Научная статья на тему 'Многоаспектная классификация гудвилла'

Многоаспектная классификация гудвилла Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
715
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУДВИЛЛ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО / ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ДОХОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Карпычева А.А.

В статье предложена классификация деловой репутации (гудвилла), которая позволила раскрыть сущность и природу этого уникального нематериального актива, влияющего на финансовое положение организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Многоаспектная классификация гудвилла»

организации

МНОГОАСПЕКТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ

ГУДВИЛЛА

А. А. КАРПЫЧЕВА,

аспирант кафедры бухгалтерского учета E-mail: GoodwilllO@mail. ru Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К. А. Тимирязева

В статье предложена классификация деловой репутации (гудвилла), которая позволила раскрыть сущность и природу этого уникального нематериального актива, влияющего на финансовое положение организации.

Ключевые слова: гудвилл, нематериальный актив, конкурентное преимущество, дополнительный доход.

В России, как и во всем мире, происходят процессы слияния, приобретения и поглощения организаций. Следствием этих процессов считается появление такой категории, как гудвилл (термин, принятый в международной практике) или деловая репутация (термин, принятый в РФ), что приводит к адаптации национальных учетных принципов к требованиям международных стандартов финансовой отчетности. Именно эта категория создает условия для понимания ценностей организации и ее реальных возможностей, поэтому возникает необходимость правильной интерпретации данной категории.

Если обратиться к истории, то понятие «гудвилл» трактуется теоретиками бухгалтерского учета по-разному. Его концепция в качестве финансовой категории насчитывает несколько веков. Возникнув в англоязычной литературе, эта категория прошла длительный путь развития и модернизации, стала важной учетной категорией, хотя в разных странах еще не сложилось единого подхода к определению сущности этого понятия. Сегодня гудвилл представляет собой неоднозначно

трактуемый актив [2, 3, 5]. В литературе и на практике существуют различные толкования содержания этой категории. Так, И.Ф. Шер рассматривал гудвилл как «особый вид вуалирования баланса», который искажает положение, состояние и размеры имущества предприятия, преследует цель затушевать те или иные факты хозяйственной жизни, т. е. преобразовать бухгалтерский баланс по форме и содержанию. Лоуренс Дикси связывал гудвилл с выгодой, полученной от репутации и коммерческих связей приобретенной компании, и от вероятности того, что клиентура этой фирмы останется верна и ее новому владельцу.

Например, Я. В. Соколов определяет эту категорию как способ оценки активов, возникающих при покупке предприятий [4]. Есть мнение, что гудвилл следует рассматривать в качестве деловой репутации, приобретенной при объединении компаний.

К нематериальному активу, не отраженному в балансе, относят гудвилл Р. Брейли, С. Майерс [1]. Его структуру формируют такие элементы, как новые технологии, перспективные продукты, доля выигрыша от слияния компаний и др.

Таким образом, сущность гудвилла определяется большим количеством качественных и количественных показателей деятельности. Эти показатели могут изменяться в ходе деятельности организации, вместе с ними будет изменяться гудвилл.

По мнению автора, гудвилл — нематериальный, неидентифицируемый актив, обусловленный наличи-

ем определенных конкурентных преимуществ организации, приносящих ей дополнительные доходы.

Нематериальность проявляется в отсутствии материального объекта. Неидентифицируемость — в невозможности рассматривать объект отдельно от его носителя (в нашем случае отдельно от организации, которой принадлежит гудвилл). Конкурентные преимущества — определенные выгоды организации по сравнению с конкурентами, функционирующими в данной отрасли. Дополнительные доходы — прибыль, превышающая среднеотраслевые доходы.

Гудвилл рождается в процессе функционирования организации и о его наличии или отсутствии можно судить лишь по практике работы предприятия. На счетах бухгалтерского учета гудвилл появляется главным образом при отражении покупки других организаций или их частей, поэтому, чтобы изучить факторы, определяющие эту категорию, необходимо рассмотреть мотивы, побуждающие менеджмент осуществить такие операции.

