Этносы и конфессии
Жан ТАРАНЮК
МНОГОАСПЕКТНЫЙ ХАРАКТЕР ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕЛИГИИ И ПОЛИТИКИ
В статье рассматриваются различные грани взаимодействия религии и политики. При рассмотрении с практической точки зрения влияния религии на различные области социально-политической жизни выводится тезис о многоаспектности религиозно-политического симбиоза.
This article discusses the various aspects of interaction of religion and politics. The author considering the practical context of influence of religion on various fields of social and political life concludes the thesis of multiple aspect of religious and political symbiosis.
Ключевые слова:
политика, религия, взаимодействие религии и политики, аспекты взаимодействия; politics, religion, interaction of religion and politics, aspects of interaction.
ТАРАНЮК Жан
Петрович —
магистр искусств,
аспирант
Сибирского
института
международных
отношений и
регионоведения
Политика и религия взаимодействуют между собой по разным направлениям и в разных формах. Рассматривая политику как систему, можно отметить, что религия влияет на различные ее элементы: на политическую культуру, политическую идеологию, политические партии, политических лидеров и др. При этом религия воздействует посредством религиозных идей, через организации, деятельность религиозных лидеров.
Религия играет важную роль в формировании политической культуры, прежде всего на мировоззренческом уровне, который является наиболее устойчивым ее элементом. Как отмечает известный российский политолог профессор К. Гаджиев, «многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, составной частью включаются в политическую культуру той или иной нации, страны, народа. Это объясняется тем, что религия, будучи частью национальной и исторической традиций народа, пронизывает его культурное наследие и соответственно не может не отразиться и на характере его политической культуры»1.
Другая область взаимодействия религии с политикой — сфера политической идеологии. Причем это взаимодействие находит место в самых крайних с точки зрения отношения к религии политических режимах. Так, мы обнаружим признаки религиозной идеологии и в коммунистических государствах советского образца, и в теократических государствах. Для теократического государства характерна всеобъемлющая религиозность. «Теократия — это политическое боговластие... религиозная власть, основанная на силе, вследствие чего неотъемлемым ее атрибутом выступает право на самостоятельную юрисдикцию, осуществляемую религиозными лидерами»2. Принципы теократии наиболее ярко проявляются сегодня в мусульманских странах. Если обратиться к другому полюсу — советскому коммунизму, выясняется, что крайняя антирелигиозность стала сущностным элементом идеологии коммунизма. Но сам факт столь серьезного отношения к религии говорит о том, какую роль религиозный вопрос играл в идеологических конструкциях коммунизма. Более того, по мнению многих исследователей, коммунизм сам превратился в некую форму псевдорелигии. Французский социолог Р. Арон писал, что «социализм является религией именно
1 Гаджиев К.С. Введение в политическую науку : учебник для высших учебных заведений. — изд. 2-е, перераб. и доп. — М. : Логос, 1999, с. 449.
2 Салыгин Е.Н. Теократическое государство. — М., 1999, с. 128.
2010'08
ВЛАСТЬ
167
потому, что он антирелигиозен... светские религии заменяют в душах наших современников исчезнувшую веру и обещают спасение на земле в форме общества, которое надлежит построить»1. Отринув религию и веру в бога, архитекторы советского режима создали новую «коммунистическую обрядовость, с ее "святыми местами", от обязательного "красного уголка" и стенгазеты до помпезных праздничных парадов и Мавзолея Ленина»2. Феномен «политических», или «светских религий» исследователи считают уникальным явлением XX в. Поскольку «светская религия» является сущностным элементом всех тоталитарных режимов, то, наряду с коммунизмом, к политическим религиям относят и фашизм.
Весьма существенно присутствие религиозного элемента и в демократических странах, особенно в США. Идеология богоизбранности всегда присутствовала в различных областях общественной жизни США, в т.ч. и в политике. Президент Рональд Рейган заявил: «Если лишить американцев веры в наше великое будущее, нельзя будет объяснить, почему мы так убеждены в том, что Америка — земля обетованная, а наш народ избран самим Богом, для того чтобы трудиться над созиданием лучшего мира»3. Бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт в своей монографии «Религия и мировая политика» отмечает: «Все президенты, от Джорджа Вашингтона до Буша-младшего, считали необходимым в контексте той или иной речи, произнесенной ими во время инаугурации, упомянуть имя Господне»4.
Религиозный компонент проявляется и в политической идеологии европейских стран. Большинство стран — участниц Евросоюза выразили желание включить «христианские традиции в преамбулу будущей европейской конституции в качестве основы достоинства человеческой личности и прав человека и этических корней ев-
1 Арон Р. История XX века : антология / пер. с фр. - М. : Ладомир, 2007, с. 168-169.
2 Рыклин М. Коммунизм как религия: Интеллектуалы и Октябрьская революция. — М. : Новое литературное обозрение, 2009, с. 4.
3 Robbins John W. The Messianic Character of American Foreign Policy // Trinity Review, September—October 1990.
4 Олбрайт М. Религия и мировая политика /
пер. с англ. — М. : Альпина Бизнес Букс, 2007,
с. 44.
