СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МНОГОДЕТНАЯ СЕМЬЯ В КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ: К ПРОБЛЕМЕ ПОСЕЩАЕМОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
DOI: 10.24411 /2310-1679-2019-10310
Сергей Сергеевич ИППОЛИТОВ,
кандидат исторических наук, проректор по развитию МГИК, декан факультета государственной культурной политики, ведущий научный сотрудник НИИ природного и культурного наследия им. Д.С. Лихачёва
e-mail: nivestnik@yandex.ru
Екатерина Сергеевна ИППОЛИТОВА,
учащаяся, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 29»
e-mail: katyippolitova15@gmail.com
В статье анализируется ситуация с доступностью учреждений культуры для наименее социально защищенных групп населения. На обширном исследовательском материале, полученном в ходе социологических исследований, изучаются процессы, связанные с посещаемостью учреждений культуры, доступностью билетов для льготных категорий зрителей, открытость информационной среды, готовность администраций работать с льготными категориями посетителей. По итогам исследования формулируются рекомендации для дальнейшего роста посещаемости учреждений культуры, предлагается законодательная инициатива по квотированию мест и механизм распределения льготных билетов. Делается вывод о необходимости более широкого участия государства в привлечении социально уязвимых групп населения в учреждения культуры.
Ключевые слова: государственная культурная политика, многодетная семья, посещаемость учреждений культуры, льготные категории населения.
LARGE FAMILY IN CULTURAL POLICY: THE PROBLEM OF ATTENDANCE OF CULTURAL INSTITUTIONS
Sergey S. Ippolitov, candidate of historical Sciences, Vice-rector for development of the Moscow State Institute of Culture, Dean of the faculty of State cultural policy, leading researcher of the research Institute of natural and cultural heritage. D.S. Likhachev
e-mail: nivestnik@yandex.ru
Ekaterina S. Ippolitova, the pupil, Municipal budgetary educational institution «Secondary comprehensive school № 29»
e-mail: katyippolitova15@gmail.com
The article analyzes the situation with the availability of cultural institutions for the least socially protected groups of the population. On the basis of extensive research material obtained in the course of sociological research, the processes related to the attendance of cultural institutions, the availability of tickets for privileged categories of viewers, the openness of the information environment, the willingness of administrations to work with privileged categories of visitors are studied. The study makes recommendations for the further growth of attendance of cultural institutions, it is proposed a legislative initiative on the quota and allocation mechanism of preferential tickets. It is concluded that there is a need for greater participation of the state in attracting socially vulnerable groups to cultural institutions.
Keywords: state cultural policy, large family, attendance of cultural institutions, privileged categories of the population
Российская культура в последнее десятилетие стала одним из приоритетных направлений деятельности государства. Пространных объяснений такому вниманию к культурной сфере не требуется: духовное, нравственное здоровье общества, его культурное развитие, самобытность и самодостаточность - едва ли не главный залог поступательного развития всех сфер общественной жизни, модернизации хозяйства, опережающего развития технологий. Созданная за последние четверть века законодательная база в области культурной политики позволяет воплощать все поставленные государством цели последовательно и достаточно эффективно. Закон 3612-1 «Основы законодательства РФ о культуре» от 9 октября 1992 г.; федеральная целевая программа «Культура России (2012-2018 годы)»; указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р - эти и целый ряд других нормативных документов определяют вектор развития отечественной культуры.
Отечественные исследователи при изучении государственной культурной политики современной России обозначают три периода её развития [1, с. 18-24]. Это деление весьма условно и умозрительно и не отмечено сколько-нибудь четкими границами, но гражданами нашей страны воспринимается вполне определенно. Так, десятилетие 1990-х гг. характеризовалось практически полным отказом государства от какой бы то ни было государственной культурной политики. В тот период учреждения культуры стали полновластными субъектами, определявшими собственную этическую и эстетическую повестку за государственный счет. Второй условный период пришелся на начало двухтысячных годов, когда государственная политика в области культуры позиционировалась в качестве некоего
пакета услуг, предоставляемого населению, что стало отражением либеральной парадигмы развития общества, безальтернативно бытовавшей в то время. Доступ к национальному культурному достоянию стал товаром, а роль учреждения культуры низведена до субъекта товарно-денежных отношений. Начало третьего этапа условно можно связать с серединой двухтысячных годов, когда государство вновь осознало роль культуры в охранении национальных интересов [2, с. 35-44].
Но насколько успешно сегодня продвигается решение поставленных государством задач? Каковы критерии оценки? Существует ли достаточно понятный и прозрачный инструментарий для исследования столь тонкой материи, как культурное развитие общества? Удовлетворены ли граждане своим собственным культурным уровнем и той культурной средой, с которой они соприкасаются каждый день и на которую, собственно, и нацелена государственная культурная политика?