Существуют три общепризнанных преимущества, ради которых (не обязательно всех сразу) осуществляется покупка организации:

- можно избавиться от дублирования части фиксированных расходов, как минимум вуп-равленческом аппарате;

- улучшенная координация последовательных процессов. Этот фактор особенно ценен в случае, когда одна организация является поставщиком или потребителем продукции другой;

- более эффективное управление активами новой организации. Если руководством принимается решение о покупке, слиянии или поглощении, это значит, что в предсказуемом будущем такая сделка принесет повышение стоимости объединяющихся организаций. На первый взгляд, это парадоксально, но это действительно так.

Для комплексного осознания формирования гудвилла приведем возможные способы классификации его факторов по разным основаниям.

По характеру воздействия. В создании гудвилла

прямо или косвенно участвует рынок — внешний фактор по отношению к организации. По этой причине выделяют две составляющие этой категории: внутреннюю, характеризующую конкретную организацию, и внешнюю, обусловленную рынком (рис. 1)

Первую составляющую характеризуют внутренние факторы — внеоборотные, оборотные и нематериальные активы организации, которые сложились в результате ее деятельности. Как указывается в МСФО 38 «Нематериальные активы», внутренне созданный гудвилл не может быть признан активом, не отражается в бухгалтерском балансе и обусловливает собственно гудвилл организации. Именно благодаря ему организация имеет заметные конкурентные преимущества в отрасли и на рынках.

Со второй составляющей гудвилла связываются ожидания рынка при покупке или продаже организации как единого имущественного комплекса. Эта составляющая, называемая приобретенным гудвиллом, предполагает количественную оценку в отличие от первой, носящей качественный характер. Приобретенный гудвилл отражается в балансах: косвенно в балансе покупателя (инвестора) в виде финансовых вложений и явно — в консолидированном балансе реорганизованной организации в качестве самостоятельной учетной категории.

Рис. 1. Вид и структура гудвилла

По объективности воздействия эта категория подразделяется надве группы факторов:

- объективные — это факторы, влияние которых неизбежно приведет к снижению (повышению) гудвилла. Например, снижение культуры обслуживания приведет к недовольству со стороны клиентов, к их потере и, как следствие, ухудшению репутации организации;

- субъективные — эта группа факторов представляет субъективное восприятие тех или иных явлений обществом или отдельным индивидом. На первый взгляд, продуманная рекламная кампания, призванная повысить сбыт продукции, может вызвать обратный эффект из-за того, что по субъективным причинам она была принята не так, как ожидалось.

По эффекту влияния эта категория также подразделяется на две группы факторов:

- положительные (позитивные), приводящие к увеличению гудвилла организации;

- отрицательные (негативные), ведущие к снижению гудвилла. Если факторы этой группы будут прогрессировать и перекроют влияние положительных факторов, то это может привести к появлению отрицательного (негативного) гудвилла.

Наряду с приведенными классификациями могут существовать и другие, так как число признаков, которые можно заложить в критерий классификации, неисчерпаемо (см. таблицу).

Факторы, определяющие гудвилл

Фактор Признак

Рыночный Приобретение нового сегмента рынка; достижение диверсификации рисков

Увеличение краткосрочных денежных потоков Экономия материальныхресурсов; увеличение фондов; резервы денежной наличности; снижение затрат на хранение; сокращение затрат на содержание оборотных средств; избежание операционных расходов

Человеческий Управленческий талант; доброжелательные отношения с коллективом; успешные программы обучения; организационная структура; благоприятные связи с общественностью

Стабильность Гарантированность поставок, снижение колебаний, благоприятные отношения с государственными инстанциями

Эксклюзивность Доступ ктехнологиям; фирменное наименование

Синерге-тический эффект Более активное управление активами организации; оптимизация координации последовательных процессов внутри корпорации; повышение инвестиционной привлекательности организации; рост цен на акции организации на фондовом рынке

Рассмотрев факторы, определяющие гудвилл, выделим ряд классификационных признаков, позволяющих раскрыть его содержательную и формальную сторону (рис. 2).

