Научная статья на тему 'Многофакторные модели по оценке экономического потенциала компании'

Многофакторные модели по оценке экономического потенциала компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
203
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многофакторные модели по оценке экономического потенциала компании»

фаЫго^Мсй аЯ^ии^

МНОГОФАКТОРНЫЕ МОДЕЛИ ПО ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

КОМПАНИИ

Е.А. ОЛЕЙНИКОВ, доктор технических наук С.А. ФИЛИН, кандидат технических наук А. С. МУРАВЬЕВ

В рамках факторного анализа обычно решается несколько типовых задач, основная из которых - выявление в абсолютных и относительных показателях роли того или иного фактора в формировании результативного показателя.

Факторный анализ имеет смысл только в случае, если выделенные факторы поддаются хотя бы минимальному управлению, то есть прямому или косвенному воздействию со стороны инвестиционного менеджера (лица, принимающего решения). Факторные модели строятся для понимания внутреннего механизма взаимосвязи тех или иных сторон деятельности предприятия, определения ключевых факторов, которыми можно осознанно управлять, оказывая тем самым влияние на конечные финансовые результаты.

Для финансового менеджера в ходе оценки рентабельности весьма важным является определение факторов, повлиявших на величину достигнутых финансовых результатов. Идентификация этих факторов выполняется как в отношении прибыли, так и в отношении коэффициентов рентабельности.

Выбор путей наиболее целесообразного вложения капитала предполагает использование специальных аналитических методов, разработанных в рамках финансовой математики и получающих все большее распространение при проведении финансовых и коммерческих расчетов. В процессе анализа могут использоваться жестко детермини-

1В теоретическом плане специалисты фирмы «Дюпон» не были новаторами; они использовали оригинальную идею взаимосвязанных показателей, высказанную впервые Альфредом Маршаллом и опубликованную им в 1892 г. в книге «Элементы отраслевой экономики». Тем не менее заслуга их очевидна, поскольку была сделана попытка внедрить теоретические идеи в практику.

рованные факторные модели, позволяющие идентифицировать и дать сравнительную характеристику основных факторов, повлиявших на изменение того или иного показателя. В частности, подобные модели заложены в основу известной системы факторного анализа, предложенной в 1919 г. специалистами фирмы DuPont (The DuPont System of Analysis)1, заключающейся в использовании аналитических коэффициентов для внутрифирменного анализа и управления, и достаточно широко применяются и в западной учетно-аналитической практике.

Как известно, основным показателем безубыточности работы коммерческой организации является прибыль. Однако по этому показателю, взятому изолированно, нельзя сделать обоснованные выводы об уровне рентабельности. Прибыль в 50 тыс. руб. может быть прибылью разновеликих по масштабам деятельности и размерам вложенного капитала коммерческих организаций, иными словами, сумма объявленной прибыли, как правило, не дает возможности судить о масштабах фирмы. Соответственно и степень относительной весомости этой суммы будет неодинаковой. Поэтому в анализе используют коэффициенты рентабельности, рассчитываемые как отношение полученного дохода (прибыли) к средней величине использованных ресурсов. К этому времени уже достаточно широкое распространение получили показатели рентабельности продаж и оборачиваемости активов. Однако эти показатели использовались самостоятельно, без увязки с факторами производства.

В основу модели фирмы «Дюпон» впервые была заложена жестко детерминированная двух-факторная модель, в которой показатели увязываются вместе [1]:

Р PS

TA=fm wiuROA=NPM*TAT, (1)

где Рп - чистая прибыль коммерческой организации, то есть прибыль, доступная к распределению среди ее владельцев; ТА - всего активов; S - выручка от реализации; ROA (Рп/ТА) - коэффициент рентабельности совокупного капитала как основной показатель, характеризующий эффективность средств, вложенных в деятельность фирмы; факторные показатели: NPM(Pn /S) - рентабельность продаж; TAT (S/TA) - ресурсоотдача.

В общем случае результативность, экономическая целесообразность и рентабельность функционирования коммерческой организации измеряются абсолютными и относительными показателями. Различают показатели экономического эффекта и экономической эффективности.

Экономический эффект - показатель, характеризующий результат деятельности. Это абсолютный объемный показатель; его можно суммировать в пространстве и времени (в данном случае мы абстрагируемся от понятия временной стоимости денег). В зависимости от уровня управления, отраслевой принадлежности объекта и других параметров в качестве показателей эффекта используют показатели ВВП, национального дохода, валовой продукции, прибыли, валового дохода от реализации товаров и т.д.