Надо признать, что государство активно ищет ответы на эти непростые вопросы. Министерство культуры РФ осуществляет мониторинг подведомственных учреждений, публикуя огромный массив открытых данных [3], содержащих статистическую информацию, позволяющую понять динамику тех или иных культурных мероприятий, явлений или инициатив. Это, пожалуй, один из самых информативных официальных источников информации, позволяющий осуществлять качественную аналитику происходящих в отрасли процессов.
Одним из параметров, на который министерство культуры обращает пристальное внимание при мониторинге подведомственных учреждений, является их посещаемость. Для поиска путей увеличения этого показателя министерство культуры проводит серьезную работу, заказывает научные исследования и вкладывает значительные средства.
Но попробуем ответить на, казалось бы, странный и неуместный вопрос: а зачем повышать посещаемость учреждений культуры? Во имя чего, собственно?
И любой гражданин легко на этот вопрос ответит: для того, чтобы граждане России имели возможность прикоснуться к богатейшему культурному наследию нашей страны, удовлетворить свои культурные запросы, привить детям вкус к высокой культуре, т. е. обозначит цели, отраженные в Основах государственной культурной политики: «Формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития» [4]. Но коль скоро это так и государство отошло от регулирования сферы культуры по типу коммерческой организации, продающей услуги населению, и пришло, наконец, к пониманию критической необходимости доступа к культурному достоянию максимально широких слоев населения, то как
объяснить процессы, до сих пор происходящие в области управления учреждениями культуры?
Бросим взгляд на два статистических параметра. Первый - средняя цена одного посещения театрального мероприятия в 2012-2016 гг., отраженный в открытых данных министерства культуры РФ (рис. 1). Второй -накопленная инфляция за тот же период.
Рисунок 1. Средняя цена одного посещения театрального мероприятия, 2012-2016 гг.
600 500 400 300 200 100
о н-1-1-1-1-1
2012 2013 2014 2015 2016
По официальным данным министерства культуры РФ, средняя цена одного посещения театрального мероприятия за 4 года, с 2012-го по 2016 год, выросла на 54 % [5]. При этом накопленная инфляция за указанный период составила 35 % [6], что означает опережающий рост цен на театральные билеты в России. Иными словами, театральные билеты в России дорожали в полтора раза быстрее всех остальных товаров и услуг. Насколько такое положение дел соответствует заявленным целям государственной культурной политики о «социальном равенстве граждан» в их доступе к культурным благам? И не является ли такое положение дел отголоском либеральной модели хозяйствования в культурной сфере, когда едва ли не единственным параметром оценки эффективности учреждения культуры являлось количество собранных с посетителей денежных средств?
Для ответа на этот вопрос проведем исследование и попробуем выяснить, насколько доступны культурные блага в нашей стране для наименее защищенной группы населения, одновременно являющейся самой приоритетной для государства, - для многодетных семей. Ведь именно
многодетные семьи объявлены государством наиболее желанной демографической моделью российского общества; именно на них возложены надежды по сохранению традиционных ценностей и воспитанию подрастающего поколения в многовековом контексте отечественной культуры.
Согласно статье 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, «при организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, обучающихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву» [7]. При анализе льготных категорий бросается в глаза отсутствие среди них членов многодетных семей, студентов дневных отделений вузов, детей из неполных семей или семей, потерявших кормильца. Иными словами, в состав льготных категорий зрителей не вошли наименее защищенные социальные группы, являющиеся целевой аудиторией для реализации государственной культурной политики. Кроме того, наличие в тексте документа слов «могут устанавливать» сводит на нет его социальную направленность: установление льгот носит рекомендательный характер и отдается на добрую волю руководителей учреждений культуры. В итоге в нашей стране возникло целое поколение молодых людей, которые никогда не бывали и, с высокой степенью вероятности, никогда не побывают, например, в главном театре страны, чья бизнес-модель и финансовая стратегия вызывают целый ряд серьезных вопросов. Если представить себе типичную российскую многодетную семью с тремя детьми и умножить количество ее членов на цену билета в Большой театр, то станет очевидной практическая невозможность для подавляющего большинства этой наиболее ценной для государства и уязвимой социальной группы пожертвовать значимой долей своего месячного бюджета для посещения театральной постановки.
Вот как выглядит попытка многодетной матери приобрести льготные билеты в Большой театр, опубликованная в социальных сетях в январе 2017 г.: «Перед тем как приехать в Большой театр, я внимательно изучила правила продажи льготных билетов, напечатанные на сайте Большого театра. И вот что оказалось на самом деле: купить билеты невозможно. 21 января 2017 г. в 10 часов я приехала к началу предварительной продажи билетов на апрель. В кассу уже стояла гигантская очередь, одна женщина вела списки. Я тоже записалась под номером 328 и стала узнавать, что к чему. Итак: с ночи до 6 часов утра охранники театра раздают пришедшим 300 зеленых браслетов. По этим браслетам с номерами людей начинают пускать в кассу мелкими партиями с 10 часов. Остальные пишутся в списки. За 45 минут в кассу прошло 89 человек, я сразу высчитала, что с такой пропускной способностью мне придется ждать на холоде до часу дня. Кроме того, охранник сразу предупредил, что всем льготным категориям полагается только 2 билета по паспортам. А у меня двое детей
одного возраста, я же не могу только одного повести в театр, а другому сказать - тебе не повезло... Решила это унизительное мероприятие прекратить и поехала домой (я не из Москвы).