Гудвилл — категория многозначная, которая широко используется в различных областях эко-

Рис. 2. Классификация гудвилла

номики и права: в бухгалтерском учете, финансовом менеджменте, в гражданском и уголовном праве. Поэтому его можно систематизировать в зависимости от сферы деятельности, в которой он применяется: деловая репутация как юридическая категория или как экономическая (бухгалтерская, финансовая) категория.

Деловая репутация как юридическая категория является объектом правовых отношений. Репутация может пострадать под действием внутренних факторов, обусловленных собственными тактическими или стратегическими ошибками, атакже внешних обстоятельств, не зависящих непосредственно от деятельности организации (неточная или ошибочно опубликованная информация, недобросовестные действия конкурентов и т.п.). Гудвилл может стать мишенью для конкурентов, пострадать в результате некомпетентности или недобросовестности работников СМИ, поэтому он нуждается в защите не меньше, чем собственность.

Как экономическая категория гудвилл отражает неосязаемые активы предприятия, отличающие его от родственных по видам бизнеса объектов. С одной стороны, он представляет собой уже сформировавшийся потенциал предприятия, а с другой стороны, отражает ожидание участников рынка в отношении перспектив развития фирмы, которое зачастую носит спекулятивный характер. Гудвилл имеет нематериальную природу и воздействует на функционирование предприятия на протяжении определенного периода времени. При этом характер этого воздействия может быть разнообразным.

Говоря о гудвилле как об учетной категории, принято классифицировать его как нематериальный актив, который возникает при покупке фирмы в целом, представляющий собой разницу между ценой, уплаченной за компанию, и совокупной стоимостью ее чистых активов.

Для обобщения информации о наличии и движении нематериальных активов, принадлежащих предприятию на основе прав собственности, планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено использование счета 04 «Нематериальные активы». На этом же счете учитывается гудвилл. С 2008 г. отражение в бухгалтерском учете начисленной амортизации по деловой репутации производится в общеустановленном порядке с использованием счета 05 «Амортизация нематериальных активов» (п. 44 ПБУ 14/2007).

Отсутствие у нематериальных активов материально-вещественной формы в определенной степени условно. Например, многие товарные

знаки, фирменные наименования узнаваемы во всем мире. Оформленную лицензию можно взять в руки, остается вещественный след и от ноу-хау в виде документов, описаний, формул. И лишь отсутствие вещественности у гудвилла бесспорно. Он может быть признан в деловом мире. Его часто легко лишиться, приняв неверное решение, но трудно восстановить.

В отличие от других нематериальных активов гудвилл невозможно передать, продать или подарить. Он не может быть самостоятельным объектом сделки, поскольку не принадлежит организации на основе права собственности, не может быть отчужден, не может существовать отдельно от нее. Он присущ всей организации и неотделим от нее.

Таким образом, гудвилл — экономико-правовое понятие, вобравшее в себя элементы финансового менеджмента, бухгалтерского учета, права, поэтому при изучении этой категории необходимо учитывать тесную взаимосвязь ее юридической и экономической природы.

Одним из основных признаков гудвилла является его неотделимость от бизнеса, поэтому гудвилл необходимо систематизировать по характеру принадлежности, как гудвилл отдельного индивида (персональный) или хозяйствующего субъекта (организации).

Персональный гудвилл включает:

- личную репутацию работников (владельца) среди клиентов, общественности;

- личные профессиональные качества (квалификация, уровень подготовки, отношения в коллективе и с клиентами и т. д.).

Гудвилл организации включает:

- преимущества расположения;

- преодоленные стартовые трудности;

- наличие обученного персонала;

- системууправления(менеджмент);

- наличие постоянной клиентуры;

- наличиепостоянныхпоставщиков;

- имидж (уровень цен на товары и услуги, качество продукции и услуг, кредитоспособность и пр.). Персональный гудвилл определяется как уникальное преимущество, свойственное определенному индивидууму и возникающее вследствие его личных качеств, способностей и репутации.

Гудвилл организации — это гудвилл, который остается в случае смены руководства или собственника организации. Это касается гудвилла крупных организаций, в которых этот объект не ассоциируется с какой-либо конкретной личностью, и его отчуждаемость зависит от привычки клиента

приходить именно в это место. В этом случае при покупке организации ее гудвилл переходит к новому владельцу.