Экономическая эффективность - относительный показатель, соизмеряющий полученный эффект с затратами или ресурсами, использованными для достижения этого эффекта. Значения этого показателя уже нельзя суммировать в пространстве и времени (подобные суммирования делают лишь в статистике, например при построении уравнений регрессии, однако в этом случае показатель рассматривается как некая обобщенная статистическая характеристика изучаемого явления). Например, если известна оборачиваемость товаров по отдельным товарным группам, то товарооборачиваемость по магазину в целом не может быть найдена прямым суммированием исходных показателей товарооборачива-емости; нужно использовать показатели, характеризующие товарооборот и запасы магазина.

Существуют два подхода к оценке экономической эффективности - ресурсный и затратный. В общем виде показатель приведенной совокупной экономической эффективности EFF выражается формулой:

ef,

Е -fii1Ü.

FF~Û Я ' (2)

(l + ej

где Еп - величина экономического эффекта в период - величина совокупных ресурсов или затрат в период v, Е - ставка дисконтирования в период /.

Различие между категориями «ресурсы« и «затраты» достаточно очевидно. В частности, если для примера рассмотреть основные средства, то в качестве характеристики ресурса может использоваться какой-либо из показателей его стоимостной оценки, а в качестве характеристики затрат - часть стоимости, относимая на затраты в отчетном периоде, то есть амортизационные отчисления. Безусловно, и в этом случае очевидность носит лишь кажущийся характер; известно, что существует несколько оценок стоимости основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная, рыночная и др.); списывать вложения в основные средства на затраты можно с помощью различных методик амортизации и т.п.

Коэффициенты рентабельности (доходности), с одной стороны, представляют собой частный случай показателей эффективности, когда в качестве показателя эффекта в числителе дроби берется прибыль, а в знаменателе - величина ресурсов или затрат. Однако на практике, естественно, анализ далеко не всегда выполняется в строгом соответствии с канонами теории, поэтому, с другой стороны, «рентабельность» понимается в более широком смысле, нежели «эффективность». Не случайно в прикладных науках говорят о двух группах показателей рентабельности как относительных показателях, в которых прибыль сопоставляется с некоторой базой, характеризующей предприятие с одной из двух сторон - ресурсы или совокупный доход в виде выручки, полученной от контрагентов в ходе текущей деятельности. Два вида базовых показателей и предопределяют две группы коэффициентов рентабельности. В первом случае базовыми показателями (то есть знаменателями дроби коэффициента рентабельности) выступают стоимостные оценки ресурсов (капитал, материальные ресурсы в различной классификации и др.), во втором случае - показатели выручки от реализации товаров, продукции, работ, услуг (в целом и по видам).

В дальнейшем модель (1) была развернута в модифицированную факторную модель фирмы ОиРогЛ, представленную в виде древовидной структуры, в вершине которой находится показатель рентабельности собственного капитала (110Е), а в основании - признаки, характеризующие факторы производственной и финансовой деятельности предприятия, и являющуюся достаточно эффективным способом оценки эффективность функционирования предприятия. Назначение модели -

идентифицировать факторы, определяющие эффективности функционирования предприятия, и оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению риск-менеджеров, наиболее значимый - рентабельность собственного капитала (ROE). В основу приведенной схемы анализа заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:

где »У - объем производства (выручка от реализации); А - сумма активов коммерческой организации (баланс-нетто) или, что то же самое, величина капитала, авансированного в ее деятельность; Е - собственный капитал. ч

Из модели (3) видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов: рентабельности продаж, ресурсоотдачи и структуры источников средств, авансированных в данное предприятие. Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает отчет о прибылях и убытках, второй - актив баланса, третий - пассив баланса.

Этим факторам и по уровню значимости, и по тенденциям изменения присуща отраслевая специфика, о которой необходимо знать риск-менеджеру. Так, показатель ресурсоотдачи может иметь невысокое значение в высокотехнологичных отраслях, отличающихся капиталоемкостью, напротив, показатель рентабельности хозяйственной деятельности в них будет относительно высоким. Высокое значение коэффициента финансовой зависимости могут позволить себе фирмы, имеющие стабильное и прогнозируемое поступление денег за свою продукцию. Это же относится к предприятиям, имеющим большую долю ликвидных активов (предприятия торговли и сбыта, банки). Значит, в зависимости от отраслевой специфики, а также конкретных финансово-хозяйственных условий, сложившихся на данном предприятии, оно может делать ставку на тот или иной фактор повышения рентабельности собственного капитала.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существенные для формулирования обоснованных выводов.

Первая связана с временным аспектом дея-

тельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, то есть снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: хорошо кушать или спокойно спать? Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте - наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости - чем выше его значение, тем более рисковой с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является коммерческая организация.

Третья особенность связана с проблемой оценки. Числитель и знаменатель показателя рентабельности собственного капитала выражены в денежных единицах разной покупательной способности. Числитель показателя, то есть прибыль, динамичен, он отражает результаты деятельности и сложившийся уровень цен на товары и услуги в основном за истекший период. Знаменатель показателя, то есть собственный капитал, складывался в течение ряда лет. Он выражен в книжной (учетной) оценке, которая может весьма существенно отличаться от текущей оценки.