Фактически это право реализовать почти невозможно. Льготники не могут физически приехать в кассу до 6 часов утра, т. к. еще не ходит метро. Очевидно, администрации Большого театра это не нужно, потому что невыгодно. Устроили из льготной продажи такую профанацию. Срамота!» [8].
В этом эмоциональном отзыве многодетной матери нашли отражение все наиболее острые проблемы, с которыми сталкиваются наименее защищенные группы населения при попытках получить льготы на посещение учреждений культуры. Убрав эмоциональность автора, получим такой перечень: невыгодность для учреждений культуры предоставления льготных билетов, неэтичность администрации в общении с гражданами, общая информационная закрытость учреждений культуры. Попробуем проанализировать каждую из этих проблем.
Открытые данные министерства культуры РФ содержат достаточное количество информации, позволяющей проанализировать действительную эффективность деятельности учреждений культуры, и в частности -театров, оценив заполняемость театральных залов и, следовательно, тезис о «невыгодности» выделения льготных мест. Этот параметр отсутствует в имеющейся статистике в качестве элемента оценки: в открытых данных Минкультуры содержится информация о количестве мест в зрительном зале театра, количестве проведенных мероприятий за год и общем количестве зрителей, их посетивших. Для его исчисления проведем несложные арифметические действия. Вначале определим количество зрителей, побывавших на одном мероприятии. Затем определим процент заполняемости зала, исходя из представленной театрами информации о вместимости их стационарных площадок. Полученные результаты отражены в таблице 1. Разброс данных по заполняемости театральных залов колеблется от 24 % (Балкарский государственный драмтеатр им. Кулиева) до 92 % (Брянский областной театр кукол). В итоге средний показатель случайной выборки составил 56 %. Труднообъяснимый результат продемонстрировал Архангельский областной молодежный театр - 106 % заполняемости зрительного зала, что может свидетельствовать либо о том, что на всех спектаклях зрители сидят, помимо стационарных мест, еще и на полу, либо о приписках, которые практикует руководство театра, предоставляя статистическую информацию в министерство культуры.
Полученные данные позволяют сделать целый ряд выводов. Во-первых, становится очевидным, что среднюю заполняемость театральных залов России нельзя считать удовлетворительной с точки зрения реали-
зации государственной культурной политики. Почти половина зрительских мест в театрах страны остаются незаполненными.
Во-вторых, не прослеживается корреляция между региональной принадлежностью театра, его жанровой специализацией, количеством проводимых мероприятий или количеством стационарных мест. Попытка предложить зависимость «меньше мест - больше заполняемость» не выдерживает критики: схожие по количеству стационарных мест региональные театры демонстрируют принципиально различные показатели заполняемости залов. Так, в Академическом Малом драмтеатре - Театре Европы (457 мест) этот параметр достигает 85 %; у Алтайского государственного театра для детей и молодежи (465 мест) - 44 %, Башкирский академический театр драмы им. М. Гафури (466 мест) - 75 %. При этом малое количество мест в театре (около 100) вовсе не гарантирует высокой заполняемости зрительного зала: Александровский муниципальный театр драмы (100 мест) - 60 %; Ведогонь-театр в Москве (104 места) - 75 %; Алтайский государственный театр кукол «Сказка» (130 мест) - 56 %.
