet modernism".

Key words: Soviet architecture, constructivism, functionalism, rationalism, commune houses, work clubs, multifunctional buildings, Russian avant-garde.

References

1. Architecture of the USSR: 1917-1987 [Text] -Architecture of

the USSR: 1917-1987 / [Y. Bocharov, N. Gulyanitsky, M. Astafieva-Dlugach, Y. Volchok and others]; [Editorial: V.I. Baldin et al.]. - Moscow: stroiizdat, 1987. - 549 p.

2. Bronovitskaya, A. Moscow. Architecture of Soviet Modernism,

1955-1991 [Text]: A Reference Guide / Anna Bronovitskaya, Nikolay Malinin; photo by Yuri Palmin. - Moscow: Garage Museum of Contemporary Art, 2016. - 328 p., Ill.

3. Bykov, G.I. The relationship between the Soviet avant-garde

and modern architecture [Text] / GI. Bykova, E.A. Gnatyuk, A.A. Vinogradov // Social and Humanitarian Review - Social humanitarian review. - 2018. - № 3. - p. 116- 119 118-119.

4. Latour, A. Moscow, 1890-2000 [Text]: A Guide to Contemporary Architecture / Latour A.; with the assistance of A. Manina, A. Nekrasov. - 2nd ed. - Moscow: Art-XXI century, 2009. - 435 p.

5. Khan-Magomedov, S. O. Architecture of the Soviet avantgarde [Text]: in 2 books / S. O. Khan-Magomedov. -Moscow: stroiizdat, 1996 - p. 154-155

X X

О

го А

с.

X

го m

о

to о

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.