Кроме того, книжная оценка собственного капитала не имеет никакого отношения к будущим доходам коммерческой организации. Действительно, далеко не все может быть отражено в балансе, например, престиж фирмы, торговая марка, суперсовременные технологии, классный управленческий персонал не имеют денежной оценки (речь идет не о продаже фирмы в целом) в отчетности. Поэтому рыночная цена акций может значительно превышать учетную стоимость. Таким образом, высокое значение коэффициента рентабельности собственного капитала вовсе не эквивалентно высокой отдаче на инвестируемый в фирму капитал; при выборе решений финансового характера необходимо, следовательно не только ориентироваться на этот показатель, но и принимать во внимание рыночную стоимость фирмы.

Для характеристики деловой активности ак-

ционерных компаний в учетно-аналитической практике экономически развитых стран используют коэффициент устойчивого экономического роста к , показывающий, какими темпами в среднем увеличивается собственный капитал и может развиваться коммерческая организация в дальнейшем за счет финансово-хозяйственной деятельности, не меняя уже сложившиеся соотношения между различными источниками финансирования, фондоотдачей, рентабельностью производства, дивидендной политикой и т.п. и не привлекая дополнительного акционерного капитала, и рассчитываемый по формуле:

к -Р"-П

(4)

где Х> - дивиденды, выплачиваемые акционерам.

Связь коэффициента к с этими показателями может быть описана жестко детерминированной факторной моделью:

* ~ Рп П£,- <5)

где Рг - величина чистой прибыли, не выплачиваемая в виде дивидендов, а реинвестируемая в развитие коммерческой организации.

Экономическая интерпретация выражения (5) заключается в следующем:

• первый фактор модели характеризует дивидендную политику в коммерческой организации, выражающуюся в выборе экономически целесообразного соотношения между выплачиваемыми дивидендами и аккумулируемой частью прибыли;

• второй фактор характеризует рентабельность продаж;

• третий фактор характеризует ресурсоотдачу (аналог известного в отечественной статистике показателя «фондоотдача»);

• четвертый фактор, которым является коэффициент финансовой зависимости, характеризует соотношение между заемными и собственными источниками средств. Факторная модель (5) описывает как производственную (второй и третий факторы), так и финансовую (первый и четвертый факторы) деятельность коммерческой организации, и мы видим, что коммерческая организация может выбрать один из двух подходов в наращивании экономического потенциала. Первый подход заключается в ориентации на сложившиеся пропорции в структуре и динамике производства, при этом темп роста объемов производства задается текущим или усредненным в динамике значением коэффициента к■. Согласно второму подходу предполагаются более бы-

стрые темпы развития. При этом, как следует из модели, коммерческая организация может использовать определенные экономические рычаги: снижение доли выплачиваемых дивидендов, совершенствование производственного процесса (снижение фондоемкости, повышение рентабельности), изыскание возможности получения экономически оправданных кредитов, дополнительная эмиссия акций.

Рассмотренная модель имеет чрезвычайно важное значение для финансового менеджера, поскольку позволяет осознать логику действия основных факторов развития компании, количественно оценить их влияние, понять, какие факторы и в какой пропорции возможно и целесообразно мобилизовать для повышения эффективности производства.

Второе направление оценки деловой активности - анализ и сравнение эффективности использования ресурсов коммерческой организации. Известно множество показателей, применяемых в ходе такого анализа. Обычно логика обособления подобных показателей такова. Любое предприятие имеет три вида основных ресурсов: материальные, трудовые и финансовые. В данном случае под материальными ресурсами чаще всего понимают материально-техническую базу предприятия, причем для финансового менеджера интерес представляет прежде всего не их состав и структура, рассматриваемые с позиции технологического процесса (это сфера интересов линейных руководителей и менеджеров по производству), но величина финансовых вложений в эти активы.

Основное отличие модели (5) от ранее рассмотренных моделей (1,3) заключается в более дробном выделении факторов и смене приоритетов относительно результативного показателя.

Модели факторного анализа, предложенные специалистами фирмы «Дюпон», в течение длительного времени оставались невостребованными, и лишь в последние годы им стали уделять гораздо большее внимание. Так, для выявления факторов, влияющих на прибыль и коэффициенты рентабельности: фондоотдача основных средств, оборачиваемость материальных оборотных активов, цена и себестоимость конкретного вида продукции, структура реализованной продукции и т.д. - могут быть реализованы несложные факторные жестко детерминированные модели.

(Окончание следует)

Литература

1. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент.

- М.: Финансы и статистика, 2000. - 768 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.