Таблица 1
Средняя заполняемость зрительных залов театров на стационаре (по открытым данным министерства культуры РФ, случайная выборка по алфавиту) [9]
№ Название театра Вместимость (кол-во мест на стационаре) Кол-во мероприятий Кол-во зрителей (всего) Среднее кол-во зрителей на одном мероприятии Процент заполнения зрительного зала
1 Академический Малый драмтеатр-Театр Европы 457 316 92100 391 85
2 Аварский муздрамтеатр им. Г. Цадасы 668 101 30100 298 44
3 Акад. русский театр драмы Респ. Марий Эл 423 149 43200 290 69
4 Александровский мун. театр драмы 100 75 4500 60 60
5 Алтайский гос. театр для детей и молодежи 465 274 56300 205 44
№ Название театра Вместимость (кол-во мест на стационаре) Кол -во мероприятий Кол-во зрителей (всего) Среднее кол-во зрителей на одном мероприятии Процент заполнения зрительного зала
6 Алтайский гос. театр кукол «Сказка» 130 403 29200 72 56
7 Алтайский гос. театр музкомедии 670 223 105500 473 70
8 Алтайский кр. театр драмы им. Шукшина 711 218 97600 447 63
9 Альметьев-ский татарский гос. драмтеатр 366 161 28100 174 48
10 Амурский обл. театр кукол 178 146 14200 97 55
11 Амурский областной театр драмы 330 172 38700 225 68
12 Арзамасский муниц. театр драмы 220 144 22300 155 70
13 Армавирский театр драмы и комедии 395 193 60300 312 79
14 Архангельский обл. театр кукол 208 132 22500 170 82
15 Архангельский театр драмы им. Ломоносова 1298 265 62700 237 18
16 Астраханский гос. театр кукол 154 355 22000 62 40
17 Астраханский гос. театр оперы и балета 750 349 89200 256 34
18 Астраханский драматический театр 456 302 63800 211 46
№ Название театра Вместимость (кол-во мест на стационаре) Кол-во мероприятий Кол-во зрителей (всего) Среднее кол-во зрителей на одном мероприятии Процент заполнения зрительного зала
19 Астраханский театр юного зрителя 624 212 54400 257 41
20 Атнинский гос. драматический театр 264 38 5000 132 50
21 Ачинский драматический театр 246 257 49800 194 79
22 Балаковский театр юного зрителя 600 225 33200 146 25
23 Балкарский гос. драм-театр им. Кулиева 608 127 18800 148 24
24 Балашовский драматический театр 300 166 26900 162 54
25 Башкирский акад. театр драмы им. М. Гафури 466 229 81300 350 75
26 Башкирский гос. театр кукол 300 634 97600 154 51
27 Башкирский гос. театр оперы и балета 639 247 98400 400 63
28 Белгородский акад. драм-театр им. Щепкина 520 368 98700 268 52
29 Белгородский гос. театр кукол 160 678 77700 115 71
30 Березников-ский драматический театр 364 252 31500 125 34
№ Название театра Вместимость (кол-во мест на стационаре) Кол -во мероприятий Кол-во зрителей (всего) Среднее кол-во зрителей на одном мероприятии Процент заполнения зрительного зала
31 Березни-ковский драмтеатр «Бенефис» 715 116 21400 184 26
32 Братский муниц. драматический театр 186 155 17500 113 60
33 Брянский обл. театр кукол 135 152 18900 124 92
По итогам анализа заполняемости зрительных залов российских театров становится очевидным, что практически все учреждения обладают значительными резервами, позволяющими без какого-либо ущерба для доходов предоставлять льготные места членам многодетных семей и иным льготным группам населения. Однако отсутствие обязывающих нормативных актов отдает этот социально значимый вопрос на усмотрение администраций учреждений культуры, которые не заинтересованы в систематической работе по привлечению в театры этой категории посетителей.
Данный тезис подтверждается другим исследованием, проведенным авторами статьи в июле-августе 2019 г. В ряд столичных и региональных театров был направлен «тайный покупатель», в задачи которого входило определение доступности билетов для многодетных семей. Изучалась политика театров по привлечению этой категории населения, наличие в кассах билетов по льготным ценам, возможность и доступность их приобретения, наличие на официальных сайтах театров информации о льготных категориях, открытость театральной администрации и информационной среды. Помимо перечисленных, в задачи исследования входило выставление эмоциональных оценок по итогам общения с театральной администрацией. Итоги исследования отражены в таблице 2.