ропейской самобытности»5. Не менее показательным примером является позиция Германии по вопросу включения Турции в состав ЕС. Канцлер Германии А. Меркель в ответ на требование США принять в Евросоюз Турцию отреагировала весьма негативно. В интервью журналу «Таймс» она сказала: «Мы не настаиваем на том, чтобы они отказались от мусульманской веры. Мы лишь говорим, что Германия — страна христианская и турки должны это понимать... Требование о принятии Турции в Евросоюз — грандиозная политическая ошибка. Мы слишком разные, мы абсолютно по-разному относимся к правам человека. Попробуйте-ка открыть христианскую церковь в Стамбуле!»6
Особенно ярко религиозно-политический симбиоз проявляется в деятельности конфессионально ориентированных политических партий. В настоящее время в мире действуют около 60 христианско-демократических партий, объединенных в Интернационал христианско-демо-кратических и народных партий (Christian Democrat and People's Parties International). Профессор Гаджиев отмечает, что «именно влияние клерикализма и конфесси-онализма на общественное сознание и соответственно на политическую культуру обусловило возникновение во многих странах Западной Европы клерикальных партий разных ориентаций...»7. Причем такие партии, как Христианско-демокра-тический союз Германии или Христиан-ско-демократическая партия Италии стали самыми многочисленными и влиятельными в своих странах. Христианские демократы в Чили, Сальвадоре, Перу, Венесуэле, Доминиканской республике получили статус правящих партий.
Также в мире активно действуют исламские партии. Такие религиозно-политические движения, как Ихвануль муслимин, Хизб Аллах, ХАМАС, Хизб ут-Тахрир и радикальные партии типа Аль Джамаа ат-Такфир, Аль Каида, играют весьма и весьма существенную роль на политической арене мира. Хотя использование религии в политических целях запрещено в конституциях почти
5 Рекомендация 1556 Парламентской ассамблеи Совета Европы от 24.04.2002 г., § 8.vii.
6 Cohen R. From Germany's East to West, conservatives try to Span Gulf // New York Times, 2001, June 1, p. l, 8.
7 Гаджиев К.С. Указ. соч., с. 449.
168
ВЛАСТЬ
201 0' 08
всех мусульманских стран, религиозный аспект здесь более чем существенен.
В России на заре перестройки также образовались религиозно-ориентированные политические партии: Российское христианско-демократическое движение, Российский христианско-демократичес-кий союз — Новая демократия, Христи анско-демократический союз России, Российская христианско-демократичес-кая партия, «Союз мусульман России», «Мусульмане России», «Нур» и ряд других. Однако после принятия в 2001 г. федерального закона о политических партиях, они исчезли с политической арены.
Еще одним полем взаимодействия религии и политики является политическая символика и политический ритуал. Так, например, многие руководители стран при инаугурации дают клятву на Библии или Коране. Религиозная символика присутствует также в геральдике многих государств, в т.ч. и России. На денежных знаках достаточно часто можно встретить элементы религиозных символов и лозунгов.
Областью интеграции политики и религии является также участие религиозных лидеров в различных политических процессах. Как акт политической воли и мужества были отмечены такие, например, действия духовных лидеров, как покаяние в марте 2000 г. Папы Иоанна Павла II за холокост, дискриминацию женщин, некоторых рас и наций, проявления социальной и экономической несправедливости. В России как политическое действие было воспринято решение патриарха Алексия II по преданию анафеме всех участников кровопролития во время октябрьских конфликтов в Москве в октябре 1993 г. По оценкам фонда изучения общественного мнения Vox populi в течение многих лет Алексий II входил в двадцатку ведущих политиков России, в 1999 г. глава РПЦ возглавил почетный список политиков, «оказавших максимально позитивное влияние». Не меньшей политической популярностью пользуется нынешний патриарх РПЦ Кирилл. Согласно оценкам этого же фонда, в 2009 г. он занял 6 место в рейтинге 100 ведущих политиков России.
Деятельность некоторых религиозных или близких к ним организаций также может осуществляться на политическом пространстве. Примером могут служить правозащитные организации, занимающиеся
защитой религиозной свободы. Наиболее влиятельные в мире организации такого направления — International Religious Liberty Association (в России известная как МАРС) и Christian Solidarity International (CSI).
Особой формой взаимодействия и столкновения религии и политики являются вооруженные конфликты, имеющие в своей основе в качестве прямой или косвенной причины религиозный аспект. На современном этапе многие из них приобрели этноконфессиональную окраску. Ярким примером подобного явления стала Югославия, которая в результате конфликтов в конце концов была разделена по конфессиональному признаку. Православные сербы, католики-хорваты и мусульмане-боснийцы — так выглядит этнорелигиозная идентификация конфликтующих групп.
О религиозной составляющей можно говорить применительно к арабо-израильскому противостоянию, ирано-иракской войне, индо-пакис-танским конфликтам, многолетнему ольстерскому узлу в Северной Ирландии и многим другим политическим конфликтам. Хотя оценка роли религиозного фактора в политических конфликтах может значительно разниться, неизменным остается то, что взаимодействие религии и политики в этой области имеет выраженный характер.
Таким образом, можно отметить, что характер взаимоотношения религии и политики с позиции положения религии в политике носит многомерный характер. Многоаспектность религиозного в политической сфере проявляется в политической и государственной символике, в политической идеологии и деятельности религиозно-ориентированных политических партий, в политической деятельности религиозных лидеров и политических ритуалах, в формировании мировоззренческой основы политической культуры и социальной деятельности религиозных организаций, в возникновении военно-политических конфликтов и миротворческой деятельности. Религия многообразно проявляется в различных элементах политической системы. В связи с этим при политологических исследованиях взаимодействия религии и политики необходимо учитывать его по-лиаспектный характер и подходить к вопросу комплексно.