Таким образом, рассматривая эту категорию как неотъемлемую составляющую бизнеса, можно выделить гудвилл, неотделимый от организации, и персональный, неотделимый от индивидуума. Такое разделение не является экономической характеристикой, непосредственно влияющей на его величину, поэтому виды гудвилла следует рассматривать как компоненты юридической категории.

Гудвилл в зависимости от способа возникновения в организации можно разделить на внутренне созданный и приобретенный.

Внутренне созданный гудвилл относится непосредственно к конкретной организации и представляет собой годами накопленный нематериальный актив, позволяющий иметь осязаемые конкурентные преимущества. Он не приводится в балансе, но косвенно отражается в рыночной цене акций организации. Чем выше величина гудвилла, тем выше и котировка ценных бумаг организации. Таким образом, приобретая акции какой-либо организации, инвестор платит и за ее гудвилл.

В зависимости от уровня проявления в экономической системе созданную деловую репутацию можно разделить на деловую репутацию страны, региона, предприятия. Деловая репутация страны базируется на сложившейся деловой репутации регионов. Региональная деловая репутация формируется внешними условиями, имеющими нематериальную природу, и влияет на получение дополнительной прибыли. Деловая репутация страны и региона характеризует конкурентоспособность экономики на соответствующем уровне и влияет на ее инвестиционную привлекательность.

Приобретенный гудвилл — это нематериальный актив, является отражением на балансе дополнительных сумм, возникающих после покупки организации. Приобретенный гудвилл определяется как разница между ценой сделки купли-продажи организации как единого имущественного комплекса и обоснованной стоимостью его чистых активов. В качестве обоснованной стоимости чистых активов может приниматься их справедливая стоимость или балансовая стоимость, в зависимости от требований отражения в финансовой отчетности.

В этом случае приобретенный гудвилл можно разделить на справедливый и балансовый. Справедливый гудвилл имеет место, когда учет и отражение в финансовой отчетности, сделки по объединению бизнеса осуществляются согласно требованиям

международных стандартов финансовой отчетности. При этом стоимость гудвилла определяется как разность между ценой сделки и справедливой стоимостью ее чистых активов. Балансовый гудвилл находит свое отражение в финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями российской системы бухгалтерского учета, при этом его стоимость определяется как разность между ценой сделки и балансовой стоимостью чистых активов или оценочной (начальной) стоимостью при продаже организации в ходе проведения аукциона (конкурса).

Гудвилл в зависимости от характера влияния на бухгалтерскую отчетность можно классифицировать как положительный, отрицательный или нулевой.

Положительное значение означает, что финансовый аналитик (или рынок) полагает, что стоимость организации выше величины ее собственного капитала (чистых активов), отрицательное значение — стоимость организации ниже суммарной стоимости активов и обязательств этой организации. Нулевая репутация свойственна организациям, только что вышедшим на рынок и не успевшим сформировать мнения о себе.

Причиной возникновения отрицательного гудвилла может быть завышение стоимости активов, занижение величины обязательств, ожидаемые в будущем убытки от работы организации и др. Отрицательное значение гудвилла может быть следствием обесценения ценных бумаг, когда рыночная стоимость акций организации становится ниже балансовой стоимости. Любая успешно работающая организация должна иметь положительный гудвилл, иначе она может стать объектом поглощения с целью распродажи ее активов по частям. Отрицательный означает, что суммарная рыночная оценка активов превосходит цену, по которой оценивает организацию рынок.

Положительный гудвилл становится важным орудием упрочнения позиций организации, поскольку позволяет ей иметь определенные конкретные преимущества на рынках труда, капитала, ресурсов, ценных бумаг и генерировать дополнительные доходы. Положительный гудвилл не только облегчает доступ организации кразличным ресурсам (кредитным, материальным, финансовым и т. д.), но и обеспечивает надежную защиту интересов организации во внешней среде, влияет на обоснованность принятия решений в области менеджмента.

Гудвилл (деловая репутация) может быть классифицирован в зависимости от реагирования

на «уход» владельца организации как позитивный («кошачий») или негативный («собачий»),

У юристов принято разграничивать «кошачью» и «собачью» деловую репутацию. В случае с хорошо зарекомендовавшим себя предприятием их можно определить следующим образом.