Таблица 2
Открытость театров России для льготных групп населения
Название театра Город Есть ли льготы для многодетных семей, как купить билет Тон общения
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный академический Большой театр России» Москва, Театральная площадь, д. 1 «Льготных билетов нет», - так ответили по основному телефону театра. В кассе театра и на сайте льготные билеты приобрести нельзя, их не бывает. У многодетных семей есть преимущество: при предъявлении удостоверения многодетной семьи возможно приобретение сразу нескольких билетов на всех членов семьи. Только во время третьего обращения по телефону выяснилось, что, возможно, льготные билеты распространяются через территориальные центры социальной защиты. «Эти билеты по 200 рублей на неудобные места, где плохо видно». На сайте Большого театра есть раздел «Продажа билетов по специальным программам»: «Билеты низкой ценовой категорией (100 и 200 рублей) реализуются Театром по специальной программе на бланках специального образца». В нескольких центрах социальной защиты Москвы утверждают, что регулярно направляют заявки в Большой театр, но еще ни разу билеты не были выделены Во время первых двух телефонных разговоров тон общения надменный, выраженное недовольство. Радостно сообщили, что льготных билетов нет: «В первый день продаж ловите лучшие цены»
Московский государственный академический театр оперетты Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 6 Для многодетных семей льгот нет Общались любезно и строго по делу
Государственный академический театр имени Е. Вахтангова Москва, ул. Арбат, д. 26 Льготные билеты можно приобрести только на основную сцену. На спектакли на других сценах льгот нет. Билеты на основную сцену предоставляются без места на балконе по цене 200 руб. Билет можно купить в кассе заранее. Дети до 14 лет на вечерние спектакли не допускаются По телефону отвечают холодно и некорректно. С трудом удалось получить информацию. Было три обращения
Название театра Город Есть ли льготы для многодетных семей, как купить билет Тон общения
Концертный зал имени П. И. Чайковского (МГАФ) ФГБУ «Московская государственная академическая филармония» Москва, Тверская ул., д. 31 Для многодетных семей льгот нет вообще. «Есть льготы для ветеранов ВОВ и каких-то кавалеров». Это цитата. Так отвечают в одном из центральных театров Москвы. А ведь речь идет о полных кавалерах ордена Славы. Позор По телефону сразу говорят, что льгот нет. С трудом удалось узнать, что какие-то льготы все-таки есть. «Но это только в кассе. А так льгот нет»
Российский государственный академический молодежный театр (РАМТ) Москва, Театральная пл., д. 2 На балеты льготных билетов нет. На спектакли театра по многодетному удостоверению можно получить один билет бесплатно за час до начала спектакля в кассе театра Общались любезно, в быстром темпе и строго по делу
Центральный академический театр Российской армии Москва, Суворовская пл., д. 2 В кассе театра можно заранее приобрести льготные билеты по удостоверению многодетной семьи на любую дату и на любой спектакль. И в малом, и в большом зале выделены места стоимостью 300 руб. «Не смотрите, что цена такая низкая, видно замечательно! А я сейчас вам самые лучшие места подберу». Удивительное общение! Спросили, чем дети интересуются, чтобы лучше подобрать спектакль
Государственный театр наций Москва, Петровский переулок, д. 3 «Льготных билетов для многодетных семей нет. В центрах социальной защиты спрашивайте, где все инвалиды и пенсионеры. Проще говоря, где льготы для всех малоимущих оформляют. Там льготные билеты. Это - 5-6 ряды балкона и бельэтажа. Неудобные места. На балконе очень высокие сидения, ноги "висят"» Общение дружелюбное, многодетных жалеют и стараются помочь, приободрить.
Российский государственный театр «Сатирикон» им. Аркадия Райкина Москва, Шереметьевская ул., д. 8 В кассе театра дама сразу сказала с угрозой в голосе, что «вопросы по льготам не касаются ее совершенно ни с какой стороны! Это дело администратора, которого сейчас нет. Он в отпуске. Позвоните потом». Возможно, информация по льготам есть на сайте театра, нам просто не удалось её сразу найти? «На сайте? Не знаю, не смотрела. Я - касса!»
Московский театр «Мастерская П. Н. Фоменко» Москва, Кутузовский проспект, д. 30/32 «Льгот нет. Если только купить билеты по минимальной цене. Отслеживайте на сайте, ловите объявление о начале продаж. Общались достаточно дружелюбно, в быстром темпе
Название театра Город Есть ли льготы для многодетных семей, как купить билет Тон общения
Бывают билеты по 100, 300 рублей в большом зале. На "Сон в летнюю ночь" по 7501000 рублей».
Московский драматический театр им. А. С. Пушкина Москва, Тверской бульвар, д. 23 «Льгот нет. Есть билеты от 300 рублей, но это, конечно, на балконах, вы понимаете». Общались в быстром темпе, но очень заботливо, стремились помочь
Московский театр «Современник» Москва, Чистопрудный бульвар, д. 19, стр. 1 По удостоверению многодетной семьи и с паспортом в кассе театра возможно приобрести билеты за 50 % от стоимости, но на строго определенные места. Например, на спектакль «Не покидай свою планету» по повести Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» один билет на эти места стоит 8000 руб. Соответственно для члена многодетной семьи он будет стоить 4000 руб. Общались очень дружелюбно, рассказали про несколько спектаклей, активно приглашали в театр
Московский художественный академический театр им. М. Горького Москва, Тверской бульвар, д. 22 «Никаких льгот у нас нет. У нас недорогие билеты по 400 рублей. На детские спектакли билеты по 200 рублей. Продажа открыта». Коротко и ясно Общались в очень быстром темпе. Строго по делу
Большой Московский Государственный цирк на проспекте Вернадского Москва, проспект Вернадского, д. 7 Льгот для многодетных семей нет Общались спокойно. Кассиру было даже как-то неловко сообщать эту информацию
Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой Москва, ул. Тверская, д. 5/6 По удостоверению многодетной семьи можно приобрести билеты с 15 % скидкой в кассе театра заранее на любой спектакль Общались дружелюбно, активно приглашали на спектакли
Московский драматический театр на Малой Бронной Москва, ул. Малая Бронная, д. 4, стр. 2 Льготы для многодетных есть: билеты можно приобрети на любой спектакль за 50 % стоимости в кассе театра Общались очень доброжелательно
Государственный академический центральный театр кукол им. С. В. Образцова Москва, ул. Садовая-Самотечная, д. 3 В сезон есть льготные билеты на любой спектакль в большой и малый залы по 200 руб. Билеты приобретаются исключительно в кассе театра по многодетному удостоверению Общаются очень приветливо
Название театра Город Есть ли льготы для многодетных семей, как купить билет Тон общения
Московский академический Музыкальный театр им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Москва, ул. Большая Дмитровка, д. 17 «На спектакли, пользующиеся повышенным спросом у населения, количество мест, на которые предоставляется скидка, составляет не более 5% от общего числа мест в зрительном зале» Общаются очень дружелюбно. Сотрудники театра прекрасно осведомлены о льготах, помогают выбрать лучшие места в зале
Академический Малый драматический театр - Театр Европы Санкт-Петербург, ул. Рубинштейна, д. 18 Есть льготные билеты по цене от 300 до 600 руб. на любой спектакль. Все льготные места в зале закреплены. Купить билеты по льготным ценам на места в центре зала нельзя. Льготные билеты предоставляются только организациям. Названия этих организаций в кассе сообщить не смогли Общались надменно
Санкт-Петербургский государственный академический театр оперы и балета им. М. П. Мусорского - Михайловский Санкт-Петербург, пл. Искусств, д. 1 В приемной театра про льготы не слышали. На сайте нет информации. У театра есть Клуб друзей. По информации членов совета клуба, льгот для многодетных семей нет. Предложили рассмотреть абонементы В приёмной театра отвечают холодно, но вполне корректно
Санкт-Петербургский академический театр им Ленсовета Санкт-Петербург, Владимирский пр-т, 12 В этом театре нет отдельных льгот для многодетных, но есть общие льготы Льготы зачитывали
Санкт-Петербургский Молодежный театр на Фонтанке" Санкт-Петербург, Набережная реки Фонтанки, д. 114 Согласно программе для многодетных семей предусмотрено снижение цены одного билета для всех членов многодетной семьи на утренние спектакли для детей текущего репертуара на 10%. По телефону разъяснили, что льготные билеты на вечерние спектакли необходимо приобрести в кассе в первые три дня от начала продажи билетов. Это распространяется только на билеты стоимостью выше 500 руб. Дамы в кассе и билетном столе с удовольствием погрузились в изучение программы по реализации льготных билетов в своем театре. Зачитывали с настроением
Пермский театр оперы и балета им. П. И. Чайковского Пермь, ул. Петропавловская, д. 25А Льготы по удостоверению многодетной семьи предоставляются на любой спектакль при наличии свободных мест Общались строго по делу, в быстром темпе
Название театра Город Есть ли льготы для многодетных семей, как купить билет Тон общения
со скидкой 50 % от стоимости. Билеты можно приобрести только за полчаса до начала спектакля в кассе театра. Для многодетной семьи из пяти человек вероятность приобрести билеты на популярный спектакль по льготным ценам стремится к нулю
Саратовский государственный академический театр драмы им. И. А. Слонова" Саратов, ул. Рабочая, д. 116 Льгот нет ни для каких категорий граждан, но цены на билеты от 70 руб. На сайте театра выложен любопытный документ: приказ об установлении цен на билеты на театральный сезон 2018-2019 (на уже прошедший сезон). Приятно удивили закрепленные приказом цены на детские спектакли: от 70 до 200 руб. Общались очень дружелюбно. На сайте театра есть раздел: «Правила жизни», в котором опубликованы высказывания артистов, режиссеров, костюмеров и других работников театра, то, чем бы они хотели поделиться со зрителем
Саратовский академический театр оперы и балета Саратов, ул. Московская, 72, стр. 3 На сайте театра размещены документы о порядке реализации театральных билетов льготным категориям граждан. Также из опубликованных на сайте документов следует, что «социально ориентированные организации и ведомства имеют право обратиться с письмом к директору театра с просьбой о выделении льготных билетов на спектакли текущего репертуара». В театре каникулы. В приемной про льготы не знают, как не знают и о документах, размещенных на сайте. Но пошли навстречу и подсказали, где и когда можно узнать Спустя две недели из Саратовского академического театра позвонил сотрудник администрации. От лица театра поблагодарил за найденные недочеты в опубликованных на сайте документах, а также очень вежливо осведомился, какие есть вопросы по льготам, просил обращаться по любым вопросам
Красноярский государственный театр оперы и балета имени Д. А. Хворостовского Красноярск, ул. Перенсона, д. 2 Многодетным семьям можно приобрести билеты на любой спектакль театра и на любое место за 50 % от стоимости в кассе театра. Уже сейчас можно купить билеты на сентябрь и октябрь Общались очень дружелюбно
При анализе полученных результатов бросается в глаза отсутствие какой бы то ни было единой политики учреждений культуры по работе с льготными группами населения. Там, где льготы для многодетных семей существуют, их получение сопряжено с длительным, трудоемким и часто унизительным для получателя процессом. Предоставление льготных билетов обставлено значительным количеством искусственных барьеров, как, например, личный визит в театр за полчаса до начала спектакля с негарантированным результатом; ограничение количества льготных билетов для членов одной многодетной семьи; привязка возможности купить льготный билет к неснижаемому остатку свободных мест; выделение для льготных категорий самых неудобных зрительских мест, что делает посещение театра детьми практически бессмысленным; отказ в предоставлении льготных билетов на самые востребованные спектакли; отсутствие в открытом доступе необходимой информации о льготных категориях.