«Кошачья» деловая репутация — это часть бизнеса, остающаяся на предприятии после ухода руководителя. Это связано с убеждением, что кошки сохраняют верность местам своего проживания, а не людям.

«Собачья.» деловая репутация—это часть бизнеса, которая покидает его вместе с руководителем, если он решит основать свое дело в другом месте. Этот термин связан с убеждением, что собаки сохраняют верность людям, а не местам проживания.

В обоих случаях четко видно, что под гудвиллом понимается бизнес, который либо остается на прежнем месте, либо уходит вместе с руководителем. Стоимость гудвилла зависит от потока доходов, остающегося в бизнесе или покидающего его вместе с руководителем.

В зависимости от времени возникновения (исторических предпосылок) гудвилл можно классифицировать на потребительский, производственный, финансовый, гудвилл развития.

Можно выделить несколько этапов в развитии гудвилла и заметить, что в разные времена преобладающее положение занимал лишь один из перечисленных типов. Так, до 1870-хгг. гудвилл приписывался в основном преуспевающим торговым компаниям и его основным составным компонентом в то время были «связи с клиентами». Это была эпоха господства потребительского гудвилла.

В начале ХХв. на смену потребительскому приходит производственный гудвилл, что связано с бурным развитием промышленных предприятий. В системе крупномасштабного производства остро встал вопрос о найме огромной армии человеческих ресурсов. Проблема, как привлечь, удержать и заинтересовать служащих, стала столь же актуальной,

Список литературы

как проблема организации «связей с клиентами» на предыдущей ступени развития. О значении человеческого фактора в успешности любого бизнеса можно говорить долго, ясно одно: степень этого успеха зависит, прежде всего, от искусного и опытного менеджера. Кроме того, что служащий — это такой же клиент организации: работодатель продает ему работу, а он рассчитывается за это своим трудом и навыками. Работодатель делает инвестиции в каждого работника в надежде получить не только труд, но и хорошее расположение каждого своего служащего, заработать отличную репутацию.

Третий тип рассматриваемой категории — финансовый. Его развитие можно отнести к современному периоду. Гигантские организации требуют огромных капитальных вложений. Для полноценного развития им недостаточно собственных средств, поэтому огромную роль приобретает краткосрочное и долгосрочное кредитование. Финансовый гудвилл можно определить как преимущества одной организации по сравнению с другой в вопросе получения кредитов банков и инвестиционных компаний и доверие с их стороны.

Многоаспектная классификация гудвилла позволила раскрыть его сущность и природу в качестве уникального нематериального актива, влияющего на финансовое положение организации. Ведь гудвилл для организаций, учреждений и предпринимателей — такой же источник доходов, как недвижимость, внеоборотные активы и оборотные средства, интеллектуальная собственность и т. д. Доброе имя не только повышает надежность и устойчивость организации в лице потребителей продукции или услуг, поставщиков сырья, материалов и т.д. Высокая деловая репутация способствует решению инвестиционных проблем, выгодному привлечению кредитов, эффективному выпуску ценных бумаг и т. д. Гудвилл может принести владельцам вполне реальную прибыль в случае продажи организации или ее активов. Поэтому финансовый анализ и бухгалтерский учет гудвилла перспективен и актуален.

1. Брейли Р. Майерс С. Принципы корпоративных финансов. М.: Олимп-Бизнес, 1997.

2. Генералова И., Соколова И. Гудвилл в МСФО (ШИЗ) 3 «Объединение бизнеса» // Бухгалтерский учет, 2005. № 3.

3. Иванов А. П., Быкова Ю. Н. Защита деловой репутации // Международный бухгалтерский учет, 2007. № 11.

4. Соколов Я. В. Гудвилл: «новая» категория бухгалтерского учета / Я. В. Соколов, М. Л. Пятов // Бухгалтерский учет, 1997. № 2.

5. Соломанидина Т., Резонтов С., Новик В. Деловая репутация как одно из важнейших стратегических преимуществ компании //Управление персоналом, 2005. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.