Часто складывается впечатление, что сотрудники лишь нескольких театров владеют информацией об учреждении, в котором работают. Большинство сотрудников театров не знают, что находится на сайте театра, выражают недовольство, когда вопрос касается льготных билетов, ведут себя невежливо и некорректно, что оставляет у потенциального посетителя негативное впечатление о самом театре.
Проблема общения и открытости была сформулирована в процессе исследования как одна из главнейших. «Тайный покупатель», представлявшийся в разговоре с администрацией театров членом многодетной семьи, неоднократно сталкивался с грубостью, надменностью, насмешливым отношением сотрудников. Особенно в этом преуспела администрация Большого театра, который в гипотетическом рейтинге открытости был поставлен исследователями на последнее место. Попытка получить льготу при покупке театральных билетов воспринималась администрацией и работниками касс в качестве маркера социального неблагополучия, бедности, ущербности, и это восприятие активно транслировалось при разговоре.
На противоположном полюсе этого воображаемого рейтинга оказались Саратовский академический театр оперы и балета и Центральный академический театр Российской армии, администрация которых готова была сделать всё возможное для многодетной семьи, предоставив ей самые привлекательные условия, одновременно проявив дружелюбие и уважение.
Итогом приведенных выше исследований стал ряд выводов и рекомендаций, которые могли бы существенно повысить посещаемость учреждений культуры, реализовав при этом приоритетные цели государственной культурной политики в Российской Федерации.
1. Следует признать, что знаменитая фраза, приписываемая К.С. Станиславскому, «театр начинается с вешалки», продолжает оставаться актуальной и сегодня. Только в современных условиях роль «вешалки» призваны выполнять социальные сети, официальные сайты учреждений культуры, кол-центры, администраторы, ведущие прямое общение со зрителем, т. е. каналы коммуникации, транслирующие вовне ценностную, гражданскую, этическую и эстетическую позицию администрации. Именно эти ресурсы определяют сегодня образ учреждения культуры в сознании посетителя и в значительной степени формируют показатели посещаемости. Если представить себе гипотетический «Рейтинг вешалки им. Станиславского», то оперирующий огромными по меркам России финансовыми и материальными ресурсами Большой театр, являющийся национальным и мировым брендом, оказался бы в этом рейтинге на самых последних строчках из-за надменного и неуважительного отношения к наименее социально защищенным группам российского общества.
В этой связи представляется необходимым создание рейтинговой системы оценки деятельности учреждений культуры с точки зрения их открытости. Рейтинг должен включать в себя целый ряд формальных и неформальных оценочных критериев. К формальным должны быть отнесены: информативность официального сайта; наличие на нем информации о скидках и акциях для наименее защищенных групп населения; электронная форма предварительного заказа и онлайн-покупки льготных билетов; форум зрителей; форма для отзывов, форма связи с администрацией учреждения культуры; этический кодекс деятельности; ценностные принципы репертуарной политики.
Неформальные критерии рейтинга должны учитывать оценку посетителей учреждения культуры: их удовлетворенность репертуаром или экспозицией; оценку свершившихся ожиданий; удовлетворенность логистикой и материальным обеспечением мероприятия; оценку деятельности вовлеченных в процесс сотрудников и администрации учреждения культуры; намерение посетить данное учреждение вновь; порекомендовать его другим людям; оценку соответствия эстетики увиденного ценностным предпочтениям зрителя.
Предложенная рейтинговая система должна быть размещена на сайте министерства культуры РФ и быть доступной всем зарегистрированным пользователям для участия в голосовании и просмотра результатов. Позиции учреждений культуры в этом рейтинге должны учитываться при определении бюджетного финансирования на очередной финансовый год.
2. Представляется также желательной законодательная инициатива министерства культуры РФ об обязательной бесплатной квоте в учреждениях культуры для многодетных семей и иных наименее защищенных групп населения, отсутствующих в настоящий момент в перечне льготных.
Как показали исследования, средняя заполняемость театральных залов по России составляет около 50 %. Вместе с тем министерство культуры в данном вопросе не пользуется правами, возникающими благодаря статусу учредителя, формирующего бюджет учреждений культуры. Обязательная бесплатная для получателя квота Минкультуры на каждое проводимое мероприятие в 15-25 % не скажется на бюджете конкретных учреждений: бронируемые за наименее защищенными группами населения места по статистике остаются незанятыми. Неизбежно возникающая проблема наиболее востребованных - аншлаговых и премьерных - спектаклей, когда будут квотироваться места, которые гарантированно могут быть проданы и принести доход, не противоречит принципам государственной культурной политики: на премьерные показы смогут попасть зрители, составляющие целевую аудиторию государства.
Механизмом реализации поставленной задачи распределения бесплатных квот в учреждения культуры для наименее защищенных групп населения должен стать портал госуслуг [10]. Каждый зарегистрированный пользователь из льготной группы населения должен иметь возможность подать заявку на любое мероприятие, проводимое тем или иным учреждением культуры в любой точке страны. При превышении количества поданных заявок на конкретное мероприятие над имеющейся квотой система автоматически произведет случайную выборку заявок. Результатом оказания государственной услуги должен стать бесплатный электронный билет на мероприятие по квоте Министерства культуры РФ. Получатель услуги должен иметь возможность отказаться от полученного билета также посредством электронного обращения на портале.
3. Требуется проведение масштабного исследования ценностных и вкусовых предпочтений российской аудитории. Эффективное решение задачи повышения посещаемости учреждений культуры невозможно без создания «ценностной матрицы» населения Российской Федерации. Мероприятия учреждений культуры, проводимые без учета вкусовых и ценностных предпочтений аудитории; введение аудитории в заблуждение через использование названий произведений, текстов и партитур классических произведений при постановке экспериментальных и неоднозначных с этической точки зрения спектаклей; снижение этического и эстетического уровня постановок и экспозиций в целях коммерциализации; механическое перенесение на отечественную почву чуждых российскому зрителю образов и практик; навязывание нетрадиционных для российского общества ценностных установок; пренебрежение нравственными и религиозными устоями - эти и целый ряд подобных явлений в повседневной деятельности учреждений культуры не только отрицательно сказываются на их посещаемости, но и приводят к напряжению в наиболее чувствительных и болезненных областях общественной жизни.
4. Должна быть пересмотрена политика опережающего роста цен на билеты в учреждения культуры, наблюдаемая в последние 10 лет. Как показывают исследования, рост цен на билеты опережает рост инфляции в стране в полтора раза. Такая финансовая политика резко сокращает аудиторию учреждений культуры, отсекая от них наименее социально защищенные группы населения. Финансовая недоступность культурных мероприятий для широких слоев общества усугубляет социальное расслоение, маргина-лизируя население с низкими доходами. В нашей стране появилось поколение молодых людей, которые никогда не были и, с высокой степенью вероятности, никогда не побывают в Большом театре из-за недоступности его билетов. Такое положение дел противоречит целям государственной культурной политики. Финансовые показатели при оценке эффективности учреждений культуры должны стать вторичными. Наиболее эффективными учреждениями должны признаваться те, которым удалось достичь наибольших показателей посещаемости, открытости зрителю, и занять высокое место в рейтинге ценностных предпочтений населения.
Литература
1. Загребин С.С. Культурная политика в постсоветской России 1991-2015 гг. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. № 4. С. 18-24.
2. Котенко В.А., Трифонов Ю.Н. Государственная культурная политика РФ и особенности её реализации на современном этапе // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2017. № 8.
3. Портал открытых данных министерства культуры Российской Федерации. URL: https://opendata.mkrf.ru/ (Дата обращения 09.10.2019.)
4. Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики». URL: https://base.garant.ru/70828330. (Дата обращения 09.10.2019.)
5. Статистика культуры - 2016. URL: https://stat.mkrf.ru/upload/statdoc/20180116. pdf. (Дата обращения 10.10.2019.)
6. Таблицы инфляции. URL: http://уровень-инфляции.рф/таблица_инфляции. aspx. (Дата обращения 10.10.2019.)
7. Основы законодательства Российской Федерации о культуре (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 18.07.2019) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_1870/a66f0039f86bb0bf7d6d25da4f9242f315d35dac. (Дата обращения 09.10.2019.)
8. Культура и искусство. Форум многодетных родителей URL: https://mnogodetok. ru/viewtopic.php?t=64035. (Дата обращения 08.09.2019.)
9. Официальный сайт Минкультуры России. URL: https://opendata.mkrf.ru/ opendata/7705851331stat_theaters#a:eyJ0YWIi0iJidWlsZF90YWJsZSJ9. (Дата обращения 09.9.2019.)
10. Портал государственных услуг. URL: https://www.gosuslugi.ru. (Дата обращения 10.09.2019.)